Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегрированное построение пособияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задания пособия расположены в таком порядке, что ознакомление учащихся с отдельными звуками или с их последовательным выделением из слов сочетается с работой по уточнению и обогащению словаря учащихся, по ознакомлению с предлогами и их употреблением, с развитием умения строить предложения, распространять и сокращать их, выделять из речевого потока. Кроме того, задания в пособии систематически обеспечивают преемственность и перспективность обучения. Дети знакомятся с материалом, который будет предъявлен им для усвоения в последующем школьном обучении. Для примера приведем систему заданий при изучении звука [у]. Учитель предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены утка, уши, удочка, и назвать их так, чтобы ясно слышался первый звук. Учащиеся изолированно называют протяжно произнесенный ими звук. Далее они рассматривают изображения жука, мухи, муравья, кузнечика. Учитель напоминает, что все это – насекомые. Дети учатся правильно произносить это слово. Учитель предлагает произнести названия насекомых жук и муха так, чтобы ясно слышался звук [у]. Затем школьники произносят звук [у] изолированно, вслушиваясь в его звучание и практически определяя, образуют ли при этом губы, зубы или язык преграду для выхода струи воздуха. Учитель предлагает, используя звук [у], напеть мелодию песни "В лесу родилась елочка". Обобщая слуховые и зрительные впечатления детей, учитель обращает их внимание на то, что при произнесении звука [у] зубы, губы и язык не образуют препятствия, звук [у] произносится с голосом, следовательно, звук [у] – гласный звук. Ученики вспоминают, что гласные звуки обозначаются красной фишкой. Учитель называет специально подобранные слова (кукла, матрешка, пирамидка, кубики, тарелка, кружка), школьники поднимают красную фишку, если слышат в слове звук [у]. По просьбе учителя они доказывают правильность своего ответа: произносят слово, протяжно выделяя в нем звук [у], объясняют, по каким признакам они относят этот звук к гласным звукам. Далее дети подбирают обобщающее понятие к словам кукла, матрешка, пирамидка, кубики, выделяют голосом звук [у] в слове игрушки. Затем подбирают обобщающее понятие к словам тарелка, кружка, а произнося слово посуда, обнаруживают в нем звук [у]. Самостоятельная работа; рассматривая картинку, на которой изображена еловая ветка с елочными украшениями, дети называют игрушки, а затем самостоятельно выбирают и раскрашивают лишь те, в названиях которых есть звук [у]. Это задание не только выявляет умение учащихся самостоятельно выделять звук [у] в словах, но дает им возможность отдохнуть, переключая на другую работу – раскраску рисунков. Учитель знакомит учеников с печатными буквами У, у. Рассматривая иллюстрации к сказке "Репка", школьники вспоминают ее персонажей и выделяют те названия, которые содержат звук [у]. Вопросы учителя направляют их внимание на предлоги. Дети показывают на картинке и рассказывают, кто ухватился за Репку, за Бабку, за Кошку, кто стоит перед Мышкой, за Жучкой, между Жучкой и Мышкой. Учитель называет птиц. Если в их названиях дети слышат звук [у], они показывают букву у. По вопросам учителя школьники составляют предложение о том, что изображено на картинке: Девочка кормит гусей; обозначают предложение длинной полоской, называют каждое слово этого предложения и обозначают их короткими полосками. В ответ на вопрос учителя, чем кормит девочка птиц, ученики распространяют предложение: Девочка кормит гусей зерном; обозначают новое предложение и каждое входящее в него слово, сравнивают первое и второе предложения. Далее учитель предлагает вслушаться в слова гусь, гусыня, гусенок, гусиное (перо, яйцо) и обращает внимание учеников на то, что в этих словах есть общая часть гус-. В приведенном примере вся деятельность учащихся направлена на развитие у них умения слышать в слове определенный звук, называть его, выделять существенные признаки, на основе которых его следует относить к гласным звукам, использовать условное обозначение гласных звуков. Параллельно ведется многоаспектная лексическая работа: слова соотносятся с соответствующими предметами, накапливается словарь элементарных обобщающих понятий, уточняются названия входящих в них конкретных предметов и т.д. Школьники учатся строить предложение, выделять из него слова, условно обозначать предложение и слова, в него входящие. Наконец, дети знакомятся в практическом плане со словоизменением и словообразованием, что способствует накоплению "гнезд" родственных слов. Это необходимо в дальнейшем для усвоения курса грамматики и орфографии. Формирование навыка последовательного выделения звуков из слова сочетается с развитием и коррекцией речи и мышления учащихся. Для примера приведем одно из заданий пособия, в котором ясно прослеживается работа по уточнению и расширению словаря, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, формированию звукового анализа и синтеза, закреплению навыков правильного восприятия звуков речи. При обучении последовательному вычленению звуков из слов со стечением согласных ученикам предлагается стихотворение (чтение сопровождается демонстрацией рисунка): Три цыпленка стоят, На скорлупки глядят. Два яичка в гнезде У наседки лежат. Сосчитай поскорей: Сколько будет цыплят У наседки моей? По тексту стихотворения и рисунку учитель задает ребенку ряд вопросов и предлагает выполнить разнообразные задания: покажи наседку. Кого называют наседкой? Покажи скорлупки. Почему от яиц остались скорлупки? Сколько вылупилось цыплят? Сколько цыплят должно еще вылупиться? Сколько всего цыплят будет у наседки? Назови первый и последний звуки в слове пять. Твердые или мягкие согласные в этом слове? Последовательно выдели звуки в словах два, три, обозначай каждый звук фишкой. Произнеси звук, с которого начинается слово два. Произнеси звук, с которого начинается слово три. Проверь, правильно ли ты обозначил в схеме мягкий согласный звук. Произнеси его: [р']. Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами. Направленность заданий Пособие рассчитано на активную и постепенно усложняющуюся деятельность школьника. В рабочих тетрадях имеются задания, направленные на сообщение учащимся новых знаний, закрепление и обобщение, повторение, проверку, контроль. Для освоения способа последовательного выделения звуков из слова дан алгоритм действий ребенка (в виде вопросов и заданий). Эту систему заданий следует соблюдать при звуковом анализе каждой новой звуко-слоговой структуры слова. После того как дети научились последовательно выделять в слове звуки на основе громкого проговаривания по готовой условно-графической схеме и с опорой на практическую деятельность с условными значками-фишками, им предлагается анализировать звуковой состав слов уже без готовой условно-графической схемы. Дети выкладывают фишки или чертят схемы звукового состава слова. (Для этого в тетрадях предусмотрены линейки.) Таким образом, наличие или отсутствие в заданиях условно-графической схемы предполагает разный способ деятельности: схема – ученик анализирует звуковой состав слова, проговаривая его и выкладывая фишки, отсутствие ее – звуковой анализ осуществляется на основе проговаривания звуков и действий с фишками или обозначения звуков цветными стержнями. Звуковой анализ без опоры на какие бы то ни было внешние действия со схемой, фишками и "записью" слов осуществляется в зависимости от подготовленности отдельных детей по решению учителя. Задания в тетрадях расположены в такой последовательности, в которой должно происходить формирование умения анализировать звуковой состав слов любой слоговой структуры. Пропуск отдельных звеньев в усвоении учебного материала ведет к неполноте знаний и неустойчивости навыков. Учитывая неравномерность овладения детьми действием звукового анализа, следует определить, какой именно способ действия освоен учеником и на какие структуры слов он может распространить его. Исходя из этого, отдельным учащимся, например, разрешается действовать с фишками по готовым схемам (они помещены в конце 3-й тетради), даже если весь класс уже анализирует слова изучаемой слоговой структуры только на основе проговаривания вслух. В пособии предусмотрено постепенное увеличение объема заданий и их усложнение. Так, ознакомившись со звуком, школьники учатся устанавливать его наличие или отсутствие в словах, находят слова с этим звуком в предложениях и в связном тексте, который зачитывает вслух учитель, подбирают слова, содержащие заданный звук, из собственного словарного запаса. В пособии много стихотворных текстов. Как правило, они необходимы не только для эстетического воспитания учащихся и развитии их речи, но и для формирования и совершенствования речевого слуха. Первоначальное прослушивание стихотворений и заучивание их наизусть (с голоса взрослого) необходимо проводить на самоподготовке, предшествующей уроку, на котором данный текст будет анализироваться. Контрольные задания обычно завершают формирование звукового анализа и синтеза слов каждой слоговой структуры. Успешное их выполнение в значительной мере обеспечивается повседневной самостоятельной деятельностью учеников. Не следует постоянно "вести их за руку". Обучив приемам работы и предоставляя как можно больше самостоятельности, учитель не только способствует формированию умений и знаний учащихся, но и обеспечивает обратную связь: ежедневно проверяя самостоятельные работы детей, он убеждается в том, что усвоено ими, выявляет индивидуальные трудности, а иногда и свои методические просчеты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.009 с.) |