Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение младших школьников культуре речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Требования к культуре речи. 2. Речевые ошибки и недочёты. а) нарушение норм литературного языка; б) нарушение коммуникативной целесообразности речи. 3. Задачи и содержание работы по культуре речи. а) обогащение запаса языковых средств в речи учащихся; б) предупреждение и исправление речевых ошибок и недочётов в использовании средств языка. 4. Упражнения по культуре речи. Литература 1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985. 2. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001. 3. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987. С.321, 294-403. 4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000. С.426-436. 5. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996. С.274-283. 6. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. 1979. №4, 5. 7. Соловейчик М.С. О содержании работы по культуре речи // Начальная школа. 1979. №3. 8. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом. М 1988. С.121-124. Методические рекомендации 1. В методике существует несколько классификаций ошибок. Одна из них, традиционная, представлена в пособии [1, с. 148-156], [3]. 2. Оформить картотеку детских речевых ошибок и недочётов, воспользовавшись указанной литературой. Как вы представляете себе использование в работе картотеки детских речевых погрешностей? 3. Распределите приведённые ниже погрешности по двум группам: а) грамматические ошибки, б) речевые недочёты. Укажите их виды и дайте им обоснование. С весёлым писканьем из кустов вылетели птенцы; у берёзки семь дуплов; грузовик застрял в лужу, на полдник нам давали разные сладкости; вдруг моя правая лыжня хрустнула и сломалась; отгремели февральские метели; мороз щипает щёки; мальчики разделились на две кучи; Лена сказала, что мне брат разрешил; я расскажу небольшой рассказ; я хорошо ездию на велосипеде; воздух был прозрачен, чистый, свежий; лебедь сел на воду и загнул крылья. 4. О содержании работы см. [5], [7]. Распределение работы по различным грамматико-орфографическим темам может быть прокомментировано по представленной в пособии [5, с.280] таблице. 5. Назовите тип ошибок и охарактеризуйте особенности каждой группы; укажите темы курса русского языка, где необходима работа над ними. 1) а) моё фамилие, вкусная повидла, новый полотенец; б) упала грабля, пролилась чернила, покатилась санка, красивые иллюминации, мокрые одежды; в) мало стулов, пять разов, килограмм яблоков, группа девочков; г) стоит в угле, шишки на лбе; д) в польте, на пианине, рядом с метром. 2) для её, с ей, ихние. 3) хочут, хотит, ездию, ехай, бежат, убегли, стери. 6. Охарактеризуйте виды работ на уроках русского языка, направленные на совершенствование точности, богатства, выразительности речи школьников (см. [1, с. 24-31], [5, с. 323]). Познакомьтесь с конкретными примерами упражнений по культуре речи, приведёнными в пособии [4, с. 124-130, задачи 18-20], [9, с. 281-282] или в статьях М.С. Соловейчик [8, с. 23-24, 30-34]. Определите, к какому виду относится каждое упражнение, какую дидактическую задачу оно позволяет решать. Внесите упражнение в свою картотеку. 7. Укажите раздел курса, предполагаемую тему урока и вид упражнения. Охарактеризуйте его обучающий смысл. От слов, обозначающих действия, образуйте однокоренные названия предметов. Выделите те части речи, которые помогли это сделать: Поить – …, кормить – …. 8. На уроках закрепления по теме «Местоимение» третьеклассникам было дано для анализа предложение: Если бы Илья Муромец сел на Алёшиного коня, он бы не выдержал. От учащихся требовалось, во-первых, дать своё понимание этой фразы (она возможна в трёх вариантах); во-вторых, объяснить, почему возможно различное толкование предложения. С какой целью давалось задание? Какой вывод должен был последовать? 9. В детском изложении текста «Вьюга» много повторов слов. Способы их устранения различны. Укажите их. Мальчик с Жучкой шёл из школы. Они сбились с дороги. Мальчик упал. Жучка стала выть, звать на помощь. Из деревни пришли ребята. Ребята начали откапывать мальчика. Жучка помогла им откопать мальчика. Мальчика откопали и отнесли в избу. Мальчик был спасён.
IV. Методика правописания и культуры письма Практическое занятие №1 Развитие орфографической зоркости 1. Понятие «орфограмма» в курсе русского языка. Виды орфограмм. 2. Знакомство с понятием «орфограмма». 3. Упражнения в умении обнаруживать орфограммы. Литература 1. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // Начальная школа. 1991. №8. 2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002. 3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987. 4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990. 5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001. 6. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996. Дополнительная литература 1. Использование карточек-орфограмм для формирования орфографической зоркости // Начальная школа. 1996. №1. 2. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. 1989. №8. 3. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? // Начальная школа. 1992. №9-10. 1994. №12. 4. Острикова Т.А. Способы обозначения орфограмм в процессе их изучения // Начальная школа. 2004. №1. С.38-42. 5. Савельева Л.В. Учет опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения // Начальная школа. 1999. №12. 6. Шашкова В.Ф. Развитие орфографической зоркости учащихся // Начальная школа. 2002. №8. Методические указания 1. Познакомьтесь с некоторыми определениями учителей на вопрос, что такое орфограмма, и решите, можно ли, опираясь на эти определения, научить детей правильно и достаточно полно находить орфограммы в тексте. Почему? Какое из определений содержит указание на признак орфограмм, но, во-первых, этот признак вторичен, а во-вторых, его использование на ранних этапах обучения малоэффективно? Орфограмма – это место в слове, а) где возможна ошибка; б) где при письме возникает трудность; в) где требуется применение правила; г) где звук слышится неясно; д) где пишется не так, как слышится. 2. Сравните несколько определений понятия «орфограмма». Какой единый опознавательный признак в них указан? а) Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определённому орфографическому правилу (Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. Я. Леканта). б) Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух (П.С. Жедек); в) Орфограмма – это случай письма, где при неизменном произношении возможен выбор букв (М.М. Разумовская). 2. Выпишите из учебников русского языка определение понятия «орфограмма». Какой опознавательный признак в них указан? Сравните списки орфограмм: объём, виды орфограмм. Укажите основные приёмы графического выделения орфограмм [7]. 3. Подготовьте фрагмент урока «Знакомство с понятием «орфограмма» в 1 классе: а) наблюдение за звучащими словами; б) выделение одинаковых звуков; в) установление факта: одинаковые звуки могут обозначаться разными буквами; г) формулирование вывода о том, что звуку в определённой позиции доверять нельзя; д) уточнение позиции звуков, когда им при обозначении доверять нельзя. Или проанализируйте соответствующие фрагменты уроков [см.: 6, 9]. 2. По методическим пособиям для учителя к учебникам русского языка проанализируйте уроки знакомства с признаками орфограмм. 3. Выделяя из обилия орфографических упражнений те, которые направлены на развитие рассматриваемого умения, следует принять во внимание, что есть два типа таких заданий: на нахождение орфограмм в предъявленном тексте (списывание, фонетико-орфографический разбор) и в словах (тексте), заданных на слух (письмо «с дырками»); 4. Докажите, что основными условиями успешного формирования орфографической зоркости являются: 1) знание детьми признаков основных орфограмм; 2) развитое умение слышать звучащее слово;
Практическое занятие №2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.008 с.) |