Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология нетрадиционных учебных занятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стремление педагогов уйти от проектирования традиционных уроков обусловлено рядом причин. Среди них на первое место можно поставить и изменение современной образовательной парадигмы, и расширение информационных границ для сегодняшних школьников и студентов, и изменение личностных ценностно-смысловых ориентиров, и стремление современной молодежи занять достойное место в системе социальной стратификации, и решение задачи педагогической инноватики, заключающейся в переводе традиционной школы в школу развивающую. Иннови-рование традиционного обучения осуществляется за счет изменения модели обучения, где будущий специалист становится активным субъектом профессиональной деятельности за счет самообучения на основе признания личности как активного субъекта собственной жизни и поведения. В связи с этим технологическая система познавательной деятельности обучающихся складывается из логической цепочки методов: «исследование—диалог—игра», где исследование предполагает формирование способности студентов ставить проблемы и генерировать идеи по их решению; диалог — это обмен информацией с учетом разных позиций и точек зрения участников; игра — моделирование предметно-содержательного и социально-психологического опыта будущего специалиста. Смысл нетрадиционных форм обучения сводится к тому, чтобы студенты были заинтересованы не только формой проведения, но и содержанием учебной информации и чтобы у них сформировалась установка на творчество и постоянный педагогический поиск. Значимость нетрадиционных учебных занятий определяется тем, что создаются предпосылки для формирования личностно-про-фессиональных качеств, определяющих облик современного педагога — педагога самореализованного, самодостаточного, творческого, инициативного, способного смело проявлять свои педагогические, исполнительские, артистические, художественные способности и управлять своим эмоциональным состоянием. Система учебной деятельности студентов на разных видах этих занятий способствует формированию оперативных профессиональных умений путем изменения профессиональных ролей, когда студенты в одном случае выступают как режиссеры своей деятельности и деятельности своих воспитанников, в другом — как консультанты, в третьем — как организаторы, в четвертом — как артисты, сочинители, художники. Интеллектуальная деятельность студентов приобретает системный характер, развиваются импровизационные навыки, гибкость мышления и действий, проявляется педагогическая интуиция. Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы: - организация учебной деятельности студентов чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения и занятий; - опрос студентов объединяет в себе функции контроля и закрепления, поэтому носит обучающий характер; - изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоятельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике; - усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов, выводящих студентов на эмоциональный путь усвоения знаний. Вызывают интерес студентов игры-драматизации, обыгрывание ситуаций, решение ТРИЗовских задач, разнообразное проектирование, создание моделей и т.д.; - увеличение доли последующего закрепления из-за увеличения объема различных практических работ; - гибкая структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы со студентами в зависимости от творческого замысла учебного занятия; - уход от жесткой алгоритмизации структуры традиционного занятия дает возможность педагогу использовать в качестве «скелета урока» разнообразные популярные теле-, радиопередачи, а также самому придумывать форму проведения такого учебного занятия. К нестандартным относят довольно большую группу уроков — более 36. Назовем лишь наиболее распространенные: деловые и ролевые игры, конференции, педагогические консилиумы, уроки-соревнования в виде разнообразных конкурсов, педагогических КВНов, интегративные уроки (интегральные, интегрированные), уроки творчества, тренинговые занятия. Последнее время была предпринята попытка классифицировать нетрадиционные виды учебных занятий. Так, например, урок осмысления жанра «эссе», урок-панорама, урок открытых мыслей принадлежат группе уроков, основанных на оригинальной организации учебного материала. А уроки-аукционы, уроки-конференции составляют основу группы уроков, построенных по аналогии с организованными событиями. Дискуссия, диспут, урок-исследование выступают аналогами известных форм и методов деятельности. Однако следует заметить, что поделить нетрадиционные виды учебных занятий на определенные группы весьма непросто хотя бы потому, что в одном учебном занятии могут одновременно сочетаться и оригинальная форма проведения, и необычная компоновка содержания. Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных учебных занятий: дискуссию, тренинговое занятие, урок-соревнование, интегрированное учебное занятие, урок-творчество. Дискуссия (от лат. аЧзсихию — исследование, рассмотрение) — это всестороннее коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Интерес к дискуссии объясняется тем, что человек, с одной стороны, имеет возможность показать все преимущества личной позиции и провести свою аргументацию независимо от давления группового мнения, что служит способом удовлетворения потребности в самоутверждении. В ходе дискуссии стимулируются и актуализируются его глубинные ассоциации. С другой стороны, участник отходит от эгоцентрического мышления, учится вставать на точку зрения собеседника при полной свободе, взаимоисключении противоположных точек зрения. Рассмотрим основные методические аспекты организации дискуссии как разновидности учебного занятия. Выделяют проведение семинара-дискуссии и лекции-дискуссии. Разрабатывая конспект учебного занятия, преподаватель особое внимание обращает на несколько моментов. Прежде всего — это формулировка целей дискуссии. Они должны быть: - тесно связаны с темой. Например, если тема содержит большой объем информации, то целью дискуссии будут сбор или упо- рядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование; - познавательными и коммуникативными. В целях учитывается, что основу дискуссии составляют два элемента — спор и диалог; - разнообразными. Например, преобразование знания, изменение установок, стимулирование творчества и др. Следующий момент касается выделения тезауруса основных понятий, которые будут использованы, усвоены студентами в ходе дискуссии. Здесь работает принцип семантического однообразия, когда все термины, дефиниции, понятия, рабочие определения и т.д. должны быть одинаково поняты и приняты всеми студентами. Данный блок несет в себе важную смысловую нагрузку, от которой во многом зависит результативность дискуссии. Дело в том, что умение участников правильно вычленять из темы занятия опорные слова и ключевые понятия служит залогом того, что обсуждение не потеряет логической нацеленности, не превратится в разговор «за жизнь». Однозначное семантическое употребление терминов сформирует у студентов установку оперировать только хорошо понятыми терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой. Далее нужно указать разновидность дискуссии, потому что на этом будет построена техника ее ведения. Например, дискуссия по технике аквариума, панельная дискуссия, беседа за круглым столом (М.В. Кларин). Затем преподаватель фиксирует форму организации учебной деятельности студентов, которая также определяется разновидностью дискуссии. Чаще всего используются индивидуальная и групповая формы, иногда смешанная. Выделяется также подготовка дискуссии. Преподаватель обозначает, как происходит распределение участников в микрогруппы; какие виды дифференцированных заданий будут предлагаться студентам; с помощью каких форм могут представляться на общее обсуждения принятые решения; как наглядно может быть зафиксирован результат дискуссии. Ход ведения дискуссии — центральный блок конспекта учебного занятия. Здесь преподавателю нужно зафиксировать три традиционных этапа развития дискуссии. Этап 1. Постановка проблемы. Здесь перед педагогом стоит задача ориентации и адаптации студентов к проблеме и друг к другу, выработки определенной установки на решение поставленной проблемы. Вначале педагог оглашает цели дискуссии, акцентируя внимание студентов на том, что обсуждается и что должно дать обсуждение. Потом выдвигается проблема. Здесь важно создать необходимую мотивацию, показать значимость предлагаемой для обсуждения проблемы, выявить в ней нерешенные или противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат от решения заявленной проблемы. Лучше сформулировать все это на бумаге, чтобы говорить четко, ясно, убедительно, а самое главное — кратко. Преподаватель оглашает перед студентами проблему с помощью конкретных методов. 1. Метод снятия напряженности предполагает начало занятия с отвлеченной, но интересующей студентов темы, а затем постепенный переход к обсуждаемой проблеме. Положительный настрой аудитории способствует вниманию к излагаемому материалу, снимает напряженность. 2. Метод «зацепляющих крючков», с одной стороны, стимулирует интерес студентов, а с другой — позволяет преподавателю кратко изложить проблему, которая будет обсуждаться. Здесь в качестве «зацепки» используется наиболее интересная сторона обсуждаемой проблемы. 3. Метод стимулирования воображения основывается на постановке множества вопросов по обсуждаемой теме. 4. Метод прямого подхода заключается в непосредственном выдвижении проблемы, без каких-либо вступлений. Нецелесообразно в конспекте обозначать название метода, но приемы, с помощью которых он будет реализовываться, следует записать. Например, «зацепляющим крючком» выбран фрагмент из журнальной или газетной статьи, в этом случае педагог записывает источники, в которых можно его найти. За оглашением проблемы следуют правила ведения дискуссии. Например, можно предложить следующие: внимательно выслушивать, не перебивать выступающего; аргументирование излагать свою позицию; не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв их позиции; не повторяться, в случае сходности позиций формулировать мнение своими словами или заявить о согласии со своим оппонентом. Еще существует правило «трех "нельзя"»: 1) нельзя говорить «уже все сказали»; 2) нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе; 3) нельзя за высказыванием скрывать свое дурное настроение (Е. В.Коротаева). Правила могут звучать и как девиз: «Выступать должен каждый», «Бесконфликтность — наше правило». При составлении правил преподаватель должен ориентироваться на особенности данной студенческой группы, а чтобы снять психологические барьеры, можно предложить студентам по аналогии с тренингом самим разработать правила дискуссии. Этап 2. Решение проблемы. Здесь педагог осуществляет задачу активизации студентов по оценке предлагаемых вариантов решения проблемы. Преподавателю нужно создать ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей. Он может использовать два метода. 1. Метод «Обзор ситуаций»: участники обсуждения делят целый лист на четыре части. В верхней части I листа слева перечисляются все внешние факторы, способствующие решению данной проблемы. В верхней части листа справа перечисляются все внешние факторы, мешающие решению проблемы. В нижней части слева указываются внутренние факторы, способствующие решению проблемы. А в нижней части справа фиксируются внутренние факторы, противодействующие решению проблемы. Далее микрогруппа проводит анализ количества факторов и их значимости, вырабатывает общее решение проблемы. 2. Метод «За и против»: участникам микрогруппы нужно разделить чистый лист пополам вертикальной линией: сверху слева нужно написать «За», сверху справа — «Против». Некоторое время они работают индивидуально над вариантами решения поставленной проблемы, отмечая для себя как положительное решение, так и отвергающее его, а затем происходит обсуждение. Потом подсчитываются все «за» и «против». Участниками приводятся аргументы в пользу того или иного решения, определяется основное решение, которое будет окончательным при подведении итогов дискуссии. Обмен мнениями предусматривает следующее: - сначала предоставляется слово конкретным участникам. В данном случае преподавателю не рекомендуется брать слово первым; - во время выступления студент может или сразу внести свои предложения, или сформулировать их после выступления; - преподавателю позволительно проявлять некоторую авторитарность, чтобы приостановить выступления отклоняющихся от темы дискуссии студентов. Обоснование участником собственного мнения во многом зависит от его владения технологией аргументации и речевого информативного воздействия. Поэтому преподавателю надо дать студентам «Памятку аргументированного высказывания», которая имеет следующее содержание: - не стесняйтесь признать правоту собеседника, если он прав; - выслушайте собеседника, ответьте на его аргументы, только после этого выскажите свои; - будьте вежливы в отношении своего оппонента; - при выборе аргументов учитывайте цели и мотивы остальных участников дискуссии; - излагайте преимущества того или иного события и избегайте простого перечисления фактов; - как можно нагляднее преподносите свои идеи: пишите формулы, рисуйте схемы и т.п.; - конспектируйте ход беседы, благодаря этому вы не только проявите уважение к собеседнику, но и не упустите важные детали в обсуждении; - используйте сравнения, но без преувеличения, иначе они вызовут недоверие; -для убедительности используйте 1 — 2 ярких примера; можно использовать и агрессивный стиль убеждения, который вызывает отпор со стороны собеседника, но достигает большего эффекта; - постарайтесь вывести логическое следствие из высказываний оппонента: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит...». Методические рекомендации преподавателю-ведущему для раз-ворачивания дискуссии. 1. Зафиксировать конкретные задачи преподавателя-ведущего дискуссии: а) в отношении проблемы: - ясно и четко сформулировать проблему; - разбить решение проблемы на этапы; - поставить конкретную задачу; - подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью; б) в отношении каждого участника: - проверить, насколько каждый понимает суть проблемы; - распределить функции и роли между участниками; - спросить каждого о его решении поставленной задачи (сбор мнений); - не допускать отклонений от поставленной задачи; - после каждого высказывания выделять основные мысли участников; в) в отношении группы: - поставить вопросы перед группой; - установить регламент; - выделить, сгруппировать, обобщить основные точки зрения на решение задачи; - сразу пресекать непродуктивные обсуждения и споры, в которых участники задевают личность друг друга; - отметить важность группового решения проблемы. 2. Обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего числа студентов и не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных студентов или преподавателя со студентом. 3. Выявить монополизатора дискуссии и нейтрализовать его активность. Можно задать ему вопрос «Почему вы так думаете?», — это прервет его выступление, возникнет пауза, которая позволит ведущему обратиться к другому участнику дискуссии или заставит выступающего говорить сжато и конкретно. 4. Не торопиться самому с ответом на вопросы, касающиеся предмета дискуссии, а переадресовывать эти вопросы аудитории. 5. Следить за тем, чтобы объектом критики было мнение, а не человек, выразивший его. 6. Быть готовым принять разные мнения студентов, даже если они идут в разрез с мнением педагога. 7. Следовать правилу «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать». 8. Иметь в своем арсенале систему приемов налаживания позитивных контактов между участниками дискуссии. 9. Учитывать трудности, возникающие по ходу обсуждения проблемы: - сосредоточенность каждого участника на том, что собирается говорить он сам, и невнимание к тому, что говорят другие; - общее задание с самого начала не воспринимается как совместная работа; - участнику бывает трудно воспроизвести позицию других, так как нередко он слушает, но не слышит, поэтому в памяти фиксируются слова, а не идеи, активность слушания равна «О». 10. Знать и применять специальные методы аргументации: а) метод «перелицовки» как постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним; б) метод «салями» как постепенное подведение собеседника к полному согласию с ним путем получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях; в) метод положительных ответов — когда при доказательстве собственной позиции ставятся вопросы, требующие однозначного ответа; г) метод разделения целого, т.е. разделение аргументов на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности общей позиции, основанной на этих аргументах; д) метод замедленного темпа — умышленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера — дает возможность самому говорящему проанализировать собственное высказывание. 11. Соразмерять темп аргументации с особенностями темперамента того студента, с которым ведется диалог. 12. Помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом выступает студент. Эффективность занятия определяется не активностью преподавателя, а активностью студента. Кроме того, проведение дискуссии требует от ведущего-преподавателя таких личностно-профессиональных качеств и умений как свободное владение материалом в рамках учебной программы; свободное и грамотное владение профессиональной терминологией; коммуникабельность и коммуникативные навыки, дающие возможность найти подход к каждому студенту; быстрота реакции; способность лидировать; умение владеть собой; объективность; прогностические умения, выраженные в способности прогнозировать ход и результаты педагогического воздействия в процессе дискуссии и предвидеть последствия своих действий; владение техникой диалогового взаимодействия со студентами. Этап 3. Подведение и т о г о в. Здесь преподаватель решает задачу консолидации участников дискуссии за счет выработки единых или компромиссных мнений, позиций, решений. Варианты презентации групповых решений осуществляются в нескольких формах. 1. Совместно-индивидуальная форма предполагает, что все микрогруппы участников дискуссии оглашают свои варианты решения проблемы и из них выбирается лучший. Здесь преподаватель использует приемы «ярмарка», «конкурс», «банк идей» и т.д. 2. При совместно-последовательной форме результат деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы. Здесь применимы такие приемы, как «лесенка» или «эстафета». 3. При совместно-взаимодействующей форме деятельность строится по принципу «перегруппировки». Преподаватель предлагает студентам организовать новые микрогруппы, выработать новое решение и обменяться полученными результатами со всеми. В совместном обсуждении выбираются определенные аспекты групповых предложений, на основании которых затем вырабатывается общий итог. Здесь основной прием — «мозаичная картинка». 4. Если по ходу дискуссии у участников нет специально отведенных ролей, то при подведении итогов можно использовать метод «блока вопросов». Из участников формируются два блока — задающие вопросы и отвечающие на них. Задача спрашивающих заключается в получении ответов на вопросы, по существу раскрывающие взгляды участников на проблему, уточняющие их позиции, подвергающие сомнению приводимые доводы. Задача отвечающих — как можно более полно и убедительно дать ответ. Дискуссия достигает положительного результата, если выявлены и обсуждены позиции участников; сформулирована общая позиция группы по выбранной проблеме; определены конкретные пути решения проблемы, их перечень и приоритет; выработано согласованное решение поставленной задачи; тема раскрыта в основных ее деталях; Важным фактором для выявления результативности проведения дискуссии является рефлексия занятия, причем как студентами, так и преподавателем. Высказывая свое отношение к происходящему на учебном занятии, студент тем самым не только совершенствует навыки дискуссионной культуры, но прежде всего вырабатывает собственную жизненную и профессиональную позицию. Традиционные вопросы «Кто помогал, кто мешал работать? Как бы вы построили ход занятия, если бы были его руководителем? Что приобрели в совместной деятельности?» уместно дополнить: «Кто ощущал себя во время дискуссии некомфортно и по- чему? К какому результату приводит позиция "молчунов"? Что испытает участник, которого постоянно перебивают или которому не дают высказаться? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль? Что вы считаете важнейшей целью своих выступлений?» и т.д. Рефлексия дискуссии преподавателем выполняет корректирующую функцию. Здесь вопросы условно можно разделить на три категории. 1. Вопросы, направленные на усовершенствование методической организации дискуссии: «Как была решена учебная задача? Какие виды учебно-познавательных заданий вызывали трудности, были слишком легкими, неинтересными? Как предложенный способ распределения участников по микрогруппам повлиял на активность участников, качество их высказываний? Насколько студенты владеют навыками аргументации? Удалось ли создать и сохранить атмосферу комфорта на всем протяжении дискуссии?». 2. Вопросы, отражающие методику организации группового взаимодействия участников: «Какие формы работы способствовали/ мешали групповому сплочению? Насколько удалось предотвратить недопустимые формы взаимодействия участников дискуссии?». 3. Вопросы, касающиеся работы самого преподавателя: «Какая позиция руководителя дискуссии была для меня наиболее удобной и как она сказалась на общем ходе дискуссии? Насколько убедительными были мои собственные доводы, они мешали или помогали участникам дискуссии? Какие изменения в поведении, отношениях, выполнении студентами заданий я заметил? Следует ли мне изменить коммуникативную тактику поведения (в целом, частично, ничего не менять)?». Чтобы облегчить восприятие содержания конспекта, этапы проведения преподавателем дискуссии фиксируются в виде опорной схемы дискуссии. Тренинг1 (от англ. ггатт§) — специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций. Он используется и как метод, и как самостоятельная форма обучения. Следует отметить, что тренинг как вид учебного занятия при всей внешней похожести на социально-психологический тренинг имеет^свою специфику и особенности. В организации учебных тренингов реализуется единство педагогических знаний и практических педагогических действий. Тренинг как детально организованная совокупность преднамеренных психолого-педагогических действий и организационных шагов, осуществляемых в определенной последовательности, закрепляет 1 Подробно методика тренинга представлена в учеб, пособии Н.А. Моревой «Тренинг педагогического общения» (М., 2003). контекст обучения в трех направлениях. Во-первых, он дает знания и возможность их использовать; во-вторых, тренинг благоприятствует приобретению или некоторой коррекции умений; в-третьих, любое тренинговое занятие — это осознание целей, мотивов, содержания, личностной или профессиональной позиции будущего профессионала. Как форма обучения тренинговые занятия тесно соприкасаются с развивающим обучением, реализуются через разнообразные способы групповой работы, для которой характерны: -наличие постоянной группы участников (подгруппа — 10 — 12 человек); - направленность на приобретение участником тренинга определенной суммы знаний и практических умений профессиональной деятельности и личностных качеств; - объективизация субъективных чувств и эмоций участников относительно друг друга, происходящая в группе, тех профессиональных качеств личности и практических умений профессионала, которыми необходимо овладеть в ходе занятия; вербализованная рефлексия; - атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, психологическая безопасность. Основу тренинговых занятий составляют следующие правила: активность; конфиденциальность; право говорить «нет»; не обманывать; право на поддержку; обязанность слушать — не перебивать; участие во всем; право на личное мнение; работать «от» и «до»; говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас. Ключевые моменты конструирования тренинговых занятий. 1. Определение целей тренинга. Подготовка занятия начинается с определения целей — как для преподавателя, так и для участников. Цели тренинга должны быть ясны, понятны и приняты участниками, поэтому цели занятия и отдельного упражнения формулируются в позитивных категориях; должны достигаться совместными усилиями, быть точными в определении того, кто, где, когда и как долго; преподаватель должен увидеть, услышать и почувствовать, что цели занятия достигнуты; цели занятия должны быть подвергнуты оценке. 2. Проектирование тренинга. Здесь выделяются четыре важных момента: определение содержания занятия; выбор упражнений для занятия; отбор методов реализации упражнений; оценка занятия. Содержание занятия охватывает три области — знаний, умений, ценностей; касается четырех сторон личности будущего специалиста: физической, эмоциональной, духовной, интеллектуальной. Тренинг предполагает выполнение определенных психогимнастических упражнений, которые позволяют снять эмоциональное напряжение, научить студентов владеть своим двигательным аппаратом, способствуют приливу энергии. Тренинг высвобождает эмоции, поскольку разные упражнения способствуют развитию эмпатийности, эмоциональной выразительности молодого специалиста. Любое тренинговое занятие направлено на формирование интеллектуальных умений и навыков, так как участники занятия высказывают свои мнения, приобретают некоторый опыт. Выбор упражнений для занятия. Упражнения, входящие в состав того или иного занятия, могут даваться всей группе в целом, нескольким подгруппам участников, персонально каждому. Содержание упражнений должно соответствовать целевому назначению и раскрывать содержание темы тренинга. Процесс планирования упражнений включает в себя несколько моментов: определение цели, выделение конкретного задания для ее осуществления, составление инструкции по выполнению. Отбор методов реализации упражнений. Методы, используемые на учебном тренинге, направлены на приобретение студентами профессионально-значимых качеств, умений и навыков через воздействие на их личностную сферу. Поскольку тренинг рассматривается как разновидность учебного занятия, то при отборе методов активного обучения акцент смещается в сторону тех из них, которые совершенствуют профессиональные умения и навыки: ролевые игры, анализ разнообразных ситуаций, дискуссии. Оценка занятия — заключительный этап тренинга. Оценке подвергаются результаты тренингового занятия в целом, деятельность каждого участника в достижении целей занятия и личностных целей. Критериями оценки эффективности занятия и значимости его для каждого участника могут служить: успешность, т.е. насколько цели тренинга были достигнуты рациональным путем и какова его значимость для конкретного профессионала; эффективность, т. е. какие изменения произошли в развитии личностно-профессиональных качеств и умений участников тренинга; производительность, т. е. достижение лучших результатов. Типы оценок: 1) текущая оценка, т.е. поэтапное оценивание каждого упражнения и деятельности студентов. Текущая оценка может быть реализована с позиции либо ведущего, либо тренирующихся, либо наблюдателя тренинга; 2) итоговая оценка, которая дается в конце занятия для выявления эффективности его проведения, деятельности ведущего или каждого участника; 3) оценка переноса, которая предполагает, что знания и умения, полученные в ходе тренинга, находят практическое применение в деятельности участника (например, на педагогической практике). Оценка как некий объективный взгляд и выражение определенного отношения реализуется через личную оценку, мнение участников, обобщенную оценку (соединяющую в себе личную оценку и мнение участников), а также самооценку. Все перечисленные выше виды оценки на занятии предлагаются с помощью тестов, вопросников, анкет, экспресс-опросов в таких этапах тренинга, как рефлексия и анализ занятия. 3. Создание климата обучения. При организации занятий преподаватель исходит из того, что перед ним не просто обучаемые, а достаточно взрослые люди, которые на момент тренинга имеют сложившуюся систему ценностей, собственное представление о профессионально-этических нормах поведения. Поэтому важный момент тренинга как вида учебного занятия — создание психологического комфорта. Тренинговое занятие может быть построено по следующему алгоритму. 1. Оглашение руководителем темы и цели занятия. 2. Приветствие участников. 3. Выполнение системы упражнений по теме занятия. 4. Рефлексия участниками содержания занятия. 5. Анализ занятия. 6. Домашнее задание. Урок-соревнование — это своеобразное состязание студентов в знаниях, умениях и навыках, полученных на лекциях, практических занятиях и других традиционных учебных занятиях. Здесь обязательны разделение участников на две (и более) команды и выбор судейской бригады. Преподаватель участвует в таком уроке как консультант или ведущий, но может быть и непосредственным участником соревнования. Как правило, сценарий пишет педагог, но для стимулирования творчества и выражения доверия преподавателя к своим студентам практикуется написание сценария студентами — самостоятельно или совместно с педагогом. «Сценаристы» затем участвуют в соревновании как судьи. При разработке заданий надо обязательно учесть и их сиюминутный характер для придания конкурсу динамичности и скорости, и содержание заданий, требующих длительной самостоятельной работы студентов. Существенным моментом в таком уроке становится система критериев оценки деятельности участников. Как правило, основные из них — это знание конкретных закономерностей, правил, условий и т.д.; быстрота реакции во время ответа; оригинальность ответов; уровень художественного оформления (при необходимости) ответов. Эффективность урока напрямую зависит от предварительного этапа — подготовки к нему, когда преподаватель проводит консультации с участниками соревнования по содержанию, оформлению, регламенту выступления, критериям оценки конкурсных заданий и т.д. Формы проведения разнообразны, например по типу знаменитых телепередач «Что? Где? Когда?», «Брейнринг», «Умники и умницы», «Алфавит», «Своя игра» или конкурсы педагогического мастерства, викторины, педагогические КВНы, аукционы. Конкурс педагогического мастерства. Этот вид урока актуализирует представления студентов о сути, содержании педагогического мастерства и способах его совершенствования, развивает их рефлексивные умения на примере конкретной деятельности, стимулирует проявление педагогического творчества, способствует выработке у будущих профессионалов педагогической позиции и педагогически направленного мышления. Важной особенностью данного вида учебного занятия выступает то, что студенты после участия в конкурсе делятся впечатлениями от выступления, намечая конкретные пути совершенствования собственного педагогического мастерства. В методике проведения конкурса выделяют несколько существенных моментов. 1. Время проведения. Конкурс либо служит составной частью такого учебного занятия, как научно-практический семинар, либо выступает самостоятельной организованной формой, поэтому временной регламент колеблется от 2 до 4 часов аудиторных занятий. 2. Организационная форма работы участников конкурса — или групповая, или индивидуальная. Каждая из них выбирается с учетом количества участников, содержания конкурсных заданий и влияет на установление временного регламента выступлений, способы презентации заданий. 3. Информационно-предметное обеспечение конкурса. Как целевые ориентиры участников используются разнообразные плакаты с высказываниями ведущих отечественных педагогов XIX — XX вв. о педагогическом мастерстве. Мультимедийные средства позволяют участникам наглядно, в виде опорных схем, представить авторскую педагогическую технологию, отразить педагогическое кредо. Видео- и аудиоаппаратура нужна для трансляции фрагментов учебных занятий, проведенных участниками конкурса с детьми. 4. Участников предварительно знакомят с конкурсными заданиями, а на самом конкурсе выделяют критерии оценки и количество баллов, определяющие призовые места (оценки). Критериями служат оригинальность, артистизм, внешний вид, сочетание вербальных и невербальных средств экспрессивной выразительности, количество интерпретаций, оригинальность предложенных версий, певческие навыки, музыкальность, сценическое соответствие образу и т.д. В качестве призов за первое место вручается «Ода будущему мастеру», за второе и третье — грамота «Мастера прошлого — молодым коллегам». Конкурсы оцениваются по 3-, 6-, 10-балльной системе. 5. Конкурсные задания должны отражать содержание конкретной темы или раздела учебной дисциплины, реализовывать внут-рипредметные или межпредметные связи. Например: 1. Приветствие» как визитная карточка (участник оглашает свое «педагогическое кредо»). 2. Интеллектуальная разминка в виде вопросов или интеллектуальной игры по принципу «Поля чудес». 3. «Ваше мнение» как работа с высказываниями, педагогическими ситуациями, когда участники показывают приемы убеждающего и внушающего воздействия на аудиторию слушателей (зрителей, судей). 4. Музыкальные конкурсы весьма разнообразны по содержанию. Например, задание — озвучить образ мультипликационного героя. 6. При составлении сценария конкурса преподаватель может использовать следующий алгоритм оформления записи: название конкурса; оценка; время выступления участника (команды); критерии; задание. «-Урок-викторина». Его содержание составляют разнообразные задания, позволяющие студентам показать понимание терминов, процессов, способов решения учебно-познавательных и профессиональных задач, законов, правил, дат, фамилий. На этапе подготовки преподаватель формирует систему вопросов, которые либо предлагаются участникам заранее, либо оглашаются в письмен<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.021 с.) |