Тема 2. Обучение грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Основной период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Обучение грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Основной период



План:

1.Методика обучения чтению учащихся с тяжелыми нарушениями речи

в основной период обучения грамоте.

2.Методика обучения письму младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Ступени формирования навыка чтения.

2. Операции письма.

3. Основные положения фонетики.

4. Основные положения графики.

5. Обучение грамоте детей с ТНР: образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

6. Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения. Дидактическая цель. Задачи добукварного периода.

7. Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода.

8. Урок обучения грамоте учащихся с ТНР. Основной период.

9. Требования к письму учащихся с ТНР. Стадии усвоения навыка письма.

 

Психолого-педагогические основы методов обучения грамоте детей

с тяжелыми нарушениями речи

 
 

 


Письмо - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой, моторный анализаторы  
Техническая сторона – соотнесение зрительного образа слова с его произношением
Чтение – сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы
Овладение начальными навыками чтения

 
 


Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями § Добукварный и букварный период; § единица чтения – буква; § способ чтения слога – аналитический; § темп чтения – очень медленный; § понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова; § почти не используется смысловая догадка
Ступень слогового чтения § единица чтения – слог; § способ чтения слога – аналитический, аналитико-синтетический; § темп чтения – возрастает; § понимание читаемого еще отстает во времени от зрительного восприятия слова, следует за ним; § имеет место смысловая догадка
Ступень синтетического чтения § единица чтения – слово, группы слов (синтагма); § способ чтения слога – синтетический; § темп чтения – быстрый; § главная задача чтения – осмысление прочитанного; § смысловая догадка определяется логикой рассказа

 

 


Анализ звукового состава слова:
  • определение последовательности звуков в слове;
  • уточнение звуков, т.е. превращение слышимых звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки-фонемы;
  • контроль со стороны речедвигательного анализатора (артикуляции)
«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи: графемы переводятся в кинемы
Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов
Операции письма
Письмо - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой, моторный анализаторы  

 

 

прописная
печатная
рукописная
Звуки кодируются на письме буквами
Фонема в речевом потоке реализуется в звуках речи - аллофонах
Согласные звуки (36 звуков)
Гласные звуки (6 звуков)
Фонема – единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками - аллофонами
Сильные фонемы (в сильной позиции обладает максимальной различительной способностью)
Слабые фонемы (в слабой позиции обладает меньшей различительной способностью)
Русское письмо является звуковым
Основные положения фонетики
Основные положения графики
Лингвистические законы языка

               
   
 
     
 
 
 

 


 

 

 


образовательные
коррекционно-развивающие
воспитательные

 

           
   
   
 

 


1. Формировать следующие умения: - анализировать предложение на слова; - определять слоговую структуру слова; - правильно артикулировать звуки; - правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных, в соответствии с правилами орфоэпии; - дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно; - различать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, а также свистящие и шипящие; - характеризовать звуки по их основным признакам; - осуществлять звуковой анализ слов; - сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу; - различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие; - овладевать слитным послоговым чтением; - синтезировать слоги в слова, слова в предложения; - правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты; - каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.  
1. Коррегировать и развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь, память и т.д. 2. Коррегировать и развивать зрительно-пространственные функции 3. Коррегировать и развивать моторную сферу (выработать правильные и координированные движения пальцев рук)
1. Прививать и развивать положительные личностные качества: аккуратность, самостоятельность, активность и т.п. 2. Воспитывать интерес к изучению родного языка

 

Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с ТНР

 

Обучение грамоте (добукварный период)

Тема: Слог. Деление слов на слоги.

Задачи:

1. Образовательные: дать понятие о слоге; научить делить слова на слоги.

2. Коррекционно-развивающие: развивать связную устную речь и чувственно – наглядную основу пространственных представлений, артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.

3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества (аккуратность, трудолюбие).

Оборудование: касса, фланелеграф, элементы для построения схемы, звуковые схемы, фонограмма сказки «Колобок».

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационная часть. Закрепление правил поведения школьника на уроке. Правила посадки. Дети выполняют инструкции.
Речевая гимнастика «заборчик» «трубочка» - «улыбочка» «лопаточка» - «иголочка» «качели»  
II. Сообщение темы урока. Наша речь строится из предложений, предложения строятся из слов, а из чего состоит слово? На этот вопрос мы должны найти ответ.  
III. Подготовка к восприятию нового материала. Беседа. Вы все любите сказки. Назовите самую любимую из сказок. Есть сказки, на которых выросло много поколений и одна из них – «Колобок». Вспомните, прослушав фонограмму. - Кто испек колобок? - Как вы представляете себе колобка? - Куда покатился колобок? - Кого он встретил?   Учащиеся слушают фонограмму сказки «колобок». - показывают руками.
IV. Повторение. Составление схемы предложения.     - Кого колобок встретил первым?   - Что вы произнесли? - Сколько слов в предложении? - Составьте схему предложения     - Сколько полосок положили? Почему? - Покажите первую полоску. Какое слово оно обозначает? (и т. д.) Ответы: - Колобок встретил зайца. - это предложение.   Дети раскладывают полоски на фланелеграфе.
V. Работа с иллюстративным планом. Рассмотрите иллюстрации и разложите в правильной последовательности. - Объясните, почему в такой последовательности? Первоклассники рассматривают иллюстрации и раскладывают в правильной последовательности.
VI. Деление слов на слоги.     Вывод. - Произнесите слово лиса хором. Обозначьте слово полоской на планшете. - Послушайте, как произнесу его я по слогам.- Произнесите так же вместе со мной (хором). - Сколько частей в этом слове? - Разделите на две части, положив на неё палочку. - Какая первая часть? Назовите её. - Какая вторая часть? - Части, на которые делятся слова, называются слогами. - Сколько слогов в слове лиса? Аналогично проводится деление на слоги слов заяц, волк.  
Итог. - Как называются части, на которые делятся слова? - Как на схеме изображали деление слов на слоги?  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.015 с.)