Обучение младших школьников культуре речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение младших школьников культуре речи



1. Требования к культуре речи.

2. Речевые ошибки и недочёты.

а) нарушение норм литературного языка;

б) нарушение коммуникативной целесообразности речи.

3. Задачи и содержание работы по культуре речи.

а) обогащение запаса языковых средств в речи учащихся;

б) предупреждение и исправление речевых ошибок и недочётов в использовании средств языка.

4. Упражнения по культуре речи.

Литература

1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985.

2. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

3. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987. С.321, 294-403.

4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000. С.426-436.

5. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996. С.274-283.

6. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. 1979. №4, 5.

7. Соловейчик М.С. О содержании работы по культуре речи // Начальная школа. 1979. №3.

8. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом. М 1988. С.121-124.

Методические рекомендации

1. В методике существует несколько классификаций ошибок. Одна из них, традиционная, представлена в пособии [1, с. 148-156], [3].
C другой, в большей мере учитывающей разграничение понятий «язык» – «речь», ознакомьтесь по источникам: [5] или [4], [6], [7].

2. Оформить картотеку детских речевых ошибок и недочётов, воспользовавшись указанной литературой. Как вы представляете себе использование в работе картотеки детских речевых погрешностей?

3. Распределите приведённые ниже погрешности по двум группам: а) грамматические ошибки, б) речевые недочёты. Укажите их виды и дайте им обоснование.

С весёлым писканьем из кустов вылетели птенцы; у берёзки семь дуплов; грузовик застрял в лужу, на полдник нам давали разные сладкости; вдруг моя правая лыжня хрустнула и сломалась; отгремели февральские метели; мороз щипает щёки; мальчики разделились на две кучи; Лена сказала, что мне брат разрешил; я расскажу небольшой рассказ; я хорошо ездию на велосипеде; воздух был прозрачен, чистый, свежий; лебедь сел на воду и загнул крылья.

4. О содержании работы см. [5], [7]. Распределение работы по различным грамматико-орфографическим темам может быть прокомментировано по представленной в пособии [5, с.280] таблице.

5. Назовите тип ошибок и охарактеризуйте особенности каждой группы; укажите темы курса русского языка, где необходима работа над ними. 1) а) моё фамилие, вкусная повидла, новый полотенец; б) упала грабля, пролилась чернила, покатилась санка, красивые иллюминации, мокрые одежды; в) мало стулов, пять разов, килограмм яблоков, группа девочков; г) стоит в угле, шишки на лбе; д) в польте, на пианине, рядом с метром.

2) для её, с ей, ихние.

3) хочут, хотит, ездию, ехай, бежат, убегли, стери.

6. Охарактеризуйте виды работ на уроках русского языка, направленные на совершенствование точности, богатства, выразительности речи школьников (см. [1, с. 24-31], [5, с. 323]). Познакомьтесь с конкретными примерами упражнений по культуре речи, приведёнными в пособии [4, с. 124-130, задачи 18-20], [9, с. 281-282] или в статьях М.С. Соловейчик [8, с. 23-24, 30-34]. Определите, к какому виду относится каждое упражнение, какую дидактическую задачу оно позволяет решать. Внесите упражнение в свою картотеку.

7. Укажите раздел курса, предполагаемую тему урока и вид упражнения. Охарактеризуйте его обучающий смысл.

От слов, обозначающих действия, образуйте однокоренные названия предметов. Выделите те части речи, которые помогли это сделать: Поить – …, кормить – ….

8. На уроках закрепления по теме «Местоимение» третьеклассникам было дано для анализа предложение: Если бы Илья Муромец сел на Алёшиного коня, он бы не выдержал. От учащихся требовалось, во-первых, дать своё понимание этой фразы (она возможна в трёх вариантах); во-вторых, объяснить, почему возможно различное толкование предложения. С какой целью давалось задание? Какой вывод должен был последовать?

9. В детском изложении текста «Вьюга» много повторов слов. Способы их устранения различны. Укажите их.

Мальчик с Жучкой шёл из школы. Они сбились с дороги. Мальчик упал. Жучка стала выть, звать на помощь. Из деревни пришли ребята. Ребята начали откапывать мальчика. Жучка помогла им откопать мальчика. Мальчика откопали и отнесли в избу. Мальчик был спасён.

 

IV. Методика правописания и культуры письма

Практическое занятие №1

Развитие орфографической зоркости

1. Понятие «орфограмма» в курсе русского языка. Виды орфограмм.

2. Знакомство с понятием «орфограмма».

3. Упражнения в умении обнаруживать орфограммы.

Литература

1. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // Начальная школа. 1991. №8.

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

6. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996.

Дополнительная литература

1. Использование карточек-орфограмм для формирования орфографической зоркости // Начальная школа. 1996. №1.

2. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. 1989. №8.

3. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? // Начальная школа. 1992. №9-10. 1994. №12.

4. Острикова Т.А. Способы обозначения орфограмм в процессе их изучения // Начальная школа. 2004. №1. С.38-42.

5. Савельева Л.В. Учет опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения // Начальная школа. 1999. №12.

6. Шашкова В.Ф. Развитие орфографической зоркости учащихся // Начальная школа. 2002. №8.

Методические указания

1. Познакомьтесь с некоторыми определениями учителей на вопрос, что такое орфограмма, и решите, можно ли, опираясь на эти определения, научить детей правильно и достаточно полно находить орфограммы в тексте. Почему? Какое из определений содержит указание на признак орфограмм, но, во-первых, этот признак вторичен, а во-вторых, его использование на ранних этапах обучения малоэффективно?

Орфограмма – это место в слове, а) где возможна ошибка; б) где при письме возникает трудность; в) где требуется применение правила; г) где звук слышится неясно; д) где пишется не так, как слышится.

2. Сравните несколько определений понятия «орфограмма». Какой единый опознавательный признак в них указан?

а) Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определённому орфографическому правилу (Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. Я. Леканта).

б) Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух (П.С. Жедек);

в) Орфограмма – это случай письма, где при неизменном произношении возможен выбор букв (М.М. Разумовская).

2. Выпишите из учебников русского языка определение понятия «орфограмма». Какой опознавательный признак в них указан?

Сравните списки орфограмм: объём, виды орфограмм.

Укажите основные приёмы графического выделения орфограмм [7].

3. Подготовьте фрагмент урока «Знакомство с понятием «орфограмма» в 1 классе: а) наблюдение за звучащими словами;

б) выделение одинаковых звуков;

в) установление факта: одинаковые звуки могут обозначаться разными буквами;

г) формулирование вывода о том, что звуку в определённой позиции доверять нельзя;

д) уточнение позиции звуков, когда им при обозначении доверять нельзя.

Или проанализируйте соответствующие фрагменты уроков [см.: 6, 9].

2. По методическим пособиям для учителя к учебникам русского языка проанализируйте уроки знакомства с признаками орфограмм.

3. Выделяя из обилия орфографических упражнений те, которые направлены на развитие рассматриваемого умения, следует принять во внимание, что есть два типа таких заданий: на нахождение орфограмм в предъявленном тексте (списывание, фонетико-орфографический разбор) и в словах (тексте), заданных на слух (письмо «с дырками»);

4. Докажите, что основными условиями успешного формирования орфографической зоркости являются: 1) знание детьми признаков основных орфограмм; 2) развитое умение слышать звучащее слово;
3) систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм, т.е. в постановке орфографических задач.

 

Практическое занятие №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.008 с.)