ТОП 10:

Коллоквиум «Методика обучения правописанию»



Вопросы для обсуждения:

1. Что следует понимать под орфограммой? Назовите общие опознавательные признаки орфограммы. Что значит распознать орфограмму?

2. Дайте характеристику важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе по такому плану:

1) Название орфограммы.

2) Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные).

3. Раскройте понятие «орфографическая зоркость» и приведите примеры упражнений, способствующих её развитию.

4. Докажите, что основными условиями формирования орфографической зоркости являются: 1) знание детьми основных признаков орфограмм; 2) развитое умение слышать звучащее слово; 4) систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм, т.е. в постановке орфографических задач.

5. После обнаруживания орфограммы для решения орфографической задачи необходимо выяснить, в какой части слова она находится, а если орфограмма в окончании, то важно определить часть речи и необходимые грамматические признаки. Докажите справедливость тезиса.

6. Решение орфографической задачи после определения разновидностей орфограмм предполагает применение орфографического правила. Что вы понимаете под орфографическим правилом? Назовите виды правил, приведите примеры.

7. Назовите основные компоненты процесса работы над орфографическим правилом. При каких условиях изучение орфографического правила оказывается наиболее результативным?

8. Решение орфографической задачи – это выполнение действий на основе правила и способов проверки. На примере одной орфограммы покажите поэтапное решение орфографической задачи по алгоритму.

9. Успешное применение многих орфографических правил зависит от сформированности ряда грамматических умений. Проиллюстрируйте эту мысль примерами.

10. Назовите правила, сравнение и сопоставление которых способствует овладению учениками общими методами решения орфографической задачи.

11. По одной грамматико-орфографической теме подберите конкретные виды упражнений с учётом этапа работы над орфограммой.

1 этап – первоначальное закрепление навыка.

2 этап – узнавание орфограмм и применение правила на ограниченном материале.

3 этап – распознавание изученного правила среди других правил (орфограмм).

4 этап – начало автоматизации орфографического навыка.

5 этап – совершенствование орфографического навыка.

Что такое какография? Укажите её назначение, приведите примеры.

12. Перечислите действия, которые помогут ученику выполнить самопроверку. Как он может выразить сомнения в выборе буквы: а) в процессе письма, б) при последующей проверке написанного?

13. Что в системе правописания определяется правилами графики и что – правилами орфографии?

14. Определите характер ошибок, объясните их причины: землЕника, утЬуг, празник, решаИт, смотрЮт, пищЯ, потИнулись, семЙА, пАхоТка, кдому.

15.Сознательному исправлению ошибок помогают памятки. Покажите методику работы по исправлению орфографических ошибок по памятке.

16. Какие виды орфографических заданий можно использовать для проверки сформированности у учащихся орфографических умений?

 

Вопросы и задания к зачёту
по разделу «Методика орфографии»

1. Грамматическое и антиграмматическое направления в истории методики обучения правописанию.

2. Принципы русской орфографии.

3. Что в системе правописании определяется правилами графики и что – правилами орфографии?

4. Что понимается в учебниках русского языка под орфограммой? Дайте перечень орфограмм, изучаемых в начальных классах (учебник – на выбор).

5. Как связаны между собой понятия «орфографический навык» и «орфографическое умение»? Какова сущность каждого из орфографических умений?

6. Перечислите фонетические и грамматические умения, необходимые для формирования орфографических.

7. Какое содержание вкладывается в понятие «орфографическая зоркость»? Каковы условия её формирования у младших школьников?

8. Раскройте смысл тезиса и сформулируйте вытекающие из него методические выводы: «Развитый фонематический слух является базой для формирования орфографической зоркости».

9. Какие из упражнений для развития орфографической зоркости позволяют решать только эту задачу, какие – носят комплексный характер?

10. Как способы объяснения материала варьируются в зависимости от специфики орфографического материала?

11. Почему нужно проводить сопоставление правил? Подтвердите ответ примерами.

12. Назовите виды упражнений, направленных на обучение применению правила. В чем их сущность?

13. Какова роль элементов этимологического анализа при обучении орфографии? Какие ещё методы и приёмы целесообразны в работе с непроверяемыми орфограммами?

14. Как вы представляете себе процесс самопроверки, осуществляемый при обучении третьеклассником? Покажите письменно на любом тексте.

15. В чем должна состоять система обучения младших школьников орфографическому самоконтролю?

16. Формированию какого умения служит упражнение на списывание со вставкой пропущенных букв? Охарактеризуйте другие виды списывания.

17. Перечислите все виды диктантов. В чем специфика каждого из них?

18. Какова роль сочинений и изложений в формировании орфографического навыка?

19. Назовите виды орфографических ошибок и дайте характеристику каждого из них. Укажите возможные причины неправильных написаний.

20. Какие приемы исправления ошибок учителем известны в методике?

21. Укажите распространенные приёмы учета орфографических ошибок учащихся.

22. Как вы понимаете содержание процесса предупреждения ошибок?

 

V. Методика совершенствования речевой деятельности
младших школьников

Основная литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

2. Львов М.Р. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение. 1980. 240 с.

3. Львов М.Р.Методика развития речи младших школьников. М., 1985.

4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000.

6. Политова Н.И. Развитие речи учащихся в начальных классах на уроках русского языка. М., 1984.

7. Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов. М., 1992.

8. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1984.

9. Речь. Речь. Речь. : Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990. 336 с.

10. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик и др. М., 1999.

11. Действующие учебники и методические рекомендации для учителя по русскому языку и детской риторике.

Практическое занятие №1

Задачи и содержание работы
по развитию речи младших школьников

 

1. Цели и задачи развития речи в альтернативных программах и учебниках по русскому языку и детской риторике.

2. Направления работы (по уровням языка и сущности формируемых умений).

3. Лингвистические понятия, на основе которых строится речевая работа.

4. Структура, содержание, принципы отбора и систематизации материала по годам обучения.

5. Виды и формы организации работы по русскому языку

 

Методические рекомендации

На основе знакомства с основной литературой выделите цели и основные направления работы по развитию речи (см. [1-5,8]).

При анализе программ по русскому языку и по детской риторике изучите пояснительные записки. Среди целей и задач обучения русскому языку выделите цели и задачи развития речи. Анализируя программы по классам, выделите направления, место и результаты работы по развитию речи учащихся.

Анализируя учебники, выделите лингвистические понятия, на основе которых строится речевая работа, последовательность их усвоения по классам.

Лингвистические понятия 1класс 2 класс 3 класс 4 класс
         

 

При анализе программ и учебников определите специфику курса «Детская риторика»: предмет, задачи, смысловые блоки, их содержание и назначение. Принцип практической направленности обучения. Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам. Методы и приёмы преподавания.

 

Практическое занятие №2







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.009 с.)