ТОП 10:

Методика формирования компонентов навыка чтения



1. Работа над правильностью и беглостью чтения.

1.1. Виды и причины ошибок.

1.2. Приемы предупреждения и исправления ошибок.

1.3. Виды упражнений на развитие техники чтения.

1.4. Методика обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева.

2. Работа над сознательностью чтения.

3. Работа над выразительностью чтения.

4. Требования программы к навыкам чтения на разных годах обучения. Методика проверки сформированности навыка чтения.

Литература

1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Проверка умений и навыков чтения в конце учебного года // Начальная школа: плюс-минус. 1999. №4. С.73-75.

2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991 (или: Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. С.52).

3. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

5. Методика обучения чтению / Сост.Т.П. Сальникова. М., 2001.

6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997.

7. Оморокова И.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. М., 1990.

8. Программно-методические материалы. Чтение. Начальные классы. М., 2001.

9. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1994.

Дополнительная литература

10. Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2000. №11. С.31.

11. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. 1994. №11. С.41.

12. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителя. М., 1981.

13. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2001. №8. С.48.

14. Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее // Начальная школа. 2000. №2. С.32.

15. Кубасова О.В. Выразительное чтение. М., 2001.

16. Лагутина Т.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения // Начальная школа. 1994. №2. С.60.

17. Никандров Н.Д., Ситников Н.А. Скорочтение. Когда оно нужно, когда вредно // Начальная школа. 1994. №4. С.19.

18. Климанова Л.Ф. Причины ошибок при чтении и пути их предупреждения // Начальная школа. 1973. №11. С.16.

19. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. №4. С.19.

20. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальных классах // Начальная школа. 1999. №10. С.55.

21. Репкин В.В. Развивающее обучение и проблема орфографической грамотности // Начальная школа. 1999. №7. С.35.

22. Речь. Речь. Речь / Кн. для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1990.

23. Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыков чтения // Начальная школа. 1994. №6. С.46.

24. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Методическое пособие. М., 1995.

Методические рекомендации

1. При изучении темы следует опираться на основную литературу. По статьям из журнала «Начальная школа» и методическим пособиям подготовить аннотации, выписать приемы работы по формированию механизмов чтения, лежащих в основе правильности и беглости чтения, для методической копилки. Выделить виды ошибок учащихся при чтении, приемы их исправления.

2. Законспектировать материал, освещающий систему обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева. Подобрать тексты для зрительного диктанта по методике Т.И. Федоренко [См.: 1, 4 и 22], подготовить фрагмент урока со зрительным диктантом.

3. По статьям Пальченко И.Г. (ксерокопия), Быстровой Н.Л., Лагутиной Т.В., Никандрова Н.Д или Репкина В.В. выделите две точки зрения на обучение младших школьников скорочтению, выскажите свое мнение.

4. По 2-му вопросу на основе изучения литературы продумать в общих чертах ход работы над сознательностью чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника» (Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева «Капельки солнца»). Проанализировать методический аппарат учебных книг, привести примеры вопросов и заданий, направленных на отработку сознательности чтения.

5. По 3-му вопросу выписать приемы работы над некоторыми средствами выразительности чтения и речи [См.: 11, 14, 21; статьи в ж. «Начальная школа»: Агейкина З.А. (1984, №2, Дмитриева Е.Д. (1981, №5), Павлова Л.А. (1987, №7), Шпунтов А.И. (1992, №4), Мали Л.Д. (1990, №7), Коренюк Л.Ю. (1991, №10)]: а) дидактический материал для отработки логического ударения «Ответы на вопросы»
(5 карточек); б) дидактический материал для отработки дикции и организации артикуляционной зарядки (5-6 упражнений). Показать методику работы над выразительностью чтения по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» (фрагмент) или подобрать свои примеры. Составить партитуру (разметку) текста стихотворения и подготовиться к выразительному чтению.

6. Подберите упражнения для пятиминутки чтения, подготовьте фрагмент урока.

7. Сопоставьте требования 2-3 программ к навыкам чтения по годам обучения.

8. Подобрать текст для проверки навыка чтения в конце учебного года (класс по выбору). [См.:4,7, 12,18, 23]

 

Практическое занятие №4

Анализ содержания литературного произведения

Вопросы для обсуждения:

1. Составные элементы литературного анализа текста.

2. Пути (способы) анализа литературного произведения.

1) микроанализ (выборочный анализ):

· стилистический анализ;

· анализ развития действия;

· анализ художественных образов;

2)макроанализ:

· проблемный анализ;

· всесторонний (полный) анализ текста.

1. Работа над идеей литературного произведения.

 

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

2. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

3. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001

4. Соловейчик М.С. и др. Русский язык. Теория и практика обучения. М., 1994.

Дополнительная литература

1. Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения. В сб.: Обучение чтению младших школьников. М., 1981. С.74-84.

2. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. 2004. №3. С39-44.

3. Бунеева Е.В. Ещё раз о работе с текстом на уроках чтения // Начальная школа: плюс-минус. 1999. №10. С.18.

4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения// Начальная школа: плюс до и после. 2004. №11.

5. Васильева М.С. Формирование образных представлений на уроках чтения. В сб.: Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. М., 1978. С.61-70.

6. Ганичева Л.И. Работа над словом на уроках обучения грамоте и чтения. В сб.: Обучение чтению младших школьников. М., 1981. С.83-93.

7. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. М., 2003.

8. Лейбсов В.И. Образ или образное выражение? // Начальная школа. 1985. №3. С.51.

9. Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приёмы их анализа на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2004. №6. С.12-15.

10. Соболева О.В. и Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и учителя// Начальная школа: плюс до и после. 2002. №8.

 

Методические указания

1. По первому вопросу следует раскрыть сущность и структурные элементы анализа произведения, умения, формируемые в процессе анализа художественного произведения.

2. По второму вопросу покажите разные направления (способы) анализа конкретных произведений; сформулируйте идею, заложенную автором. Попробуйте определить конкретные задачи анализа каждого из текстов:

Примечание: Составляя фрагменты или конспекты уроков, определите цель и задачи, которые будут решаться в процессе работы над произведением. Постарайтесь обосновать целесообразность предлагаемых методов и приёмов.

 

Практическое занятие №5

Виды работы с текстом в процессе чтения
и анализа литературного произведения

 

Вопросы для обсуждения:

1. Беседа

· типы вопросов, требования к организации беседы;

· выборочное чтение;

· постановка вопросов самими учащимися, обучение учащихся постановке вопросов.

2. Иллюстрирование текста.

3. Методика работы над планом на уроках чтения

3.1. Виды плана и их характеристика. Место работы над планом на уроке в зависимости от жанра произведения.

3.2. Методика обучения умению составлять словесно-логический план. Требования к его составлению и содержанию.

3.3. Методика работы над иллюстрацией. Картинный план.

3.4. Методика обучения словесному иллюстрированию. Словесно-иллюстративный план.

4. Использование приёмов создания диафильма. Воображаемая экранизация литературных произведений.

Литература

1. Изволенская Л.И. Методика формирования умения составлять план // Начальная школа. 1990. №12. С.31.

2. Балакина В.К. Некоторые приёмы обучения учащихся начальных классов самостоятельной работе с книгой. В сб.: Усиление практической направленности в обучении младших школьников чтению. Сыктывкар, 1986.

3.Кочаровская З.Д., Оморокова М.И. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя // Начальная школа. 1980. №1. С.21.

4. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

5. Оморокова И.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. М., 1990.

6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М., 1991.

7.Соловейчик М.С. Русский язык. Теория и практика обучения. М., 1994.

 

Дополнительная литература

1.Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности // Начальная школа. 1991. №7. С.13.

2.Абдуллина А. Детское иллюстрирование как один из приёмов работы над произведением. 1 класс // Начальная школа. 1980. №4. С.33.

3.Граблова В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа. 2000. №11. С.10.

4.Камалова М.Х. Как я работаю с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» // Начальная школа. 1989. №4. С. 17.

5.Корепина Л. Работа с иллюстрациями на уроках чтения // Начальная школа. 1990. №2. С. 2.

6.Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа. 1991. №9. С. 26.

7.Пиче-Оол Т.С. Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстом // Начальная школа. 1991. №9. С.31.

8.Полозова Т. О некоторых особенностях направленности вопросов к произведениям литературы // Начальная школа. 1989. №4. С.25.

9.Яковлева В.И. О беседах по художественному произведению // Начальная школа. 1989. №7. С.19-24.

Задания:На основе изученной литературы по вопросам занятия, анализа методического аппарата учебных книг по чтению, методических пособий для учителя подготовьте фрагменты уроков и соответствующий наглядный материал (произведения на выбор).

 

Практическое занятие № 6

Методика обучения пересказу.
Литературное творчество младших школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о пересказе. Роль и значение пересказа в работе над произведением.

2. Виды пересказа и их характеристика.

Полный (подробный) пересказ:

а) своими словами:

б) близко к тексту.

Выборочный пересказ.

Сжатый (краткий) пересказ.

Творческий пересказ.

3. Требования к пересказу прочитанного, условия эффективности обучения учащихся пересказу.

4. Значение творческих работ на уроках чтения.

5. Драматизация и её разновидности.

6. Устные и письменные работы учащихся в связи с анализом литературных произведений.

Литература

1. Кочаровская З.Д., Оморокова М.И. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя // Начальная школа. 1980. №1. С.21.

2. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

3. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

4. .Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

5. Соловейчик М.С. Русский язык. Теория и практика обучения. М., 1994.

Дополнительная литература

1.Далина З.В. Использование аппликационно-мелового рисунка на уроках чтения // Начальная школа // Начальная школа. 1978. № 6. С.32.

2.Давыдова М.А. Музыкальные моменты на уроках чтения // Начальная школа. 1996. №7. С.37.

3.8. Кочаровская З.Д. Как учить детей учиться. В сб.: Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. М., 1976. С.64.

4.Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах // Начальная школа. 1981. №5. С.20.

5.Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ // Начальная школа. 1985. №3. С.61.

6.Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. М., 1990.

7.Первова Г.М. Условия успешности обучения пересказу // Начальная школа. 1986. №9. С.27.

8.Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного // Начальная школа. 1985. №1. С.50.

 

Задания:На основе изучения указанной литературы, 1) оформить памятки работы над разными видами пересказа; 2) проанализировать методический аппарат книг по чтению, методические пособия для учителя и показать методику обучения детей разным видам пересказа с использованием памяток, рабочей закладки. Кроме того, подберите примеры предлагаемых авторами учебников различных видов творческих работ, охарактеризуйте особенности организации литературного творчества учащихся, жанры, тематику устных и письменных работ младших школьников.

Практическое занятие №7







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.10 (0.022 с.)