ТОП 10:

Типология уроков чтения и специфика их проведения



Вопросы для обсуждения:

1. Требования к урокам чтения.

2. Подготовка учителя к урокам чтения.

3. Типология уроков чтения и специфика их проведения.

3.1. Урок чтения и анализа художественного произведения.

3.2. Варианты работы над крупнообъёмным произведением.

3.3. Урок литературного слушания.

3.4. Урок литературы.

3.5. Обобщающий урок.

3.6. Урок литературного творчества.

4. Урок чтения в малокомплектной школе.

Литература

1. Гаркунова И.Л., Геллерштейн Л.С. Повторительно-обобщающие уроки чтения. В кн.: Уроки чтения в начальных классах. М., 1976. С.32-45.

2. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. 2000. С.185-189.

3. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001. С.122-124, 129-134.

4. Первова Г.М. Теоретико-методические основы планирования уроков чтения в начальных классах // Начальная школа. 2002. №1. С.46.

5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.– М., 1993. С.338-339.

6. Сильченкова Л.С. Работа над крупнообъёмным произведением на уроках классного чтения // Начальная школа. 1987. №3. С.25.

7. Её же. Один из вариантов работы над крупнообъёмным произведением // Начальная школа. 1987. №4. С.25.

Дополнительная литература

1.Аркадьева А.В. Уроки чтения в 3 классе по книге для чтения «В одном счастливом детстве». М., 1997.

2.Аркадьева А.В., Пронина О.В. Уроки чтения во 2 классе по книге «Маленькая дверь в большой мир». М.,1996.

3.Аркадьева А.В. Из опыта работы по книге для чтения «В океане света». М., 1997.

4.Беседы с учителем. Методика обучения: Первый (второй-четвертый) класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М., 2002.

5.Гаркунова И.Л., Голенкина К.Т. Задания по чтению для учащихся малокомплектной школы. 1 (2,3) класс. М., 1986 (1987, 1988).

6.Гаркунова И.Л. Формирование приемов самостоятельной работы на уроках чтения // Начальная школа. 1988. №11. С.33.

7.Горецкий В.Г. Уроки чтения в 3 классе. Обобщающий урок по теме «Осень» // Начальная школа. 1984. №5. С.54.

8.Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.

9.Методика русского языка для школьных педагогических училищ. М., 1973.

10. Первова Г.М. Подготовка учителя к уроку чтения // НШ. 1994. №10. С.26.

11. Пронина О.В. Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца». М.,1995.

12. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., 1982.

13. Ханейх И.Г. Обобщающий урок чтения по теме «Времена года» // Начальная школа. 1980. №8. С.54.

14. Яковлева В.И. Пути совершенствования урока чтения // Начальная школа. 1996. №6. С.12.

Методические рекомендации

По первому вопросу см. литературу № 2, 3, 5.

По второму вопросу см. литературу № 2, 3, 17.

По третьему вопросу – № 2,3, 4,16; в частности 3.1 – 5, 8-15, 19; 3.2 – № 6, 7; 3.3 – № 11; 3.4 – № 2, 8, 10, 15, 19; 3.5 – № 1, 2, 8-11, 14, 18, 20; 3.6 – 8-10, 15.

По четвертому вопросу№ 12-13, 16.

По каждому вопросу подберите конкретные примеры (см. планирование уроков по методическим пособиям для учителя и учебные книги по чтению).

 

Практическое занятие № 8-9

Методика работы над произведениями разных жанров

 

1. Роды и жанры художественной литературы.

2. Специфика чтения и анализа произведений разных жанров.

2.1. Подготовка к восприятию сказки, лирического стихотворения, басни, рассказа, драматического произведения.

2.2. Организация первичного восприятия в связи с особенностями жанра и его проверка.

2.3. Методические особенности использования приёмов анализа в зависимости от жанра произведения.

2.4. Обобщающая беседа концептуального характера.

2.5. Завершающий этап работы над литературными произведениями в зависимости от жанра.

3. Особенности работы над научно-познавательными произведениями.

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

2. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997.

Дополнительная литература

a.Михайлова А.Я. Знакомство с секретами драмы // Начальная школа. 1993. №3. С.30.

b. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.

c.Гусакова О.Я. Методика работы с текстом «Чудная картина…» А.А. Фета // Начальная школа. 2003. №10. С.36.

d. Савельева Т.Ф. Читаем рассказы и стихи современных авторов. Урок литературы во II классе (система Л.В. Занкова) // Начальная школа. 2003. №2. С.83.

e.Гужова И.В. Уроки литературного чтения в начальной школе // Начальная школа. 2003. № 2. С.89.

f. Родионова Э.М., Прокопьева Т.В. Работа над стихотворением «Снежинка» К.Д. Бальмонта // Начальная школа. 2000. №1. С.33.

g. Серегина Н.А. «Диалог» с текстом на уроках чтения // Начальная школа. 2003. №3. С.15.

h. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки // Начальная школа. 1986. №4. С.17.

i. Бибко Н.С. Изучение сказок, помещённых в разделе «Устное народное творчество» // Начальная школа. 1986. №4. С.17.

j. Коренюк Л.Ю. Изучение стихотворения А. Пушкина «Вот ветер, тучи нагоняя…» // Начальная школа. 1991. №1. С.14.

k. Нефёдова Л.К. Знакомство младших школьников с фольклорными традициями в пейзажной лирике С. Есенина // Начальная школа. 1991. №3. С.22.

l. Иванова Н.А. Варианты уроков при изучении «Поэтических тетрадей» // Начальная школа. 2002. №2. С.16.

m. Проблемы методической оценки научно-познавательной детской книги. В сб.: Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М.В. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М., 1977.

n. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М., 2003.

o. Филиппенко З.И., Нефёдова Л.И. Методика работы над языком «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина // Начальная школа. 1992. №3. С.20.

p. Григоренко В.А. Чтение басни И. Крылова «Ворона и лисица» // Начальная школа. 1986. №7. С.6.

q. Первова Г.М. Работа над рассказом с учётом его жанровых разновидностей // Начальная школа. 1991. №3. С.20.

Методические указания

1. В процессе работы по теме занятия подобрать примеры использования тех или иных приёмов работы в зависимости от жанра произведения и этапа работы над произведением.

2. Проанализировать предложенные конспекты уроков.

 

 

Практическое занятие №10

Детская книга как учебный материал
на уроках литературного чтения

 

1. Учебный материал по внеклассному чтению, принципы отбора.

– тематика детского чтения (с учётом изменений в программе),

– видо-жанровые особенности литературы,

– объём, структура и формат книг,

– типы издания, особенности оформления обложки и книги.

2. Система усвоения учащимися элементов библиотечно-библиографической помощи.

3. Требования к знаниям, умениям и навыкам по внеклассному чтению.

 

Литература

1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. М.,1991.

2. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. М., 2001.

3. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. М., 2001.

4. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности. М., 1999.

5. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение на основном этапе формирования читательской самостоятельности. М., 2000.

6. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. М., 1981.

7. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. М., 1983.

8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3 классе. М.,1985.

9. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу: Пособие для занятий внеклассным чтением в подготовительных классах, 1982.

10. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу. М., 1982.

11. Джежелей О.В. В мире книг. Таблицы по внеклассному чтению. М., 1984.

12. Программы общеобразовательных учебных заведений. Начальные классы. М.,1999.

Методические рекомендации

1. Изучите общие свойства, типы и разновидности детских книг, посетите детскую библиотеку и подготовьте сообщения: а) Справочная литература для младших школьников; б) Серии книг и их назначение; в) Детская периодическая печать; г) Рекомендательная библиография. По данному вопросу необходимо подобрать литературу, соответствующую этапам формирования читательской самостоятельности.

3. Проанализируйте программы и учебники по литературному чтению (система Л.В. Занкова, «Школа 2100», «Школа XXI века»:

а) задачи, определяющие умения и навыки самостоятельной работы с книгой;

б) требования к читательскому кругозору;

в) приёмы работы с книгой на уроке литературного чтения;

г) внеурочная самостоятельная работа с книгой.

 

Практическое занятие №11-12

Организационно-методическая
система обучения учащихся-читателей

(уроки и фрагменты уроков по обучению детей работе с книгой)

 

1. Подготовительный этап обучения работе с детской книгой.

2. Начальный этап обучения работе с детской книгой.

3. Основной этап обучения работе с детской книгой.

4. Работа с детской книгой на уроках литературного чтения.

Литература

(см. список к предшествующему занятию)

Дополнительная литература

Статьи в журнале «Начальная школа»:

1. Джежелей О.В Сущность и специфика домашних заданий к урокам внеклассного чтения.-1983.– №7. С.15.

2. Ефросинина Л.А. Работа с детской книгой в период обучения грамоте. 1983. – №7. С.47.

3. Козлова Л.В. Работа с детскими книгами на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 2003. №8. С.56.

4. Кубасова О.В. О подготовке и проведении уроков внеклассного чтения в 1 классе // Начальная школа. 1979. №12. С.25.

5. Канакина В.П. Работа с таблицами «В мире книг» // Начальная школа. 1984. №6.

6. Кубасова О.В. Специфика урока переходного типа // Начальная школа. 1984. №3. С.43.

7. Кубасова О.В. Упражнения по ориентировке в книгах // Начальная школа. 1987. №10. С.21.

8. Мозылевская Г.И. Нестандартные формы работы с детской книгой // Начальная школа. 1995. №3.

 

Методические рекомендации

В составе творческой группы подготовьте конспект типового урока на одном из этапов формирования читательской самостоятельности (всего 4 конспекта – тему см. в планировании уроков в методических пособиях.

Приготовьте необходимый учебный и наглядно-дидактический материал по теме урока (книжная выставка, «коллективки», таблицы, плакаты для внеклассного чтения, библиографические карточки по требованиям этапа обучения), проведите игровой урок.Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие тенденции проявляются в программах по чтению на современном этапе?

2. Каковы основные принципы систематизации учебного материала в современных книгах для чтения?

3. Сформулируйте основные литературоведческие положения, определяющие методику работы над текстом.

4. Какие особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками нужно учитывать при организации обучения?

5. Из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности?

6. Как в современной методической науке определяется навык чтения и его компоненты?

7. Что предполагает сознательное прочтение художественного произведения?

8. В чем сущность каждого из трёх этапов процесса формирования навыка чтения?

9. Назовите типичные ошибки учащихся начальных классов при чтении. Где и когда целесообразно их исправлять, если произведение художественное?

10. Назовите приёмы работы над правильностью чтения младших школьников.

11. Охарактеризуйте приёмы работы над беглостью чтения учащихся.

12. В чём заключается методика обучения скорочтению В. Зайцева?

13. Из учебных книг по чтению подберите вопросы и задания, ориентирующие на понимание: а) фактического содержания; б) подтекста; в) авторского и личного отношения к написанному.

14. В чём своеобразие восприятия подтекста литературного произведения и его эмоциональной стороны?

15. Каковы способы объяснения значений слов? Проиллюстрируйте их примерами.

16. Охарактеризуйте каждое из средств выразительности чтения.

17. Каковы методические условия использования грамзаписей (магнитофонных записей) с целью обучения выразительности чтения?

18. Что такое «партитура чтения»? Когда и зачем она составляется в классе на уроке?

19. В чём состоит отличие художественного произведения от научно-художественного, научно-познавательного и публицистического?

20. Какие методические средства можно использовать для подготовки детей к восприятию художественных произведений и научно-познавательных текстов?

21. В каких случаях имеет смысл знакомить учащихся с биографией автора произведения и в каком объёме?

22. Перечислите способы первоначального знакомства младших школьников с текстом. От чего зависит их выбор?

23. Назовите основные направления анализа литературного произведения.

24. Каковы назначение и методика работы над планом произведения?

25. Расскажите о методике обучения детей краткому пересказу.

26. Что такое творческий пересказ? Каковы требования к его проведению?

27. Какова методика обучения словесному иллюстрированию?

28. Что такое драматизация? В каких формах она может проводиться?

 

Практические задания

1. Пользуясь предложенным учебным материалом, спланируйте работу:

а) по подготовке к выразительному чтению произведения;

б) составлению «партитуры» выразительного чтения текста;

в) подготовке к первичному восприятию произведения;

г) проведению анализа произведения;

д) обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся при работе над произведением;

е) составлению плана произведения;

ж) подготовке к одному из видов пересказа прочитанного текста;

з) литературно-методическому анализу произведения;

и) подготовке к иллюстрированию, драматизации,

к) коллективному рассматриванию детской книги.

2. Используя методический аппарат учебных книг, подберите задания различной методической направленности для самостоятельной работы над произведением.

3. Выполните анализ конспекта (или фрагмента) урока с точки зрения соответствия требованиям к организации урока.

4. Выполните анализ книги в соответствии с требованиями к ней на одном из этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.

 

I. Дополнительные вопросы (экспресс-контроль)

Перечислить (назвать, представить):

а) задачи, решаемые на уроках чтения;

б) характеристику и принципы построения учебных книг по чтению;

в) этапы формирования навыка чтения;

г) качества чтения и приёмы работы над одним из них;

д) основные этапы работы над произведением;

е) приёмы подготовки к первичному восприятию;

ж) виды работы с текстом;

з) типы уроков и этапы одного из них;

и) виды работы на обобщающем уроке;

к) этапы литературно-методического анализа произведения;

л) виды самостоятельной работы на уроках чтения;

м) типы вопросов для анализа литературного произведения;

н) структура урока внеклассного чтения на одном из этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников;

о) элементы книги;

п) требования к детской книге на одном из этапов её использования на уроках внеклассного чтения.

 

Контрольная работа: Проектирование урока литературного чтения.

 

III. Методика языкового образования и речевого развития

Практическое занятие №1-2

Содержание обучения и структура школьного курса
русского языка

 

Вопросы для обсуждения:

1. Состав и структура программ по русскому языку

· содержание объяснительной записки;

· разделы программы, их взаимосвязь;

· принципы отбора содержания курса русского языка;

· виды знаний и умений;

· основные различия между программами.

2. Реализация концепции развивающего языкового образования в учебниках «Русский язык»:

1) систематизированный учебный материал, особенности его подачи,

2) аппарат организации усвоения:

– организация познавательной деятельности, обобщения и систематизации учебного материала;

– разнообразие упражнений по функциям, видам деятельности учащихся;

– личностно ориентированный подход,

– инструктивные предписания,

3) наглядно-иллюстративный материал,

4) справочный материал;

5) аппарат ориентировки в учебнике.

 

Литература

1. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. М.: Дрофа, 2001.

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования // Начальная школа (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. №41. С. 5-13.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.027 с.)