Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика классного и внеклассного чтения

Поиск

Цели изучения модуля: в результате изучения модулястуденты должны знать значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития специальной (коррекционной) школы V вида; методику чтения и анализа литературных произведений в начальных классах; методику чтения произведений различных жанров; методику внеклассного чтения

Уметь моделировать и анализировать уроки классного и внеклассного чтения.

Тема 1. Основы методики обучения чтению школьников с тяжелыми нарушениями речи

План:

1.Значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития начальной специальной (коррекционной) школы V вида.

2.Жанры программных литературных произведений, представленные для изучения детьми с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе

3.Значение наглядности на уроке чтения. Виды наглядности.

4.Типология уроков чтения.

Тема 2. Основы методики чтения и анализа литературных произведений школьниками с тяжелыми нарушениями речи

План:

1.Этапы работы над художественным произведением.

2.Подготовительная работа к восприятию художественного произведения.

3.Первоначальное знакомство с содержанием произведения.

4.Некоторые аспекта анализа художественного произведения.

5.Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза.

Тема 3. Методика чтения произведений различных жанров

План:

1.Чтение сказок

2. Чтение басен

3. Чтение стихотворений.

Тема 4. Методика внеклассного чтения

План

1.Подготовительный этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание

2.Начальный этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание

3.Основной этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание

 

Вопросы для самопроверки:

1. Значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития начальной специальной (коррекционной) школы V вида.

2. Жанры программных литературных произведений, представленные для изучения детьми с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе

3. Требования к навыкам чтения учащихся с ТНР по годам обучения

4. Методика чтения и анализа литературных произведений в начальных классах школы для детей с ТНР: этапы работы над художественным произведением.

5. Подготовительная работа к восприятию художественного произведения. Первоначальное знакомство с содержанием произведения.

6. Некоторые аспекта анализа художественного произведения.

7. План анализа образа персонажа произведения.

8. Виды работы с текстом.

9. Алгоритм составления плана рассказа.

10. Виды пересказа.

11. Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза.

12. Чтение сказок

13. Чтение басен

14. Чтение стихотворений.

15. Типология уроков чтения.

16. Методика внеклассного чтения – система формирования читательской самостоятельности школьников.

 

Значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития начальной специальной (коррекционной) школы V вида

 

 

 

   
 
 
 

 


Методика чтения и анализа литературных произведений в начальных классах школы для детей с ТНР

 

                 
 
 
 
Подготовительная работа к восприятию художественного произведения
 
     
     
 

 


Задачи подготовительной работы Приемы работы
1. Вызвать интерес к теме урока. 2. Настроить учащихся эмоционально соответственно содержанию текста. 3. Уточнять и расширять представления о явлениях и событиях, изображенных в произведении. 4. Ввести школьников в лексический материал произведения. 5. Познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю, его творчеству - рассказ учителя о писателе, демонстрация его портрета, рекомендация книг представленного автора; - беседа с целью выяснения и дополнения представлений и знаний детей по теме произведения; - свободные высказывания учащихся с целью вызвать активность учащихся и привлечь к изложению фактов, событий из своего личного опыта; - сообщение учителя о событиях, положенных в основу произведения, об эпохе, в которой происходит действие, знакомство со словами без понимания которых невозможно осознанное восприятие произведения; - экскурсии (с целью сформировать и уточнить представления об окружающем); -прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеоматериалов, рассматривание сюжетных и пейзажных картин под руководством учителя

Самостоятельное чтение учащимися
Чтение вслух учителем
Приемы, способствующие целенаправленному и осознанному первичному восприятию текста
Приемы знакомства с текстом произведения
Первоначальное знакомство с содержанием произведения

 

 

                 
   
Некоторые аспекты анализа художественного произведения Основная часть урока чтения
 
 
Цель: выяснение идейной направленности произведения
 
       

 

 


 

 

           
     
 

 


 

 

         
   
 
   
 
 
 
   

 

 


§ Беседа § Выборочное чтение § Соотнесение идеи произведения с пословицей § Заключительное слово учителя § Творческие работы по следам прочитанного (деятельность детей, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному)
§ Выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов прочтения; § Графическое иллюстрирование; § Словесное рисование; § Творческий пересказ; § Чтение по ролям; § Драматизация
Творческие работы по следам прочитанного
Цели: уточнение идеи произведения; осмысление читательской позиции учащихся
Вторичный синтез – этап работы, который предполагает: · обобщение по произведению; · его перечитывание; · выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза

 

Чтение сказок

           
   
Сказка– один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже – в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
 
 
 
   
 
   
 
   

 


Чтение басен

 

         
 
Басня– небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
 
   
 
 

 

       
   
 
 

 

 


Чтение стихотворений

 

     
 
Стихотворение – это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру
 
 

 

 

       
 
 
   

 

 


Урок литературы 2 класс

 

Тема: Описание русской природы в стихах С. А. Есенина.

Цели:

1. Учить видеть сравнения, метафоры в стихах Есенина. Познакомить с творчеством поэта. Отрабатывать навык выразительного чтения.

2. Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее и творческое воображение, речь учащихся.

3. Прививать любовь к поэзии.

Оборудование: книга, портрет С. А. Есенина, фонограмма произведения Свиридова «Метелица»

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. момент.   Голосовые упражнения (развитие мелодико-интонационной стороны речи)   Подготовка к восприятию нового материала Рассказ учителя.     Первичное чтение «Поет зима – аукает» Словарная работа.   Прослушивание записи.     Итог.   Домашнее задание.     Произнеси звук А по убывающей, голос от громкого до шепота Произнеси вверх голосом звук О, вниз – звук У   Продолжаем тему: Зима в произведениях русских поэтов. Познакомимся с произведениями Сергея Александровича Есенина. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. Читать начал с пяти лет под руководством дяди. Стихи писать начал лет с девяти. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами не нравились мальчику, и он их переделывал на свой лад.. Как вспоминал сам поэт: «к стихам расположили песни, которые я слушал кругом себя, а отец мой даже слагал их, дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные.» Влияние на творчество Есенина имели деревенские частушки. Когда Сергею Есенину исполнилось 12 лет его перевели учиться из сельской школы в земскую. За годы творчества Есенин выпустил 20 книг стихов. В этих книгах - впечатления озорного детства, образа близких людей, деревенских друзей, картины русской природы.   Какие картины природы представляются вам при чтении стихотворения? Стозвоном сосняка - на морозе стволы сосен звенят, потрескивают. Чем баюкает зима мохнатый снег? Прочитайте слова, которые передают настроение облаков? Почему они тоскуют?   Прочитайте, что написал Есенин о воробышках? Каким словом поэт показывает характер птичек? А как сейчас выглядят воробышки?     Почему исчезла их игривость?   Как вы представляете себе метель? Как еще можно назвать это явление природы? Опиши метель, используя свои наблюдения и впечатления. Употребляй при этом слова: снег, вьюга, мороз.   Работа над выразительностью чтения Проверка рабочего места.   Рассматривание портрета.     Стозвоном. С тоской глубокою… С родины уплывают в страну далекую?     игривые.     Как детки сиротливые прижались у окна. А по двору метелица … но больно холодна.     Рассказы детей о своих впечатлениях.

Внеклассное чтение

Тема: творчество Л. Н. Толстого.

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, научить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев, развивать речь, внимание, мышление.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг автора, фонограмма одного из произведений.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент.   Оформление выставки.
Вступительное слово учителя. Рассказ об открытии школы для крестьянских детей.  
Беседа о жизни и творчестве писателя. - Какими чертами характера обладал Лев Николаевич Толстой? - Что вы можете о нем рассказать? - Что узнали из прочитанных книг? - Каким был писатель? Дайте характеристику? Полные развернутые ответы детей.
Физкультминутка. Поиграем в игру «метелица» в эту игру играли дети с Львом Николаевичем Толстым. Дети вставали в круг, руками изображали метель и пели: Вдоль по улице метелица метет, Скоро все она дорожки заметет, Ай, жги, жги, жги, говори, Скоро все она дорожки заметет. И т. д.
Творчество Л. Н. Толстого. - какие сказки прочитали? - какие басни Толстого прочитали? - какие рассказы вам понравились? Дети пересказывают, инсценируют отрывки из произведений Толстого.
Итог. Какую книгу Л.Н.Толстого захотелось прочитать?  

Модуль V

Методика развития речи

Цели изучения модуля: в результате изучения модулястуденты должны знатьособенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, цели, задачи, содержание, методы и приемы работы по развитию речи на лексическом, грамматическом уровне развития речи, уровне текста.

Уметь моделировать и анализировать уроки развития речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.100 (0.008 с.)