Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие устной речи на уроках литературы.

Поиск

Большой вклад в развитие речи внесли Рубенштейн и Выготский. Развит устной речи тесно связано с литературой и с ее развитием. Толчок к языковому развитию – речевая ситуация. У детей недостаточный уровень языкового развития. Рр личности тесно связано с ее творческим развитием. Рыбникова – через творческие задания идет развитие личности. Нужно удивлять заданием для того, чтобы его хотелось выполнить.

Пересказы:

1.развернутый, с употреблением авторских выражений.

2. сжатый, краткий.

3. выборочный – выбор из текста моментов.

4. творческий – изменение лица рассказа. Пересказ произведения в форме письма другу.

Пересказ – очень сложное задание. Речь можно развивать в процессе изучения биографии писателя – объяснить, как трепетно писатели относились к слову, что над словом надо работать. В работе с текстом большую роль играет составление планов (Рыбникова), составлению планов нужно учить. Урок рр – важны цели – что именно мы хотим развивать. Развивающая цель – определяющая. Урок рр должен заранее готовиться и учителем, и учеником. Вначале нужно научить говорить, а потом – писать. На уроке литературы нельзя без устного ответа. Критерии оценки устного ответа:

1.содержательный уровень.

2.полнота.

3.глубина(аргументированность).

4.эстетический уровень и знание текста.

5.интеллектуальный уровень ответа, логика ответа, выводы. 6.композиционная стройность.

7.оригинальность.

8.речевые ошибки.

Устное словесное рисование. Оно способствует углублению субъективного начала разбора. Введение этого приема требует особого такта педагога. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, с другой — возможность произвольных, вне контекстных ассоци­аций. Словесное рисование предполагает, что читатель, опираясь на образы писателя, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. Предлагая ученикам устно создать иллюстрацию к произведению, учитель не должен ставить их в позицию сложного соревнования с художником слова.

Внеклассное чтение по литературе.

Развивает эстетический вкус, эмоции, культуру чтения. Организующая роль учителя и методическое объединение учеников. Нужно создавать условия, побуждающие к чтению, атмосферу: наличие инфы о книгах, создание ситуаций, когда учащиеся д. показать знание текста.

Контроль – опрос по прочитанному, читательские дневники, спец уроки ВЧ (углубление знаний о писателе, развитие читательских навыков). Самое действенное – организация индивидуального чтения (учет типов интересов). Произведения для внеклассного чтения рекомендуются программой, но учитель может дополнять список, учитывая движение ременной литературы, интересы школьников. Уроки внеклассного чтения в средних классах строятся так, чтобы расширить представления учеников о писателях. Применяется также планирование уроков внеклассного чтения в соответствии с жанрами произведений основного курса: сказка фольклорная, сказка литературная, лирическое стихотво­рение, поэма, рассказ, повесть, драма. Этот порядок тоже имеет право на существование, поскольку читательская культура пред­полагает умение «настраиваться» на восприятие произведений определенного рода и вида. Литературное развитие школь­ников не может успешно осуществляться без их самостоятель­ного чтения и без участия во внеклассной работе по предмету. Связующим звеном между изучением программных произве­дений и разнообразной внеучебной работой являются уроки вне­классного чтения, задача которых — помочь учащимся в са­мостоятельных поисках книг, научить их ориентироваться. Литературные «пятиминутки». Книжные выставки. Учет самостоятельного чтения -«Рекомендую прочитать».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.007 с.)