Методика преподавания русского языка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания русского языка



Методика преподавания русского языка

(специальная)

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

С.А. Демиденко

 

 

Методика преподавания русского языка

(специальная)

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Челябинск

УДК 371.9 : 4Р (07)

ББК 74.5 : 74.268.120

Д 30

 

Методика преподавания русского языка (специальная)[Текст]: учебно-методическое пособие /автор-составитель С.А. Демиденко. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 70с.

ISBN

 

 

В учебно-методическом пособии представлено содержание курса «Методика преподавания русского языка (специальная)» в виде схем и таблиц, методические материалы - примерные конспекты уроков по основным разделам обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи, вопросы для самопроверки.

 

Материал предназначен для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031800.00 «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед); учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида, специалистов коррекционного образования.

 

Автор-составитель:

С.А. Демиденко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ

Рецензенты:

Л.А.Дружинина, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ

Е.В. Шереметьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ

 

УДК 371.9 : 4Р (07)

ББК 74.5 : 74.268.120

Д 30

 

ISBN

 

ООО «ИздательствоРЕКПОЛ», 2009

Содержание

 

 

Введение ..................................................................................................................4

 

 

Модуль 1. Основные положения методики русского языка в специальной (коррекционной) школе для незрячих и слабовидящих детей ...........................5

 

Модуль 2. Методика обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи...........................................................................................................................10

 

Модуль 3Методика обучения грамматике и правописанию в начальных классах специальной (коррекционной) школы V вида .......................................24

 

Модуль 4. Методика классного и внеклассного чтения......................................32

 

Модуль 5. Методика развития речи.......................................................................47

 

Модуль 6. Методика обучения произношению...................................................66

 

 

Литература .......................................................................................................... ...70

 

Введение

Специальная методика преподавания русского языка – одна из важнейших дисциплин в подготовке учителей-логопедов, так как в процессе изучения данного предмета студенты подводятся к пониманию взаимосвязи развития речевых навыков и умений у детей с тяжелыми нарушениями речи, усвоения знаний и становления навыков владения ими грамматическим материалом.

Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.

Данное учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультета коррекционной педагогики по специальности 031800.00 «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед).

Учебно-методическое пособие включает курс лекций по дисциплине «Методика преподавания русского языка (специальная)», представленный в виде схем и таблиц (с нашей точки зрения, подобное структурирование учебного материала позволяет не только выделить основные положения каждого раздела работы, но и послужить дополнительным материалом для подготовки студентов к таким формам учета и контроля знаний как компьютерное тестирование); примерные конспекты уроков по основным разделам обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи; вопросы для самопроверки; список литературных источников, положенных в основу курса.

Модуль 1.

Основные положения методики русского языка в специальной (коррекционной) школе

Цели изучения модуля:в результате изучения модулястуденты должны знатьосновные положения методики русского языка в специальной (коррекционной) школе; цели, задачи обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи, содержание программы по русскому языку

Уметь анализировать программный материал.

 

Тема 1. Специальная методика русского языка как наука

План:

1.Предмет, объект исследования специальной методики русского языка как науки.

2. Цели и задачи методики русского языка.

3.Связь специальной методики с другими науками.

Методика обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Цели изучения модуля:в результате изучения модулястуденты должны знатьцели, задачи, содержание, методы и приемы обучения грамоте школьников с тяжелыми нарушениями речи

Уметь моделировать и анализировать уроки обучения грамоте

 

Тема 1. Психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения грамоте первоклассников с тяжелыми нарушениями речи. Значение добукварного периода в подготовке к обучению грамоте

План:

1. Психофизиологическая основа чтения и письма.

2. Лингвистические законы языка.

3. Задачи курса обучения грамоте детей с ТНР.

4. Цели, задачи и содержание работы в добукварный период

5. Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода

 

Урок обучения грамоте учащихся с ТНР.

Основной период.

 

Задачи Структура Методы Содержание работы
Образовательные: 1. Познакомить учащихся со звуками и буквами. 2. Научить читать слова различной слоговой структуры. Коррекционно-развивающие: 1. Развивать фонематическое восприятие. 2. Способствовать коррекции дефектов звукопроизношения. 3. Совершенствовать зрительное восприятие на материале изучаемых букв. 4. Развивать мыслительные операции. 5. Обогащать чувственный опыт. 6. Развивать представления об окружающем мире. Воспитательные: 1. Прививать интерес к родному языку. 2. Воспитывать личностные качества. 1. Подготовительная работа к выделению нового звука.   2. Выделение звука из слова.     3. Знакомство с новым звуком.     4. Определение места звука в слове.     5. Знакомство с печатной буквой, обозначающей заданный звук     6. Работа с разрезной азбукой.   7. Чтение индивидуальных карточек.   8. Чтение страницы букваря. Звуковой аналитико-синтетический метод предполагает изучение звуков и слогов разных типов в последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения Отгадывание загадок, слушание стихотворений, рассказ учителя, беседа и т.п. с целью введения учащихся в речевой материал урока, коррекции и развития представлений об окружающем мире.   Слого-звуковой анализ слова, договаривание слов, заканчивающихся новым звуком, перечисление предметов, окружающих детей или изображенных на картинках, в названии которых есть заданный звук, выполнение логических упражнений, отгадывание загадок.   Анализ артикуляции звука, уточнение правильной артикуляции, анализ акустических характеристик звука.   Звуковой анализ слов (выделение изучаемого звука из потока речи, определение места звука в слове).   Анализ строения буквы: кол-во и характер элементов ее составляющих, расположение их относительно друг друга, приемы запоминания зрительного образа буквы (конструирование буквы), сравнение сходных по начертанию букв.   Составление слогов, слов с использованием тщательного звукового анализа и синтеза. Опора на проговаривание.   Текст для чтения составляется с постепенным усложнением: чтение отдельных слогов – чтение слов, разделенных на слоги – чтение слов без деления на слоги.   Научить ориентироваться на странице букваря.

 

 

       
   
Обучение письму учащихся с тяжелыми нарушениями речи
 
 

 


Обучение письму в школе для детей с ТНР

 

Содержание работы по обучению письму в школе для детей с ТНР органично вплетены в структуру уроков обучения грамоте

 

Цели Направления работы Содержание работы
Дидактические:познакомить учащихся с прописными заглавными и строчными буквами, научить их писать; Коррекционно-развивающие: совершенствование зрительного анализа, развитие глазомера и ориентировки в малом пространстве (на листе бумаги), коррекция недостатков пространственного восприятия; Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества (аккуратность, трудолюбие).
  1. Подготовительная работа к написанию буквы
   
  1. Запись буквы в тетради.
 
  1. Работа по дифференциации оптически сходных букв
 
  1. Написание новой буквы в соединении с ранее изученными
 
Рассматривание новой буквы, анализ начертания: из каких элементов состоит и как они расположены в пространстве, разъяснения учителем того, как пишется буква (детям объясняют движения руки, совершаемое пером; акцентируют внимание на наиболее трудных поворотах, на особенностях формы буквы). Руководство рукой ученика при объяснении начертания буквы; Прописывание буквы в воздухе, на парте (без следа), обведение образца в тетради без следа), написание буквы на доске, повтор объяснения учителя.   Одна строка делится на несколько частей; После написания каждой части анализ: выявляются и объясняются допущенные ошибки, выделяется лучшая буква;   Рассмотрение образцов начертания смешиваемых букв; Выяснение их сходства и различия; Упражнения в списывании слов и текстов с пропущенными смешиваемыми буквами и в записи слов и текстов под диктовку; Смыслоразличительные упражнения для слов-паронимов   Письмо слогов, слов и простых предложений (списывание) Тщательный анализ предложений, составление из букв разрезной азбуки; Запись предложений под диктовку.

Обучение грамоте (букварный период)

Тема: звук [у], буква Уу.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить со звуком [у], буквой Уу; закреплять слого-звуковой анализ.

2. Коррекционно-развивающие: развивать устную связную речь; обогащать словарный запас; развивать ориентировку в малом пространстве; обогащать, корректировать предметные представления; развивать речевой вдох и выдох.

3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества (аккуратность, трудолюбие).

Оборудование: учебник «Русская азбука», касса, карточки – шаблоны, иллюстрации, игрушки.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся  
I. Организационная часть. На столе лежат; учебник, касса, конверт с шаблонами. Подготовка рабочего места.  
Дыхательная гимнастика Вдох носом – выдох носом Вдох носом – выдох ртом Вдох ртом – выдох носом Вдох ртом – выдох ртом    
Развитие артикуляции. Произнесите правильно и четко. Жила-была умница, Умница разумница. Про умницу-разумницу Знала вся улица, Знала вся улица – Петух да курица.    
II. Повторение. Чтение карточки. - Прочитайте буквы, написанные на карточке. -Какие это буквы? Почему? - Чем отличается звук от буквы? Читают хором (а, о, ы, и)  
III. Выделение нового звука. У нас в гостях Ученый кот. Он принес нам задания. - Кот просил отгадать слова и услышать звук, который повторяется в словах - подсказках. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Песни распевает, Время считает. - Кто это? - Как догадались? - Назовите внешние признаки этого животного. - Покажите шпоры. (Роговой шип на ногах у некоторых птиц) Длинная шея, Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (гусь) Пухом богата, Клюв лопатой. ( Утка) - Как, одним словом назовем? - Какой одинаковый звук встретился в словах? - Произнесите этот звук. - Какие особенности при произнесении данного звука?     Ученики по картинке показывают части петуха.     Работают с картинкой.  
IV. Выделение звука. Игра «Поднимите руку, если услышите звук (у). Укажите место звука в слове. Слова: Шура, игра, рука, кукушка, паук, синица, курица, улитка). Поднимают правую руку  
Гимнастика. Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас И зарядка нам привычна На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули Отдохнули? Отдохнули.    
V. Работа с кассой. - Открыли кассу. Нашли 3-й ряд, 7-ю ячейку. Это буква У. - Из каких элементов она состоит? Как расположены элементы относительно друг друга? - Достаньте из кассы букву а, положите перед буквой у. Прочитайте слово. - Кто такой звук издает? - Положите букву, а перед буквой у. - Прочитайте слово. - Когда так кричат? Кассы закрыли и убрали на край стола.     Ученики из шаблонов строят букву У.   Дети составляют слова из букв и читают хором. (Уа) - Ребенок, когда плачет.   Составляют слово и прочитывают хором.    
Подготовка руки к письму.     Работа в тетради. Беседа. Подготовка руки к письму. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик – малышок Постучался на порог. Пальцев дружная семья – Друг без друга им нельзя. - Покажите рабочую строку. Как называется цветок, изображенный на первой строке? Лилия – это водяной цветок с очень гибким стеблем. Стебель изображенной лилии изогнут в виде петли. Обведите стебель лилии по пунктирным линиям. Выполняют массаж рук.   Обводят элемент.  
Знакомство с буквой у. - Из каких элементов состоит буква у?   Учитель показывает и словесно объясняет последовательность написания буквы. Дети перечисляют элементы последовательно. Строят букву из элементов шаблона.
VI. Итог. - С какой буквой познакомились? - Какой звук она обозначает?    

Модуль 3.

Русский язык. 4 класс

Тема: Понятие о местоимении.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением; познакомить с признаками местоимений, с ролью местоимений в нашей речи.

2. Коррекционно-развивающие: развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас.

3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества (аккуратность, трудолюбие).

Оборудование: Сигнальные карточки, иллюстрации птиц, опорные таблицы падежных окончаний имен прилагательных.

 

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент и сообщение темы урока Задание: Внимательно прослушайте стихотворение и ответьте, какая тема урока. Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные, Это без сомнения, Все местоимения.   Слушают и делают вывод.
Проверка домашнего задания Определите падеж прилагательных в первом предложении. История России начинается с Киевской Руси – первого русского государства. Показывают сигнальные карточки и обосновывают совой выбор.
Чистописание На доске записаны 3 слова с пропущенными буквами. Ш _ фер, в_гон, в_кзал. Найдите в данных словах общее? Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовете признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. Прописываем буквы Аа. Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Объяснение нового материала Прочитайте текст, проанализируйте, найдите ошибки и исправьте. Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Прочитайте описание дятла и покажите на картинке: туловище, голова, лапы, хвост. а) Найдите в тексте ошибку. Замените другими словами.     б) Выявление сходства и различия между существительным и местоимением. На доске запись: Дятел – он, у дятла – у него. - Поставьте вопрос к каждому слову в паре. - Что обозначает имя существительное? - Что обозначают слова он, у него? Как можно назвать такие слова? Прочитайте вывод в учебнике.   Показывают птицу на картинке.   Анализируют, заменяют слово дятел, читают текст. Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу дерево и стал туда шишки таскать. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает.   Дети читают вывод в учебнике.
Физкультминутка На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз! Раз – два, раз – два! Раз – два! Раз – два! Хватит – хватит, прибежали, потянулись, подышали!  
Закрепление Выборочный диктант. Саша нашел птенца дятла и принес его домой. Птенчик ничего не ел и не пил. Он забился в угол под лавку. Дятел не мог выбрать место для ночлега. Мама дала ему старый валенок. Дятел принял его за дупло, забрался в валенок и уснул. Вывод.   Выписывают местоимения.
Домашнее задание Упражнение № Прочитайте задание. Как будете выполнять задание?    
Итог урока - Что такое местоимение? Обобщающие ответы детей.

Модуль 4.

План

1.Подготовительный этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание

2.Начальный этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание

3.Основной этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание

 

Вопросы для самопроверки:

1. Значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития начальной специальной (коррекционной) школы V вида.

2. Жанры программных литературных произведений, представленные для изучения детьми с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе

3. Требования к навыкам чтения учащихся с ТНР по годам обучения

4. Методика чтения и анализа литературных произведений в начальных классах школы для детей с ТНР: этапы работы над художественным произведением.

5. Подготовительная работа к восприятию художественного произведения. Первоначальное знакомство с содержанием произведения.

6. Некоторые аспекта анализа художественного произведения.

7. План анализа образа персонажа произведения.

8. Виды работы с текстом.

9. Алгоритм составления плана рассказа.

10. Виды пересказа.

11. Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза.

12. Чтение сказок

13. Чтение басен

14. Чтение стихотворений.

15. Типология уроков чтения.

16. Методика внеклассного чтения – система формирования читательской самостоятельности школьников.

 

Значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития начальной специальной (коррекционной) школы V вида

 

 

 

   
 
 
 

 


Методика чтения и анализа литературных произведений в начальных классах школы для детей с ТНР

 

                 
 
 
 
Подготовительная работа к восприятию художественного произведения
 
     
     
 

 


Задачи подготовительной работы Приемы работы
1. Вызвать интерес к теме урока. 2. Настроить учащихся эмоционально соответственно содержанию текста. 3. Уточнять и расширять представления о явлениях и событиях, изображенных в произведении. 4. Ввести школьников в лексический материал произведения. 5. Познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю, его творчеству - рассказ учителя о писателе, демонстрация его портрета, рекомендация книг представленного автора; - беседа с целью выяснения и дополнения представлений и знаний детей по теме произведения; - свободные высказывания учащихся с целью вызвать активность учащихся и привлечь к изложению фактов, событий из своего личного опыта; - сообщение учителя о событиях, положенных в основу произведения, об эпохе, в которой происходит действие, знакомство со словами без понимания которых невозможно осознанное восприятие произведения; - экскурсии (с целью сформировать и уточнить представления об окружающем); -прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеоматериалов, рассматривание сюжетных и пейзажных картин под руководством учителя

Самостоятельное чтение учащимися
Чтение вслух учителем
Приемы, способствующие целенаправленному и осознанному первичному восприятию текста
Приемы знакомства с текстом произведения
Первоначальное знакомство с содержанием произведения

 

 

                 
   
Некоторые аспекты анализа художественного произведения Основная часть урока чтения
 
 
Цель: выяснение идейной направленности произведения
 
       

 

 


 

 

           
     
 

 


 

 

         
   
 
   
 
 
 
   

 

 


§ Беседа § Выборочное чтение § Соотнесение идеи произведения с пословицей § Заключительное слово учителя § Творческие работы по следам прочитанного (деятельность детей, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному)
§ Выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов прочтения; § Графическое иллюстрирование; § Словесное рисование; § Творческий пересказ; § Чтение по ролям; § Драматизация
Творческие работы по следам прочитанного
Цели: уточнение идеи произведения; осмысление читательской позиции учащихся
Вторичный синтез – этап работы, который предполагает: · обобщение по произведению; · его перечитывание; · выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза

 

Чтение сказок

           
   
Сказка– один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже – в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
 
 
 
   
 
   
 
   

 


Чтение басен

 

         
 
Басня– небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
 
   
 
 

 

       
   
 
 

 

 


Чтение стихотворений

 

     
 
Стихотворение – это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру
 
 

 

 

       
 
 
   

 

 


Урок литературы 2 класс

 

Тема: Описание русской природы в стихах С. А. Есенина.

Цели:

1. Учить видеть сравнения, метафоры в стихах Есенина. Познакомить с творчеством поэта. Отрабатывать навык выразительного чтения.

2. Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее и творческое воображение, речь учащихся.

3. Прививать любовь к поэзии.

Оборудование: книга, портрет С. А. Есенина, фонограмма произведения Свиридова «Метелица»

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. момент.   Голосовые упражнения (развитие мелодико-интонационной стороны речи)   Подготовка к восприятию нового материала Рассказ учителя.     Первичное чтение «Поет зима – аукает» Словарная работа.   Прослушивание записи.     Итог.   Домашнее задание.     Произнеси звук А по убывающей, голос от громкого до шепота Произнеси вверх голосом звук О, вниз – звук У   Продолжаем тему: Зима в произведениях русских поэтов. Познакомимся с произведениями Сергея Александровича Есенина. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. Читать начал с пяти лет под руководством дяди. Стихи писать начал лет с девяти. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами не нравились мальчику, и он их переделывал на свой лад.. Как вспоминал сам поэт: «к стихам расположили песни, которые я слушал кругом себя, а отец мой даже слагал их, дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные.» Влияние на творчество Есенина имели деревенские частушки. Когда Сергею Есенину исполнилось 12 лет его перевели учиться из сельской школы в земскую. За годы творчества Есенин выпустил 20 книг стихов. В этих книгах - впечатления озорного детства, образа близких людей, деревенских друзей, картины русской природы.   Какие картины природы представляются вам при чтении стихотворения? Стозвоном сосняка - на морозе стволы сосен звенят, потрескивают. Чем баюкает зима мохнатый снег? Прочитайте слова, которые передают настроение облаков? Почему они тоскуют?   Прочитайте, что написал Есенин о воробышках? Каким словом поэт показывает характер птичек? А как сейчас выглядят воробышки?     Почему исчезла их игривость?   Как вы представляете себе метель? Как еще можно назвать это явление природы? Опиши метель, используя свои наблюдения и впечатления. Употребляй при этом слова: снег, вьюга, мороз.   Работа над выразительностью чтения Проверка рабочего места.   Рассматривание портрета.     Стозвоном. С тоской глубокою… С родины уплывают в страну далекую?     игривые.     Как детки сиротливые прижались у окна. А по двору метелица … но больно холодна.     Рассказы детей о своих впечатлениях.

Внеклассное чтение

Тема: творчество Л. Н. Толстого.

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, научить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев, развивать речь, внимание, мышление.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг автора, фонограмма одного из произведений.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент.   Оформление выставки.
Вступительное слово учителя. Рассказ об открытии школы для крестьянских детей.  
Беседа о жизни и творчестве писателя. - Какими чертами характера обладал Лев Николаевич Толстой? - Что вы можете о нем рассказать? - Что узнали из прочитанных книг? - Каким был писатель? Дайте характеристику? Полные развернутые ответы детей.
Физкультминутка. Поиграем в игру «метелица» в эту игру играли дети с Львом Николаевичем Толстым. Дети вставали в круг, руками изображали метель и пели: Вдоль по улице метелица метет, Скоро все она дорожки заметет, Ай, жги, жги, жги, говори, Скоро все она дорожки заметет. И т. д.
Творчество Л. Н. Толстого. - какие сказки прочитали? - какие басни Толстого прочитали? - какие рассказы вам понравились? Дети пересказывают, инсценируют отрывки из произведений Толстого.
Итог. Какую книгу Л.Н.Толстого захотелось прочитать?  

Модуль V

Методика развития речи

Цели изучения модуля:в результате изучения модулястуденты должны знатьособенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, цели, задачи, содержание, методы и приемы работы по развитию речи на лексическом, грамматическом уровне развития речи, уровне текста.

Уметь моделировать и анализировать уроки развития речи.

Таблица анализа письменных работ

Критерии оценки текста Параметры оценки Показатели Результаты анализа
Цельность текста Объем высказывания Общее число слов в тексте  
Общее число предложений высказывания
Средняя длина фразы
Достоверность высказывания Привнесение фактов
Пропуск значимых объектов
Искажение фактов
Последовательность изложения Наличие/отсутствие повторов
Логичность изложения
Связность высказывания Композиционная структура Наличие/отсутствие (зачина, основной части, заключения)  
Лексико-грамматические средства IS
Использование языковых средств Лексико-морфологический состав текста Существительные  
Прилагательные
Глаголы
Местоимения
Наречия
Причастия
Деепричастия
Категориально-дифференцированное обозначение синтаксических конструкций Простые двусоставные нераспространенные
Простые двусоставные распространенные
Простые односоставные нераспространенные
Простые односоставные распространенные
Сложные сложносочиненные
Сложные сложноподчиненные
Сложные бессоюзные
Соответствие нормам грамотной письменной речи Дисграфические ошибки    
Орфографические ошибки  

IS – индекс связности (авторами данной формулы являются Ляудис В.Я. и Негурэ И.П., адаптирована Российской Е.Н.).

IS = С 1/С 2,

Где С1 – число адекватно (правильно) выраженных смысловых отношений; С2 – число всех отношений.

Русский язык

Тема урока: сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством И. И. Левитана, учить «читать» картину, воспитывать любовь к природе, развивать умение составлять текст на тему, соблюдать структуру текста, излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и частями текста.

Оборудование: картина И. И. Левитана «Золотая осень».

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.032 с.)