Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательно ли выполнение всех заданий учебника

Поиск

Количество заданий на ознакомление с каждым звуком и формирование умения вычленять и сочетать звуки несколько больше, чем число уроков, отведенное учебной программой. Это дает учителю возможность отобрать материал для урока, а часть заданий использовать для самоподготовки учащихся и индивидуальных занятий.

Не следует игнорировать задания по раскрашиванию и дорисовыванию предметов на картинках, оправдываясь тем, что "они отнимают много времени". Напротив, благодаря своей многофункциональности они способствуют эффективности обучения. Дети с интересом выбирают из предложенных им рисунков те, в названиях которых имеется требуемый звук, а затем с удовольствием раскрашивают выбранные рисунки или дорисовывают недостающие детали. Эти действия готовят кисть руки к письму, развивают мышление, переключают учащихся на другой вид деятельности, что обеспечивает им некоторый отдых.

Ознакомление с буквами

Основное назначение рассматриваемого пособия, как неоднократно говорилось, – развитие восприятия речи, формирование звукового анализа и синтеза. Это значит, что внимание и деятельность детей направлены в основном на звуки речи, а не на буквы.

Ученики лишь знакомятся с печатными буквами, обозначающими соответствующие звуки: А, а; О, о; ы; У, у; И, и; Э, э Их постоянно используют дети, заменяя в схемах звукового состава слов фишки, обозначающие гласные звуки, буквами. В пособии имеются также упражнения, направленные на соотнесение звука с буквой, но не включены задания по изучению самой буквы. Однако каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена учащимися. Учителю необходимо использовать для этой цели разнообразные методические рекомендации, имеющиеся в литературе.

В период подготовки к обучению грамоте наиболее целесообразен интегрированный урок: одна часть урока отводится на устную работу по уточнению фонематических представлений учащихся, по звуковому анализу и синтезу, практическому ознакомлению с предложением, а другая часть – на подготовку к формированию графического навыка письма (Рекомендуется использовать тетрадь на печатной основе (см.: Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать – Смоленск, 1998)) (4 раза в неделю) и на ознакомительное чтение детской художественной литературы (другие 4 раза в неделю).

Творчество учителя

(Материал подготовлен И.Н.Павленко, зам. директора учебно-воспитательного комплекса "Детский сад – начальная школа" № 1633 Москвы.)

Учебное пособие "Звуки речи, слова, предложения - что это?" предоставляет учителю широкие возможности для творчества. Важно осуществлять общую направленность пособия, использовать хорошо подобранный в нем речевой материал. Для создания у детей наибольшего интереса на занятиях целесообразно заменять картинный материал пособия игрушками, муляжами овощей, фруктов, грибов, реальными предметами (посуда, письменные принадлежности, обувь и т.д.).

Педагоги, в достаточной мере освоившие технологию подготовки к обучению грамоте, дополняют рекомендуемую авторами пособия работу по обогащению и активизации словаря детей, в частности, занимаются расширением синонимического ряда слов в их речи. Одно из первых заданий пособия уже предоставляет эту возможность.

Доктор Айболит помогает всем зверям. Следовательно, какой он? (Добрый, заботливый, внимательный и т.д.) Дети выделили звук [о] в слове зонт. Они должны дорисовать дождь. Рисование можно предвосхитить беседой. Как назвать сильный дождь одним словом? (Ливень.) Если это ливень, как можно сказать о том, как он идет? (Льет, хлещет, шумит.) А если это слабый дождик, то как можно сказать о нем? (Моросит, капает.)

Целесообразно использовать для подбора синонимов загадки. Ученики последовательно выделили звуки в слове лиса. Далее им предлагается загадка:

Рыжая плутовка из леса пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Кто это?

После того как дети нашли отгадку, им предлагается вопрос о том, быстро ли бежала лиса, утащив кур. Как по-другому можно сказать? ("Бежала быстро" – мчалась, неслась, летела, как ветер.) Учащиеся проявляют живой интерес к многозначности слова.

Подбор слов пособия предоставляет для этого широкое поле деятельности: лук – растение и лук – оружие; игла швейная и игла у ежа; шишка еловая, сосновая и шишка на лбу от удара; идут часы, идет человек и т.д.

Большой ценностью для обогащения речи учащихся является подбор антонимов.

Этой цели служит игра "Скажи наоборот": река глубокая – река________; хвост длинный – хвост_________; волны высокие – волны __________; моряк храбрый – моряк ________; гном добрый, а ведьма__________. Учителя широко используют для подбора антонимов сюжетные картинки пособия. Ученикам предлагается внимательно рассмотреть картинку, например, "Игра в футбол" (изучение звука [ф]), показать и сказать, кто из мальчиков бежит, а кто стоит, кто бежит быстро, кто медленно, кто смелый, а кто робкий. Такие задания воспитывают у детей наблюдательность, приучают более осмысленно рассматривать иллюстрации.

Большую трудность вызывает у детей правильное употребление форм родительного падежа имен существительных во множественном числе. В коррекционной работе используются разнообразные игры и игровые приемы. Например, к ученикам в гости "пришел" Мишка, он принес игрушки. Мишка вынимает их из своего мешка, ученики называют появляющиеся игрушки (например, 3 матрешки, 2 лошадки, 3 шарика и т.д.). Затем Мишка просит детей закрыть глаза. Учитель убирает несколько предметов, например лошадок и матрешек. По команде Мишки ученики открывают глаза и перечисляют, чего не стало (трех матрешек, двух лошадок). Подобные игры педагоги проводят с овощами, посудой, спортивным инвентарем. Некоторые дети не могут назвать части лица (брови, ресницы, ноздри) и тем более не умеют правильно употреблять эти слова в родительном падеже множественного числа. Учителя придумали игру "Чего не видно?". Ученики рассматривают на рисунке лицо мальчика (рисунок дан в пособии в связи с изучением звуков [о], [у]); по команде учителя они закрывают полоской бумаги то волосы, то глаза, то брови мальчика и говорят о том, чего не видно (нет бровей, не видно волос и т.д.). Эти задания интересны ученикам, создают благоприятный эмоциональный настрой, несмотря на то, что правильный ответ требует преодоления значительных трудностей.

Многие ученики не знакомы с названиями детенышей домашних и диких животных. Трудность для них представляет также употребление этих слов в родительном падеже множественного числа. Коррекцию этих недостатков речи можно проводить в связи с любым упражнением, где дан материал о животных. Учитель, показывая рисунки, например, кошки, коровы, говорит: "Кошка вылизывает (моет) своих деток. Как называются ее детки? Кого моет кошка? Корова пошла кормить своего детеныша. Как называется детеныш коровы? Кого кормит корова? А если у коровы два теленка, кого кормит корова?"

С большим удовольствием слушают ученики отрывок из сказки К.И. Чуковского "Путаница":

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И дав аи реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Педагог предлагает детям сказать, какие звуки в действительности издают свиньи, кошки, утки, куры, коровы, воробьи, медведи. Затем просит назвать детенышей зверей и птиц: "У кошки... (котята). У утки... (утята)" и т.д. Эту работу целесообразно проводить воспитателю во внеурочное время. Чтение воспитателем русской народной сказки "Теремок" и последующая работа с нею также направлена на коррекцию и развитие речи, эмоций, двигательной наблюдательности детей. Педагоги просят назвать всех, кто поселился в теремке, сказать, сколько зверей набралось в теремке, объяснить, почему мышку называли погрызухой, почему медведь разрушил теремок. Далее дети показывают движения каждого животного и готовят драматизацию сказки.

Для развития умения образовывать прилагательные от существительных используют сюжетно-ролевые игры. Например, игра "Кафе". Двое ребят выполняют роли продавцов, а остальные - покупателей. Дети представили, что на улице очень жарко и всем хочется пить. Они по очереди заходят в "кафе". Каждый должен выбрать и назвать сок или сорт мороженого, который хочет получить (сливовый, виноградный, лимонный; клубничное, земляничное и т.д.). "Продавцы" отпускают соки и мороженое, говоря: "Пожалуйста, яблочный сок", "Вам сливочное мороженое" и т.д.

Для детей, коррекция развития которых осуществляется в относительно быстром темпе, мы расширяем круг конкретных и общих понятий. Вот несколько примеров.

Накануне урока на тему "Гласный звук [о]", где встречаются слова гнездо, дупло, воспитатель показал диафильм "Как готовятся животные к зиме": медведь ищет берлогу, белочка в дупле запасает орехи и грибы, еж и хомяк подыскивают себе норки. На уроке ученики вспоминали названия жилищ диких зверей, а затем определяли, имеется ли в этих словах звук [о]. Упражнения, где речь идет о ягодах, цветах, продуктах, служат также для расширения классификации: ягоды – садовые и лесные; цветы – полевые, садовые; продукты – молочные, мясные, кондитерские. Педагоги используют при этом ряд игровых приемов. Например, в ходе игры "Угадай профессию" детям предлагаются предметы, по которым они определяют профессию человека, использующего их.

Дети любят отгадывать загадки. Вместе с тем целенаправленная систематическая работа по созданию загадок-описаний самими детьми способствует развитию внимания, наблюдательности, мышления, обогащает лексику учащихся словами, которых так мало в их употреблении, – названиями признаков предметов.

Сравнивая стихотворения и загадки, ученики определяют, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. Для этого подбираем стихотворения и загадки близкие по тематике. Например:

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

(А.К. Толстой.)

Учитель просит определить, загадка ли прочитанный им текст, и обосновать свое мнение. Как правило, учащиеся говорят "Что угадывать? Здесь и так все сказали" Под руководством педагога они рассказывают о том, что в стихотворении говорится о цветах – колокольчиках, о том, где они растут (в степи – "степные"), и об их цвете ("темноголубые").

Учитель читает другой стихотворный текст. В поле сестрички стоят, Желтые глазки на небо глядят. У каждой сестрички – Белые реснички Дети определяют, загадку они услышали или стихотворение. Доказывают, что это загадка: "Про кого это?", "Вы нам не сказали, про каких сестричек написано". Учитель соглашается с тем, что предмет не назван, следовательно, это загадка. Вместо цветка названо другое слово – "сестрички", значит эти цветы очень похожи друг на друга, как сестры. Кроме того, дано описание этого цветка. Учащиеся говорят, что у этих цветов "желтые глазки", что "глаза" смотрят вверх ("на небо глядят"). Помня о том, что дети часто неадекватно соотносят слово с предметом, педагог просит показать свои ресницы.

Далее спрашивает, что сказано в загадке о цвете "ресничек". Некоторые ученики предполагают, что отгадка – подсолнух. Остальные доказывают, что серединка подсолнуха не желтая, а "реснички" - лепестки – желтые, а не белые. "Это ромашки" – таков итог обсуждения Аналогичная работа по сравнению загадки и стихотворения идет, например, с текстами:

Кто на елке, на суку Счет ведет: "Ку-ку... ку-ку"? (Е. Трутнева)

Гусь гуляет по дорожке, Гусь играет на гармошке, И гордится гармонист: – Я га-гага – голосист! (В Викторов)

Внимание детей привлекается также к тому, что и в загадке, и в стихотворении есть рифма. Постепенно усложняется анализ загадок. Например, загадка о лягушке:

Выпуча глаза сидит, Не по-русски говорит, Родилась в воде, А живет на земле.

Сначала дети определяют, о живом или неживом предмете эта загадка. Они догадываются, что о живом, так как он (предмет) сидит, говорит, живет. Затем обсуждают, кто рождается в воде, а жить может на земле (жаба, лягушка, комар). Выясняют, что животное с выпученными глазами – это лягушка или жаба, привлекаются иллюстрации с изображением этих животных. И наконец разбирается смысл фразы "не по-русски говорит", т.е. квакает.

Итог этой работы – вывод учащихся о том, что и в стихотворениях, и в загадках говорится о каких-нибудь предметах, явлениях природы, обязательно есть рифма. Но в загадках предмет не назван, сообщаются только его важные характерные признаки, иногда называется другой предмет, похожий на задуманный.

Далее школьники учатся сами составлять загадки. Сначала их учат выделять существенные признаки предметов, не ставя задачу подбирать рифмы. Как правило, работа идет коллективно. Например, ученики решили загадать загадку о Колобке. Друг друга дополняя, они описывают его так: "Это герой русской народной сказки, он очень хитрый и смелый. Он круглый. У него нет рук и ног. А сделан он из теста. Любит петь песенку".

Постепенно дети начинают самостоятельно придумывать загадки. Особенно подходит для этой цели игра "Чудесный мешочек". Предмет, о котором составлена загадка, лежит в мешочке. Ребенок говорит: "Это фрукт. Он овальной формы, желтого цвета. Очень кислый". (Лимон.) Научившись создавать загадки, дети с удовольствием занимаются этим во внеурочное время.

Рассказанное – лишь часть тех возможностей, которые дает для творчества учителя учебно-методический комплект по подготовке детей к обучению грамоте. Опыт показывает, что наибольшую эффективность имеют те уроки, которые проходят интегративно, то есть наряду с задачами по формированию у школьников звукового анализа и синтеза решаются задачи уточнения и развития словарного запаса, грамматического строя речи, ознакомления с детской художественной литературой. При этом используются разнообразные формы организации и виды деятельности учеников. Это способствует содержательному наполнению занятий, созданию положительного эмоционального настроя и формированию интереса детей к родному языку.

Рекомендуемая литература

Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В. Волина. – М., 1991.

Львов М-Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1993.

Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994.

Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе: Пособие для учителя / Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А Цыпиной. – М., 1992.

Потапова Е. Н. Радость познания. – М., 1990

Почитаем – поиграем / Авт.- сост. Н.А. Цыпина, И.Н. Волкова. – М., 1995.

Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.

Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? – Смоленск, 1998.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. – Смоленск, 1998.

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1964.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.

Шестилетние дети: проблемы и исследования. – Н. Новгород, 1993.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

Приложение

Приложение I. Список слов, рекомендуемых для звукового анализа

Азбука Глобус Иголка Лампа

Аист Гном Игра Лапа

Астры Грабли Игрушка Ластик

Ау Грач Иду Лида

Бабушка Гром Икра Лиза

Банка Груша Ира Лина

Бант Губы Ириска Липа

Башни Гудит Кактус Лист

Бинт Гудок Кама Лисы

Бобик Гуси Каска Лифт

Бокс Гусли Каша Лицо

Бочка Да Кит Лора

Брат Два Клоун Лоси

Брови Двор Клубника Лужа

Брусника Дно Клубок Лук

Бублик Дом Клык Луна

Букашка Домик Книга Лучи

Буква Доски Кнопки Лучина

Булка Драка Кожа Мак

Бумага Дупло Козы Мама

Бусы Духи Ком Марки

Бутылки Дым Кони Март

Бык Дыни Косы Марш

Вата Дыра Кот Маска

Вафли Жаба Кофта Маша

Вилка Жук Кошка Мила

Вилы Журнал Кран Мир

Вишни Журчит Краски Миска

Вова Жучка Крик Миша

Воздух Замок Крот Мода

Воин Звон Крыса Мост

Волга Звуки Крыша My

Волк Зина Кубики Муха

Волны Золушка Кукла Мыло

Врач Зонт Кукушка Мышка

Галка Зубы Куры Нитка

Гвозди Ива Куст Но

Глина Игла Лак Ноги

Норка Руки Сугробы Ухо

Hoc Ручка Сумка Ушки

Ноты Рыба Сундук Ушли

Омск Рычит Суп Фикус

Осы Сало Сушка Фирма

Палка Сани Сын Фишка

Папа Саша Сыр Флаги

Пар Свинка Тигр Флоксы

Парк Сила Тир Флот

Парта Скрипка Томск Форма

Паук Слива Торт Фрукты

Пилка Слон Три Хвост

Плащ Сноп Трон Хор

Пол Совы Труба Числа

Полка Сом Трубач Шапка

Пони Сон Трубит Шарф

Порт Соска Трус Шашки

Почка Сосны Туман Школа

Почта Соус Турист Шкура

Поэт Спинка Туфли Шнур

Правда Спирт Тыква Шнурки

Псков Спит Удар Шорты

Птицы Спицы Узор Шпоры

Пули Спички Укол Шприц

Пушка Спор Уксус Шпроты

Радуга Спорт Укус Шрам

Рак Стадо Улитка Штанга

Рамы Стирка Ум Шторы

Рана Сто Упали Шуба

Рига Стол Ура Шум

Рита Страна Урал Шумит

Роза Страус Урок Шура

Рост Струна Усы Щит

Рот Стул Утка Экран

Рубашка Ступни Уха Эхо

Приложение 2. Примерное тематическое планирование уроков русского языки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида и в классах коррекционно-развивающего обучения

1-й класс. Подготовительный период

Развитие речевого слуха. Формирование звукового анализа и синтеза

Тема и содержание уроков

Количество уроков

Повторение и подготовка к изучению программного материала 1 2 3

Выявление умений и знаний по русскому языку умение выделять первый и последний звуки в произносимом слове, последовательно выделять звуки из слова состояние навыка чтения, умение составлять предложения и выделять из них отдельные слова 5

Звуки речи (Используется пособие Р. Д. Тригер, Е В. Владимировой "Звуки речи, слова, предложения – что это - Тетр. 1 –Смоленск, 1998.) 17

Звук [а] Звучание, умение слышать, выделять из слова

Особенности артикуляции и звучания (чувственно воспринимаемые признаки гласного звука) Звук [а] – гласный звук Термин "гласный звук" условное обозначение гласного звука

3 Ознакомление с буквами А, а. Звук и буква

Звук [о] Звучание, умение слышать, выделять из слова

Особенности артикуляции и звучания Звук [о] – гласный звук Термин "гласный звук"

2 Ознакомление с буквами 0, о

Соотнесение звука с буквой.

Буквы А, а условное обозначение

Звуки [а], [о] – гласные звуки 1 Буквы А, а; 0, о

Продолжение 1 2 3

Звук [ы] Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, слышать, называть выделенный звук Звук [ы] – гласный звук Термин "гласный звук", условное обозначение

2 Буква ы Звук и буква Буквы А, а;

0, о Слово, предложение

Звук [у] Звучание, артикуляция, умение выделять из слова, слышать в слове Звук [у] – гласный звук Термин "гласный звук", условное обозначение

2 Буквы У, у. Звук и буква. Буквы А, а; 0, о; У, у; ы. Слово, предложение

Дифференциация звуков [о] – [у]

1 Буквы А, а; 0, о; У, у; ы,

Слово предложение

Повторение изученного 1 Предлоги за, перед Практическое ознакомление с однокоренными словами (без терминологии)

Звуки [м] [м’] Звучание, артикуляция, умение выделить из слова, называть, слышать в слове Сопоставление с артикуляцией звуков [а], [о], [у]

Звуки [м], [м’] – согласные звуки Термин "согласный звук", условное обозначение

2 Буквы М, м. Звук и буква Буквы А а; 0, о; У, у; ы.

Предлоги за, перед, между

Звуки [н], [н’] Звучание, артикуляций, умение выделить из слова, называть, слышать в слове Сопоставление с артикуляцией гласных звуков

Звуки [н]. [н'] – согласные звуки Термин "твердый согласный". Условное обозначение твердых согласных звуков

2 Буквы Н, н. Звук и буква

Повторение изученных букв

Предлоги за, между, перед

Составление предложений

Звуки [в], [в’] Звучание артикуляция, умение выделить из слова, слышать в слове Звуки [в], [в’] – согласные звуки

Опознавательные признаки согласных и гласных звуков

1 Буквы В, в. Звук и буква

Повторение изученных букв

Последовательное выделение 32. звуков в словах

Последовательное выделение звуков в словах типа ау, ус

1 Буквы А, а; В, в; М, м; Н, н; 0, о; У, у, ы.

Выделение слов из предложения

Продолжение 1 2 3

Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных (типа лук] Последовательное выделение звуков а двусложных словах (типа ось;)

Замена в схемах звукового состава слова фишек, обозначающих гласные звуки, буквами Звуки [п], [п’]; [к], [к’]; [с], [с’] – согласные звуки

3 Буквы П, п; К, к; С, с. Звуки и буквы Повторение изученных букв Составление предложений по схеме и схемы по предложению

Практическое ознакомление с однокоренными словами

Последовательное выделение звуков в двусложных словах, состоящих из открытых слогов (типа луна) Звук [и] Звучание артикуляция Отнесение к гласным звукам Звуки [л], [л']

Звучание артикуляция

Отнесение к согласным звукам

Термин "мягкий согласный" звук (Используется пособие Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой "Звуки речи, слова, предложения – что это?" - Тетр 2 – Смоленск, 1998).

2 Буквы И, и; Л, л. Звуки и буквы

Повторение изученных букв

Составление схем предложений и предложении по схемам

Распространение предложений

Практическое ознакомление с однокоренными словами и с ударением

Последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытым слогом (типа сани липа) Обозначение в схемах звукового состава твердых и мягких согласных Замена в схемах слов фишек обозначающих гласные звуки, буквами Обозначение ударного звука в схеме Звуки [т], [т']

3 Буквы Т, т. Звук и буква

Повторение изученных букв

Составление предложений и их схем Распространение предложений

Контрольная работа, ее анализ 2

Последовательное выделение звуков в словах с закрытым и открытым слогами (типа паук, утка) Постановка знака ударения в схемах звукового состава слов (после замены фишек, обозначающих гласные звуки буквами) Звуки [р], [р’] [г], [г’] Дифференциация звуков [к] – [г] Звук [ш] – твердый согласный звук

3 Буквы Р, р; Г, г; Ш, ш. Звуки и буквы Практическое ознакомление с однокоренными словами Составление предложений со словами – названиями профессий

Продолжение

Последовательное выделение звуков из слов изученных структур (типа голуби, кукла) Повторение правильного называния и обозначения изученных звуков Звук [э] – гласный звук

2 Буквы Э, э. Повторение изученных букв Составление предложений с конструкциями типа 5 голубей, б кубиков коробка конфет

Употребление предлогов на, под, между

Контрольная работа 1

Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных в слоге (типа волк слон). (Используется пособие Р Д. Тригер, Е. В. Владимировой "Звуки речи, слова, предложения – что это?" - Тетр.3. – Смоленск, 1998).

Звуковой анализ слов типа струна, скрипка. Выделение ударного гласного, постановка знака ударения в схемах звукового состава слов Звуки [б], [б’]

Дифференциация звуков [п] – [б] Звуки [д] [д']

Дифференциация звуков [т] – [д] Звуки [ч] [ж]

Дифференциация звуков [ж] – [ч] Звуки [ф] [ф’]

Дифференциация звуков [ф] – [в]

8 Буквы Б, б;Д, д; Ч, ч; Ж, ж; Ф, ф. Звуки и буквы Повторение изученных букв Звуковой анализ слов изученных структур Замена в схемах звукового состава слов фишек, обозначающих гласные звуки буквами "Чтение" проанализированных слов

Предложение, слово в предложении Употребление в предложениях предлогов над. под, за между перед Употребление конструкций типа кормить зерном, любуюсь рекой, много карандашей Практическое ознакомление с однокоренными словами

Контрольная работа, ее анализ 2

Повторение пройденного

Проверочные работы их анализ Звук [ц]

Дифференциация звуков [ч] – [ц] Звук [щ]

Дифференциация звуков [ш] – [щ] [щ] - М Звуки [з] [з']

Дифференциация звуков [с] – [з] Звук [х]

5 Буквы Ц, ц; Щ, щ; 3, з; X, х.

Звуки и буквы Повторение изученных букв Обозначение ударного гласного в схеме звукового состава слова Подбор предложений к схемам и составление схем предложений

Распространение и сокращение предложений их сравнение

Письмо

Тема и содержание уроков Количество уроков На нелинованной бумаге (Используется пособие Р.Д. Тригер. Е.В. Владимировой, Т.А. Мещеряковой «Я учусь писать» – Смоленск, 1998)

На разлинованной бумаге (Здесь и далее одну часть урока ученики работают на нелинованной бумаге, другую – на разлинованных страницах пособия)

3 Выявление знаний и умении знание букв состояние графических навыков

Выявление знании и умений знание букв состояние графических навыков

2 Правила посадки как держать ручку карандаш как расположить тетрадь

4 Ритмичные круговые линии имеющие широкий размах Обводка контура (линии внутри контура) "Улитка" "Клубок", "Шланг" "Полет бабочки"

4 Ритмичные круговые линии небольшого размаха Обводка контура (линии внутри него) "Шары" "Мороженое" 'Полет стрекозы"

3 Полуовалы Проведение линий по пунктиру и самостоятельно "Фонтан". "Прыжки лягушки кузнечика воробья" -

4 Полуовалы Обводка по пунктиру "Волны" "Чешуя рыбы" "Огурцы”, "Помидоры" -

4 Линии прямые и наклонные “Дождь” “Солнечные лучи” “Яблоки падают” орнаменты

2 Ознакомление со штриховкой

Штриховка слева направо

2 Штриховка сверху вниз

Орнаменты между штрихами

Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой Строка межстрочное расстояние

Очерчивание рабочей строки

Продолжение

Тема и содержание уроков Количество уроков На нелинованной бумаге На разлинованной бумаге

2 Штриховка снизу вверх

Орнаменты между штрихами

Прямые и наклонные линии

2 Наклонная штриховка Орнаменты между штрихами

Линии с нижним закруглением

3 Штриховка в разных направлениях Орнаменты между штрихами -

6 Горизонтальные прямые "Футболист" "Птица летит в гнездо" "Дорожки ежика, черепахи мышки" Полуовалы левый полуовал, правый полуовал

6 Петли разного размера "Конькобежец", "Телефонный шнур"

Овал в пределах рабочей строки

2 Овал выходящий за пределы рабочей строки

2 Петля, выходящая за пределы рабочей строки

Приложение 3. Примерное тематическое планирование уроков русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида

2-й класс. Первый вариант учебного плана

Уточнение и повторение изученного в период обучения грамоте

Темы и содержание уроков Количество уроков

Повторение и подготовка к изучению программного материала 1 2 3

Выявление умения работать коллективно и самостоятельно, пользоваться учебником и тетрадью, знание печатных и письменных букв умения списывать текст, писать под диктовку, рассказывать об увиденном. Письменные работы составление предложений из данных слов, списывание рассказа, состоящего из трех-четырех предложений, написание диктанта. Для облегчения работы учащихся слова каждого деформированного предложения записываются учителем на отдельной строке.

При списывании текста школьники восстанавливают последовательность описываемых в нем событий.

Объем и словарь диктанта должны соответствовать требованиям, предъявляемым в конце 1-го года обучения в общеобразовательной школе

4 Правила посадки и пользования ручкой.

Тетрадь, ее разлиновка, положение тетради при письме. Письмо букв, их элементов, соединений

Уточнение и повторение изученного в период обучения грамоте. 26

Звуки речи (Используется пособие Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой "Звуки речи, слова, предложения – что это?": Тетр. 1. – Смоленск, 1998)

6 Буквы А, а; О, о, печатные и письменные

Звук [а]. Артикуляция, умение выделять голосом звук в слове, слышать его в начале, конце, середине слова. Соотнесение звука с соответствующей буквой 1

Продолжение 1 2 3

Звук [о] Артикуляций, умение выделить из слова, слышать его в слове Соотнесение звука с соответствующей буквой Термины "звук", "гласный звук"

Гласные звуки, их отличительные признаки

Отнесение звуков [а] [о] к гласным Условное обозначение гласных звуков. Звук [ы]

Звучание, артикуляция Умение выделять из слова слышать в конце, середине слова. Звук [ы] – гласный звук Соотнесение звука [ы] с буквой ы.

Звук [у] Звучание, артикуляция

Умение выделять из слова, слышать в слове Звук [у] – гласный звук Соотнесение звука [у] с буквой у

1 Буквы ы; У, у; А, а; О, о печатные и письменные

Дифференциация звуков [о] – [у].

Звуки [м] [м’] Звучание, артикуляция. Умение выделять из слова. Звуки [м], [м’] – согласные Сопоставление с артикуляцией звуков [а], [у], [о], [ы] Термин "согласный звук". Условное обозначение согласных звуков

1 Буквы А, а; 0, о; У, у; М, м печатные и письменные.

Способ соединения букв ом, ол, ма, мо и др.

Звуки [н], [н’] Звучание, артикуляция Отличие от артикуляции гласных звуков.

Умение выделять из слова.

Звуки [н], [н'] и буквы Н, н.

Звук [и] Звучание, артикуляция

Отличие от артикуляции согласных звуков. Умение выделять из слова Звук [и] – гласный. Буквы И, и

1 Буквы А, а; О, о; ы; У, у; Н, н; М, м. Соединение букв.

Практические упражнения в составлении предложений

Упражнения в выделении из слов отдельных звуков.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

Отнесение выделенных звуков к гласным или согласным

2 Повторение изученных печатных и письменных букв. Устные упражнения в составлении предложений

Последовательное выделение звуков из слова 20

Знакомство с графической схемой звукового состава слова.

Условные обозначения гласного и согласного звуков.

Формирование умения анализировать звуковой состав слов последовательное выделение звуков и их обозначение условными знаками. Последовательное выделение звуков в словах типа ау, уа, му, но, в односложных словах без стечения согласных (типа лук). Составление из разрезной азбуки или запись проанализированных слов. Работа с отдельными звуками звучание артикуляция, отнесение к гласным или согласным

2 Звуки и буквы. Устные упражнения в составлении предложений с данным словом. Соединения букв.

Сравнение написания букв, сходных по начертанию

Последовательное выделение звуков в словах типа усы, осы, в двусложных словах, состоящих из открытых слогов (типа гуси).

Твердые и мягкие согласные.

Обозначение их в схеме звукового состава. Запись проанализированных слов.

Составление их из разрезной азбуки. Самостоятельная работа: условно-графическая запись звукового состава слов (Используется пособие Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой "Звуки речи, слова, предложения – что это?": Тетр. 2. – Смоленск, 1998).

4 Ударение. Обозначение в словах ударных гласных.

Практические упражнения в подборе однокоренных слов.

Устные упражнения в составлении предложений.

Письмо букв, их соединений.

Сравнение написания букв, сходных по начертанию

Звуковой анализ слов, состоящих из открытых и закрытых слогов (типа паук, утка, кукла). Запись проанализированных слов, составление их из разрезной азбуки. Контрольная работа: "звуковой" диктант

4 Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные.

Выделение гласных, находящихся в ударном положении. Графическая схема предложения.

Составление по схеме предложений на заданную тему из данных слов. Устный подбор родственных слов

Продолжение 1 2 3

Звуковой анализ многосложных слов (типа кукушка).

Обозначение мягкости согласных мягким знаком.

Сравнение звукового и буквенного состава слов (типа конь, соль). Упражнения в списывании слов и небольших текстов

3 Ударение. Подбор однокоренных слов.

Составление предложений из данных слов

Звуковой анализ слов со стечением согласных в слоге (типа волк, слон) (Используется пособие Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой "Звуки речи, слова, предложения – что это''. Тетр 3. – Смоленск, 1998).

Упражнений в преобразовании слов путем наращивания звуков замены одного из звуков и т.д. (типа вол – волк, рот – крот бочка – точка – почка – кочка – ночка – дочка). Работа со схемой звукового состава слова и с разрезной азбукой.

Проверочная работа, ее анализ

7 Звуки и буквы. Ударение.

Ударные и безударные гласные. Деление слов на слоги. Устные упражнения в составлении предложений

 

 

Оглавление

Готовность ребенка к обучению грамоте

Почему некоторые дети испытывают трудности в освоении грамоты

Устная речь как показатель готовности к школьному обучению

Содержание подготовки к обучению грамоте. Специфика технологии

Важнейшие условия обучения детей

Два этапа подготовки к обучению грамоте

Первый этап подготовки к обучению грамоте

Чувственные (сенсорные) опоры для выделения существенных (опознавательных) признаков гласных и согласных звуков. Условные обозначения звуков

Накопление сенсорного опыта в выделении твердых и мягких согласных

Деятельность учащихся

Чему следует научить школьников к концу первого этапа подготовки к обучению грамоте

Второй этап подготовки к обучению грамоте

Обучение самоконтролю

Деятельность учащихся

Слово и предложение

Подготовка к обучению технике письма

Трудно ли ребенку учиться писать

Испытывают ли дети с задержкой психического развития особые трудности при обучении письму

Как помочь ребенку избежать трудностей. Три направления подготовки ребенка к обучению технике письма

Последовательно или одновременно

Упражнения для пальцев и кистей рук

Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги

Формирование графических навыков

Как правильно сидеть при письме

Как расположить тетрадь

Как правильно держать ручку

Быстро и много или правильно и тщательно

Упражнения для формирования элементарных графических навыков

Ребенок начинает осваивать ученическую тетрадь

Похвала или порицание

Чему следует научить школьников к концу подготовительного периода

Грамматико-орфографическая пропедевтика

Исходные психолого-педагогические условия эффективного обучения русскому языку младших школьников, испытывающих трудности в усвоении школьной программы

Пособие для учащихся "звуки речи, слова, предложения – что это?"

Необходимое оборудование

Интегрированное построение пособия

Направленность заданий

Обязательно ли выполнение всех заданий учебника

Ознакомление с буквами

Творчество учителя

Рекомендуемая литература

Приложение

Приложение I. Список слов, рекомендуемых для звукового анализа

Приложение 2. Примерное тематическое планирование уроков русского языки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида и в классах коррекционно-развивающего обучения

Приложение 3. Примерное тематическое планирование уроков русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.014 с.)