Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 2. Обучение грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Основной период
Похожие статьи вашей тематики
План:
1.Методика обучения чтению учащихся с тяжелыми нарушениями речи
в основной период обучения грамоте.
2.Методика обучения письму младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Вопросы для самопроверки:
1. Ступени формирования навыка чтения.
2. Операции письма.
3. Основные положения фонетики.
4. Основные положения графики.
5. Обучение грамоте детей с ТНР: образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
6. Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения. Дидактическая цель. Задачи добукварного периода.
7. Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода.
8. Урок обучения грамоте учащихся с ТНР. Основной период.
9. Требования к письму учащихся с ТНР. Стадии усвоения навыка письма.
Психолого-педагогические основы методов обучения грамоте детей
с тяжелыми нарушениями речи
Письмо - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой, моторный анализаторы
| | Техническая сторона – соотнесение зрительного образа слова с его произношением
| | Чтение – сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы
| | Овладение начальными навыками чтения
| |
Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями
| § Добукварный и букварный период;
§ единица чтения – буква;
§ способ чтения слога – аналитический;
§ темп чтения – очень медленный;
§ понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова;
§ почти не используется смысловая догадка
| Ступень слогового чтения
| § единица чтения – слог;
§ способ чтения слога – аналитический, аналитико-синтетический;
§ темп чтения – возрастает;
§ понимание читаемого еще отстает во времени от зрительного восприятия слова, следует за ним;
§ имеет место смысловая догадка
| Ступень синтетического чтения
| § единица чтения – слово, группы слов (синтагма);
§ способ чтения слога – синтетический;
§ темп чтения – быстрый;
§ главная задача чтения – осмысление прочитанного;
§ смысловая догадка определяется логикой рассказа
|
Анализ звукового состава слова:
- определение последовательности звуков в слове;
- уточнение звуков, т.е. превращение слышимых звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки-фонемы;
- контроль со стороны речедвигательного анализатора (артикуляции)
| | «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи:
графемы переводятся в кинемы
| | Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов
| | Письмо - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой, моторный анализаторы
| |
Звуки кодируются на письме буквами
| | Фонема в речевом потоке реализуется в звуках речи - аллофонах
| | Согласные звуки
(36 звуков)
| | Фонема – единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками - аллофонами
| | Сильные фонемы (в сильной позиции обладает максимальной различительной способностью)
| | Слабые фонемы (в слабой позиции обладает меньшей различительной способностью)
| | Русское письмо является звуковым
| | Основные положения фонетики
| | Основные положения графики
| | Лингвистические законы языка
| |
1. Формировать следующие умения:
- анализировать предложение на слова;
- определять слоговую структуру слова;
- правильно артикулировать звуки;
- правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных, в соответствии с правилами орфоэпии;
- дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно;
- различать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, а также свистящие и шипящие;
- характеризовать звуки по их основным признакам;
- осуществлять звуковой анализ слов;
- сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу;
- различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие;
- овладевать слитным послоговым чтением;
- синтезировать слоги в слова, слова в предложения;
- правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты;
- каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.
| | 1. Коррегировать и развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь, память и т.д.
2. Коррегировать и развивать зрительно-пространственные функции
3. Коррегировать и развивать моторную сферу (выработать правильные и координированные движения пальцев рук)
| | 1. Прививать и развивать положительные личностные качества: аккуратность, самостоятельность, активность и т.п.
2. Воспитывать интерес к изучению родного языка
| |
Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с ТНР
Обучение грамоте (добукварный период)
Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Задачи:
1. Образовательные: дать понятие о слоге; научить делить слова на слоги.
2. Коррекционно-развивающие: развивать связную устную речь и чувственно – наглядную основу пространственных представлений, артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.
3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества (аккуратность, трудолюбие).
Оборудование: касса, фланелеграф, элементы для построения схемы, звуковые схемы, фонограмма сказки «Колобок».
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Организационная часть.
| Закрепление правил поведения школьника на уроке.
Правила посадки.
| Дети выполняют инструкции.
| Речевая гимнастика
| «заборчик»
«трубочка» - «улыбочка»
«лопаточка» - «иголочка»
«качели»
|
| II. Сообщение темы урока.
| Наша речь строится из предложений, предложения строятся из слов, а из чего состоит слово?
На этот вопрос мы должны найти ответ.
|
| III. Подготовка к восприятию нового материала.
Беседа.
| Вы все любите сказки. Назовите самую любимую из сказок.
Есть сказки, на которых выросло много поколений и одна из них – «Колобок».
Вспомните, прослушав фонограмму.
- Кто испек колобок?
- Как вы представляете себе колобка?
- Куда покатился колобок?
- Кого он встретил?
|
Учащиеся слушают фонограмму сказки «колобок».
- показывают руками.
| IV. Повторение. Составление схемы предложения.
| - Кого колобок встретил первым?
- Что вы произнесли?
- Сколько слов в предложении?
- Составьте схему предложения
- Сколько полосок положили? Почему?
- Покажите первую полоску. Какое слово оно обозначает? (и т. д.)
| Ответы:
- Колобок встретил зайца.
- это предложение.
Дети раскладывают полоски на фланелеграфе.
| V. Работа с иллюстративным планом.
| Рассмотрите иллюстрации и разложите в правильной последовательности.
- Объясните, почему в такой последовательности?
| Первоклассники рассматривают иллюстрации и раскладывают в правильной последовательности.
| VI. Деление слов на слоги.
Вывод.
| - Произнесите слово лиса хором. Обозначьте слово полоской на планшете.
- Послушайте, как произнесу его я по слогам.- Произнесите так же вместе со мной (хором).
- Сколько частей в этом слове?
- Разделите на две части, положив на неё палочку.
- Какая первая часть?
Назовите её.
- Какая вторая часть?
- Части, на которые делятся слова, называются слогами.
- Сколько слогов в слове лиса?
Аналогично проводится деление на слоги слов заяц, волк.
|
| Итог.
| - Как называются части, на которые делятся слова?
- Как на схеме изображали деление слов на слоги?
|
|
|