Методы преподавания литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы преподавания литературы.



Метод – совместная деятельность учителя и учащегося, способствующая личностному развитию последнего. К началу 20-го века – 5 методов. По способу организации деятельности учителя. Ведущая роль – учителя. Традиционная система методов преподавания литературы:

1.лекция(у Буслаева),

2.беседа.

3.выразительное чтение.

4.самостоятельная работа.

5.комментированное чтение. В основе методов – деятельность учителя.

В 60е годы 20 века появилось стремление посмотреть на процесс обучении со стороны ученика. Обучение осуществлялось на разных уровнях познавательной деятельности: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий или исследовательский. Классификация: Никольский – процесс обучения литературе это процесс работы с текстом. Тогда:

1.методы восприятия текста,

2.методы анализа текста(выразит/комментир чтение), Комментированное – особое место

3.методы систематизации текста..

Кудряшов. ОН обусловливает систему методов обучения логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя.

1. метод творческого чтения(выразительное чтение, комментированное чтение учителя, словесное рисование, воссоздание образов).

2.эвристический (связан с анализом текста, комментированное чтение, подбор цитат, то что может быть выполнено как самостоятельная работа). 3.исследовательский (самостоятельная работа над текстом и дополнительной литературой). Сначала ограничивалась тремя методами – потом 4.репродуктивный (работа с учебником, доп.литературой, изучение, запоминание правил).

Голубков называет три основных метода занятий по литературе: 1.лекционный метод, понимаемый как сообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя;

2.метод литературной беседы

3.метод самостоятельной работы учащихся, включающий устные доклады и письменные сочинения.

Современные методисты (М. Г. Качурин, В. Г. Маранцман, Г. Н. Ионин) 1.Метод художественной интерпретации, при котором ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель — своеобразным режиссером. Это творческий метод.

2.Метод критико-публицистический – формирование читателя-критика. Критик-редактор - учитель.

3.Метод литературного поиска предполагает развитие школьного литературоведения, определенных исследовательских возможностей.

 

Выразительное чтение на уроках литературы.

Специфический метод. Разработан и теоретически обоснован Острогорским: выраз чтение необходимо для создания условий восприятия текста целостно.

Маранцман: выраз чтение это способ анализа текста на эвристическом уровне.

М.И. Рыбникова: оно имеет большое значение, начиная с младших классов. Бывает – театральное (жесты, паузы), оно не подходит для школы. Также бывает основанное на мелодике речи (интонация, выделение фраз). Выразительное чтение необходимо для работы с текстом и его анализа. Правильно прочитанный текст способствует более глубокому его пониманию, а в результате правильному анализу. Учитель должен обращать внимание на речь учеников, исправлять ошибки. Эта работа должна проводиться на уроках. На данный момент выразительному чтению уделяется мало внимания в младших классах – это плохо.

Комментированное чтение

Один из традиционных методов преподавания литературы (всего 5 традиционных, где главная роль – учителя: лекции, беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа). Это второй этап работы над текстом – а именно его анализ. Это чтение по коротким отрывкам. Для работы над планом к тексту, над его идейно-художественным своеобразием, а также языковая работа (с лексикой, синтаксисом и т.д.). Комментарии:

1.лексические (пояснение незнакомых слов, терминов),

2.исторические (обстановка, время, эпоха, состояние общественного сознания),

3.литературоведческие (пояснение значения выраз средств),

4.этические (нравственные),

5.эстетические (культурные),

6.биографические (для раскрытия личность автора).

При помощи комментированного чтения выполняется: пояснение текста прежде всего для себя, для аудитории, выявляется стиль писателя. КЧ способствует развитию речи и умственных способностей. Формирует систематическое умение пользоваться комментариями, словарями и т.д. Также может быть творческое и репродуктивное.

10. Способы организации самостоятельной работы учащихся на уроках литературы.

Самост работа может быть:

1.репродуктивной (учебник, реферат)

2. конструктивной

3.исследовательской

Цели самост работы:

1. закрепление и обобщение приобретенных на уроке знаний;

2. выведение знания на уровень применения

3. овладение приемами работы с литературным материалом

4. индивидуализировать процесс обучения.

Объект самост работы – 1. Чтение текста, 2. Учебник, 3. Дополнит. Материал.

Ученик в ходе самост работы может создавать собственные произведения, заучивать наизусть.

В процессе самост работы:

-преобретается опыт чтения,

-приобретаются навыки работы с закладками и выписками из текста

-порождение собственных текстов

-преобретаются навыки устного пересказа и правильной речи.

 

Беседа на уроках литературы

Этот метод занимает основное место в средних и старших классах.

Стоюнин В.Я. подчеркивал важность этого метода в воспитательных целях, останавливаясь на нравственных моментах текста.

Петровский: говорил, что этот метод соответствует человеческому мышлению.

Типы вопросов:

1. Репродуктивные вопросы предполагают воспроизведение каких-либо фактов. (каков портрет? Пейзаж? т.е. цитирование текста без объяснения)

2. Эвристические вопросы требую проведения умственных операций. Ученик должен найти не только ответ, но и проследить путь поиска этого ответа.

3. Проблемные вопросы фиксация в вопросе некоторого противоречия (почему Герасим утопил Муму, а не взял ее с собой в деревню?)

4. смешанные вопросы (совмещают репродукцию и творчество). 3.

 

Типы вопросов по объему:

1.объемные вопросы(развернутые),

2. простый, Рыбникова – начинать учить детей нужно с простых вопросов, постепенно усложняя.

 

Методические требования к проведению беседы:

1.беседа должна строиться учителем на основе одной определенной концепции анализа текста;

2.во время беседы нельзя обойтись только эвристическими вопросами, нужно включать вопросы и репродуктивного характера;

3.объем беседы – если вопросы объемные, то 3-4-вопроса, если вопросов много, то это создает напряжение в аудитории, утомляет.

4.вопросы должны быть согласованны между собой. Учащийся должен чувствовать логику вопросов. При планировании нужно представлять. Что может ответить ученик;

5. вопрос должен восприниматься однозначно

6.полезно иметь вспомогательные вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.012 с.)