ТОП 10:

Организация работы над орфографическим правилом



1. Виды орфографических правил, связи между отдельными правилами.

2. Методика работы над орфографическим правилом.

Литература

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. 1999. №5-8.

5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. М., 2002.

6. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

7. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996.

Дополнительная литература

1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика в рифмовках занимательных: Книга для учителя. М., 1994.

2. Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки? // Начальная школа. 1994. №12.

3. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. В 2 кн.: Кн. для учителя. М., 2000.

Задания и методические рекомендации

По вопросу 1.

1. Решение орфографической задачи после обнаружения орфограмм предполагает применение орфографического правила. Что вы понимаете под орфографическим правилом? (см.: [3-5]).

2. Хорошей формулировкой считается та, которая содержит чёткий алгоритм выполнения действий. Пролистайте учебники русского языка, приведите примеры правил, содержащих точный алгоритм действий.

3. Большая часть орфографических задач в русском языке решается с помощью единого способа действия: «слабую позицию проверяй сильной» («опасное место» проверяй «безопасным»). Перечислите орфографические темы, при изучении которых младшие школьники осваивают именно этот способ действия. Проанализируйте, что лежит в основе группировки правил по учебникам русского языка (3 кл., ч.1, 4 кл.) Р.Н. Бунеева и др. (см.: Методические рекомендации).

4. Среди орфограмм русского языка есть немало таких, которые не связаны с общим законом письма или не подчиняются ему, а пишутся по особым правилам. Составьте перечень таких орфограмм, изучаемых в начальных классах.

По вопросу 2.

1. При работе над правилом выделяются этапы: 1) Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации или использования мотивирующих приёмов, цель которой – мотивация изучения правила. 2) Коллективное выведение правила. 3) Работа над формулировкой правила и уточнение необходимого способа действия. 4) Первичное закрепление. (См.: [1, 2, 5].

Проанализируйте урок знакомства с правилом написания слов с парными согласными в корне, предложенный в методических пособиях для учителя (на выбор). Все ли этапы рассмотрены авторами?

2. Подготовьте фрагменты уроков: 1) Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. 2) Правописание НЕ с глаголами. 3) Правописание Ъ.

3. Осознание орфографического правила является лишь начальным моментом его усвоения. Действительное овладение им происходит в процессе его применения. Применить правило – это значит выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций, поэтому учитель даёт или составляет с учащимися программу действий, алгоритм. Закрепление правила – это тренировка в заданном способе действий. Найдите в учебниках образцы рассуждений по правилу, подготовьте подробное комментирование действий на конкретном языковом материале.

4. Рассмотрите алгоритмы действий по следующим правилам: а) написание падежных окончаний имён существительных; б) правописание падежных окончаний прилагательных; в) проверяемые безударные гласные в корне слова; г) парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Возможен ли общий способ действия при решении орфографических задач по данным правилам?

5. Разработайте конспект урока знакомства с орфографическим правилом. При составлении конспекта необходимо:

1) Выявить сущность нового орфографического правила, обозначить комплекс фонетических, словообразовательных, грамматических знаний и умений, необходимых для его усвоения (на основе усвоенного учениками проблемного материала).

2) Подобрать языковой материал для организации наблюдений.

3) Выбрать эффективные приёмы постановки учебной задачи, знакомства с новым орфографическим правилом.

4) Обдумать процесс обучения применению правила.

5) Продумать возможности рационального использования наглядно-дидактического материала (схем, таблиц и т.п.).

6. Постройте урок обобщения правил, пользуясь предложенным планом и дидактическим материалом.

1) организация наблюдения над словами, записанными в столбик под диктовку с пропуском орфограмм.

2) Проведение рассуждения: чтобы вставить пропущенные буквы, надо применить правило: подобрать проверочное слово, такое, в котором «опасное» место стало бы безопасным для письма.

3) Уточните, каким должно быть проверочное слово для каждой из орфограмм.

4) Нахождение проверочных слов и повторное написание заданных слов без пропуска букв.

5) Вывод о том, что действовали при написании безударных гласных и «сомнительных» согласных одинаково: «опасное место» проверяли «безопасным».

 

Практическое занятие №3

Орфографические упражнения.
Методика их проведения и критерии выбора

1. Назначение орфографических упражнений.

2. Характеристика упражнений и методика их проведения.

3. Система упражнений. Критерии их выбора.

Литература

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990. 4. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

5. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996.

Дополнительная литература

1. Борисенко И.В. О речевом аспекте в обучении орфографии // Начальная школа. 1994. №5.

2. Буркова Т.В. Рабочая классификация диктантов // Начальная школа. 1989. №10.

3. Буркова Т.В. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию // Начальная школа. 2002. №10.

4. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. 1989. №8.

5. Квач В.В. Нужно ли практиковать в школе орфографическое проговаривание? // Начальная школа. 1995. №1.

6. Китаева Т.А. Кратковременный диктант, или Кратковременное комментирование // Начальная школа. 1992. №4; 1995. №3.

7. Кобызев А.И., Заморзаева Е.М. Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости учащихся // Обучение орфографии в восьмилетней школе. – М, 1979.

8. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников // Начальная школа. 1993. №11.

Методические указания

1. Для успешного формирования орфографических умений важно, чтобы дети были убеждены: грамотное письмо необходимо для удобства письменного общения, так как ошибки затрудняют понимание читаемого. Какими способами можно поддержать в детях эту убеждённость? (см. статью И.В. Борисенко).

2. Перед вами перечень некоторых видов упражнений. Опишите методику использования каждого из них и назовите орфографические умения, формирование которых они обеспечивают. Охарактеризуйте особенности возможных вариантов упражнений, приведите примеры из учебников русского языка.

1) Письмо с комментированием: а) подробным, с ответом в конце; б) с кратким доказательством.

2) Списывание с текста, не содержащего пропуска орфограмм, дополненное заданием: в случае, если орфограмма на изученное правило, доказать, что написано правильно.

3) Списывание с заданием: вставить пропущенные буквы, а перед словом привести доказательство.

4) Выборочное списывание с текста: а) без пропуска орфограмм; б) с пропуском орфограмм.

5) Нахождение и исправление специально допущенных орфографических ошибок.

6) Диктант «Проверяю себя».

7) Выборочный диктант.

8) Свободный диктант.

9) Задания «для товарища»: а) составление словарных диктантов (с пропуском орфограмм или без); б) выписывание предложений, текстов со словами на определённое правило (с пропуском орфограмм или без). Если можете, дополните этот перечень.

3. Осознанности орфографических действий способствует использование проблемных орфографических ситуаций:

а) несколько точек зрения и вопрос «С кем ты согласен?»;

б) ложное утверждение;

в) ошибочное решение задачи, неправильный способ действий;

г) дидактический материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех действий.

Подберите приёмы для своей картотеки, проиллюстрируйте некоторые из указанных выше типов заданий (см. статью Г.А. Цукерман [5], пособие [5, с. 45-50], учебники русского языка по программе «Школа XXI века»).

4. Если правило – это определённое предписание, руководство к действию, то в чём должно состоять первичное закрепление правила? Какой из перечисленных способов работы для этой цели самый предпочтительный?

а) Самостоятельная вставка детьми пропущенных букв с последующим объяснением; б) письмо с кратким комментированием: называются нужные буквы и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу И, потому что…); в) письмо с подробным комментированием всего хода решения (рассуждение с поэтому: поэтому пишу И).

Подготовьте образцы рассуждений на примере слова ст . льной.

Каковы условия перехода к двум другим видам заданий?

5. На примере правила правописания непроизносимых согласных покажите систему упражнений, направленных на формирование орфографического навыка.

 

Практическое занятие №4







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.007 с.)