Цели и задачи преподавания литературы в школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи преподавания литературы в школе.



Цели изучения:

1.познавательная (объем знаний),

2.воспитательная(нравственные, эстетические, умственные),

3.развивающая (система умений и навыков).

Реализуются через содержание:

1.знания(писателей, текста, историко-литературные, теоретические, критические статьи).

2.умения и навыки (чтение, понимание, пересказ, анализ, умение сравнивать, писать сочинения).

3. усвоение нравственных, мировоззренческих идей.

4. выработка понимания ценности знания этого предмета, отношение к предмету (понимание того, зачем нужна литература).

Базисный учебный план (в него включены все учебные предметы, регулирует образовательный процесс) состоит из 3 частей – инвариантная часть, вариантная часть (в зависимости от уклона) и региональная часть.

3. Программное обеспечение современного образования

Содержание и структура курса оп­ределяются государственной программой, где сжато, изложены методологические и педагогические принципы, методические и литературоведческие требования к преподаванию литературы в школе, охарактеризованы материал и система его изучения.Учителю необходимо всесторонне знать программу, свободно ориентиро­ваться во всех ее разделах.

Здесь указаны содержание и ход работы в каждом классе, сущность каждой темы; выделены научные понятия, которые подлежат освоению, указано количество часов на изучение произведений, на развитие речи, на беседы по внеклассному чтению; названы основные виды устных и письмен­ных работ по литературе, обозначены межпредметные связи, даны списки книг для внеклассного чтения. Художественные произведения, входящие в курс литературы 5-10 классов, распределяются по трем разделам. Первый раздел — это произведения для обстоятельного изучения (или, как говорят, для текстуального анализа) в классе. Они вынесены в заголовки программных тем. Второй раздел — это произведения для дополнительного чтения, также указанные в программе. Третий раздел — произведения для самостоятельного внеклассного чтения. Он год от года меняется, пополняется в соответствии с развитием литературы. Три основных - Курдюмова, Ладыгин, Кутузов. Курдюмова – этапы – 1.5-9 классы. 2.10-11 классы. Связано с усилением самостоятельности читателя. Критерии произведений – мир интересов детей. Структура – с т.з. литературного процесса. 5-9 – от древности до современности. 10 – от древности до конца 19 века. 11 – в 20 веке. Принцип вариативности построения. Результат – формирование умений, аналтиности. Виды письменных/устных работ и требования к ним. Ладыгин – Этапы. 1-4, 5-9, 10-11. 1-3 – чтение. 5-8 эстетический анализ, 9 – интерпритация, 10-11 – худ. мир писателя в историко-литературном контексте. Критерии произведений – эстетическая ценность. Структура – выведение базовых теоретико-литературных понятий. Каждый класс – ведущая теоретическая проблема (5кл. – жанры), но 10-11 – историко-литературная основа. Построение – теорет.-лит. Понятия продолжают друг друг – преемственность+вариативность. Итоги – читательские конференции + перечень умений +итоговая работа. Ладыгин – Этапы - 1-3 нач., 5-9 общее, 10-11 углубленное изучение национальной лт-ры. Критерий произведений – эстетическая ценность, доступность восприятию, соотсветсвие образовательным целям. Структура – материал вокруг центральных проблем, которые распред-ны по классам. Построение – спецразелы, систематизирующие литобразование. Итоги – перечень умений+конференция.

 

4.СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ.

4 компонента.

1. Знание, которые ребенок должен получить, изучая курс литературы.

- историко – литературные знания.

- сведения по теории литературы в определенном объеме.

- произведение рус. и зар. литературы.

- имена критиков, направления русской критики, основные критические статьи (хотя бы фрагменты).

- культурологические знания.

- эстетические понятия.

- этические.

 

II. Умения и навыки, получаемые в процессе изучения литературы:

- читать и понимать текст.

- заучивать наизусть.

- интерпретировать и анализировать текст.

- связно говорить (развитие речи).

- высказывать свою точку зрения.

- оценить.

- уметь работать с книгой, с учебником.

- уметь конспектировать.

- писать рефераты, доклады.

 

III. Опыт творческой деятельности.

- умение создавать свои тексты.

- умение заниматься исследованием.

 

IV. Ценностное отношение к области знания, представленного в курсе (к слову, к творчеству писателя).

 

Усвоение знания нужно определенным образом выявлять.

Тестирование. Например, тесты оп литературе помогают выявить определенные знания по курсу, прежде всего, знание текстов. В этом блоке выявляются знания историко – литературного плана.

Здесь проверяются умения и навыки.

А) ответить на вопросы.

Б) анализ текста.

 

2 понятия результата обучения.

- воспитание и развитие.

 

Аркин попытался определить критерии литературного развития.

чтение как творчество, как воссоздание, восхождение к замыслу писателя.

При чтении передать свое понимание текста.

Чтение как сотворчество – такое чтение, при котором ученик сопериживает прочитанному. Это эмоциональное переживание должно запечатлеться в его сознании, в его душе.

Аркин предлагает детям задание типа «Посмотри на уездный город глазами Хлестакова». В методике это называется «словесное рисование». Или задание подобрать музыку к прочитанному эпизоду, нарисовать что-то.

Начитанность.

Толстой: «Искусство начинается с чуть-чуть, с деталей…»

Аркин считает, что начитанность можно с помощью анкетирования.

Самостоятельность читательских умений и оценок. Речевая культура.

Аркин предлагает давать детям как можно чаще сочинения такого типа: «Мой Бунин, Мое мнение о…».

 

истолкование проивзедения по ограниченному текстовому материалу. Определить место фргамента в произведении в целом. Анализ эпизода.

В настоящее время в стандартах предусмотрено 2 уровня образования.

- общий.

- повышенный (элитарный, филологический).

Преподавание литературы в классах с углубленным изучением предмета д.б. выведено на эстетический уровень.

 

умение проанализировать худ. Произведение с точки зрения его формы (с большим вниманием именно к форме).

Маранцман предлагает всяческие сопоставительные задания:

- письмо евгения и письмо татьяны.

- композиция романа «отцы и дети» и композиция романа «Дворянское гнездо».

 

Целостное восприятие творчества художника и постижение писательской индивидуальности в сопоставлении.

Определите по предложеенному тексту автора и обоснуйте свой выбор (такие задания даются на олимпиадах).

Это общие критерии, но нужно учитывать еще массу всяких индивидуальных факторов.

Оценка в сочинении по литературе складывается: содержание + словесное оформление (стилистич. Ошибки, речевые ошибки).

Элемент субъективности в отметке всегда присутствует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.009 с.)