Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Грамматико-орфографическая пропедевтикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В период подготовки к обучению грамоте школьники практически начинают усваивать довольно значительный материал по грамматике. На основе устных упражнений у первоклассников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению грамматических тем на более поздних ступенях обучения: во втором полугодии, в последующих классах. Естественно, что в этот период, как и во время обучения грамоте, пропедевтическая работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию этого периода обучения. Учащиеся практически знакомятся со словоизменением и словообразованием. Специальные упражнения, направленные на расширение и накопление "гнезд родственных слов", создают практическую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Первоначально учитель сам называет однокоренные слова (при этом термины, конечно, не используются) и предлагает учащимся вслушаться в них, обращая внимание на общность звучания и смысла этих слов. Например, после того, как дети выделили звук [ж] из слова пожарник, можно напомнить, что пожарники тушат пожар, машина, которая возит пожарных, называется пожарная машина. Внимание учеников обращается на то, что в словах пожар, пожарник, пожарная (машина) есть общая часть пожар. В дальнейшем дети по вопросам учителя сами образуют однокоренные слова. Так, например, после звукового анализа слова школа учащимся предлагается вспомнить, как называют обучающихся в школе мальчика (школьник) и девочку (школьница). Вслушавшись в слова школа, школьник, школьница, дети по подсказке учителя находят, что в каждом из них есть общая часть школ. Составление предложений по сюжетной картинке также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображена игра в футбол, учащиеся составляют предложения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле). Безусловно, такая работа может идти успешно лишь в том случае, если осуществляется основная задача этого периода обучения: развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, последовательно вычленять звуки из слова, определять их точное место. Работа над предложением пополняет словарь учеников именами прилагательными. У детей вызывает большой интерес коллективное составление загадок-описаний. Школьники начинают осознавать значение слов какой? какая? какое? какие?, учатся использовать в речи названия признаков предметов. Все это обеспечивает подготовку к изучению во 2-м классе соответствующей грамматической темы. В период подготовки к обучению грамоте учащиеся знакомятся с ударением: учатся способу произношения слов с подчеркнутым выделением ударного гласного, овладевают умением постановки знака ударения в схемах проанализированных ими слов. Известно, что у многих учеников школ VII вида и коррекционно-развиваюших классов снижена память. Систематически осуществляемая подготовительная работа дает детям возможность лучше запомнить буквы. Предварительное ознакомление с буквами в подготовительный период, многократное повторение их в букварный период дают хорошие результаты. Указанные направления пропедевтической работы обеспечивают перспективность обучения. Исходные психолого-педагогические условия эффективного обучения русскому языку младших школьников, испытывающих трудности в усвоении школьной программы Решение коррекционных, образовательных и воспитательных задач в значительной мере зависит от профессиональной подготовки и педагогического мастерства учителя, от понимания им причин, вызывающих трудности обучения, и личностных особенностей каждого ученика, от умения осуществлять индивидуально-коррекционный подход к ребенку. Перед учителями и воспитателями стоит задача возродить у ребенка утраченную веру в свои познавательные возможности, а если он только становится школьником, поддержать или сформировать у него желание учиться. Жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается прежде всего на успехи в учении. Наличие достаточно высокой оценки ребенком своих возможностей – условие и одновременно средство обучения и воспитания. Лишь на этой основе возможно дальнейшее успешное развитие школьников. У части детей самооценка чересчур завышена, что является следствием незрелости эмоциональной сферы ребенка либо защитной реакцией на неправильное к нему отношение. Таких учеников необходимо привлекать к анализу несоответствия их неправомерно завышенной оценки своих умений, знаний и реальных результатов деятельности. Однако это надо делать корректно, не попирая достоинства ребенка. Положительная оценка учителя имеет двоякое воздействие на учеников. Похвала стимулирует его активность, он стремится многократно заслужить одобрение учителя, а такое стремление часто переходит в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес. Кроме того, положительная оценка одного ученика в присутствии всего класса эмоционально воздействует и на других учащихся, вызывая желание подражать однокласснику, добившемуся успеха, т.е. воздействие на одного ученика в присутствии остальных учащихся имеет коллективный эффект. Основы формирования нравственных норм поведения учащихся, характер их отношений в коллективе в значительной мере зависят от стиля отношения к ним учителя. Его доброжелательный тон, стремление помочь учащимся преодолеть трудности в учении и поведении постепенно снимают напряжение в отношениях детей друг к другу, воспитывают желание помочь товарищам в трудностях, вызывают радость при их удачах. Знания и умения по русскому языку, с которыми приходят в школу дети, испытывающие трудности в обучении, не соответствуют тому уровню, с которого начинается общее школьное обучение. В силу недостаточного развития познавательной деятельности и речи у них не накопились элементарные знания и представления о языке, на которые учитель мог бы опираться непосредственно в процессе изучения грамматических, в частности, орфографических тем. Практические знания фонетики и грамматики родного языка, которыми нормально развивающийся ребенок овладевает без целенаправленно организованного обучения, во время общения с окружающими, у детей, отстающих в развитии, оказываются крайне бедными, неточными, а иногда и ошибочными. Учитывая это, обучению грамоте, а также изучению любого орфографического правила предшествует подготовительная языковая работа. Этот принцип пропедевтики реализован в специальных учебных программах, по которым учатся дети с задержкой психического развития и учащиеся коррекционно-развивающих классов. Именно путем восполнения пробелов предшествующего развития и коррекции нарушенных и недоразвитых функций формируется готовность учащихся к овладению учебным материалом. Подготовительная работа к изучению родного языка имеет следующие направления: обогащение сенсорного (чувственного) опыта учащихся; уточнение, расширение их словарного запаса; развитие умения строить предложения, употреблять их в связной речи. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы дети получали знания о языке, опираясь на свой личный слуховой и произносительный опыт, а также овладевали необходимой терминологией. Значительную роль в обучении школьников играет формирование навыков учебной работы. С первых дней занятий в школе на каждом уроке русского языка уделяется внимание правильной посадке ученика за партой, размещению на парте учебных принадлежностей, развитию умения слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, выполнять его указания. Отводится время для обучения способам работы с учебником. Следует добиваться, чтобы ученики могли рассказывать об отдельных заданиях и о последовательности работы в целом, т.е. учились представлять себе и планировать всю предстоящую им работу. По ходу выполнения указанного дети учатся рассказывать о том, какое задание они делают, какая работа им еще предстоит, что ими уже сделано. Детей специально учат пользоваться образцами выполнения заданий, а также различными таблицами. Следует добиваться, чтобы в ходе выполнения заданий школьники учились сличать сделанное ими с образцом, видеть расхождения и устранять их, т.е. учить контролировать и оценивать свою работу. Недостаточность у учащихся основных мыслительных операций и памяти, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость сообщения нового материала предельно развернуто, небольшими дозами. Все свои практические действия учащиеся сопровождают речью, в которую постепенно вводятся термины "звук", "гласный звук", "согласный звук" и т.д. Четкая последовательность, поэтапность действий и рассуждений школьников постепенно сходят на нет. Однако в случае затруднений ученику предлагают опять вернуться к развернутым действиям и словесному сопровождению. В этом состоит одно из проявлений дифференцированного подхода к обучению детей. Одной из причин возникновения трудностей у детей в освоении школьного курса русского языка является их неразвитый сенсорный опыт в области родного языка. Поэтому необходимо активизировать овладение ими звуковой и произносительной сторонами речи. В речи нет ничего, что не могло бы быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения. В связи с этим ученики должны постоянно слышать образцы правильной речи, подражать им, упражняться в правильном произношении звуков, слов, предложений. Важно, чтобы характеристика основных групп звуков родного языка усваивалась учащимся не столько на основе описания, даваемого учителем, сколько опиралась на личный слуховой и произносительный опыт каждого ребенка, на обобщения, являющиеся результатом этого опыта. Знания, опирающиеся на сенсорный опыт ученика, усваиваются легче и более прочно. Кроме того, овладение звуковой и произносительной сторонами речи способствует внятности и выразительности речи в целом. Принципиальное значение для оптимизации усвоения знаний школьниками, испытывающими трудности в обучении, имеет использование условно-графических схем, условных знаков. Работа со схемами помогает школьникам осмысленно усваивать учебный материал, вычленять главные признаки изучаемого, отметая все несущественные. Так, например, работа с условно-графической схемой звукового состава слова значительно облегчает процесс формирования звукового анализа; систематическое моделирование помогает представить абстрактный учебный материал в наглядном виде. В частности, в схеме показано количество звуков в анализируемом слове. Опираясь на собственную активную деятельность, в которой участвуют слух, артикуляция, действия с цветными фишками, ребенок моделирует звуковое строение слова и сознательно овладевает им. Работа с графической схемой звукового состава слова облегчает процесс формирования звукового анализа также и тем, что перед учащимся не ставится дополнительная задача – соотнесение звука с буквой. Вся его деятельность направлена на осознание звуковой структуры слова. Существенное значение в обучении имеет практическая деятельность ребенка. Работа ученика со схемами, таблицами, разрезной азбукой, повышая его интерес к учебному материалу, является одним из основных учебных средств, с помощью которых возможно пробуждение познавательной активности и формирование полноценной учебной деятельности. Знания, полученные в результате деятельности самого ребенка, усваиваются им легче и более прочно. Развитию познавательной активности учащихся, появлению заинтересованности в получении знаний о родном языке способствуют также яркий, красочный наглядный материал, использование технических средств обучения, занимательные дидактические игры и игровые приемы. При этом игры не носят чисто развлекательного характера, а направлены на решение конкретной учебной задачи. Процесс усвоения и затем применения знаний и умений облегчает работа с алгоритмическими предписаниями. Благодаря им учащиеся приобретают навыки последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для решения определенных учебных заданий. Кроме того они постепенно усваивают различные структуры предложений, в которые включена необходимая научная терминология. Значительное внимание уделяется формированию у учащихся навыков самостоятельного использования знаний и умений, так как только самостоятельное выполнение заданий дает учителю информацию о фактических умениях и знаниях детей. Такая обратная связь выявляет усвоенный или неусвоенный материал, обнаруживает индивидуальные трудности, способствуя своевременному предупреждению и устранению пробелов в умениях, знаниях и навыках школьников. Результаты значительно повышаются, если при оценке письменных работ и устных ответов учитываются этап обучения, освоенный ребенком способ деятельности с учебным материалом, характер индивидуальных трудностей, преодоленных учеником, а также степень обобщенности заданного ему вопроса. Эффективность обучения детей обеспечивается также систематическим повторением, необходимым как для закрепления и обобщения пройденного, так и для полноценного усвоения нового. В неразрывной связи с изучением фонетического и грамматического материала ведется работа по развитию речи учащихся. Исправление, уточнение, упорядочение устной речи школьников предшествует и сопутствует изучению всех основных разделов русского языка. Уточняется и расширяется лексический запас учащихся. Обогащение словаря происходит за счет слов, обозначающих явления природы и общественной жизни, родовые и видовые понятия. Эта работа непосредственно связана с расширением и уточнением впечатлений и представлений детей об окружающем мире. Кроме того, формируются и совершенствуются целенаправленность и логическая последовательность высказываний, точность и разнообразие употребления слов, обогащается грамматический строй речи. В языке теснейшим образом переплелись умственные и эмоционально-оценочные начала. Открытие этих сторон слова позволяет детям не только по-новому воспринять язык, но и овладеть им как средством выражения собственного отношения к людям, событиям и явлениям окружающего мира, к самому себе. Подбор точных определений, эпитетов, сравнений для оценки поступков литературных героев играет значительную роль и в усвоении нравственных норм поведения. Анализ (сравнение речевого материала, выделение его различий и сходства, вычленение существенных фонетических признаков) и синтез (обобщение и классификация грамматических явлений, установление зависимости между ними) ведут к общему развитию детей. Обучение детей, испытывающих трудности в овладении школьными знаниями по русскому языку, способствует не только успешному усвоению грамоты, но и преодолению недостатков их умственного и личностного развития, повышению познавательной активности, воспитывает у детей трудолюбие, самостоятельность, упорство в достижении намеченной цели, то есть в значительной мере корригирует недостатки в познавательной и эмоционально-волевой сферах. Пособие для учащихся "звуки речи, слова, предложения – что это?" Содержание и последовательность изложения учебного материала в пособии "Звуки речи, слова, предложения – что это?" (Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? – Смоленск, 1998) соответствует программе (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1996) по русскому языку (раздел "Подготовка к обучению грамоте") для образовательных школ VII вида и классов коррекционно-рвзвивающего обучения. Пособие целесообразно также использовать при уточнении и повторении изученного в период обучения грамоте (2-й класс первого варианта учебного плана). Основное назначение данного пособия – ознакомление детей со звуковым составом русского языка, обучение звуковому анализу и синтезу, а также активизация устной речи учащихся. Система заданий пособия ориентирована на реальные возможности ребенка, испытывающего трудности в школьном обучении русскому языку. В соответствии с принципом развивающего обучения задания построены таким образом, что, постепенно усложняясь, способствуют умственному и речевому развитию ребенка, коррекции его недостаточно развитых психических процессов. При работе с пособием "Звуки речи, слова, предложения – что это?" учителю необходимо учитывать исходные теоретические положения, изложенные в предыдущих главах. Пособие, состоящее из трех рабочих тетрадей, создано для совместной работы учителя (родителей) и учеников. Этим определяется расположение его материалов: все, предназначенное непосредственно ребенку, расположено на одной стороне разворота, на другой стороне находится текст заданий, который читает ему взрослый. Необходимое оборудование Работа с данным пособием предусматривает наличие следующего оборудования. У учащихся: фишки для обозначения звуков (красные, синие, зеленые квадраты со стороной не менее 25 мм или кружки того же диаметра); полоски длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения. Их форма указывает, что при письме любое предложение начинается с заглавной буквы полоски для обозначения отдельных слов в предложении: для первого слова – для остальных слов Длина полосок 25 мм, ширина 10 мм; индивидуальная касса для хранения фишек и полосок; набор цветных карандашей, ручек с красным, синим, зеленым стержнями, фломастеров; небольшая палочка для показа учеником нужного рисунка, схемы; разрезная азбука. У учителя (для работы у доски): цветные фишки, аналогичные тем, которые имеют учащиеся, но большего размера. Для удобства пользования лучше сделать каждую фишку на подставке: схемы звукового состава слов, состоящие из двух, трех, четырех, пяти, шести и семи клеточек; наборное полотно для схем звукового состава слов; касса для хранения фишек; цветные мелки; набор букв; игрушки, реальные предметы, картины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.009 с.) |