Технология традиционного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология традиционного обучения

Поиск

Учебное занятие (урок) — это форма организации учебной рабо­ты в среднем специальном, высшем учебном заведении, при которой преподаватель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом студентов, по твердому расписанию, исполь­зуя разнообразные методы для решения дидактических задач, опреде­ленных требованиями учебной программы.

Эффективность образовательного процесса в средних специ­альных учебных заведениях во многом определяется технологией учебного занятия. Не подлежит сомнению, что учебное занятие в профессиональной школе, урок в средней общеобразовательной школе являются основной формой обучения, поскольку именно они позволяют за относительно короткое время решить сразу не­сколько задач, организуя разнообразную деятельность учащихся.

В традиционной классификации уроков выделимте их типы, которые наиболее часто встречаются в практике среднего специального учебного заведения, реализующего одновременно классно-урочную и лекционно-семинарскую системы обучения:

1) комбинированный урок или смешанный урок;

2) урок ознакомления с новым материалом или урок сообще­ния, изучения новых знаний;

3) урок выработки и закрепления умений и навыков;

4) обобщающий урок;

5) урок проверки знаний, умений и навыков.

Перечисленные типы уроков проводятся преподавателем по-разному. Например, комбинированный урок относительно само­стоятелен, а вот урок изучения новых знаний проводится и как самостоятельная разновидность, и в виде лекции. Урок выработки и закрепления умений и навыков проводится как практическое и лабораторное занятие в виде деловой, ролевой игры, тренингово-го занятия. Обобщающий урок может быть представлен как семи­нарское занятие, урок-собеседование, интегрированное учебное занятие, урок-соревнование, учебная конференция и т.д. Из при­меров видно, что технология их проведения строится с учетом структуры занятия, представляющей собой совокупность его эле­ментов, обеспечивающих целостность и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части учебного за­нятия находятся в тесной взаимосвязи и реализуются в опреде­ленной последовательности. Структуру занятия определяют:

- поставленные цели учебного занятия;

- содержание учебной информации, которую предполагает до­нести до студентов преподаватель;

- специфика познавательной деятельности студентов, которую планирует организовать педагог на учебном занятии;

- роль преподавателя на учебном занятии;

- сочетание трех соподчинительных уровней развивающего обу­чения — дидактического, логико-психологического, методичес­кого, где дидактический — это актуализация, формирование, при­менение и закрепление знаний, умений и навыков; логико-пси­хологический — выстраивание предметной логики изложения учеб­ной информации с учетом возрастных, индивидуальных особен­ностей учебной группы, а также мотивации, интереса студентов к процессу обучения в целом, учебной дисциплине конкретно, получению будущей профессии; методический — система мето­дов, средств обучения, позволяющих преподавателю при изложе­нии материала наилучшим образом реализовывать поставленные цели занятия, определенным образом готовить себя к встрече со студенческой аудиторией.

Рассмотрим основные технологические особенности подготов­ки и проведения обозначенных выше учебных занятий, разделив их весьма условно на учебные занятия традиционного обучения и нетрадиционные учебные занятия.

Прежде всего выделим основные позиции, касающиеся всех разновидностей учебного занятия.

1. Любое учебное занятие начинается с организационного мо­мента: взаимное приветствие преподавателя и студентов, опреде­ление степени готовности аудитории к учебному занятию, огла­шение темы и цели урока, а также плана изложения темы.

2. Сочетание на каждом этапе проведения учебного занятия времени активного учебного труда и времени отдыха.

3. Проверка качества полученных знаний, изложение новых знаний, их закрепление, систематизация и применение на прак­тике определяются как обязательные компоненты урока, но их компоновка зависит от разновидности учебного занятия.

4. Любое учебное занятие предполагает наличие домашнего за­дания.

5. Завершается занятие подведением итогов и прощанием пре­подавателя со студенческой аудиторией.

Начнем рассмотрение технологии проведения учебных занятий с комбинированного урока.

Комбинированный урок основная форма обучения традици­онной классно-урочной системы. Прародитель этого типа урока —

Я. А. Коменский. На всем протяжении периода своего существова­ния комбинированный урок подвергался неоднократным попыт­кам модернизации, однако до сих пор он остается одним из наи­более распространенных в учебной практике благодаря своей уни­версальности, позволяющей за относительно короткий срок ре­шить сразу несколько задач.

Современный комбинированный урок применяется в профес­сиональной школе тогда, когда тема по содержанию небольшая или довольно подробно изложена в учебном пособии. Этот тип урока предполагает жесткую регламентацию времени и жесткую структуру, нарушение которых недопустимо.

В комбинированном уроке три части: контрольный опрос по предыдущей теме, изучение нового материала, закрепление ма­териала. В среднем на опрос отводится 10—12 минут, на изучение нового — 20—25, на закрепление — 5 — 7 минут и еще 2—5 минут — на домашнее задание. Разберем каждый из этапов комбинирован­ного урока.

Прежде всего в комбинированном уроке предусмотрен тради­ционный организационный этап — приветствие и определение отсутствующих. Он выполняет важную функцию — создает опре­деленный психологический настрой, атмосферу будущего урока. Приветствие преподавателя — своеобразное приглашение к со­трудничеству на уроке, заявка на тот психологический режим, в котором будет протекать совместная деятельность преподавателя и студентов. А определение отсутствующих — показатель готовно­сти преподавателя к безусловно позитивному отношению к своим студентам.

Первый этап — контрольный опрос по теме на­правлен на проверку домашнего задания по материалам предыду­щей темы. Опрос требует тщательной предварительной работы пре­подавателя по отбору системы заданий. Педагоги предпочитают фронтальные или индивидуальные формы. И это оправдано суще­ствующим временным регламентом данного этапа урока.

Фронтальный опрос предполагает работу преподавателя одно­временно со всей аудиторией студентов и проводится в виде бесе­ды по вопросам. При отборе вопросов и постановке перед студен­тами педагог должен учитывать следующее:

- как правило, вопросов должно быть не более пяти, они дол­жны непосредственно относиться к проверяемой теме и раскры­вать существенные признаки явлений, причинно-следственные связи, доказательства рассматриваемых явлений;

- формулировка вопроса должна быть однозначной и понят­ной отвечающему;

- недопустимо предлагать студентам вопросы, требующие мно­жества ответов, т.е. вопросы открытой формы или так называе­мые «тестовые» вопросы с ответом «да/нет»;

- не следует увлекаться вопросами с точной формулировкой раздела, параграфа, поскольку они заставляют работать механи­ческую память обучаемых;

- вопросы должны носить репродуктивный и познавательный характер: «Кто? Где? Когда? Что? Зачем? Почему? Какой? В чем?..»;

- все предполагаемые вопросы формулируются заблаговремен­но и выписываются в плане или конспекте урока;

- вопрос задается всем студентам. Ответы даются или по прин­ципу круга, где каждый следующий отвечает на поставленный педагогом вопрос, или по желанию студентов;

- следует соблюдать динамику ответов: не затягивать паузы между ответами студентов, если требуется задать наводящий вопрос, то следует попросить ответить на заданный вопрос другого студента или попросить дополнить отвечающего;

- форма работы со студентами в системе вопросов может быть разной. Например, чтобы уйти от системы, когда один отвечает,... 3 — 4 человека слушают, а остальные занимаются своими делами, преподаватель использует опрос «тройкой». На заданный препо­давателем вопрос отвечают три студента одновременно: ответ пер­вого дополняет второй, третий комментирует, остальным предо­ставляется право оценивания ответа всех троих.

При письменном фронтальном опросе используются мини-кон­трольные, дидактические тесты, программированные опросы, перфокарты, разнообразные терминологические диктанты и т.д.

Индивидуальный опрос направлен на выявление знаний конк­ретного студента. Он также может быть письменным и устным. Формы опроса разнообразные: карточки-задания, решение педа­гогических ситуаций, тестирование, работа с высказываниями, работа у доски, с книгой, разнообразные интеллектуальные зада­ния.

Приведем примеры использования разных вариантов заданий для студентов при этой форме опроса. Задание «Следствие»: отве­чающему предлагается конкретный факт, и нужно сказать, что за ним следовало. Задание «Логическая схема»: студентам предлага­ются опорные слова изученной темы, нужно показать их взаимо­связь и зависимость. Вариант задания: составить графическую схе­му изученного материала, заполнить таблицу, вписать недостаю­щие компоненты в опорную схему. Задание «Работа с планом»: возможные варианты: 1) дать другое название пункту плана, не искажая его содержания; 2) составить план по прочитанному па­раграфу или первоисточнику; 3) составить тезисный, цитатный план и т.д. Задание «Логический рассказ»: студенту предлагается устно ответить на вопрос (назвать, перечислить, рассказать), от­вет должен прозвучать в форме рассказа с использованием зна­ний студента, полученных на предыдущем уроке и приобретен­ных самостоятельно во время домашней работы. При подготовке

рассказа необходимо составить план, высказать свое отношение к фактам и явлениям, по возможности использовать наглядную ил­люстрацию в виде опорной схемы. Интеллектуальные задания: ре­шение кроссвордов, ребусов, головоломок по заданной теме.

Чтобы задействовать в контрольном опросе как можно боль­шее количество студентов, часто преподаватель использует сме­шанную форму работы, сочетающую в себе индивидуальный и фронтальный опрос. Например, одна группа отвечает у доски, вторая — оценивает ответ в качестве экспертов, третья — предла­гает свой вариант ответа, четвертая — задает дополнительные во­просы отвечающим. Еще одна группа составляет аннотацию, ко­торая строится на ответах на следующие вопросы:

- назовите план ответа товарища;

- установите взаимосвязь частных и общих закономерностей в развитии темы (вопроса);

- определите степень прогрессивности явлений, изложенных в ответе по заданному вопросу;

- какова практическая направленность ответа;

- отметьте использование в ответе новых, дополнительных зна­ний;

- выделите четкость и логическую последовательность изложе­ния мысли при ответе;

- дайте оценку ответу.

Существенную роль при проведении контрольного опроса иг­рает создание психологического комфорта, который обеспечи­вают:

- ситуация успеха;

- заблаговременное предъявление педагогического требования к ответам студентов;

- демонстрация преподавателем интереса к ответу студента че­рез технику активного слушателя;

- недопустимость вторжения преподавателя в ответ студента, исключение — если ответ студента заведомо неверный;

- выставление оценки за ответ. В качестве стимулирования ак­тивности студентов лучше применять самооценку и взаимооцен­ку, но при условии выделения четких критериев;

- объективность отметки при детальном разборе ответа студен­та («Ваш ответ заслуживает отметки..., поскольку...»). Недопу­стимо выставление отметки без комментариев педагога, как, впрочем, и применение преподавателем так называемого комп­лемента «шоковой терапии»: «Вы хороший студент, но ставлю вам двойку»;

- незатянутый контрольный опрос по времени. Это — главное. Следует избегать групповых форм работы, построенных на диалоге.

В конце опроса преподаватель дает заключительные коммента­рии по качеству ответов всех студентов.

Второй этап — изучение нового материала. Этот этап предназначен для усвоения студентами новых знаний, по­этому перед преподавателем стоит задача создания условий для восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации студентами нового учебного материала. Достига­ется это благодаря четкому выстраиванию педагогом урока, под которым подразумеваются создание позитивного настроя и моти­вации; предъявление студентам целей урока, темы, плана; сооб­щение новой информации; осмысление студентами нового мате­риала путем выполнения разнообразных учебных заданий как с помощью педагога, так и самостоятельно; анализ и преодоление трудностей; оценка педагога и самооценка студентов.

Сообщение новой информации, ее осмысление студентами — главное в данном этапе урока. Нужно обратить внимание на то, как преподавателю следует организовать объяснение и как в рам­ках этого объяснения организовать деятельность студентов.

Объяснение это: 1) словесный метод обучения — пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений изла­гаемого материала; 2) совокупность приемов, помогающих устано­вить достоверность суждения относительно неясного нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении.

Во время объяснения преподаватель заботится о том, чтобы студенты усвоили основную идею изучаемого вопроса, метод и средство исследования изучаемого факта, приведшие к данному обобщению, методики воспроизведения изученного материала (с чего и как начать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как аргументировать, какие выводы делать). Объяснение проходит с использованием трех способов: рассказа, т.е. в виде описания; собственно объяснения, т. е. как обоснование, рассуждение и ло­гическое доказательство при преподнесении учебной информа­ции; лекции, когда объяснение бывает сложным и объемным.

Существенным моментом объяснения выступает организация учебно-познавательной деятельности студентов на уроке через фронтальную, индивидуальную формы. Фронтальная требует од­новременного выполнения общей работы и обсуждения ее ре­зультатов и может быть организована в виде проблемного, ин­формационного и объяснительно-иллюстративного изложения, сопровождаться выполнением репродуктивных и творческих за­даний.

При индивидуальной форме каждый получает свое задание. Эта форма используется для закрепления, обобщения и повторения пройденного. При групповой форме организации учебной деятель­ности основной принцип работы студентов — минигруппы, каж­дая из которых получает свое задание или, выполняя общее зада­ние, находит свой способ его выполнения. Групповая форма ред-

ко применяется в комбинированном уроке, зато широко распро­странена на семинаре, дискуссии, деловой игре и т.д.

Эффективность объяснения зависит от выполнения препода­вателем ряда требований:

- выстраивание логической цепочки изложения информации при соблюдении ряда принципов: 1) простоты, когда педагог продумывает соответствие знаковой (наглядной) и вербальной системы записи материала; 2) сохранения, когда продумываются способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке и оценки результата этой деятельности; 3) соответствия, когда акцент в объяснении смещается в сторону практического применения полученных сведений и соответствия новых знаний прежним;

- нужно продумать способы концентрации внимания студен­тов. Этому способствуют оглашение цели, приведение интерес­ных фактов, разнообразные методы обучения и т.д.;

- поскольку базой нового служит предыдущий материал, его знание нужно воспроизводить в контрольном опросе или путем выстраивания внутрипредметных и межпредметных связей;

- нельзя забывать о последовательности изложения, представ­ленной планом темы;

- не отвлекаться на постороннее, чтобы сохранять логический стержень объяснения;

- следует опираться на прошлый познавательный опыт студен­тов;

- важно строить объяснение с учетом содержания материала учебника (учебного пособия). Следует избегать двух крайностей. Во-первых, слепого следования учебнику, т. е. его фетишизации, когда новый материал преподавателя полностью копирует учеб­ник или когда педагог заимствует из учебника название тем, ко­торые идентичны названиям параграфов. Во-вторых, нигилисти­ческого отрицания учебника. Опора на учебник — важная особен­ность комбинированного урока;

- чтобы заставить студентов активно думать, объяснение долж­но сочетаться с использованием разнообразных наглядных средств обучения по двум возможным схемам: объяснение — наглядность или, наоборот, наглядность — объяснение;

- для осознанного восприятия нового материала необходимо поощрять вопросы к преподавателю со стороны студентов;

- важно учитывать, что результативность объяснения находит­ся в прямой зависимости от владения преподавателем педагоги­ческой техникой и технологией речевого информативного воз­действия, которые помогают ему сориентироваться в том, что ска­зать, как сказать, кому сказать;

- заключительным звеном в объяснении должно быть обобще­ние, которое может делать как педагог, так и сами студенты. Обобщение переходит в следующий этап комбинированного урока — закрепление материала.

Закрепление материала — третий основной этап комбинированного урока. Его задача — получение информации о степени усвоения материала урока для использования получен­ных знаний в учебной или производственной практике. Этот этап урока строится на работе непроизвольной памяти студентов и апел­лирует к активному мышлению обучаемых. В первую очередь за­креплению подлежит система опорных понятий, методика изу­ченного педагогического явления, методика предстоящего ответа при очередной проверке знаний. Традиционно преподаватель ис­пользует репродуктивно-воспроизводящие методы в виде вопро­сов или решения педагогических ситуаций.

Закрепление можно проводить способом воспроизведения. Его суть выражается в следующем. После изложения отдельного во­проса пункта плана или всего материала преподаватель просит закрыть конспекты, вспомнить только что пройденный материал и максимально быстро ответить на возможно большее количество вопросов. Например: «Что было непонятно?», «Что требует уточ­нения?», «О чем желательно получить дополнительную информа­цию?». Эти вопросы студенты получают заранее на листах. Из при­веденных вопросов преподаватель выбирает только один. На раз­мышление отводится некоторое время, по истечении которого каждый студент должен назвать по памяти самое главное из запи­санного или уточнить мысль отвечающего.

Вариант вышеописанного способа — прием «запомни и на­пиши». По окончании занятия преподаватель предлагает сту­дентам за пять минут записать все слова, которые относятся к теме.

Последний этап комбинированного урока — домаш­нее задание, направленное на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на учебном занятии; на расширение и уг­лубление учебного материала; на формирование навыков само­стоятельной работы; на развитие самостоятельности мышления путем заданий, выходящих за рамки программного материала; на выполнение индивидуальных опытов, наблюдений, подготовку на­глядных пособий. Домашняя работа относится к разряду самосто­ятельной деятельности студентов при опосредованном руковод­стве со стороны преподавателя.

Эффективность этого вида деятельности студентов определяют:

- качество проведенного учебного занятия, которое в свою оче­редь определяется качеством усвоения студентами знаний на учеб­ном занятии. Чем активнее студент на уроке, тем успешней он справляется с домашним заданием;

- интересная форма выполнения задания;

- разносторонность контроля и оценки домашней работы;

- способы руководства этим видом деятельности со стороны педагога.

При планировании домашнего задания преподавателю следует учесть:

- домашнее задание есть продолжение урока, поэтому студен­там нужно в понятной форме увязать домашнее задание с содер­жанием материала урока;

- систему индивидуальных и дифференцированных учебных заданий;

- посильность заданий, предлагаемых для выполнения всем студентам;

- творческий характер отдельных заданий, направленных на стимулирование интереса студентов к обучению, к профессии, к самореализации;

- временной регламент инструктажа по выполнению, который укладывается в границы 3 — 5 минут;

- инструктаж по выполнению дается или в начале урока — после оглашения плана, или в конце — после закрепления мате­риала; если заданий несколько и они объемны по содержанию — то после изучения каждого пункта плана;

- форму проверки домашнего задания. Как правило, проверке от­водится первая часть комбинированного урока во время контрольного опроса по теме. Иногда ее можно провести в конце занятия;

- момент перегрузки студентов домашним заданием. Педагогу следует помнить, что кроме его предмета студент в среднем гото­вится еще по трем-четырем другим. Преподавателю необходимо тщательно отбирать виды домашнего задания и продумывать це­лесообразность их выполнения к данному уроку.

При предъявлении студентам домашнего задания преподава­тель:

- добивается полного внимания со стороны студентов;

- дает подробный инструктаж выполнения учебных заданий;

- оглашает критерии оценок за выполнение разных видов зада­ний;

- напоминает об алгоритме подготовки домашней работы: вна­чале выполняются наиболее трудные задания, затем чередуются письменные и устные, а после каждого часа работы нужен крат­кий перерыв. Во время перерыва можно проводить релаксацион­ные упражнения, гимнастику для глаз, различные физминутки или переключаться на другой кратковременный вид деятельности. Если есть возможность, то домашняя работа выполняется в тот же день, когда она была задана, по свежему впечатлению, чтобы было легче ее выполнить.

Домашняя работа осуществляется через систему учебных зада­ний, при отборе которых преподаватель должен учитывать уровни обучения, реализацию которых будет осуществлять то или иное задание. В идеальном варианте домашняя работа предполагает ком­плекс заданий репродуктивного, самостоятельного и творческого характера.

Кроме того, задания для домашней работы условно разделя­ются на задания, подготавливающие студентов к восприятию но­вого материала, задания на применение известной информации на практике и задания на воспроизведение и закрепление изучен­ного материала учебного занятия.

В качестве традиционных заданий выступает работа с учебни­ком (учебным пособием).

На репродуктивном уровне даются задания по изучению конк­ретной темы без относительной дифференциации заданий. На уров­не самостоятельного поиска и способности сочетать при выпол­нении задания заданный алгоритм и самостоятельность находятся работа с терминами и понятиями или составление плана, а также выполнение разнообразных упражнений. Творческий характер имеют задания на выявление в тексте проблем для будущей дис­куссии на семинаре или работа с высказываниями.

Разновидностью учебных заданий выступают следующие пять типов вопросов-заданий к учебному тексту:

1) для воспроизведения знаний с целью активизации деятель­ности студентов во время формирования определений, понятий и логических умений. Например, «Дайте определение, выделите понятие, раскройте суть...» и вопросы на репродукцию «Кто? Где? Когда? В чем смысл? Каково содержание?...»;

2) способствующие обогащению известных понятий новыми признаками, углубляющие представления об уже известном явле­нии. Например, «Охарактеризуйте (педагогическое явление) и вы­делите...», «Какие условия, средства, формы...», «Перечислите и назовите главное, существенное, наиболее важное...»;

3) для выявления причинно-следственных связей. Сюда отно­сят все вопросы на альтернативу, которая формулируется по схе­ме «Если..., то...», а также задания на составление графической модели процесса, явления;

4) для показа перспективы в развитии явления. Здесь форму­лировка осуществляется через систему познавательных вопросов: «Зачем, почему, в чем?»;

5) для обобщения, сравнения, оценки однородных явлений, определения их значения: «Выскажите свое мнение, обоснуйте позицию (свою, автора учебного пособия, авторитетного дидак-та...», «Сравните теории, концепции, взгляды и найдите точки их соприкосновеция...», «Каково значение, какова роль... (педагоги­ческого явления, личности и т.д.)».

Работа студентов с иллюстрациями — также одна из разновид­ностей учебных домашних задания. При определении сути зада­ния преподавателю следует:

- ответить на вопросы: «Как связана предлагаемая иллюстра­ция с учебным текстом учебника, учебного пособия или лекции? Что она дает для его усвоения?»;

- определить в инструкции для студентов целевое назначение иллюстрации: расширить знания, облегчить усвоение текста через зрительный образ, сосредоточить внимание на целостной кон­центрации знаний, изложенных рассосредоточено по тексту учеб­ника;

-дать студентам возможный алгоритм анализа иллюстрации — в виде памяток, вопросников.

Перечисленные ниже задания предлагаются к выполнению как отдельно каждое, так и в группировке по 2—3—4 или все вместе.

Задания к иллюстрациям.

1. Определите, какую информацию можно получить об изучае­мом явлении по данной иллюстрации: «Что можно сказать, узнать о явлении...».

2. Определите характер объекта, явления, процесса, изобра­женного на иллюстрации: «Что можно сказать о...», «О чем свиде­тельствует...?».

3. Выявите те элементы иллюстрации, в которых нашли отра­жение те или иные признаки явления: «Что в иллюстрации сви­детельствует о...», «Какой вывод относительно (предмета, явле­ния) можно сделать по данной иллюстрации?».

4. Определите назначение тех или иных элементов иллюстра­ции, которые, по мнению преподавателя, дают характеристику изучаемого явления: «Зачем здесь... (называется элемент иллюст­рации)».

5. Объясните причины, обусловившие появление изображен­ных на иллюстрации предмета, явления, условий: «Чем объясня­ется появление... (предмета)», «Что нужно, чтобы возникло, по­явилось... (явление)?».

6. Выскажете предположение относительно появления рассмат­риваемого предмета, явления на иллюстрации: «Как могли ока­заться здесь...?».

7. Определите отношение студента к изображенному на иллю­страции объекту: «Какое впечатление производит...?», «Как вы относитесь...?».

Нередко студенты домашнее задание не выполняют. Причины разные: от неправильного отношения к учению и трудностей с усвоением учебного материала до неправильно сформированных навыков учебной работы и отсутствия познавательных интересов. Чтобы исправить допущенные недостатки, студентов учат навы­кам умственного труда. В качестве упражнения им можно предло­жить такой алгоритм выполнения домашнего задания:

- выделить в учебной информации ключевые слова и идеи;

- составить на их основе грубый (примерный) план работы;

- методом мозговой атаки найти подходы к решению предло­женного задания;

- записать появившиеся варианты;

- посмотреть на полученную запись как бы со стороны и напи­сать заметки;

- соединить по-новому все замечания в новый план;

- по отредактированному плану сделать окончательный вари­ант работы.

Для будущих профессионалов весьма полезными оказываются задания-наблюдения, которые студенты выполняют в двух вариан­тах: 1) на педагогической практике — наблюдение за работой пе­дагогов и деятельностью детей и 2) в повседневной жизни — на­блюдение за своими проявлениями, развитием психических ка­честв, отношениями.

Подобные наблюдения позволяют сформировать, скорректи­ровать, рефлексировать студентам личностно-профессиональные качества.

В каждом конкретном случае вопросы для наблюдения группи­руются в соответствии с темой, но существует система установоч­ных вопросов.

^ За кем и зачем вы будете наблюдать?

-^ Для чего вы собираетесь вести наблюдение?

-^ Как вы будете вести наблюдение?

-/ В какой роли вы будете выступать как наблюдатель?

^ Какие средства нужно при этом использовать?

^ Как часто вы будете вести наблюдение и на протяжении какого времени?

^ В какой форме будет осуществляться фиксация результатов?

^ Какой педагогический вывод следует из проведенного на­блюдения?

Разработка разнообразных сценариев, конспектов, составле­ние ребусов, кроссвордов, методических рекомендаций, папок-передвижек — вид творческих заданий, не только вызывающих интерес к будущей профессии, но и дающих студентам возмож­ность самореализоваться.

Особый вид домашней работы — так называемые «опережаю­щие задания». Они связаны с темой будущего урока и нацелены на погружение студентов в предстоящую тему. Такие задания носят дифференцированный характер и предлагаются студентам или «на выбор», или с учетом их интеллектуальных возможностей и инте­реса к учебной дисциплине.

Завершается занятие подведением итогов. Главная функ­ция этого этапа занятия — справедливая, объективная оценка ре­зультата труда каждого студента и всего коллектива по тем видам контроля, которые составляли основу контрольного опроса по теме и результатов домашнего задания.

Урок ознакомления с новым материалом, или урок сообщения, изучения новых знаний (коротко: урок изучения нового материала)

по своей структуре содержит две основные части: изучение ново­го материала и закрепление материала.

Иногда изучению нового материала предшествует этап ак­туализация знаний. Его назначение — подведение студен­тов к определенному уровню знаний и способов действий, нуж­ных им для дальнейшей познавательной деятельности, выравни­вание знаний студентов перед изучением новых. Особенность дан­ного этапа в том, что из всей системы имеющихся знаний выби­раются лишь те, которые нужны студентам применительно к но­вой теме учебного занятия. Преподавателю необходимо создать цепочку познавательных вопросов, подводящих студентов к вос­приятию и формулировке новой познавательной задачи. Как пра­вило, при актуализации знаний преподаватель опирается на зна­ния смежных дисциплин. Например, тема «Игра» в курсе «До­школьная педагогика» рассматривается с опорой на знания сту­дентов соответствующей темы в курсе «Психология дошкольни­ка». Студентам задается 3 — 5 вопросов, при этом преподавателю нужно помнить о динамике урока, поэтому если студенты не от­вечают, преподаватель сам дает ответы на вопросы, а для аудито­рии они начинают звучать как риторические. Отличительной чер­той этого фрагмента урока является то, что педагог может не вы­ставлять отметки за ответы, а использовать такие виды словесного поощрения, как одобрение, похвалу и др.

Этап изучения нового материала предполагает обо­юдную активность преподавателя и студентов. Активность препо­давателя зависит от оптимальности выбора методов преподавания. Так как новый материал достаточно объемен по содержанию, то педагог использует и лекционное изложение, и элементы про­блемного обучения в виде работы студентов с высказываниями, решения педагогических ситуаций, ответов на вопросы, анализа видеофрагментов. Существенным выступает требование четкого вы­деления фрагментов учебной информации, которые студенты за­писывают, и тех фрагментов, которые носят так называемый со­путствующий характер.

Активность студентов реализуется через смену разных видов учебной деятельности: студенты записывают, слушают препода­вателя, беседуют с ним, выполняют практические задания. Для повышения познавательного интереса используются задания опе­режающего характера.

Следующие два этапа урока — закрепление материала и домашнее задание — проводятся по той же методике, что и комбинированный урок.

Обобщающий урок решает задачу создания у студентов целост­ного представления о материале, который предстоит изучить. Такой урок может быть вводным, заключительным и зачетным. Так, вводный урок может проводиться в форме разнообразных видов лекции, заключительный — как собеседование, семинарское за­нятие, урок-консультация, а зачетный урок представляет собой разнообразные варианты проведения зачета.

Существуют общие закономерности проведения обобщающего урока:

- отобранный материал представляет собой опорные знания, выстроенные преподавателем по определенной системе;

- основу материала составляет внутрипредметная интеграция с последующим анализом того, как эти знания будут применяться при дальнейшем изучении материала;

- преподаватель обращает внимание студентов на те междис­циплинарные знания, которые составят основу общих представ­лений студентов;

- в каждом таком уроке четко выделяется основная идея, кото­рая, в свою очередь, позволит педагогу формировать у студентов профессионально направленное мышление, профессиональную позицию, отношения и установки;

- в таком уроке должна прослеживаться определенная динами­ка за счет комбинирования методов. Например, вначале прово­дится поисковая беседа путем постановки проблемных вопросов, затем идет изложение нового материала лекционным методом, а завершается все дискуссией;

- в обобщающем уроке существенную роль играют два аспекта: эмоциональный и смысловой.

Разновидностью обобщающего урока можно считать урок-кон­сультацию. Он эффективен при подготовке к семинару или как самостоятельный вид учебного занятия. Алгоритм его проведения сводится к следующему. Студенты получают домашнее задание с системой опорных вопросов, требующих детальной проработки. Им предлагается познакомиться с дополнительной научно-мето­дической литературой. Работа студентов фиксируется на специ­альной карточке. Возможны два варианта работы с карточкой: 1) студенты выписывают на карточку трудные вопросы. На учеб­ном занятии они работают с учебником, а преподаватель обраща­ет внимание на те вопросы, которые по какой-либо причине ус­кользнули от студентов; 2) карточка представляет собой таблицу:

Опорный вопрос темы   Интересующие студента вопросы   Тезисный ответ преподавателя   Дополнительная литература  
               

Дома студенты работают с заданной литературой, выделяют проблемные вопросы. На учебном занятии в течение 10—15 минут преподаватель группирует возникшие у студентов трудные вопро­сы, затем отвечает на них и дает обзор литературы, где эти вопро­сы освещены подробно. Затем по вопросам можно провести дис­куссию или вынести их для обсуждения на семинаре или уроке-собеседовании.

Для подготовки урока-консультации студентам предлагается «Памятка» следующего содержания.

1. Тщательно изучите материал по учебнику и записям в тетрадях.

2. По интересующим вас вопросам самостоятельно подберите дополнительную литературу.

3. Выпишите интересные для вас вопросы и будьте готовы к дискуссии по ним.

4. Четко сформулируйте эти вопросы.

5. Определите, какие знания вы бы хотели еще получить от педагога по интересующей или трудной для вас теме.

Еще один вариант проведения такого урока условно можно назвать «эстафета». Урок предполагает групповую форму органи­зации студентов, где каждой группе в составе 5 — 6 человек при­сваивается порядковый номер и дается задание составить и записать на отдельном листе бумаги по 10 — 30 вопросов по теме. В каждой г<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.022 с.)