Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи преподавания литературы в школе.Содержание книги Поиск на нашем сайте Цели изучения: 1.познавательная (объем знаний), 2.воспитательная(нравственные, эстетические, умственные), 3.развивающая (система умений и навыков). Реализуются через содержание: 1.знания(писателей, текста, историко-литературные, теоретические, критические статьи). 2.умения и навыки (чтение, понимание, пересказ, анализ, умение сравнивать, писать сочинения). 3. усвоение нравственных, мировоззренческих идей. 4. выработка понимания ценности знания этого предмета, отношение к предмету (понимание того, зачем нужна литература). Базисный учебный план (в него включены все учебные предметы, регулирует образовательный процесс) состоит из 3 частей – инвариантная часть, вариантная часть (в зависимости от уклона) и региональная часть. 3. Программное обеспечение современного образования Содержание и структура курса определяются государственной программой, где сжато, изложены методологические и педагогические принципы, методические и литературоведческие требования к преподаванию литературы в школе, охарактеризованы материал и система его изучения.Учителю необходимо всесторонне знать программу, свободно ориентироваться во всех ее разделах. Здесь указаны содержание и ход работы в каждом классе, сущность каждой темы; выделены научные понятия, которые подлежат освоению, указано количество часов на изучение произведений, на развитие речи, на беседы по внеклассному чтению; названы основные виды устных и письменных работ по литературе, обозначены межпредметные связи, даны списки книг для внеклассного чтения. Художественные произведения, входящие в курс литературы 5-10 классов, распределяются по трем разделам. Первый раздел — это произведения для обстоятельного изучения (или, как говорят, для текстуального анализа) в классе. Они вынесены в заголовки программных тем. Второй раздел — это произведения для дополнительного чтения, также указанные в программе. Третий раздел — произведения для самостоятельного внеклассного чтения. Он год от года меняется, пополняется в соответствии с развитием литературы. Три основных - Курдюмова, Ладыгин, Кутузов. Курдюмова – этапы – 1.5-9 классы. 2.10-11 классы. Связано с усилением самостоятельности читателя. Критерии произведений – мир интересов детей. Структура – с т.з. литературного процесса. 5-9 – от древности до современности. 10 – от древности до конца 19 века. 11 – в 20 веке. Принцип вариативности построения. Результат – формирование умений, аналтиности. Виды письменных/устных работ и требования к ним. Ладыгин – Этапы. 1-4, 5-9, 10-11. 1-3 – чтение. 5-8 эстетический анализ, 9 – интерпритация, 10-11 – худ. мир писателя в историко-литературном контексте. Критерии произведений – эстетическая ценность. Структура – выведение базовых теоретико-литературных понятий. Каждый класс – ведущая теоретическая проблема (5кл. – жанры), но 10-11 – историко-литературная основа. Построение – теорет.-лит. Понятия продолжают друг друг – преемственность+вариативность. Итоги – читательские конференции + перечень умений +итоговая работа. Ладыгин – Этапы - 1-3 нач., 5-9 общее, 10-11 углубленное изучение национальной лт-ры. Критерий произведений – эстетическая ценность, доступность восприятию, соотсветсвие образовательным целям. Структура – материал вокруг центральных проблем, которые распред-ны по классам. Построение – спецразелы, систематизирующие литобразование. Итоги – перечень умений+конференция.
4.СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ. 4 компонента. 1. Знание, которые ребенок должен получить, изучая курс литературы. - историко – литературные знания. - сведения по теории литературы в определенном объеме. - произведение рус. и зар. литературы. - имена критиков, направления русской критики, основные критические статьи (хотя бы фрагменты). - культурологические знания. - эстетические понятия. - этические.
II. Умения и навыки, получаемые в процессе изучения литературы: - читать и понимать текст. - заучивать наизусть. - интерпретировать и анализировать текст. - связно говорить (развитие речи). - высказывать свою точку зрения. - оценить. - уметь работать с книгой, с учебником. - уметь конспектировать. - писать рефераты, доклады.
III. Опыт творческой деятельности. - умение создавать свои тексты. - умение заниматься исследованием.
IV. Ценностное отношение к области знания, представленного в курсе (к слову, к творчеству писателя).
Усвоение знания нужно определенным образом выявлять. Тестирование. Например, тесты оп литературе помогают выявить определенные знания по курсу, прежде всего, знание текстов. В этом блоке выявляются знания историко – литературного плана. Здесь проверяются умения и навыки. А) ответить на вопросы. Б) анализ текста.
2 понятия результата обучения. - воспитание и развитие.
Аркин попытался определить критерии литературного развития. чтение как творчество, как воссоздание, восхождение к замыслу писателя. При чтении передать свое понимание текста. Чтение как сотворчество – такое чтение, при котором ученик сопериживает прочитанному. Это эмоциональное переживание должно запечатлеться в его сознании, в его душе. Аркин предлагает детям задание типа «Посмотри на уездный город глазами Хлестакова». В методике это называется «словесное рисование». Или задание подобрать музыку к прочитанному эпизоду, нарисовать что-то. Начитанность. Толстой: «Искусство начинается с чуть-чуть, с деталей…» Аркин считает, что начитанность можно с помощью анкетирования. Самостоятельность читательских умений и оценок. Речевая культура. Аркин предлагает давать детям как можно чаще сочинения такого типа: «Мой Бунин, Мое мнение о…».
истолкование проивзедения по ограниченному текстовому материалу. Определить место фргамента в произведении в целом. Анализ эпизода. В настоящее время в стандартах предусмотрено 2 уровня образования. - общий. - повышенный (элитарный, филологический). Преподавание литературы в классах с углубленным изучением предмета д.б. выведено на эстетический уровень.
умение проанализировать худ. Произведение с точки зрения его формы (с большим вниманием именно к форме). Маранцман предлагает всяческие сопоставительные задания: - письмо евгения и письмо татьяны. - композиция романа «отцы и дети» и композиция романа «Дворянское гнездо».
Целостное восприятие творчества художника и постижение писательской индивидуальности в сопоставлении. Определите по предложеенному тексту автора и обоснуйте свой выбор (такие задания даются на олимпиадах). Это общие критерии, но нужно учитывать еще массу всяких индивидуальных факторов. Оценка в сочинении по литературе складывается: содержание + словесное оформление (стилистич. Ошибки, речевые ошибки). Элемент субъективности в отметке всегда присутствует.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.009 с.) |