Методика обучения письму слов с непроверяемыми написаниями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения письму слов с непроверяемыми написаниями



 

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика слов с непроверяемыми написаниями.

2. Организация усвоения учащимися написания непроверяемых слов.

– Этапы работы над словарными словами

– Приёмы и виды упражнений на усвоение написания слов из словаря.

– Методика обучения использованию орфографического словаря.

– Использование мнемонических приёмов и элементарных этимологических справок.

Литература

1. Ераткина В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям. Рязань, 1989.

2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1991.

3. Грушников. П.А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах. В кн.: Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах / Сост. П.А. Грушников. М., 1973. С.97.

4. Козлова В.П. Некоторые вопросы словарно-орфографической работы в начальных классах. Там же. С.118.

5. Кулакова И.Ф. Словарно-орфографическая работа при обучении орфографии. В кн.: Обучение орфографии в восьмилетней школе / Сост. М.М. Разумовская. М., 1974.

6. Срогович А.Т. Ох, эти трудные слова. Сыктывкар, 1998.

7. Статьи в журнале «Начальная школа»:

1) Арямова О.С., Мали Л.Д. Этимологический «словарик» слов с непроверяемым написанием. 1992. №2. С.19.

2) Пономаренко П.Г. О формах работы над усвоением слов, не проверяемых правилами. 1990. №4. С.36.

3) Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове. 1997. №1. С.83.

4) Захарова И.В. Работа над словами с непроверяемым написанием. 1993. №11. С.53.

5) Золотых Н.А. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка. 2001. №3. С.9.

6) Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря» 1990. №11. С.17.

7) Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над трудными словами. 1985. №4. С.24.

8) Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. 1998. №1. С.55.

9) Бакулина Т.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. 2000. №3. С.22 (или: Её же. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М., 2000).

10) Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. М., 2003.

11) Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка. 1999. №4. С.67.

 

Методические указания

1. Выясните, каким принципам орфографии подчиняется написание слов с непроверяемыми орфограммами. Какие методические выводы можно сделать на этой основе?

2. Проанализируйте орфографические словарики в учебниках русского языка. Все ли это слова с непроверяемыми написаниями? Чем отличаются словарики в разных классах и учебниках?

3. Выясните, из каких моментов складывается изучение словарных слов (уточнение значения, наблюдение над произношением и написанием и т.д.) (см.: [1, 6, 10]).

4. При ознакомлении со словарными словами должны быть задействованы различные анализаторы и их механизмы: зрительный, слуховой, рукодвигательный, смысловых ассоциаций, речедвигательный. Докажите этот тезис на конкретных примерах (с использованием наглядности). Проанализируйте «Орфографические тетради» по программам «Школа 211», «Школа XXI в.»

а) Подготовьте фрагмент урока знакомства учащихся с новым словарным словом.

б) Укажите, как реализуется принцип взаимосвязанного изучения разных сторон языка, связь классной и внеклассной работы по русскому языку при организации закрепления написания словарных слов.

5. Осознанному восприятию графического облика слов с непроверяемым написанием способствует приём письма их по памяти по следам орфографического разбора (подготовьте фрагмент урока).

6. Обратите внимание на значимость работы с орфографическим словарём и покажите методику его использования (подготовьте сообщение).

7. Запоминание слов облегчается их специальной группировкой, использованием мнемонических приёмов и элементарных этимологических справок [cм.: 7,16, 17] (подготовьте сообщения и дидактический материал).

8. Выписать на карточки упражнения, виды работ.

Методическая копилка

1. Этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями (оформить альбом на примере 1-2 слов, с использованием различных приёмов усвоения запоминания): введение, толкование лексического значения слова, обнаружение орфограммы, этимологическая справка, однокоренные слова, задания на группировку, связь с изучением грамматического материала, игровые приёмы, использование в контексте.

2. Приёмы организации работы с орфографическим словарём учебника русского языка.

 

Практическое занятие №5

Методика предупреждения
и исправления орфографических ошибок

1. Методика обучения орфографическому самоконтролю.

2. Орфографические ошибки учащихся, причины их возникновения.

3. Приёмы учёта орфографических ошибок учащихся.

4. Способы исправления неверных написаний учителем.

5. Организация коллективной и индивидуальной работы над ошибками.

Литература

1. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

2. Русский язык: Теория и практика обучения в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1996.

3.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

Дополнительная литература

1. Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М., 1998.

2. Краснокутская О.И. Работа с памяткой на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. №3

3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.

6. Обучение орфографии в восьмилетней школе / Сост. М.М. Разумовская. М., 1974.

7. Соловьёва З.А. Работа по предупреждению и исправлению ошибок – важнейшее условие обеспечения орфографической грамотности // Начальная школа. 1984. №4.

8. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников // Начальная школа. 1993. №11.

9. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке // Начальная школа. 2003. №6. С.82-86.

10. Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия его применения // Начальная школа. 2000. №6.

11. Целикова М.П. Какографические написания на уроке русского языка // Начальная школа. 2003. №6. С.86-88.

Задания и методические указания

1. Умение осуществлять самоконтроль – четвёртое из орфографических умений. Докажите, что оно опирается на три предыдущих, как бы замыкает их. Назовите действия, из которых складывается процесс самоконтроля. См.: [2].

2. Подготовьте сообщение «Использование приёма какографии при обучении младших школьников самопроверке» (см.: [12, 13, 14].

3. Является ли обучением орфографическому самоконтролю выполнение таких заданий:

1) нахождение орфограмм в тексте, не содержащем их пропуска;

2) диктант с обозначением всех орфограмм и выделением сомнительных знаком вопроса («Проверяю себя») см.: [2]?

3. Перед вами работа, проверенная учеником 3 класса. Какие действия выполнял школьник? В каких буквах усомнился до записи слова, а в каких – после? Какими приёмами орфографического самоконтроля он пользовался? Продемонстрируйте действия ученика в процессе орфографического самоконтроля.

?? / и / /

Н а ч е рёмух и к и стями в е сят крупны е вишн и. Н арябин. яг о ды сла д к ие, как вин. гра д.

4. Одним из условий, способствующих развитию орфографического навыка, является исследование видов ошибок, встречающихся в работах учащихся, и причин их возникновения. Изучение характера погрешностей может многое объяснить учителю и помочь в дальнейшей организации обучения. Раскройте этот тезис, обосновав тем самым значимость работы над ошибками. См. [3, 11].

5. «Мой ученик сделал ошибку в конце слова листва, потому что … Чтобы он увидел и исправил свою ошибку, я …. Письменно закончите эти предложения», – так начинает свою статью Г.А. Цукерман. См.: [11]. Выполните задание автора.

6. В орфографических ошибках младших школьников, наряду с объективными трудностями русской орфографии, чаще всего проявляется недостаточная сформированность у них отдельных орфографических умений или их комплекса. Объясните, как вы понимаете эту мысль. Решите, позволяет ли традиционный контрольный диктант диагностировать причины ошибок?

7. Из всех известных вам видов орфографических заданий выберите те, которые можно использовать для проверки у учащихся: 1) орфографической зоркости; 2) знания правила и умения его применять; 3) всего комплекса орфографических умений.

8. Младшие школьники охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Разработайте такие упражнения по темам курса русского языка. При этом продумайте: 1) с самостоятельной или коллективной работы следует начинать; 2) достаточно ли собственно исправления или необходимо ещё и обсуждение вопроса: чего не знал (не умел) ученик, допустивший ошибку; 3) как правильно поступить с ошибочно написанной буквой: стереть или написать другую или зачеркнуть и надписать правильную.

9. Продумайте возможности использования взаимопроверки учащимися их письменных работ для развития самоконтроля. Укажите условия, которые следует соблюдать. См. материалы об организации сотрудничества детей друг с другом [2, гл. II; 4, 12].

10. Приведённые ниже способы учительской правки орфографических ошибок расположите по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками. Подумайте над возможными критериями выбора способа исправления ошибки:

1) подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку; 2) неправильная буква зачёркнута; 3) на полях поставлен знак ошибки; 4) подчёркнуто слово с ошибкой; 5) слово с ошибкой подчёркнуто, в нём выделена часть слова с ошибкой; 6) на полях поставлен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи.

11. Сравните приводимую ниже памятку для работы над ошибками с другими, которые Вы встречали. В чём особенность этой памятки? См.: [1, 4, 5].

1) Найди предполагаемую ошибку (если она не обозначена).

2) Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её.

3) Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была записана неправильно, пропусти.

4) Реши, на какое правило ошибка.

5) Выполни нужные действия и вставь букву.

12. Раскройте мысль, высказанную К.Д. Ушинским, что дело должно вестись так, чтобы ошибки по возможности предупреждались, а не исправлялись. Продумайте, как следует обеспечить предупреждение ошибок в системе обучения в целом, а также при проведении конкретных работ.

Практическое занятие № 6

Методика организации учёта и проверки знаний, умений
и навыков учащихся по грамматике и орфографии

 

1. Значение своевременного контроля оценки результатов обучения русскому языку.

2. Возможные виды, формы, методы и приёмы организации контроля процесса усвоения грамматико-орфографического материала.

1) Содержание текущего, тематического, итогового контроля.

2) Методика организации фронтальной и индивидуальной, письменной и устной проверки, уплотненного опроса.

3) Методика оперативного контроля:

– виды тестирования;

– программированный контроль;

– использование перфопапок, перфокарт;

– сигнальные карточки.

4) Работа в динамических парах и группах. Использование разноуровневых заданий.

5) Методика проведения контрольного диктанта.

3. Характеристика цифровой и словесной оценки. Вопрос об оценивании учащихся. Способы фиксации результатов контроля.

4. Требования к порядку ведения и проверке контрольных и рабочих тетрадей по русскому языку.

Литература

1. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе // Начальная школа. 1999. №8. С.93.

2. Контроль и оценка результативности обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. №4. С.10-20 (законспектировать).

Или: Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М.: Дрофа, 2000. С.21-36.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 1-4 классов по русскому языку // Начальная школа. 1987. № 8.

3. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 32-39.

4. Из методического письма «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменной работы и проверке тетрадей» // Начальная школа. 1980. №11.

5. Суворова Г.Ф. Учёт знаний и навыков // Методика грамматики и орфографии в начальных классах. М., 1979. С.71-85.

6. Уткина Н.Г. Контроль за качеством знаний учащихся. В кн.: Пути и средства достижения прочности знаний по русскому языку. М.: Просвещение, 1978.

 

Дополнительная литература

1. Болотник Л.В. Мониторинг уровня подготовки по русскому языку учащихся 4-х классов, обучающихся по учебнику «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла; Сб. материалов. М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. С.323-330. (или: Бунеева Е.В., М.А. Яковлева. Русский язык. 3 (4) класс: Методические рекомендации для учителя. М., 2002).

2. Волошкина О.И. Тесты. Русский язык. Начальная школа: Учебно-методическое пособие. М., 1999.

3. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. М., 1978.

4. Статьи в ж. «Начальная школа»:

1) Базарова О.Л., Шиц И.Н. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения. 2001. №3.

2) Вантеева Л.Д. и др. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля.1999. №5.

3) Дарина Т.Ю. Использование элементов программирования при изучении безударных гласных в корне. 1999. №12.

4) Иванина Н.Ю. Тестовые задания по русскому языку. 1997. №2.

5) Карпова Н.В. Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения. 2004. №1. С.27-33.

6) Козлова В.П. Письменная тематическая проверка орфографических навыков. 1985. №3

9) Плитинь Н.Н. Использование дидактических тестов для итогового контроля по русскому языку. 1994. №2

11) Рыскужина Р.С. Работа в парах сменного состава на уроках русского языка. 1998. №3.

12) Солдатова Г.А. О применении сигнальных карточек. 1991. №4.

13) Степных В.А. Использование сигнальных карточек при изучении падежей. 1986. №11.

14)Танина О.Ю. К вопросу об оценке знаний на уроках русского языка. 2001. №4. С.57.

15) Широких О.С. Ещё один способ контроля знаний учащихся. 1991. №2.

 

Методические указания

1. При изучении основной литературы обратить внимание на современные подходы к учету и контролю результативности обучения русскому языку.

2. Для иллюстрации ответа на второй вопрос изготовить наглядные пособия (не менее трех видов каждому студенту) и показать методику их использования в процессе проверки знаний, умений и навыков по русскому языку:

1) сигнальные карточки

2) блок-сигналы.

3) перфокарты, перфопапки разных видов

4) карточки для групповой работы

5) карточки с разноуровневыми заданиями для групповой работы

3. В творческих группах подготовить фрагменты уроков.

Задание для группы №1. Из сборника диктантов выбрать текст и подготовить фрагмент урока проведения контрольного диктанта по одной теме.

Задание для группы №2. Обдумать и проиллюстрировать организацию опроса по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». Продемонстрировать методику использования различных сигнальных карточек для устной проверки и карточек для письменной проверки знаний и умений.

Задание для группы №3. Обдумать и проиллюстрировать организацию проверки в парах сменного состава.

Задание для группы №4. Обдумать и проиллюстрировать организацию проверки с использованием разноуровневых карточек.

4. Законспектировать методическое письмо (см. литературу №1, 2).

· Определите отличительные особенности современных подходов к оценке результативности обучения.

· Укажите, в чем заключается гуманизация оценки результативности обучения русскому языку в начальных классах.

· Проанализируйте методические рекомендации по организации контроля результативности обучения по программам «Школа 2100», «Школа XXI в.», системе Л.В. Занкова.

 

Методическая копилка

1. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе // Начальная школа. 1999. №8. С.93. или:

Контроль и оценка результативности обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. №4. С.10-20 (законспектировать)

2. Наглядность:

а) сигнальные карточки

б) перфокарта или перфопапки общего типа

в) карточки для групповой работы

г) карточки с разноуровневыми заданиями для групповой
работы

д) блок-сигналы или круг-сигналы.

3. Альбом, отражающий этапы работы над 1-2 словами с непроверяемыми написаниями (введение, толкование лексического значения слова, обнаружение орфограммы, этимологическая справка, однокоренные слова, задания на группировку, связь с изучением грамматического материала, игровые приёмы, использование в контексте).

4. Приёмы организации работы с орфографическим словарём, учебником.

5. Проблемные орфографические ситуации:

а) несколько точек зрения и вопрос «С кем ты согласен?»;

б) ложное утверждение;

в) ошибочное решение задачи, неправильный способ действий;

г) дидактический материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех действий.

6. Памятка для работы над ошибками

1) Найди предполагаемую ошибку (если она не обозначена).

2) Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь
её.

3) Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от
которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была записана неправильно, пропусти.

4) Реши, на какое правило ошибка.

5) Выполни нужные действия и вставь букву.

7. Способы учительской правки орфографических ошибок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.061 с.)