Методика литературы как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика литературы как наука.



Методика литературы как наука.

Первые научные труды – связаны с именем Буслаева.

Предмет – процесс изучения литературы в школе. Зависит от многих факторов.

Цель – выявление условий наиболее эффективного процесса преподавания. Задачи

- изучить процесс постижения литературы, его закономерности. Изучить школьника-читателя.

-Учесть особенности протекания этого процесса в зависимости от типа школы.

-Определить содержание литературного образования (что изучать). Зачем изучать. Как изучать.

Связь с науками: психология, дидактика, педагогика, история, философия, физиология, культурология, методика р.я.

Методы исследования:

1.наблюдение (имеет цель, план наблюдения),

2.метод среза (помогает знать особенности развития ученика, уровень знаний, интересы),

3.эксперимент (не должен приносить вред ученику), изучение педопыта. Проблемы современной методики: проблемы, связ. С созданием стандарта, разработка пособий для учителя, изучение региональной лит-ры, подготовка учителя для современной школы.

Литературное развитие школьников и его критерии.

Цели определяют характер протекания литературного процесса. Есть процесс взаимодействия учителя и ученика: 1 фактор-учитель, 2 фактор – ученик. Какие ученики, какой класс, какие межличностные отношения. Важнейшая проблема – результативность. Она тесно связана с характером литературного развития ученика. Аркин (критерии в основе читательское развитие, филологический уровень):

1.Чтение как умение читать, техника чтения.

2.Чтение как воссоздание, выразительное чтение.

На этапе выпуска ученик должен уметь прочитать прозаический текст, публицистический текст и т.д. Чтение как сотворчество. Прочувствовать и представить текст. Начитанность и читательская память. Самостоятельность читательских суждений и оценок. Истолкование произведений по ограниченному текстовому материалу. Умение применять теоретико-литературное истолкование. Оправдать возникшие чувства. Эстетическое восприятие текста. Способность увидеть способности худ.мира автора. Литературное развитие связано с возрастом ребенка.

Требования к современному уроку литературы

Соответствие принятой программе. Нужно найти методическую концепцию урока, которая придаст ему целостность, отобрать материал, всесторонне его осмыслить, связать с предшествующими занятиями, продумать методы и приемы работы с классом и отдельными учениками. Наконец, нужно создать композицию урока, так его построить, чтобы это было естественно и для изучаемого произведения, и для класса. Это отражает характер отношений между целью урока, его содержанием, методами и приемами обучения и построением урока. Изменение цели влечет за собой изменение содержания, методов, построения урока. Нужно четко определить, какой уровень освоения материала возможен и нужен в классе. Прогнозировать результат урока. Структура – организационный момент, актуализация знаний, объяснение нового материала, обобщение и закрепление, Д/З. Махмутов – структура произвольна, д.б. 3 момента – актуализация прежних знаний, оъяснение нового материала, обобщение и закрепление. Конец урока – обязательно итоги и Д/З с пояснением. Психологический аспект – не кричать на детей. Логический контакт, нравственный контакт. Общеметодические требования – задачи восп/обучения/развития решать в совокупности. Неотъемлемый элемент – текст, работа над его чтением. Использование наглядност. Межпредметные связи. Частнометодические требования. Разные подходы к лирике, эпосу, драме. Типология уроков (разные основаня). 1. Классическая (по месту урока в сситеме) – вводный, изучение нового материала, закрепление и обобщение, контрольная работа, урок ТСО. 2.От объекта изучения (Беленький) – изучение худпроизведений, истории литературы, уроки по теории, уроки РР, уроки внекл.чтения. 3.Нетрадиционная (современные методики) – урок путешествие, теле, киноурок, урок-концерт, семинар, спектакль, диспут, игра, викторина, КВН.

Комментированное чтение

Один из традиционных методов преподавания литературы (всего 5 традиционных, где главная роль – учителя: лекции, беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа). Это второй этап работы над текстом – а именно его анализ. Это чтение по коротким отрывкам. Для работы над планом к тексту, над его идейно-художественным своеобразием, а также языковая работа (с лексикой, синтаксисом и т.д.). Комментарии:

1.лексические (пояснение незнакомых слов, терминов),

2.исторические (обстановка, время, эпоха, состояние общественного сознания),

3.литературоведческие (пояснение значения выраз средств),

4.этические (нравственные),

5.эстетические (культурные),

6.биографические (для раскрытия личность автора).

При помощи комментированного чтения выполняется: пояснение текста прежде всего для себя, для аудитории, выявляется стиль писателя. КЧ способствует развитию речи и умственных способностей. Формирует систематическое умение пользоваться комментариями, словарями и т.д. Также может быть творческое и репродуктивное.

10. Способы организации самостоятельной работы учащихся на уроках литературы.

Самост работа может быть:

1.репродуктивной (учебник, реферат)

2. конструктивной

3.исследовательской

Цели самост работы:

1. закрепление и обобщение приобретенных на уроке знаний;

2. выведение знания на уровень применения

3. овладение приемами работы с литературным материалом

4. индивидуализировать процесс обучения.

Объект самост работы – 1. Чтение текста, 2. Учебник, 3. Дополнит. Материал.

Ученик в ходе самост работы может создавать собственные произведения, заучивать наизусть.

В процессе самост работы:

-преобретается опыт чтения,

-приобретаются навыки работы с закладками и выписками из текста

-порождение собственных текстов

-преобретаются навыки устного пересказа и правильной речи.

 

Беседа на уроках литературы

Этот метод занимает основное место в средних и старших классах.

Стоюнин В.Я. подчеркивал важность этого метода в воспитательных целях, останавливаясь на нравственных моментах текста.

Петровский: говорил, что этот метод соответствует человеческому мышлению.

Типы вопросов:

1. Репродуктивные вопросы предполагают воспроизведение каких-либо фактов. (каков портрет? Пейзаж? т.е. цитирование текста без объяснения)

2. Эвристические вопросы требую проведения умственных операций. Ученик должен найти не только ответ, но и проследить путь поиска этого ответа.

3. Проблемные вопросы фиксация в вопросе некоторого противоречия (почему Герасим утопил Муму, а не взял ее с собой в деревню?)

4. смешанные вопросы (совмещают репродукцию и творчество). 3.

 

Типы вопросов по объему:

1.объемные вопросы(развернутые),

2. простый, Рыбникова – начинать учить детей нужно с простых вопросов, постепенно усложняя.

 

Методические требования к проведению беседы:

1.беседа должна строиться учителем на основе одной определенной концепции анализа текста;

2.во время беседы нельзя обойтись только эвристическими вопросами, нужно включать вопросы и репродуктивного характера;

3.объем беседы – если вопросы объемные, то 3-4-вопроса, если вопросов много, то это создает напряжение в аудитории, утомляет.

4.вопросы должны быть согласованны между собой. Учащийся должен чувствовать логику вопросов. При планировании нужно представлять. Что может ответить ученик;

5. вопрос должен восприниматься однозначно

6.полезно иметь вспомогательные вопросы.

Теория литературы в школе.

Курс литературы содержит понятия в двух основных формах. Одни входят в пояснение к каждой теме программы, встречаются в объяснении учителя, в статьях учебника, но не выделяются для специального изуче­ния (например,,мастерство писателя, отношение автора к героям повести, психологизм произведения, традиции и новатор­ство и т. д.). Другие понятия программа особо выделяет под рубрикой «Теория литературы» (например, рассказ, поэма, олицетворение, метафора). Те и другие понятия должны «работать» в процессе занятий: первые — постепенно осваиваться учащимися как элементы научного подхода к литературе, вторые — выводиться из анализа литературных явлений, закрепляться в виде определений, становиться основными ориентирами в изучении литературы. Система научных понятий в школьном курсе литературы построена таким образом, что известная часть материала IV—VII классов должна получить повторное теоретическое освещение на новом уровне в VIII—X классах. Вводные темы курса старших классов насыщены научными понятиями, но изучение произведений того или иного периода. Задача изучения литературы в ее развитии, стоящая перед учащимися в старших классах, выдвигает на первое место - исторический аспект научных понятий. Курдюмова – подразделы, посвященные теории, содержат понятия, без которых трудно ориентироваться в худ. мире и конкретных текстах. Кутузов – особое место теории, так как средство достижения цели и задач образования – создание понятийного аппарата. Это неотъемлемый компонент. Ладыгин – Раздел «Уроки мастерства/волшебства» - теоретическое освоение законов литературы, закрепление элементарного инструментария.

Развитие письменной речи.

Письменная речь - когда ученик пишет изложение или сочинение, он имеет возмож­ность больше сосредоточиться, больше подумать, чем когда он говорит; наконец, он может исправить или даже переписать работу.

Письменная работа — это как бы итог размышлений, в ней максимально выражена способность ученика владеть сло­вом. Но чтобы этот итог соответствовал возрасту и индивиду­альным особенностям школьников, необходима систематичность в обучении письменной речи. Это изложение, сочи­нение, а также работы, которые либо подготавливают учеников к сочинению, либо помогают его оценить,— планы, тезисы, кон­спекты, рецензии. Изложение. бывают подробные и краткие /, которые изучаются в классе, или небольшие рассказы.

Сочинение – это целостное монологическое высказывание на одну из тем. Текст должен обладать смысловым и стилистическим единством. Ладыженская – нужно писать сочинения, в которых мысль развивается. Сочинение в форме диалога, письма, дневника. Сочинение типа эссе. А потом – на литературную тему (все последовательно). Ученики д. разбираться в типах сочинений.

Сочинения по степени освоения текста (Маранцман):

1.какие мысли возникли от прочитанного, первые впечатления.

2.в процессе анализа текста.

3.итоговые.

По уровню обучения:

-творческие,

-исследовательские

-репродуктивные.

В зависимости от материала:

-по аналогии с прочитанным, на литературную тему, по данному началу.

-По форме подготовки – с/без домашней подготовки.

-По типу стиля – худ./публ./научн.

-По типу текста – повеств/рассужд/описание.

-По объему – миниатюра.

-По жанрам – 1.отзыв, рецензия, аннотация. Отзыв не предполагает анализа текста. 2.Эссе – публиц. Жанр – раздумья, ассоциации. Нет строгой схемы построения. 3.очерк. 4.дневник.

Сочинения, связанные с анализом:

1.анализ эпизода,

2.литературно-критическая статья – анализ.

Тема сочинения – должна быть интересна и актуальна. Типы тем:

-в форме вопроса,

-в форме понятия,

-тема суждения.

Задача сочинения обучить аргументации и цитированию.

Оценка. Ст.классы – 7- страниц. Соотношение частей 1/6введение, 1/6залючение, 2/3основная часть. Критерии:

-правильное определение темы,

-полнота и глубина раскрытия темы,

-композиционно-логическая стройность, собственный стиль, стилевое единство. Частый недостаток – отступление от темы.

В. А. Сухомлинский считал работу над сочинением своеобраз­ным воспитательным актом - когда ученик пишет сочинение, он «выявляет свой интеллектуальный мир», определяет свою жизненную позицию.

Виды

1.регулярная (орг-ция внеклассного чтения),

2.эпизодическая (литер-й вечер),

3.циклическая (проводится последовательно, кружки). Различные творческие объединения: индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Цель – развитие знаний и интереса к предмету.

Направления (в основе лежит познавательная, образовательная деятельность):

1. организация внеклассного чтения(диагностика – тесты, анкеты. Определяются читательские интересы. Списки ВЧ – даются перед каникулами. Мотивация чтения – дети д.знать о новых книгах). 2.Библиотечные уроки – знакомство с книгами и работой в библиотеке. 3.Литературное краеведение – экскурсии по местам жизни писателей. 4.Литературно-познавательное направление – встречи с писателями/учеными.

5.Литературно-творческое направление – творчество детей. Принципы организации работы – систематичность, возрастные особенности, личностные особенности..

В изобилии и разнообразии форм внеклассной работы по литературе можно выделить две основные группы:

1.формы периодические (литературные праздники)

2.постоянные (литературные объединения). Это различные творческие объединения школьников по интересам и склонностям.

Большое значение имеет внеклассная работа и для учителя: она заставляет его постоянно находиться в поиске и помогает становить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе.

Методика литературы как наука.

Первые научные труды – связаны с именем Буслаева.

Предмет – процесс изучения литературы в школе. Зависит от многих факторов.

Цель – выявление условий наиболее эффективного процесса преподавания. Задачи

- изучить процесс постижения литературы, его закономерности. Изучить школьника-читателя.

-Учесть особенности протекания этого процесса в зависимости от типа школы.

-Определить содержание литературного образования (что изучать). Зачем изучать. Как изучать.

Связь с науками: психология, дидактика, педагогика, история, философия, физиология, культурология, методика р.я.

Методы исследования:

1.наблюдение (имеет цель, план наблюдения),

2.метод среза (помогает знать особенности развития ученика, уровень знаний, интересы),

3.эксперимент (не должен приносить вред ученику), изучение педопыта. Проблемы современной методики: проблемы, связ. С созданием стандарта, разработка пособий для учителя, изучение региональной лит-ры, подготовка учителя для современной школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.035 с.)