Технология традиционного обучения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология традиционного обучения



Учебное занятие (урок) — это форма организации учебной рабо­ты в среднем специальном, высшем учебном заведении, при которой преподаватель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом студентов, по твердому расписанию, исполь­зуя разнообразные методы для решения дидактических задач, опреде­ленных требованиями учебной программы.

Эффективность образовательного процесса в средних специ­альных учебных заведениях во многом определяется технологией учебного занятия. Не подлежит сомнению, что учебное занятие в профессиональной школе, урок в средней общеобразовательной школе являются основной формой обучения, поскольку именно они позволяют за относительно короткое время решить сразу не­сколько задач, организуя разнообразную деятельность учащихся.

В традиционной классификации уроков выделимте их типы, которые наиболее часто встречаются в практике среднего специального учебного заведения, реализующего одновременно классно-урочную и лекционно-семинарскую системы обучения:

1) комбинированный урок или смешанный урок;

2) урок ознакомления с новым материалом или урок сообще­ния, изучения новых знаний;

3) урок выработки и закрепления умений и навыков;

4) обобщающий урок;

5) урок проверки знаний, умений и навыков.

Перечисленные типы уроков проводятся преподавателем по-разному. Например, комбинированный урок относительно само­стоятелен, а вот урок изучения новых знаний проводится и как самостоятельная разновидность, и в виде лекции. Урок выработки и закрепления умений и навыков проводится как практическое и лабораторное занятие в виде деловой, ролевой игры, тренингово-го занятия. Обобщающий урок может быть представлен как семи­нарское занятие, урок-собеседование, интегрированное учебное занятие, урок-соревнование, учебная конференция и т.д. Из при­меров видно, что технология их проведения строится с учетом структуры занятия, представляющей собой совокупность его эле­ментов, обеспечивающих целостность и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части учебного за­нятия находятся в тесной взаимосвязи и реализуются в опреде­ленной последовательности. Структуру занятия определяют:

- поставленные цели учебного занятия;

- содержание учебной информации, которую предполагает до­нести до студентов преподаватель;

- специфика познавательной деятельности студентов, которую планирует организовать педагог на учебном занятии;

- роль преподавателя на учебном занятии;

- сочетание трех соподчинительных уровней развивающего обу­чения — дидактического, логико-психологического, методичес­кого, где дидактический — это актуализация, формирование, при­менение и закрепление знаний, умений и навыков; логико-пси­хологический — выстраивание предметной логики изложения учеб­ной информации с учетом возрастных, индивидуальных особен­ностей учебной группы, а также мотивации, интереса студентов к процессу обучения в целом, учебной дисциплине конкретно, получению будущей профессии; методический — система мето­дов, средств обучения, позволяющих преподавателю при изложе­нии материала наилучшим образом реализовывать поставленные цели занятия, определенным образом готовить себя к встрече со студенческой аудиторией.

Рассмотрим основные технологические особенности подготов­ки и проведения обозначенных выше учебных занятий, разделив их весьма условно на учебные занятия традиционного обучения и нетрадиционные учебные занятия.

Прежде всего выделим основные позиции, касающиеся всех разновидностей учебного занятия.

1. Любое учебное занятие начинается с организационного мо­мента: взаимное приветствие преподавателя и студентов, опреде­ление степени готовности аудитории к учебному занятию, огла­шение темы и цели урока, а также плана изложения темы.

2. Сочетание на каждом этапе проведения учебного занятия времени активного учебного труда и времени отдыха.

3. Проверка качества полученных знаний, изложение новых знаний, их закрепление, систематизация и применение на прак­тике определяются как обязательные компоненты урока, но их компоновка зависит от разновидности учебного занятия.

4. Любое учебное занятие предполагает наличие домашнего за­дания.

5. Завершается занятие подведением итогов и прощанием пре­подавателя со студенческой аудиторией.

Начнем рассмотрение технологии проведения учебных занятий с комбинированного урока.

Комбинированный урок основная форма обучения традици­онной классно-урочной системы. Прародитель этого типа урока —

Я. А. Коменский. На всем протяжении периода своего существова­ния комбинированный урок подвергался неоднократным попыт­кам модернизации, однако до сих пор он остается одним из наи­более распространенных в учебной практике благодаря своей уни­версальности, позволяющей за относительно короткий срок ре­шить сразу несколько задач.

Современный комбинированный урок применяется в профес­сиональной школе тогда, когда тема по содержанию небольшая или довольно подробно изложена в учебном пособии. Этот тип урока предполагает жесткую регламентацию времени и жесткую структуру, нарушение которых недопустимо.

В комбинированном уроке три части: контрольный опрос по предыдущей теме, изучение нового материала, закрепление ма­териала. В среднем на опрос отводится 10—12 минут, на изучение нового — 20—25, на закрепление — 5 — 7 минут и еще 2—5 минут — на домашнее задание. Разберем каждый из этапов комбинирован­ного урока.

Прежде всего в комбинированном уроке предусмотрен тради­ционный организационный этап — приветствие и определение отсутствующих. Он выполняет важную функцию — создает опре­деленный психологический настрой, атмосферу будущего урока. Приветствие преподавателя — своеобразное приглашение к со­трудничеству на уроке, заявка на тот психологический режим, в котором будет протекать совместная деятельность преподавателя и студентов. А определение отсутствующих — показатель готовно­сти преподавателя к безусловно позитивному отношению к своим студентам.

Первый этап — контрольный опрос по теме на­правлен на проверку домашнего задания по материалам предыду­щей темы. Опрос требует тщательной предварительной работы пре­подавателя по отбору системы заданий. Педагоги предпочитают фронтальные или индивидуальные формы. И это оправдано суще­ствующим временным регламентом данного этапа урока.

Фронтальный опрос предполагает работу преподавателя одно­временно со всей аудиторией студентов и проводится в виде бесе­ды по вопросам. При отборе вопросов и постановке перед студен­тами педагог должен учитывать следующее:

- как правило, вопросов должно быть не более пяти, они дол­жны непосредственно относиться к проверяемой теме и раскры­вать существенные признаки явлений, причинно-следственные связи, доказательства рассматриваемых явлений;

- формулировка вопроса должна быть однозначной и понят­ной отвечающему;

- недопустимо предлагать студентам вопросы, требующие мно­жества ответов, т.е. вопросы открытой формы или так называе­мые «тестовые» вопросы с ответом «да/нет»;

- не следует увлекаться вопросами с точной формулировкой раздела, параграфа, поскольку они заставляют работать механи­ческую память обучаемых;

- вопросы должны носить репродуктивный и познавательный характер: «Кто? Где? Когда? Что? Зачем? Почему? Какой? В чем?..»;

- все предполагаемые вопросы формулируются заблаговремен­но и выписываются в плане или конспекте урока;

- вопрос задается всем студентам. Ответы даются или по прин­ципу круга, где каждый следующий отвечает на поставленный педагогом вопрос, или по желанию студентов;

- следует соблюдать динамику ответов: не затягивать паузы между ответами студентов, если требуется задать наводящий вопрос, то следует попросить ответить на заданный вопрос другого студента или попросить дополнить отвечающего;

- форма работы со студентами в системе вопросов может быть разной. Например, чтобы уйти от системы, когда один отвечает,... 3 — 4 человека слушают, а остальные занимаются своими делами, преподаватель использует опрос «тройкой». На заданный препо­давателем вопрос отвечают три студента одновременно: ответ пер­вого дополняет второй, третий комментирует, остальным предо­ставляется право оценивания ответа всех троих.

При письменном фронтальном опросе используются мини-кон­трольные, дидактические тесты, программированные опросы, перфокарты, разнообразные терминологические диктанты и т.д.

Индивидуальный опрос направлен на выявление знаний конк­ретного студента. Он также может быть письменным и устным. Формы опроса разнообразные: карточки-задания, решение педа­гогических ситуаций, тестирование, работа с высказываниями, работа у доски, с книгой, разнообразные интеллектуальные зада­ния.

Приведем примеры использования разных вариантов заданий для студентов при этой форме опроса. Задание «Следствие»: отве­чающему предлагается конкретный факт, и нужно сказать, что за ним следовало. Задание «Логическая схема»: студентам предлага­ются опорные слова изученной темы, нужно показать их взаимо­связь и зависимость. Вариант задания: составить графическую схе­му изученного материала, заполнить таблицу, вписать недостаю­щие компоненты в опорную схему. Задание «Работа с планом»: возможные варианты: 1) дать другое название пункту плана, не искажая его содержания; 2) составить план по прочитанному па­раграфу или первоисточнику; 3) составить тезисный, цитатный план и т.д. Задание «Логический рассказ»: студенту предлагается устно ответить на вопрос (назвать, перечислить, рассказать), от­вет должен прозвучать в форме рассказа с использованием зна­ний студента, полученных на предыдущем уроке и приобретен­ных самостоятельно во время домашней работы. При подготовке

рассказа необходимо составить план, высказать свое отношение к фактам и явлениям, по возможности использовать наглядную ил­люстрацию в виде опорной схемы. Интеллектуальные задания: ре­шение кроссвордов, ребусов, головоломок по заданной теме.

Чтобы задействовать в контрольном опросе как можно боль­шее количество студентов, часто преподаватель использует сме­шанную форму работы, сочетающую в себе индивидуальный и фронтальный опрос. Например, одна группа отвечает у доски, вторая — оценивает ответ в качестве экспертов, третья — предла­гает свой вариант ответа, четвертая — задает дополнительные во­просы отвечающим. Еще одна группа составляет аннотацию, ко­торая строится на ответах на следующие вопросы:

- назовите план ответа товарища;

- установите взаимосвязь частных и общих закономерностей в развитии темы (вопроса);

- определите степень прогрессивности явлений, изложенных в ответе по заданному вопросу;

- какова практическая направленность ответа;

- отметьте использование в ответе новых, дополнительных зна­ний;

- выделите четкость и логическую последовательность изложе­ния мысли при ответе;

- дайте оценку ответу.

Существенную роль при проведении контрольного опроса иг­рает создание психологического комфорта, который обеспечи­вают:

- ситуация успеха;

- заблаговременное предъявление педагогического требования к ответам студентов;

- демонстрация преподавателем интереса к ответу студента че­рез технику активного слушателя;

- недопустимость вторжения преподавателя в ответ студента, исключение — если ответ студента заведомо неверный;

- выставление оценки за ответ. В качестве стимулирования ак­тивности студентов лучше применять самооценку и взаимооцен­ку, но при условии выделения четких критериев;

- объективность отметки при детальном разборе ответа студен­та («Ваш ответ заслуживает отметки..., поскольку...»). Недопу­стимо выставление отметки без комментариев педагога, как, впрочем, и применение преподавателем так называемого комп­лемента «шоковой терапии»: «Вы хороший студент, но ставлю вам двойку»;

- незатянутый контрольный опрос по времени. Это — главное. Следует избегать групповых форм работы, построенных на диалоге.

В конце опроса преподаватель дает заключительные коммента­рии по качеству ответов всех студентов.

Второй этап — изучение нового материала. Этот этап предназначен для усвоения студентами новых знаний, по­этому перед преподавателем стоит задача создания условий для восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации студентами нового учебного материала. Достига­ется это благодаря четкому выстраиванию педагогом урока, под которым подразумеваются создание позитивного настроя и моти­вации; предъявление студентам целей урока, темы, плана; сооб­щение новой информации; осмысление студентами нового мате­риала путем выполнения разнообразных учебных заданий как с помощью педагога, так и самостоятельно; анализ и преодоление трудностей; оценка педагога и самооценка студентов.

Сообщение новой информации, ее осмысление студентами — главное в данном этапе урока. Нужно обратить внимание на то, как преподавателю следует организовать объяснение и как в рам­ках этого объяснения организовать деятельность студентов.

Объяснение это: 1) словесный метод обучения — пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений изла­гаемого материала; 2) совокупность приемов, помогающих устано­вить достоверность суждения относительно неясного нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении.

Во время объяснения преподаватель заботится о том, чтобы студенты усвоили основную идею изучаемого вопроса, метод и средство исследования изучаемого факта, приведшие к данному обобщению, методики воспроизведения изученного материала (с чего и как начать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как аргументировать, какие выводы делать). Объяснение проходит с использованием трех способов: рассказа, т.е. в виде описания; собственно объяснения, т. е. как обоснование, рассуждение и ло­гическое доказательство при преподнесении учебной информа­ции; лекции, когда объяснение бывает сложным и объемным.

Существенным моментом объяснения выступает организация учебно-познавательной деятельности студентов на уроке через фронтальную, индивидуальную формы. Фронтальная требует од­новременного выполнения общей работы и обсуждения ее ре­зультатов и может быть организована в виде проблемного, ин­формационного и объяснительно-иллюстративного изложения, сопровождаться выполнением репродуктивных и творческих за­даний.

При индивидуальной форме каждый получает свое задание. Эта форма используется для закрепления, обобщения и повторения пройденного. При групповой форме организации учебной деятель­ности основной принцип работы студентов — минигруппы, каж­дая из которых получает свое задание или, выполняя общее зада­ние, находит свой способ его выполнения. Групповая форма ред-

ко применяется в комбинированном уроке, зато широко распро­странена на семинаре, дискуссии, деловой игре и т.д.

Эффективность объяснения зависит от выполнения препода­вателем ряда требований:

- выстраивание логической цепочки изложения информации при соблюдении ряда принципов: 1) простоты, когда педагог продумывает соответствие знаковой (наглядной) и вербальной системы записи материала; 2) сохранения, когда продумываются способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке и оценки результата этой деятельности; 3) соответствия, когда акцент в объяснении смещается в сторону практического применения полученных сведений и соответствия новых знаний прежним;

- нужно продумать способы концентрации внимания студен­тов. Этому способствуют оглашение цели, приведение интерес­ных фактов, разнообразные методы обучения и т.д.;

- поскольку базой нового служит предыдущий материал, его знание нужно воспроизводить в контрольном опросе или путем выстраивания внутрипредметных и межпредметных связей;

- нельзя забывать о последовательности изложения, представ­ленной планом темы;

- не отвлекаться на постороннее, чтобы сохранять логический стержень объяснения;

- следует опираться на прошлый познавательный опыт студен­тов;

- важно строить объяснение с учетом содержания материала учебника (учебного пособия). Следует избегать двух крайностей. Во-первых, слепого следования учебнику, т. е. его фетишизации, когда новый материал преподавателя полностью копирует учеб­ник или когда педагог заимствует из учебника название тем, ко­торые идентичны названиям параграфов. Во-вторых, нигилисти­ческого отрицания учебника. Опора на учебник — важная особен­ность комбинированного урока;

- чтобы заставить студентов активно думать, объяснение долж­но сочетаться с использованием разнообразных наглядных средств обучения по двум возможным схемам: объяснение — наглядность или, наоборот, наглядность — объяснение;

- для осознанного восприятия нового материала необходимо поощрять вопросы к преподавателю со стороны студентов;

- важно учитывать, что результативность объяснения находит­ся в прямой зависимости от владения преподавателем педагоги­ческой техникой и технологией речевого информативного воз­действия, которые помогают ему сориентироваться в том, что ска­зать, как сказать, кому сказать;

- заключительным звеном в объяснении должно быть обобще­ние, которое может делать как педагог, так и сами студенты. Обобщение переходит в следующий этап комбинированного урока — закрепление материала.

Закрепление материала — третий основной этап комбинированного урока. Его задача — получение информации о степени усвоения материала урока для использования получен­ных знаний в учебной или производственной практике. Этот этап урока строится на работе непроизвольной памяти студентов и апел­лирует к активному мышлению обучаемых. В первую очередь за­креплению подлежит система опорных понятий, методика изу­ченного педагогического явления, методика предстоящего ответа при очередной проверке знаний. Традиционно преподаватель ис­пользует репродуктивно-воспроизводящие методы в виде вопро­сов или решения педагогических ситуаций.

Закрепление можно проводить способом воспроизведения. Его суть выражается в следующем. После изложения отдельного во­проса пункта плана или всего материала преподаватель просит закрыть конспекты, вспомнить только что пройденный материал и максимально быстро ответить на возможно большее количество вопросов. Например: «Что было непонятно?», «Что требует уточ­нения?», «О чем желательно получить дополнительную информа­цию?». Эти вопросы студенты получают заранее на листах. Из при­веденных вопросов преподаватель выбирает только один. На раз­мышление отводится некоторое время, по истечении которого каждый студент должен назвать по памяти самое главное из запи­санного или уточнить мысль отвечающего.

Вариант вышеописанного способа — прием «запомни и на­пиши». По окончании занятия преподаватель предлагает сту­дентам за пять минут записать все слова, которые относятся к теме.

Последний этап комбинированного урока — домаш­нее задание, направленное на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на учебном занятии; на расширение и уг­лубление учебного материала; на формирование навыков само­стоятельной работы; на развитие самостоятельности мышления путем заданий, выходящих за рамки программного материала; на выполнение индивидуальных опытов, наблюдений, подготовку на­глядных пособий. Домашняя работа относится к разряду самосто­ятельной деятельности студентов при опосредованном руковод­стве со стороны преподавателя.

Эффективность этого вида деятельности студентов определяют:

- качество проведенного учебного занятия, которое в свою оче­редь определяется качеством усвоения студентами знаний на учеб­ном занятии. Чем активнее студент на уроке, тем успешней он справляется с домашним заданием;

- интересная форма выполнения задания;

- разносторонность контроля и оценки домашней работы;

- способы руководства этим видом деятельности со стороны педагога.

При планировании домашнего задания преподавателю следует учесть:

- домашнее задание есть продолжение урока, поэтому студен­там нужно в понятной форме увязать домашнее задание с содер­жанием материала урока;

- систему индивидуальных и дифференцированных учебных заданий;

- посильность заданий, предлагаемых для выполнения всем студентам;

- творческий характер отдельных заданий, направленных на стимулирование интереса студентов к обучению, к профессии, к самореализации;

- временной регламент инструктажа по выполнению, который укладывается в границы 3 — 5 минут;

- инструктаж по выполнению дается или в начале урока — после оглашения плана, или в конце — после закрепления мате­риала; если заданий несколько и они объемны по содержанию — то после изучения каждого пункта плана;

- форму проверки домашнего задания. Как правило, проверке от­водится первая часть комбинированного урока во время контрольного опроса по теме. Иногда ее можно провести в конце занятия;

- момент перегрузки студентов домашним заданием. Педагогу следует помнить, что кроме его предмета студент в среднем гото­вится еще по трем-четырем другим. Преподавателю необходимо тщательно отбирать виды домашнего задания и продумывать це­лесообразность их выполнения к данному уроку.

При предъявлении студентам домашнего задания преподава­тель:

- добивается полного внимания со стороны студентов;

- дает подробный инструктаж выполнения учебных заданий;

- оглашает критерии оценок за выполнение разных видов зада­ний;

- напоминает об алгоритме подготовки домашней работы: вна­чале выполняются наиболее трудные задания, затем чередуются письменные и устные, а после каждого часа работы нужен крат­кий перерыв. Во время перерыва можно проводить релаксацион­ные упражнения, гимнастику для глаз, различные физминутки или переключаться на другой кратковременный вид деятельности. Если есть возможность, то домашняя работа выполняется в тот же день, когда она была задана, по свежему впечатлению, чтобы было легче ее выполнить.

Домашняя работа осуществляется через систему учебных зада­ний, при отборе которых преподаватель должен учитывать уровни обучения, реализацию которых будет осуществлять то или иное задание. В идеальном варианте домашняя работа предполагает ком­плекс заданий репродуктивного, самостоятельного и творческого характера.

Кроме того, задания для домашней работы условно разделя­ются на задания, подготавливающие студентов к восприятию но­вого материала, задания на применение известной информации на практике и задания на воспроизведение и закрепление изучен­ного материала учебного занятия.

В качестве традиционных заданий выступает работа с учебни­ком (учебным пособием).

На репродуктивном уровне даются задания по изучению конк­ретной темы без относительной дифференциации заданий. На уров­не самостоятельного поиска и способности сочетать при выпол­нении задания заданный алгоритм и самостоятельность находятся работа с терминами и понятиями или составление плана, а также выполнение разнообразных упражнений. Творческий характер имеют задания на выявление в тексте проблем для будущей дис­куссии на семинаре или работа с высказываниями.

Разновидностью учебных заданий выступают следующие пять типов вопросов-заданий к учебному тексту:

1) для воспроизведения знаний с целью активизации деятель­ности студентов во время формирования определений, понятий и логических умений. Например, «Дайте определение, выделите понятие, раскройте суть...» и вопросы на репродукцию «Кто? Где? Когда? В чем смысл? Каково содержание?...»;

2) способствующие обогащению известных понятий новыми признаками, углубляющие представления об уже известном явле­нии. Например, «Охарактеризуйте (педагогическое явление) и вы­делите...», «Какие условия, средства, формы...», «Перечислите и назовите главное, существенное, наиболее важное...»;

3) для выявления причинно-следственных связей. Сюда отно­сят все вопросы на альтернативу, которая формулируется по схе­ме «Если..., то...», а также задания на составление графической модели процесса, явления;

4) для показа перспективы в развитии явления. Здесь форму­лировка осуществляется через систему познавательных вопросов: «Зачем, почему, в чем?»;

5) для обобщения, сравнения, оценки однородных явлений, определения их значения: «Выскажите свое мнение, обоснуйте позицию (свою, автора учебного пособия, авторитетного дидак-та...», «Сравните теории, концепции, взгляды и найдите точки их соприкосновеция...», «Каково значение, какова роль... (педагоги­ческого явления, личности и т.д.)».

Работа студентов с иллюстрациями — также одна из разновид­ностей учебных домашних задания. При определении сути зада­ния преподавателю следует:

- ответить на вопросы: «Как связана предлагаемая иллюстра­ция с учебным текстом учебника, учебного пособия или лекции? Что она дает для его усвоения?»;

- определить в инструкции для студентов целевое назначение иллюстрации: расширить знания, облегчить усвоение текста через зрительный образ, сосредоточить внимание на целостной кон­центрации знаний, изложенных рассосредоточено по тексту учеб­ника;

-дать студентам возможный алгоритм анализа иллюстрации — в виде памяток, вопросников.

Перечисленные ниже задания предлагаются к выполнению как отдельно каждое, так и в группировке по 2—3—4 или все вместе.

Задания к иллюстрациям.

1. Определите, какую информацию можно получить об изучае­мом явлении по данной иллюстрации: «Что можно сказать, узнать о явлении...».

2. Определите характер объекта, явления, процесса, изобра­женного на иллюстрации: «Что можно сказать о...», «О чем свиде­тельствует...?».

3. Выявите те элементы иллюстрации, в которых нашли отра­жение те или иные признаки явления: «Что в иллюстрации сви­детельствует о...», «Какой вывод относительно (предмета, явле­ния) можно сделать по данной иллюстрации?».

4. Определите назначение тех или иных элементов иллюстра­ции, которые, по мнению преподавателя, дают характеристику изучаемого явления: «Зачем здесь... (называется элемент иллюст­рации)».

5. Объясните причины, обусловившие появление изображен­ных на иллюстрации предмета, явления, условий: «Чем объясня­ется появление... (предмета)», «Что нужно, чтобы возникло, по­явилось... (явление)?».

6. Выскажете предположение относительно появления рассмат­риваемого предмета, явления на иллюстрации: «Как могли ока­заться здесь...?».

7. Определите отношение студента к изображенному на иллю­страции объекту: «Какое впечатление производит...?», «Как вы относитесь...?».

Нередко студенты домашнее задание не выполняют. Причины разные: от неправильного отношения к учению и трудностей с усвоением учебного материала до неправильно сформированных навыков учебной работы и отсутствия познавательных интересов. Чтобы исправить допущенные недостатки, студентов учат навы­кам умственного труда. В качестве упражнения им можно предло­жить такой алгоритм выполнения домашнего задания:

- выделить в учебной информации ключевые слова и идеи;

- составить на их основе грубый (примерный) план работы;

- методом мозговой атаки найти подходы к решению предло­женного задания;

- записать появившиеся варианты;

- посмотреть на полученную запись как бы со стороны и напи­сать заметки;

- соединить по-новому все замечания в новый план;

- по отредактированному плану сделать окончательный вари­ант работы.

Для будущих профессионалов весьма полезными оказываются задания-наблюдения, которые студенты выполняют в двух вариан­тах: 1) на педагогической практике — наблюдение за работой пе­дагогов и деятельностью детей и 2) в повседневной жизни — на­блюдение за своими проявлениями, развитием психических ка­честв, отношениями.

Подобные наблюдения позволяют сформировать, скорректи­ровать, рефлексировать студентам личностно-профессиональные качества.

В каждом конкретном случае вопросы для наблюдения группи­руются в соответствии с темой, но существует система установоч­ных вопросов.

^ За кем и зачем вы будете наблюдать?

-^ Для чего вы собираетесь вести наблюдение?

-^ Как вы будете вести наблюдение?

-/ В какой роли вы будете выступать как наблюдатель?

^ Какие средства нужно при этом использовать?

^ Как часто вы будете вести наблюдение и на протяжении какого времени?

^ В какой форме будет осуществляться фиксация результатов?

^ Какой педагогический вывод следует из проведенного на­блюдения?

Разработка разнообразных сценариев, конспектов, составле­ние ребусов, кроссвордов, методических рекомендаций, папок-передвижек — вид творческих заданий, не только вызывающих интерес к будущей профессии, но и дающих студентам возмож­ность самореализоваться.

Особый вид домашней работы — так называемые «опережаю­щие задания». Они связаны с темой будущего урока и нацелены на погружение студентов в предстоящую тему. Такие задания носят дифференцированный характер и предлагаются студентам или «на выбор», или с учетом их интеллектуальных возможностей и инте­реса к учебной дисциплине.

Завершается занятие подведением итогов. Главная функ­ция этого этапа занятия — справедливая, объективная оценка ре­зультата труда каждого студента и всего коллектива по тем видам контроля, которые составляли основу контрольного опроса по теме и результатов домашнего задания.

Урок ознакомления с новым материалом, или урок сообщения, изучения новых знаний (коротко: урок изучения нового материала)

по своей структуре содержит две основные части: изучение ново­го материала и закрепление материала.

Иногда изучению нового материала предшествует этап ак­туализация знаний. Его назначение — подведение студен­тов к определенному уровню знаний и способов действий, нуж­ных им для дальнейшей познавательной деятельности, выравни­вание знаний студентов перед изучением новых. Особенность дан­ного этапа в том, что из всей системы имеющихся знаний выби­раются лишь те, которые нужны студентам применительно к но­вой теме учебного занятия. Преподавателю необходимо создать цепочку познавательных вопросов, подводящих студентов к вос­приятию и формулировке новой познавательной задачи. Как пра­вило, при актуализации знаний преподаватель опирается на зна­ния смежных дисциплин. Например, тема «Игра» в курсе «До­школьная педагогика» рассматривается с опорой на знания сту­дентов соответствующей темы в курсе «Психология дошкольни­ка». Студентам задается 3 — 5 вопросов, при этом преподавателю нужно помнить о динамике урока, поэтому если студенты не от­вечают, преподаватель сам дает ответы на вопросы, а для аудито­рии они начинают звучать как риторические. Отличительной чер­той этого фрагмента урока является то, что педагог может не вы­ставлять отметки за ответы, а использовать такие виды словесного поощрения, как одобрение, похвалу и др.

Этап изучения нового материала предполагает обо­юдную активность преподавателя и студентов. Активность препо­давателя зависит от оптимальности выбора методов преподавания. Так как новый материал достаточно объемен по содержанию, то педагог использует и лекционное изложение, и элементы про­блемного обучения в виде работы студентов с высказываниями, решения педагогических ситуаций, ответов на вопросы, анализа видеофрагментов. Существенным выступает требование четкого вы­деления фрагментов учебной информации, которые студенты за­писывают, и тех фрагментов, которые носят так называемый со­путствующий характер.

Активность студентов реализуется через смену разных видов учебной деятельности: студенты записывают, слушают препода­вателя, беседуют с ним, выполняют практические задания. Для повышения познавательного интереса используются задания опе­режающего характера.

Следующие два этапа урока — закрепление материала и домашнее задание — проводятся по той же методике, что и комбинированный урок.

Обобщающий урок решает задачу создания у студентов целост­ного представления о материале, который предстоит изучить. Такой урок может быть вводным, заключительным и зачетным. Так, вводный урок может проводиться в форме разнообразных видов лекции, заключительный — как собеседование, семинарское за­нятие, урок-консультация, а зачетный урок представляет собой разнообразные варианты проведения зачета.

Существуют общие закономерности проведения обобщающего урока:

- отобранный материал представляет собой опорные знания, выстроенные преподавателем по определенной системе;

- основу материала составляет внутрипредметная интеграция с последующим анализом того, как эти знания будут применяться при дальнейшем изучении материала;

- преподаватель обращает внимание студентов на те междис­циплинарные знания, которые составят основу общих представ­лений студентов;

- в каждом таком уроке четко выделяется основная идея, кото­рая, в свою очередь, позволит педагогу формировать у студентов профессионально направленное мышление, профессиональную позицию, отношения и установки;

- в таком уроке должна прослеживаться определенная динами­ка за счет комбинирования методов. Например, вначале прово­дится поисковая беседа путем постановки проблемных вопросов, затем идет изложение нового материала лекционным методом, а завершается все дискуссией;

- в обобщающем уроке существенную роль играют два аспекта: эмоциональный и смысловой.

Разновидностью обобщающего урока можно считать урок-кон­сультацию. Он эффективен при подготовке к семинару или как самостоятельный вид учебного занятия. Алгоритм его проведения сводится к следующему. Студенты получают домашнее задание с системой опорных вопросов, требующих детальной проработки. Им предлагается познакомиться с дополнительной научно-мето­дической литературой. Работа студентов фиксируется на специ­альной карточке. Возможны два варианта работы с карточкой: 1) студенты выписывают на карточку трудные вопросы. На учеб­ном занятии они работают с учебником, а преподаватель обраща­ет внимание на те вопросы, которые по какой-либо причине ус­кользнули от студентов; 2) карточка представляет собой таблицу:

Опорный вопрос темы   Интересующие студента вопросы   Тезисный ответ преподавателя   Дополнительная литература  
               

Дома студенты работают с заданной литературой, выделяют проблемные вопросы. На учебном занятии в течение 10—15 минут преподаватель группирует возникшие у студентов трудные вопро­сы, затем отвечает на них и дает обзор литературы, где эти вопро­сы освещены подробно. Затем по вопросам можно провести дис­куссию или вынести их для обсуждения на семинаре или уроке-собеседовании.

Для подготовки урока-консультации студентам предлагается «Памятка» следующего содержания.

1. Тщательно изучите материал по учебнику и записям в тетрадях.

2. По интересующим вас вопросам самостоятельно подберите дополнительную литературу.

3. Выпишите интересные для вас вопросы и будьте готовы к дискуссии по ним.

4. Четко сформулируйте эти вопросы.

5. Определите, какие знания вы бы хотели еще получить от педагога по интересующей или трудной для вас теме.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.036 с.)