Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устная речь как показатель готовности к школьному обучениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ устной речи, проведенный с позиции системного строения речевой деятельности, показал, что в речи детей с задержкой психического развития нет грубых нарушений звукопроизношения и грамматического строя, которые препятствовали бы их общению с окружающими. Особенности звукопроизношения. Однако у большинства этих детей речь отличается вялостью артикуляции и интонационной невыразительностью. Лишь простые слова произносятся ясно и четко. Чем сложнее слоговая структура слова, чем больше говорит ребенок, тем более смазанной становится его речь. Эти негрубые дефекты являются проявлением недостаточности моторной функции артикуляционного аппарата, малой подвижности речевых органов. У одних детей наблюдается вялость кончика языка, у других неспокоен весь язык, у третьих нет четкости в переключении с одного движения на другое. Даже двух-трехкратное повторение движений вызывает утомление, ведет к замедлению темпа речи. У многих начинающих обучение школьников с задержкой психического развития произнесение звуков не нарушено. Хотя у некоторых из них имеются затруднения в произнесении, а иногда и в восприятии сходных артикуляционно и акустически звуков. Характерно, что у них нарушено произнесение лишь одной-двух пар звуков. Чаще других неправильно произносятся шипящие, свистящие, [р], отмечаются дефекты озвончения ([б] заменяется на [п], [д] на [т] и т.д.). Специфика лексики. Школьное обучение требует осознанного, целенаправленного отбора речевых средств. Именно там, где требуется сознательное и произвольное оперирование речью, обнаруживаются трудности, которые никак не проявлялись в повседневной речи ребенка. Словарный запас учащихся беден и недифференцирован. Нередко страдает предметная отнесенность слов: например, словом роза дети называют и пионы, и тюльпаны, и маки; считают, что "уха – это рыба такая"; некоторые школьники употребляют слова, обычно свойственные речи детей среднего дошкольного возраста: "Коровы стоят в коровятнике, лошади – в лошаднике", "петухатник", "поросятник" и т.д. Ограниченность словарного запаса выражается также в незначительном использовании слов, называющих признаки и свойства предметов. Чаще других учащиеся употребляют прилагательные, обозначающие основные цвета, а также величину и форму предметов. Однако и эти признаки часто обозначаются недифференцированно: разные качества называются одним и тем же прилагательным. Например, широкая веревка вместо толстая веревка; слова большой и маленький служат для определения длины, ширины, высоты, толщины и т.д. Дети редко выделяют такой признак, как материал, из которого изготовлен предмет. Но даже выделив это качество, они обозначают его не прилагательным, а существительным с предлогом (из дерева, из резины, а не деревянный, резиновый и т.д.). Крайне невелика группа оценочных прилагательных, употребляемых детьми указанной категории. Так, слова хороший и плохой обозначают самые разнообразные качества: добрый, храбрый, жадный, трусливый и т.д. Скудость словарного запаса проявляется и в том, что при необходимости дети используют не антонимы предложенных им слов, а те же, к примеру, прилагательные с отрицательной частицей не: храбрый – нехрабрый (вместо трусливый), веселый – невеселый (вместо грустный, печальный) и т.д. Обозначение элементарных общих понятий также вызывает значительные затруднения у детей с задержкой психического развития. Нередко они применяют в качестве обобщающего слово, которое обозначает конкретное видовое понятие: "Волк и лиса – это медведь такой", "Земляника – это малина такая" и т.д. Установлено, что правильность словесного обозначения учащимися однородной группы предметов зависит от характера материала, подлежащего обобщению. Так, для представителей растительного и животного мира они чаще находят нужные обобщающие слова, чем для предметов деятельности человека. (С.Г. Шевченко.) Понимание школьниками незнакомых слов нередко определяется их звуковым сходством с ранее известными. Так, во впервые услышанном слове изобилие учащиеся выделяют звукосочетание "бил", связывая его звучание с хорошо известным им глаголом бить. На основе этой ассоциации выражение "изобилие овощей и фруктов" приобретает для них смысл, никак не совпадающий с действительным: "овощи и фрукты забили в ящики", "овощи и фрукты забили забором". Ряд слов, употребляемых в переносном значении, учащиеся понимают буквально: "Озеленили двор – покрасили заборчики и скамеечки в зеленый цвет". Часто они выделяют в значении слова отдельные признаки, связывая их с конкретной ситуацией: "Метр – это линейка длинная, она в портфель не уместится"; "Канат – веревка, по которой ходят в цирке". Расширение знаний и представлений учащихся об окружающем мире способствует уточнению и пополнению их словарного запаса. Однако установлено, что нет однозначного соответствия между совершенствованием познавательной деятельности ребенка и развитием его речи. Даже научившись анализировать те или другие предметы, их части и признаки, школьники не всегда могут сразу назвать их соответствующим словом. В этих случаях они заменяют существительные, прилагательные, глаголы жестами, сочетающимися с местоимениями и служебными частями речи: "Тут так, а тут такое и еще вот". Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с задержкой психического развития с их интеллектуальной и эмоциональной недостаточностью. Именно она определяет ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире, о качествах личности людей, их эмоциональных состояниях, о причинно-следственных, пространственных, количественных и других отношениях. Известно, что пополнение словаря ребенка идет не только за счет заимствования слов, употребляемых окружающими, но и путем словообразования. Самостоятельное, осуществляемое без какого бы то ни было обучения, образование слов на основе присоединения к имеющимся в его активном словарном запасе морфем, свойственных родному языку, происходит на основе способности детей к практическим дограмматическим обобщениям: "копатка" вместо лопатка, "хлебочная" вместо булочная и т.д. Такой путь расширения словаря имеет принципиальное значение для всего речевого развития в целом. Исследователи детской речи (А. В. Запорожец, Т. П. Ушакова, Е. С. Слеповичи др.) считают, что создание детьми неологизмов представляет собой необходимое и естественное проявление общего хода формирования речи. Однако при нормальном развитии к 5-6 годам это явление угасает. У детей с задержкой психического развития наиболее бурное словотворчество наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первом и втором годах школьного обучения. Создание неологизмов детьми с задержкой психического развития показывает, что, хотя и в более поздние сроки, чем нормально развивающиеся дети, они практически выделяют морфемы, правильно понимают смысловые значения корней, не выходят за границы грамматических закономерностей родного языка. Вместе с тем, знание своеобразия речи детей помогает определить основные направления коррекционной работы по развитию их речи и познавательной деятельности на уроках русского языка. Своеобразие грамматического строя речи. В устной речи школьники, испытывающие трудности в обучении, как правило, безошибочно согласуют слова в роде, числе и в большинстве падежей. Исключение составляет употребление форм родительного падежа множественного числа (например, "много соснов" вместо много сосен) и творительного падежа единственного числа ("любуюсь Москвом" вместо любуюсь Москвой). Для многих учеников проблему представляет правильное использование предлогов над, под, за, между, перед. Таким образом, недоразвитие фонематического слуха, ограниченность и своеобразие словарного запаса, особенности словообразования и понимания незнакомых слов, трудности в употреблении некоторых грамматических форм свидетельствуют о том, что без специальной коррекционной работы затруднено изучение этими школьниками практически всех разделов грамматики и орфографии русского языка. Отсутствие достаточной готовности к овладению школьным курсом русского языка определило содержание программы обучения этих детей. В частности, обучению чтению и письму предшествует длительная, кропотливая, многоаспектная коррекционно направленная подготовительная работа. Содержание подготовки к обучению грамоте. Специфика технологии Состояние речевого развития детей, уровень сформированности их звукового анализа и синтеза обусловили введение в Программы обучения русскому языку в 1-м классе образовательных школ VII вида и в коррекционно-развивающих классах раздела "Подготовка к обучению грамоте", который рассчитан на 3 месяца. Развитие фонематического восприятия, совершенствование действия последовательного выделения звуков также предусмотрены во 2-м классе первого варианта учебного плана при "Уточнении и повторении изученного в период обучения грамоте". Прежде всего, необходимо выявить умения и знания по русскому языку детей, начинающих школьное обучение: умение слышать в слове отдельные звуки и последовательно вычленять их из слов, составлять предложения, выделять из них отдельные слова, знание букв, способы чтения. Выявленные сведения о готовности каждого ребенка к школьному обучению по русскому языку фиксируются учителем и хранятся в личном деле ученика. Подготовка к обучению грамоте предусматривает: – совершенствование чувственного опыта учащихся в области русского языка: развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию; – уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; – развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи; – формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развитие умений наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условно-знаковую систему; – воспитание культуры учебного труда: умения ориентироваться и применять систему правил, необходимых для плодотворной учебной работы; – формирование доброжелательных отношений с одноклассниками. Основными темами подготовительного периода обучения являются темы практического ознакомления со звуками речи и с предложением. В содержание обучения входят также правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление пальцев и кистей рук, формирование элементарных графических навыков. Кроме того, в этот период обучения ученики начинают знакомиться с детской художественной литературой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.210.109 (0.01 с.) |