ТОП 10:

Анализ учебных пособий по обучению грамоте



 

1. Задачи и назначение букваря (азбуки).

2. Принципы или основные идеи построения учебной книги.

3. Периодизация процесса обучения грамоте:

1) порядок и особенности введения теоретических понятий;

2) звуковой и звуко-буквенный анализ,

3) специфика использования приёма учебного моделирования;

4) особенности языкового материала для фонетического разбора и развития фонематического слуха, артикуляции, дыхания;

5) последовательность введения букв, характер заданий, способствующих их усвоению;

6) особенности организации усвоения слогового принципа русской графики;

7) игровой и занимательный материал;

8) принципы построения столбиков слов, возможности языковых наблюдений и обобщений;

9) виды иллюстраций, их назначение;

10) особенности текстового материала.

4. Развивающие, воспитательные и образовательные возможности учебника.

Литература

Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательными учреждениями // Начальная школа. 2002. №5. С.3.

Русская азбука / Сост. В.Г. Горецкий и др. М., 1999.

1. Научно-методические основы комплекта «Школа России» // Начальная школа. 2002. №7. С.3

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М., 1996.

Эльконин Д.Б. и др. Букварь М., 1992.

1. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. М., 1993.

2. Цукерман Г.А. Азбучные истины развивающего обучения // Начальная школа. 1991. №4.

3. О букваре, авт. Д.Б. Эльконин и др. // Начальная школа. 1994. №7 (или: Вестник образования. 1994. №5-6).

4. Проблемы школьного учебника. Вып.18. М., 1988. С.50-82.

Нечаева Н.В. и др. Букварь (Азбука). В 3-х частях. Самара, 1994 (2003).

1. Нечаева Н.В. Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 1994. №7. С.19 (или: Вестник образования. 1994. №5-6).

2. Нечаева Н.В. Обучение грамоте в четырёхлетней начальной школе // Начальная школа. 200. №9. С.3.

3. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. М., 1998.

Л.Е. Журова и др. Грамота. М., 2000.

1. Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под ред Н.Ф. Виноградовой. М., 1998.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Моя любимая азбука. М., 1998.

1. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по обучению грамоте для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина // Начальная школа. 1997. №8. С.3.

2. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по русскому языку «Первые уроки» для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Начальная школа. 2000. №8.

3. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой. М., 2002.

Полякова Э.И. Букварь. В 2-х ч. Сыктывкар.

1. Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001.

 

Методические указания

Анализ учебников по обучению грамоте позволит обобщить знания о разных системах обучения, полученные по разделу «Методика обучения грамоте». Работу предлагается вести по указанному выше плану. Для 631 группы является обязательным анализ учебника Э.И. Поляковой для школ Республики Коми.

 

Лабораторное занятие №1

Урок чтения на подготовительном этапе обучения грамоте

 

Задания: 1. Проанализируйте содержание подготовительного этапа обучения грамоте по учебным пособиям для первоклассников.

2. Познакомьтесь с разработками уроков к данному этапу обучения по методическим пособиям для учителя.

3. Посетите урок чтения, оформите стенограмму урока по следующей схеме:

Этапы урока, задачи Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Замечания
         

 

Проанализируйте урок по плану:

1) Тема, цели и задачи урока.

2) Структура урока, основные этапы, их соответствие программе, типу урока, цели.

3) Анализ каждого этапа урока с точки зрения:

· содержания (первоначальные лингвистические понятия, фонетические умения);

· применяемых методов, методических приёмов;

· организации деятельности учащихся;

· грамотности употребления терминологии, формулирования вопросов и заданий, отбора дидактического материала;

· реализации задач развития, в том числе формирования компонентов учебной, речевой деятельности и воспитания;

· учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:

- в распределении времени,

- в чередовании приёмов работы,

- в дозировке заданий.

4) Оборудование урока.

5) Результаты урока, реальное выполнение его целей и задач.

6) Оценивание учителем работы учащихся на уроке.

7) Особенности педагогического мастерства учителя.

 

Лабораторное занятие №2

Урок чтения (письма) на основном этапе обучения грамоте

1. Изучение учебно-методической литературы.

2. Посещение урока чтения (письма) и его протоколирование.

3. Методический анализ урока.

 

Схема анализа урока

1. Тема, цель и задачи урока.

2. Тип урока. Последовательность, логичность, взаимообусловленность структурных элементов урока.

3. Организация учителем работы, направленной на развитие фонематического слуха, усвоение детьми звуков и букв, соотношение звуков и букв.

4. Содержание работы по формированию навыка чтения:

– приёмы обучения позиционному чтению;

– приёмы организации чтения слов в столбиках и их эффективность;

– подготовка учащихся к чтению текста;

– эффективность приёмов работы с текстом;

– место и содержание работы над отдельными компонентами навыка чтения;

– обучение учащихся чтению про себя.

5. Содержание работы по формированию графических навыков и усвоению элементов каллиграфии:

– приёмы показа образца;

– предупреждение возможных ошибок;

– работа над элементами каллиграфии;

– организация самооценки и самоконтроля.

6. Подготовка учащихся к усвоению грамматики и орфографии

7. Место работы по развитию речи.

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и уровня их подготовленности к обучению грамоте:

- в распределении времени;

- в чередовании приёмов работы;

- в дозировке заданий;

- в соблюдении гигиенических норм.

9. Приёмы организации учебной деятельности.

10. Лингвистическая грамотность отбора языкового материала, употребления терминологии, формулировки вопросов и заданий.

11. Оборудование урока.

12. Результаты урока, реальное выполнение его целей и задач.

13. Оценивание учителем работы учащихся на уроке.

14. Особенности педагогического мастерства учителя.

 

Методическая копилка

1. Упражнения на развитие фонематического слуха.

2. Приемы усвоения букв.

3. Игровые приемы обучения чтению слогов, слов.

4. Тесты на определение ведущей руки.

5. Тесты на выявление уровня подготовленности детей к обучению чтению и письму.

6. Обобщающие таблицы: «Лента букв», «Город Буквоград», «схемы-человечки», буквенные «домики» (схематические изображения с методическими описаниями).

7. Карточки с комментированием последовательности начертания букв.

8. Элементы-шаблоны букв.

9. Таблица тактирования букв.

10. Абак, высотный домик (для чтения слогов).

11. Наборное полотно (схема-чертеж).

12. Сигнальные карточки (синий, зеленый, красный цвет).

13. Опорные схемы для обобщения сведений о работе букв.

14. Материал для физминуток.

15. Задания для коррекции трудностей звукопроизношения, чтения и письма.

16. Библиографическая картотека (по желанию).

17. Скороговорки, загадки.

 

Примечание: дидактический материал №14-17 пополняется постепенно – до 7-8 семестров.

 

Вопросы и задания к зачёту
по разделу “Методика обучения грамоте”

 

1. Знакомство с первыми лингвистическими понятиями.

2. Особенности проведения слого-звукового анализа в альтернативных системах обучения.

3. Принципы расположения букв в альтернативных букварях. Лингвистический смысл решения вопроса.

4. Место, задачи и методика проведения звуко-буквенного анализа на уроках письма.

5. Аналитико-синтетические упражнения.

6. Развитие дикции и артикуляции.

7. Обобщение знаний учащихся о знакомых буквах.

8. Приёмы чтения слогов разной структуры в «Русской азбуке».

9. Задачи обучения на уроках чтения и письма в подготовительный период.

10. Гигиенические условия письма.

11. Подготовка к обучению письму.

12. Задачи обучения на уроках чтения и письма в основной период.

13. Знакомство детей с правилом, регулирующим обозначение мягкости (твёрдости) согласных при чтении и письме.

14. Специфика обучения чтению и письму слов с буквами Е, Ё, Ю, Я, Й.

15. Приёмы обучения чтению слов в столбиках.

16. Методика организации чтения текста букваря.

17. Диагностика подготовленности детей к обучению грамоте.

18. Реализация дифференцированного подхода к учащимся при обучении грамоте.

19. Дидактические игры, целесообразные при обучении грамоте.

20. Виды букварных иллюстраций, их назначение. Приёмы работы с ними.

21. Направления орфографической работы в период обучения грамоте.

22. Технология выполнения орфографических упражнений.

23. Знакомство с элементами лексической системы языка.

24. Знакомство со словообразованием, формообразованием.

25. Знакомство с признаками предложения.

26. Методика использования материалов “Прописей”.

27. Приёмы обучения учащихся взаимодействию в парах и группах.

28. Задания для упражнения учащихся в инициативном учебном сотрудничестве с учителем.

29. Обучение культуре речевого поведения в период обучения грамоте.

30. Виды речевых заданий на основе текстов и иллюстраций букварей (или прописей).

 

Контрольная работа: Проектирование урока по литературному чтению.

II. Методика литературного чтения и работы
с детской книгой

Практическое занятие №1-2

Характеристика программ и учебных книг
по литературному чтению

1. Цели и задачи программы, ее отличительные особенности.

2. Принципы отбора текстового материала и построения курса литературного чтения.

3. Программное содержание.

4. Критерии литературного развития учащихся.

5. Учебные пособия для учащихся и методические материалы для учителя.

5.1. Методическая концепция оформления учебных книг.

5.2. Особенности отбора теоретического материала.

5.3. Методический аппарат учебников, характер вопросов и заданий.

5.4. Виды иллюстраций и их назначение.

Литература

1. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2001.

2. Сосновская О.В. Литературное чтение в начальной школе // Начальная школа. 2003. №9. С.15.

I. М.В. Голованова и др. Родная речь (программа «Школы России»)

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

2. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2001.

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение в начальных классах// Начальная школа. 1993. №7. С.4.

4. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. О новом цикле учебников по чтению для начальной школы // Начальная школа. 1993. №7. С.15.

5. Горецкий В.Г., Голованова М.В. Распределение текстового материала учебника по чтению «Родная речь». 1999. №10. С.62.

II. Серия «Свободный ум» (программа «Школа 2100»)

1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М.: «Баласс», 2001.

2. Программа по чтению / Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Начальная школа. 1995 №12. С.4.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Новые книги для чтения из серии «Свободный ум» // Начальная школа. 1993. №7. С.21; 1997. №8.

4. Методические разработки уроков чтения по книгам серии «Свободный ум» для 1, 2, 3, 4 классов / Авт. О.В. Пронина, Э.В. Аркадьева. М., последнее издание.

III. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (программа «Школа XXI века»)

1. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» для четырехлетней начальной школы // Начальная щкола. 2000. №8. С.20.

2. Беседы с учителем: Первый (второй класс) четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана Граф, 1999.

3. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Начальная школа XXI в.». М., 2001.

IV. В.А. Свиридова, Н.А. Чуракова. Литературное чтение
(система Л.В. Занкова)

1. Программы общеобразовательных учреждений по системе Л.В. Занкова. Начальные классы. М., последнее издание.

2. Чуракова Н.А. О курсе «Литературное чтение» для 1 класса четырехлетней начальной школы // Начальная школа.2000. №9. С.9.

Методические рекомендации

Анализ вариативных программ и учебников следует организовать в составе одной из четырех творческих групп. Для этого изучить пояснительную записку программы по литературному чтению, выделить разделы программы, подготовить их краткую характеристику; познакомиться с информационно-методическими материалами или статьями в журнале «Начальная школа», методическими пособиями для учителя. При анализе учебников по чтению выделить страницы, на которые следует обратить внимание однокурсников.

 

Практическое занятие №3







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.014 с.)