Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классиф-я уроков лит.чтения: (по осн.дидакт. цели)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Русский язык как учебный предмет. Содержание, принципы, методы обучения русскому языку в начальных классах. Специфика русского языка заключается в том, что он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Составляющими процесса обучения являются: - цели и задачи обучения - подходы к организации обучения - содержание обучения - принципы и методы обучения - средства обучения - учебный процесс (деятельность учителя и деятельность ученика) Цель обучения русскому языку – научить школьников полноценно пользоваться языком во всех видах речевой деятельности в разных речевых сферах применения языка. Для достижения этой цели необходимо: - обучить элементарному чтению и письму по-русски - сформировать каллиграфические навыки - сформировать у детей знание о языке и умение этими знаниями пользоваться - сформировать основные речевые понятия и умения ими пользоваться Содержание обучения русскому языку составляют разделы: речь, текст, предложение, звуки и буквы, части речи, слово, состав слова, правописание слов Подходы к обучению определяют цели и содержание обучения, принципы отбора материалов, отбор средств, методов и приёмов обучения. Новые направления обучения русскому языку: - системно-функциональный (овладение знаниями в системе языка) - компетентностный (лингвистическая, языковая, культуроведческая) - коммуникативный-деятельностный (предусматривает овладение знаниями о системе языка с целью создания условий для эффективного общения в различных речевых системах). Принципы обучения: - общедидактические - лингвистические (развития мышления и речи, обучения языку на коммуникативной основе, учёта знаковой системы природы языка и др.) Слово методика означает теорию преподавания какого-либо предмета. Предметом методики является процесс овладения языком и речью в условиях обучения. Задачи методики: - определение целей методики обучения русскому языку (зачем изучать?) - определение содержания обучения русскому языку (чему учить?) - разработка способов обучения предмету, методов, приёмов обучения (как учить?) - определение методов контроля за усвоением знаний (как контролировать усвоенное) - исследование сравнительной эффективности метода (почему так, а не иначе) Методы обучения: - общедидактические - лингвистические (языкового анализа, языкового синтеза, конструирования текста)
2. Особенности обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения. Существует 2 типа школ: с бел. и рус. языками преподавания. Курсы эти имеют много общего, но, не смотря на совпадения в объёме материала, целей обучения, принципов и методов обучения, существуют отличия. Рус. и бел. языки считаются близкородственными, т.к. элементы сходства преобладают над различиями. При переносе языковых явлений в систему др.яз. наблюдаются случаи транспозиции и интерференции. Положительный перенос называется транспозицией, т.е. переносятся явления, совпадающие в системе 2-х языков. Интерференция – отрицательный перенос, или проникновение несовпадающих элементов в систему другого языка. Отличительной особенностью методики преподавания русского языка в бел. школах являются использование дифф.-системного принципа, в соответствии с которым изучению подлежит вся система каждого из языков. Но при этом материал чётко деформируется и распределяется по степени совпадения и несовпадения языковых явлений. Реализация этого принципа требует решения ряда проблем: -проблема отбора содержания (она предусматривает сопоставительный анализ систем двух языков и отбор специфических явлений русск. языка, не совпадающих с системой бел.) Обязательно должна быть опора на явления, совпадающие в системах языков, потому материал системы 2-го языка, не должен опережать материал системы 1-го. - использование методики преподавания русского языка - это подразумевает знакомство со всей системой языка, но разработку особой системы обучения в случае несовпадений явлений. В школах с бел. яз. преподавания введён устный курс «Журавлик», который выполняет адаптационную функцию и направлен на формирование элементарной русской речи. Вводится в 1 классе. Главные задачи курса: - формирование умения на слух различать речь русскую и белорусскую - формирование первоначальных навыков литературного произношения - обогащение словаря школьников лексикой русского языка - формирование умений и навыков, необходимых для создания элементарных высказываний по-русски - формирование культуры речи - привитие интереса к русскому языку Начальный курс рус.яз. должен иметь ярко выраженную коммуникативную направленность: - язык должен изучаться для общения и в процессе общения - обучение языку должно иметь систематизирующую направленность, что связано с использованием заданий на конструирование - обучение должно носить корректирующий характер (направленность), он связан с исправлением и предупреждением интерференции.
3.Типология и структура уроков русского языка. Основные требования к уроку. Типы уроков по психол.-педагогическим этапам усвоения уч.материала: *вводный, *тренировочный, *контрольный (проверочный), *закрепление ЗУНов, *урок самост. работы, *урок с исп. ТСО, *урок практич. работы, *комбинированный, *урок повторения, *обобщающий, *усвоение новых знаний. Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспеч-щая его целенаправленную действенность. Классиф-ия уроков развития речи: 1)подготовка проведения изложения; 2)подготовка провед.сочинения; 3)урок работы над ошибками и анализ творческих работ. Клас.уроков обучения грамоте: •по основному виду речевой деят-ти: 1)обуч.чтению; 2)обучение письму; 3)комбинир-ый урок чтения и письма; 4)обучение чтению и внеклассное чтение. Разновидности уроков обуч.грамоте: ¤уроки подготовит. периода ¤уроки знак-ва с новой буквой; ¤уроки закрепл. Изученных букв; ¤уроки послебукварного периода. Классиф-я уроков лит.чтения: (по осн.дидакт. цели) *ур.чтения и анализа худ.произведения; *ур. обобщения(по разделу, по нескольким произведениям); *контрольно-диагностич.урок(проверка навыка чтения, уровень сформир-ти читат.умений); *урок внекл. чтения; *комбинир.урок. Основные требования к уроку. 1.Целенаправленность 2.Правильно организованная речевая направленность ур. 3. Организация работы по развитию каллиграфических навыков (чистописанию) - коллективная и индивидуальная форма работы - обязательный образец учителя на доске - опора на анализ графических ошибок детей - связь с темой урока (по возможности) 4. Организация сопутствующего повторения 5. Словарная работа на каждом уроке (1-2 новых слов в неделю) - увидеть, произнести, подчеркнуть орфограммы -подобрать однокоренные слова - осмысление (лексическое значение однокоренных слов) Структура комбинированного урока Традиционной является следующая структура комбинированного урока: 1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; 2. проверка домашнего задания; 3. проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; 4. изложение нового материала; 5. первичное закрепление изученного материала; 6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Специфика оценки результатов учебной деятельности 3-4 классов Оценка результатов учебной деятельности учащихся III и IV классов проводится по 10-балльной шкале. При осуществлении всех видов контроля (поурочного, тематического, промежуточного, итогового) результаты учебной деятельности учащихся оцениваются отметками от 1 до 10 баллов включительно. Необходимый и обязательный объем знаний, умений и навыков младших школьников определен образовательными стандартами и программами по каждому учебному предмету. Недопустимо снижение отметки в целях наказания учащихся за нарушение дисциплины, забытые учебники и тетради, спортивную форму.
Содержание и методика обучения первоначальному чтению (по периодам). Подготовительный Основной После букварный Подготовительный период. Задача этого периода заложить основы для успешного овладения учащимися чтением и письмом. Методика знакомства с основными языковыми понятиями речь, предложение, слово, слог, ударение, звук. Это происходит на добуквенной ступени в подготовительный период. Основные требования методики: 1) После введения нового понятия на всех последующих уроках обязательно организуется их повторение и закрепление на материале практических упражнений. 2) На каждом уроке организуется работа по развитию речи. 4 основных направления: Текст – развитие связной речи. Предложение – Слог – Звук – звуковая культура речи. 3) Введение в работу способов действия и способов проверки. Основной период. 1) Звуковой анализ слов с выделением нужных звуков (слова можно ввести через загадку, работа ведется со схемой). 2) Выделение звуков и их характеристика (гласный – согласный, твердый – мягкий). 3) Развитие фонематического слуха – подбор слов с новыми звуками или игры а распознавание нужных звуков. 4) Знакомство с буквой: Приемы: · Предъявление буквы которой на письме обозначается выделенный звук. · Показ буквы в разном шрифтовом оформлении. · Сравнение заглавной и строчной буквы. · Сравнение печатной и письменной буквы. · Поэтапный анализ печатной буквы. · Сравнение буквы с конкретным предметом (игра на что похожа буква). · Сравнение с ранееизученными буквами. 5) Конструирование буквы: Приемы: · Обводка пальчиком контура буквы в букваре (тактильная память). · Письмо в воздухе (рука на локотке). · Составление буквы из готовых элементов. · Дорисовывание буквы. · Показ с помощью пальцев рук. · Выкладывание из счетных палочек. · Вырывание из листа бумаги. · Конструирование из разных материалов. 6) Печатание буквы или работа с кассой букв. 7) Игры на распознавание букв. Два типа игр: 1.Узнай букву – единый принцип игры закрыть элементы или часть буквы и узнать ее (закрывается обычно нижняя часть буквы). 2.Упражнение на распознавание буквы в тексте (русский методист 19 века Н.А.Корф, рекомендовал прием запоминания буквы в ее естественном окружении, т.е.среди других букв): · Ученики в любом тексте находят и подчеркивают букву изучаемого звука. Методика работы со слогом. 1) Обучение чтению прямого слога: С+Г. 2) Отработка чтения прямого слога: · Чтение на основе разных приемов (по аналогии сориентировано на гласный). · Игра на тренировку чтения слогов. 3) Индивидуальная и коллективная работа по слоговым таблицам: · Чтение столбиков по вертикали, по горизонтали, чтение снежным комом. · Чтение слогов по мотивам известной песни (Н.А.Зайцев). · «Домик» - составление слов из слогов. 4) Обучение чтению слогов различной структуры: ГС, СГС, СГСС (март), ССГ (сто), СССГ (страна), ССССГ (встреча), ССГС (крот). 5) Самостоятельное составление учащимися слогов, замена в них отдельных букв и прочтение новых слогов (с кассой или печатанием). Содержание и методика обучения основам русской фонетики и графики.
Фонетика – наука о звуковой стороне языка, изучает способы образования звуков речи, их изменение в речевом потоке, их роль в функционоровании языка. Фонетика изучает: Звуки речи; Их позиция и историческое чередование; Слогоделение; Ударение; Фонетическое (звучащее) слово. Графика – раздел языкознания, изучающий средства письменности, т.е. знаки, которые используются на письме, их соотношение со звуковой стороной языка. Изучает: Буквы; Их соотношение со звуками; Знаки препинания и выделения; Абзац; Условные подчеркивания и шрифтовые выделения. Задачи изучения фонетики и графики в НШ ( 4 основные): 1. развитие фонематического слуха (умение различать и выделять отдельные звуки в слове, устанавливать их последовательность) 2. формировать правильное произношение звуков 3. усвоение букв русского алфавита и развитие уменя соотнести их с соответствующими звуками 4. овладение позиционным (слоговым) принципом русской графики Наиболее трудные случаи русской графики: Обозначение звука й на письме; Роль букв э, е, ё, ю, я; Обозначение мягкости согласных; Употребление ь и ъ; Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Система звуков и букв русского языка: 42 звука: 36 согласных, 6 гласных. Этапы работы: 1. формирование представления о звуках речи как строит-м материале звучащего слова. Мет. работы: беседа о звуке речи как строит материале языка (2 вывода: -слово., кот. мы произносим состоит из звуков; -слово состоит не из любых звуков, а из звуков человеч. речи). 2. формир-е умения выделять из слов отд. звуки. Мет. работы: способ выдел. звуков в слове- протяжное произношение каждого звука в слове. 3. Формир-е представ. о способе фиксации звука на письме, т.е. знакомство с буквой. Мет. работы: игра- шифровальщик – ученики придумывают слово и зашифровывают его, каждый звук нужно обозначить. Другие ученики должны отгадать слово. Вывод: буквы нам нужны для обозначения звуков на письме. 4. Наблюдение над соотношением звуков и букв. Мет. работы: упражнение фиксирующее внимание на соотношение и различие двух понятий(звук и буква). Напр.: какие звуки обозначает эта буква. Типы упражнений: 1. фонетический анализ и синтез слов; звуковой, слогово-звуковой, звуково-буквенный анализ слов; определение характера выделяемого звука, установление их особенностей, местоположения, позиции; составление слов из букв, звуков, слогов, подбор слов на заданные слоги, звуки. 2. использование моделей и схем при проведении звуко-буквенного анализа. 3. наблюдения над фонетическими явлениями в тексте, их выявление и объяснение. 4. игровые и занимательные формы работы: нахождение букв, спрятанных в изображении предметов; занимательные стхи о буква, слогах;игры со схемами; игры на изъятие, замену, перестановку слогов, букв с наблюдением смысловых результатов этой замены; игры типа «буква заблудилась»
9. Содержание и методика работы по изучению состава слова и элементов словообразования. Роль работы над составом слова: 1. развитие речи и обогащение словарного запаса 2. развитие языкового чутья и мышления 3. основа для сознательного овладения правописанием Основные содержательные линии: 1. Знакомство со значимыми частями слова (приставка, корень, суффикс, окончание) 2. Знакомство со значением морфем 3. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова 4. Практическое знакомство с элементами словообразовательного анализа и синтеза. Анализ – разбор слова по составу и поиск производного слова. Синтез – образование слов при помощи приставки и наиболее употребляемых суффиксов. Последовательность изучения: 1. родственные слова; 2. корень слова; 3. однокоренные слова; 4. окончание; 5. суффикс; 6. приставка. Система работы по изучению состава слова: 1 класс: пропедевтическая работа: наблюдение над образованием новых слов (без введения терминов и понятий); игры игры с элементами словообразовательного анализа, синтеза («Почему так назвали?», «Сделай маленьким», «Сделай большим» «Назови ласково» и т.д.); 2 класс: первичный этап изучения частей слова: введение понятия корень слова, однокоренные слова; наблюдение за лексическим значением слова и единообразным написанием корня в однокоренных словах; освоение простейших способов проверки безударных гласных и парных согласных на конце корня слова; 3 класс: основной этап изучения состава слова: закрепление понятий корень, однокоренные слова (введение новых понятий: приставка суффикс окончание); выделение значимых частей слова, разбор слова по составу; подбор однокоренных слов, слов с заданными приставками, отличать приставки от предлогов; основные правила правописания корня, приставок, суффиксов. 4 класс: этап обобщения и закрепления знаний в связи с изучением морфологии (части речи). Понятия морфемики: состав слова, основа слова, корень слова, однокоренные слова, сложное слово, приставка, суффикс, окончание. Понятия словообразования: образование слова, гнездо (семейство) однокоренных (родственных) слов, значение корня, значение приставки, суффикса. (Учащиеся используют, к примеру такую фразу: слово образовано от такого-то слова с помощью приставки и т.д.)
10. Формирование орфографических навыков младших школьников и развитие орфографической зоркости. Методика работы над орфографическим правилом.
Сущ. 5 разделов в русской орфографии: 1) правописание значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание); 2) слитное, раздельное, дефисное написание; 3) употребление строчных и прописных букв; 4) правописание переноса слов; 5) графическое сокращение. Орфографический навык – это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленить из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и др. Необходимо различать орфографическое умение и орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость – способность учащихся обнаруживать орфограмму. Приёмы: - звукобуквенный анализ слова; -письмо под диктовку с пропуском букв на месте орфограмм; - диктанты; - нахождение и подчеркивание орфограмм в записанных словах; - упражнение в нахождении всех орфограмм в записанных словах; - упражнение в нахождении всех орфограмм в слове независимо от того, изучены они или нет; - подбор слов с той же орфограммой, которая имеется в данном слове; - группировка слов по орфограммам; - составление опорных таблиц с опознавательными признаками орфограмм. На 1 этапе формируется орфографическая зоркость, на 2 и 3 – орфографические умения. Орфограмма – это написание, которое надо проверять с помощью правила или по словарю. Вводится термин в 3 классе. Последовательность введения понятия: - Установить несоответствии в произношении и написании слов. Сравниваем произношение и написание на основе звукобуквенного анализа. - Учитель сообщает, что написание, требующее проверки, мы будем называть словом «орфограмма». - Объяснение понятий «найти орфограмму», «найти опасное место», «подчеркнуть орфограмму». Орфографическое правило (ОП) – предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. В правиле выделяют условия и норму проверки (где и что делать). Виды орфографических правил:- одновариантные (правила указания, или запрещения);- двухвариантные (правила указания для выбора одного из двух вариантов написания);- правила-инструкции (правила предписания к выполнению действий, само правило не указывает написание вариантов, а только подсказывает приём проверки);- правила-алгоритмы (правила вооружающие способом действия). Методика работы над орфографическим правилом. Учитываются 3 основных момента: 1) раскрытие сущности правила; 2) формулировка; 3) обучение пользоваться правилом в практике при письме. Раскрыть сущность ОП – выяснить, написание какой части слова, какой орфограммы данным правилом устанавливается и какие признаки при этом являются ведущими. Этапы работы с ОП: 1. Подготовка учащихся к восприятию ОП. Учитель определяет, какие фонетические, грамматические, морфологические опознавательные признаки орфограммы присутствуют в данном правиле и организует их необходимое повторение или закрепление. 2. Объяснение ОП: а) учитель объясняет; б) проблемная ситуация. 3. Применение ОП. 4. Пооперационный контроль за формир. ОД
Виды речи. Основные направления над развитием речи младших школьников. Требования к речи учащихся.
Язык – развивающая система навыков, которая служит для формирования выражения представления человеком об окружающем мире, а также для цели коммуникации. Речь – одно из средств общения с помощью языка. Мышление – процесс опосредованного отражения жизни с помощью языка. Виды речи: Внешняя –речь, обличенная в звуки или в граф. знаки,обращённая к другимМонологДиалог Внутренняя – непроизнесённая и не написанная,«мысленная» речь,обращена к самому себе - Устная – звуковая, характеризуется опред. инф. средствами (темп речи, повышение и понижение голоса, паузы…). Письменная. Основные направления по развитию речи младших школьников: Для того, чтобы речь была осмысленной необходимо: - Расширять кругозор людей - Ознакомиться с системой языка -Научить отбирать содержание в соответствии с замыслом -Научить правильно воспринимать высказывание Система работы: - Произносительный уровень. Эта работа предусматривает формирование навыков правильного произношения слов, постановку дикции, формирование интонационных умений - Словарно-лексичесая работа. Работа над количественной стороной словаря, обогащение словаря Условия систематичности в развитии речи -Последовательность упражнений (и понимание конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) Требования к речи учащихся: - Содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях. Жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач. Учитываются возрастные возможности и интересы мл. школьников - Логика – определяется хорошим знанием предмета. Требования: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания - Точность предполагает: умение говорящего или пишущего не просто передать факты наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому - Богатство языковых средств, их разнообразие. Умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. - Ясность речи, т. е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания. От условий обмена информацией - Выразительность – речь яркая, красивая и убедительная, отсутствие слов «паразитов», просторечных слов - Правильность – соответствие литературной норме. Различают правильность Грамматич(образование морфологических форм, построение). Орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – произносительную, орфоэпическую. Содержание и методика лексической работы в начальных классах. Содержание: Методические основы организации работы на лексическом уровне имеют две главные задачи, стоящие перед учеником и учителем: · задача обогащения словаря учащихся; · задача активизации словаря. Русский язык как учебный предмет. Содержание, принципы, методы обучения русскому языку в начальных классах. Специфика русского языка заключается в том, что он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Составляющими процесса обучения являются: - цели и задачи обучения - подходы к организации обучения - содержание обучения - принципы и методы обучения - средства обучения - учебный процесс (деятельность учителя и деятельность ученика) Цель обучения русскому языку – научить школьников полноценно пользоваться языком во всех видах речевой деятельности в разных речевых сферах применения языка. Для достижения этой цели необходимо: - обучить элементарному чтению и письму по-русски - сформировать каллиграфические навыки - сформировать у детей знание о языке и умение этими знаниями пользоваться - сформировать основные речевые понятия и умения ими пользоваться Содержание обучения русскому языку составляют разделы: речь, текст, предложение, звуки и буквы, части речи, слово, состав слова, правописание слов Подходы к обучению определяют цели и содержание обучения, принципы отбора материалов, отбор средств, методов и приёмов обучения. Новые направления обучения русскому языку: - системно-функциональный (овладение знаниями в системе языка) - компетентностный (лингвистическая, языковая, культуроведческая) - коммуникативный-деятельностный (предусматривает овладение знаниями о системе языка с целью создания условий для эффективного общения в различных речевых системах). Принципы обучения: - общедидактические - лингвистические (развития мышления и речи, обучения языку на коммуникативной основе, учёта знаковой системы природы языка и др.) Слово методика означает теорию преподавания какого-либо предмета. Предметом методики является процесс овладения языком и речью в условиях обучения. Задачи методики: - определение целей методики обучения русскому языку (зачем изучать?) - определение содержания обучения русскому языку (чему учить?) - разработка способов обучения предмету, методов, приёмов обучения (как учить?) - определение методов контроля за усвоением знаний (как контролировать усвоенное) - исследование сравнительной эффективности метода (почему так, а не иначе) Методы обучения: - общедидактические - лингвистические (языкового анализа, языкового синтеза, конструирования текста)
2. Особенности обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения. Существует 2 типа школ: с бел. и рус. языками преподавания. Курсы эти имеют много общего, но, не смотря на совпадения в объёме материала, целей обучения, принципов и методов обучения, существуют отличия. Рус. и бел. языки считаются близкородственными, т.к. элементы сходства преобладают над различиями. При переносе языковых явлений в систему др.яз. наблюдаются случаи транспозиции и интерференции. Положительный перенос называется транспозицией, т.е. переносятся явления, совпадающие в системе 2-х языков. Интерференция – отрицательный перенос, или проникновение несовпадающих элементов в систему другого языка. Отличительной особенностью методики преподавания русского языка в бел. школах являются использование дифф.-системного принципа, в соответствии с которым изучению подлежит вся система каждого из языков. Но при этом материал чётко деформируется и распределяется по степени совпадения и несовпадения языковых явлений. Реализация этого принципа требует решения ряда проблем: -проблема отбора содержания (она предусматривает сопоставительный анализ систем двух языков и отбор специфических явлений русск. языка, не совпадающих с системой бел.) Обязательно должна быть опора на явления, совпадающие в системах языков, потому материал системы 2-го языка, не должен опережать материал системы 1-го. - использование методики преподавания русского языка - это подразумевает знакомство со всей системой языка, но разработку особой системы обучения в случае несовпадений явлений. В школах с бел. яз. преподавания введён устный курс «Журавлик», который выполняет адаптационную функцию и направлен на формирование элементарной русской речи. Вводится в 1 классе. Главные задачи курса: - формирование умения на слух различать речь русскую и белорусскую - формирование первоначальных навыков литературного произношения - обогащение словаря школьников лексикой русского языка - формирование умений и навыков, необходимых для создания элементарных высказываний по-русски - формирование культуры речи - привитие интереса к русскому языку Начальный курс рус.яз. должен иметь ярко выраженную коммуникативную направленность: - язык должен изучаться для общения и в процессе общения - обучение языку должно иметь систематизирующую направленность, что связано с использованием заданий на конструирование - обучение должно носить корректирующий характер (направленность), он связан с исправлением и предупреждением интерференции.
3.Типология и структура уроков русского языка. Основные требования к уроку. Типы уроков по психол.-педагогическим этапам усвоения уч.материала: *вводный, *тренировочный, *контрольный (проверочный), *закрепление ЗУНов, *урок самост. работы, *урок с исп. ТСО, *урок практич. работы, *комбинированный, *урок повторения, *обобщающий, *усвоение новых знаний. Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспеч-щая его целенаправленную действенность. Классиф-ия уроков развития речи: 1)подготовка проведения изложения; 2)подготовка провед.сочинения; 3)урок работы над ошибками и анализ творческих работ. Клас.уроков обучения грамоте: •по основному виду речевой деят-ти: 1)обуч.чтению; 2)обучение письму; 3)комбинир-ый урок чтения и письма; 4)обучение чтению и внеклассное чтение. Разновидности уроков обуч.грамоте: ¤уроки подготовит. периода ¤уроки знак-ва с новой буквой; ¤уроки закрепл. Изученных букв; ¤уроки послебукварного периода. Классиф-я уроков лит.чтения: (по осн.дидакт. цели) *ур.чтения и анализа худ.произведения; *ур. обобщения(по разделу, по нескольким произведениям); *контрольно-диагностич.урок(проверка навыка чтения, уровень сформир-ти читат.умений); *урок внекл. чтения; *комбинир.урок. Основные требования к уроку. 1.Целенаправленность 2.Правильно организованная речевая направленность ур. 3. Организация работы по развитию каллиграфических навыков (чистописанию) - коллективная и индивидуальная форма работы - обязательный образец учителя на доске - опора на анализ графических ошибок детей - связь с темой урока (по возможности) 4. Организация сопутствующего повторения 5. Словарная работа на каждом уроке (1-2 новых слов в неделю) - увидеть, произнести, подчеркнуть орфограммы -подобрать однокоренные слова - осмысление (лексическое значение однокоренных слов) Структура комбинированного урока Традиционной является следующая структура комбинированного урока: 1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; 2. проверка домашнего задания; 3. проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; 4. изложение нового материала; 5. первичное закрепление изученного материала; 6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.018 с.) |