Использование активных методов в режиме интерактивного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование активных методов в режиме интерактивного обучения



Последнее время все большее число преподавателей пытаются модифицировать собственные технологии обучения в направле­нии применения интерактивного режима, при котором инфор­мационные потоки носят двусторонний характер, так как постро­ены на диалоговом взаимодействии субъектов педагогического процесса. В нем и преподаватель, и студент автономны. Но при внешней независимости и свободе субъекты педагогического про­цесса находятся в постоянном сотрудничестве. Совместная дея­тельность рассматривается как деятельность диалоговая, причем на условиях равноправия, безусловно позитивного отношения, доверия к партнеру.

Интерактивное обучение реализует главную человеческую по­требность — потребность в общении. Главное достоинство такого обучения состоит в том, что опыт, полученный при решении учеб­ных задач, личность может перенести на внешний мир, посколь­ку в процессе активного взаимодействия усваиваются еще и пове­денческие функции. При интерактивном обучении происходит осознание студентами ценности других людей, формируется по­требность оказывать поддержку другим людям (своим товарищам по учебной группе, дошкольникам, преподавателям и т.д.) в ходе совместной деятельности. Учебное занятие, организованное как непосредственный диалог, предлагает студентам критически мыс­лить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Поэтому для интерак­тивного взаимодействия применяются и дискуссия, и мозговой штурм, и метод эвристических вопросов.

Важной особенностью интерактивных занятий становится и то, что их итогом являются не столько внешние результаты, сколько внутренние, пролонгированные во времени. Такие заня­тия — это специальная форма организации познавательной дея­тельности.

Учебное занятие в интерактивном режиме обучения включает в себя организационно-педагогические условия: постановку це­лей групповой или коллективной работы; постановку задач уро­ка, построенных на непосредственном опыте или интересе при­сутствующих на занятии студентов; организацию учебного про­странства, формирование подгрупп, знакомство студентов с пра­вилами сотрудничества; выработку и оптимизацию системы оце­нок учебной совместной деятельности; создание специальных си­туаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для реше­ния поставленной задачи; определение методов, средств активи­зации познавательной деятельности и отработки студентами меж­личностных навыков анализа и самоанализа.

Важным является и определение способов формирования груп­пового единства, рефлексии, личностной и групповой готовно­сти студентов к совместной деятельности и межличностному вза­имодействию; определение системы «поддерживающих» приемов общения; атмосферы психологического комфорта.

Интерактивное взаимодействие между студентом и преподава­телем, студентом и студентом, студентом и учебными средствами

реализуется с помощью коллективных и групповых способов организации учебной деятельности.

Коллективный подход в обучении имеет девиз «Все обучают каждого и каждый обучает всех». В коллективных спосо­бах обучение осуществляется методом «погружения» (М.П.Ще­тинин). Суть его заключается в том, что каждый думает не только о себе, но и о товарищах, каждому из которых, возможно, потре­буется помощь, так как учебно-познавательная деятельность орга­низуется как коллективный труд по выполнению общего дела — задания преподавателя. Особенность коллективных способов обу­чения в том, что каждый выступает в роли учителя и ученика; ведущего и ведомого; организатора коллективной работы и ее ря­дового участника.

Организация учебной деятельности учащихся коллективным способом в системе интерактивного режима обучения просто не­обходима, поскольку разрешается противоречие между мотиваци­ей и стимуляцией учения за счет сотрудничества в обучении; меж­ду пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности, поскольку студенты работают не в статических объединениях, а в парах сменного состава и микро­группах; между психологическим комфортом и дискомфортом, так как общение носит живой, непринужденный характер; между вос­питанием и обучением, поскольку совместная деятельность бази­руется на правиле «безусловной нормы», благодаря которому в про­цесс взаимодействия вступают субъекты, равноправные партнеры.

Коллективный способ обучения включает в себя коллектив­ную, групповую, парную и индивидуальную формы.

Методика организации обучения строится на соблюдении та­ких принципов, как наличие сменных пар учащихся, их взаимо­обучение, взаимоконтроль, взаимоуправление.

Чтобы осуществлять обратную связь по выявлению эффектив­ности внедрения коллективного способа обучения, можно пред­ложить учащимся следующую анкету:

Анкета

- Что вам нравится в коллективных занятиях?

- Какие трудности вы испытываете при обучении в парах?

- Что изменилось в вашем отношении к предмету при изучении его на коллективных занятиях?

- Требуют ли коллективные занятия от вас специальных навыков? Если да, то каких?

- Изменили ли коллективные занятия ваши взаимоотношения с другими студентами? Если изменили, то как?

- Изменили ли коллективные занятия ваши взаимоотношения с препо­давателем? Если изменили, то как?

- Ваши предложения педагогу по организации коллективных занятий.

- Ваши предложения студентам по участию в коллективных занятиях.

Групповой способ обучения тоже имеет ряд преимуществ, поскольку комплексно решает несколько задач: во-первых, ком­муникативно-развивающую, направленную на формирование у студентов таких коммуникативных навыков, как умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конф­ликты; во-вторых, социально-ориентационную, направленную на формирование личностно-профессиональных качеств студентов, таких как умение работать сообща для достижения общей цели, самоуважение, дружеская взаимопомощь; умение избегать нега­тивных сторон соревнования между партнерами по общению; в-третьих, конкретно-познавательную, непосредственно связанную с учебной ситуацией.

Техника организации групповой формы обучения складывает­ся из нескольких этапов.

1. Организация групп. Группы могут образовываться по-раз­ному:

- формальным способом, когда объединение происходит по принципу сидящих рядом;

- состав группы определяет преподаватель;

- преподавателем или студенческой группой выбираются лиде­ры, которые затем сами набирают участников своей минигруппы;

- каждый из студентов выбирает для себя проблему, а затем они объединяются для ее решения;

- студенты объединяются для совместной работы по конкрет­ному виду деятельности;

- самоорганизующаяся группа выбирает одновременно для себя и проблему, и вид деятельности;

- поэтапное формирование подгрупп. В начале обучения в груп­пу объединяются только студенты, достигшие определенных ус­пехов в изучении темы. Они работают отдельно от остальных. По ходу изучения материала к ним подключаются другие студенты. Выросшая группа разбивается на подгруппы в соответствии с нуж­ным количественным составом.

2. Принятие студентами правил групповой деятельности. Пра­вила могут либо преподноситься студентам в готовом варианте, разработанном педагогом, либо разрабатываться самими студен­тами на основе рекомендаций преподавателя. В инструкции по со­ставлению правил указывается: их количество (не более 5 — 7); что следует, а чего не следует делать при совместной групповой работе; обязательность строгого выполнения всеми студентами; способы визуального оформления.

Пример таких правил:

- объединитесь по группам быстро и тихо;

- принесите необходимые материалы;

- говорите тихо;

- слушайте, когда кто-то говорит;

- знайте ваше задание;

- оставайтесь в вашей группе, пока вам не указано делать другую работу.

3. Распределение ролей. Чаще всего в группах выделяют руково­дителя, аналитика, эксперта, генератора идей и т.д. Наличие роли и ее функциональные обязанности зависят от основного метода групповой работы.

4. Распределение заданий. Возможные варианты: подготовка вы­ступлений перед студенческой аудиторией; обсуждение проблем и определение способов их решения; выдвижение гипотез; демон­страция опыта работы; выполнение творческого задания; выступ­ление в роли оппонентов; продумывание альтернативных вопро­сов по теме и т.д.

5. Выделение типов и форм группового обучения. Существуют такие типы обучения, как в парах, в группе из сидящих вместе, в маленькой команде, посредством задания для всех.

Групповой способ обучения включает в себя несколько форм: индивидуальную, когда каждый студент учит себя; групповую, когда один одновременно учит многих; парную, когда один учит другого.

Рассмотрим конкретные примеры.

1. Организация групповой работы в парах (диадах). Эта форма чаще всего используется для закрепления усваиваемого материала. Поэтому в основном парная работа строится на базе последова­тельного пересказа друг другу определенной части учебного мате­риала; взаимопроверки проделанной работы для возможного при­менения в программированном контроле; работы в режиме ин­тервью (ответы на заранее подготовленные вопросы).

Выделяют два типа учебных пар — постоянного (замкнутого) и динамического (сменного) состава. Студентов объединяют в пары или по принципу «сильный—слабый», или «спорщик—спорщик», или «спорщик—терпеливый». Студенты могут объединяться для совместной работы и по желанию. Если преподаватель намерен в течение длительного времени работать методом пар сменного со­става, то следует учесть, что условно выделяют шесть уровней подготовленности учащихся: самые сильные, сильные, средние, слабые, очень слабые, слабее слабых. В начале работы в пару вклю­чают студентов соседних уровней подготовленности: самые силь­ные и сильные, сильные и средние, средние и слабые.

Остановимся подробнее на технологических аспектах органи­зации пар сменного состава, поскольку именно они являются основой коллективных способов обучения. Один из партнеров яв­ляется носителем информации — это «учитель». Он знает реше­ние, содержание темы, может провести эксперимент. Он передает эту информацию своему партнеру рассказывает, объясняет, отве­чает на вопросы, показывает, записывает. Другой — «ученик» — слушает, задает вопросы, сомневается, обсуждает. Следует заметить, что при обучении в паре сменного состава важным является отношение «учителя» и «ученика» к информации. Они могут вме­сте знакомиться с новым материалом, а возможно, «учитель» бу­дет знать больше и рассказывать это товарищу.

Для работы в парах преподаватель выбирает несколько тем (не более 7). Тема — это параграф или его часть, представленные по­дробно в учебном пособии (учебнике). По содержанию темы тако­вы, что студент может изучать их в любой последовательности, но они небольшие по объему. У каждого студента своя последователь­ность их изучения, но за определенный промежуток времени он должен усвоить все темы. Преподаватель готовит описание алгорит­мов работы студентов. Каждый студент получает тему-задание, го­товит к работе тетрадь: записывает название темы и дату, делит страницу на четыре части (номер абзаца, о чем абзац, узловые понятия, в последней указывается, с кем работал студент над изу­чением темы). В паре студенты, каждый — со своим текстом, снача­ла изучают одну тему, затем другую. Вместе обсуждают абзац, вы­деляют ключевые понятия, слова, выражающие его суть. Все пред­ложения обсуждаются. Когда предложения удовлетворяют обоих сту­дентов, производится запись в графе «О чем абзац». Так, последо­вательно заполняется и графа «Узловые понятия». После того как «ученик» хорошо усвоил материал, работа прекращается.

Приведем примеры заданий, которые без особой модифика­ции подходят студентам средних специальных учебных заведений и носят относительно универсальный характер.

Пример 1. «Изучение по вопроснику». Студенты изучают определе­ния понятий, отвечают на вопросы и выполняют задания:

1. Какие знакомые термины вы встретили в определении?

2. Какое понятие определяется?

3. Для каких явлений, процессов вводится данное понятие?

4. Приведите пример, подтверждающий корректность данного опре­деления.

5. Приведите пример, удовлетворяющий этому определению. Обоснуй­те его.

6. Приведите пример, не удовлетворяющий этому понятию. Обоснуй­те его.

7. Встречали ли вы раньше аналогичное понятие? В чем вы находите сходства и различия?

8. Что выражает данное понятие: свойство, признак, объект, явление?

9. Рассмотрите частные случаи.

10. Назовите исключения.

Пример 2. «Совместное изучение». Студентам предлагается учеб­ный текст. Его выписывают на карточки. К тексту предлагается большое количество вопросов и указаний типа: «Объясните, почему...», «Приве­дите пример, подтверждающий...», «...Сравните с...», «Попробуйте еще один способ решения...», «Сделайте аналогично...», «Можно ли это при­менить к...».

2. Организация групповой работы в тройках (триадах). Эта фор­ма работы имеет особую эффективность, так как деятельность сту­дентов приобретает большую коллегиальность, аргументированность за счет большего числа возникающих идей; наблюдается большая контактность и лабильность группы; за счет появления третьего лица повышается рефлексивность проделанной работы. Это происходит потому, что в тройке взаимодействие участников осуществляется по принципу «третий — лишний» или «артисты — зрители». Работа учебных триад может быть организована как в статичном ключе, в виде поиска общего решения проблемы только внутри триады, так и в динамике, т. е. со взаимопереходами. Суть заключается в том, что после выполнения задания, данного тройке, студенты поки­дают свою триаду и образуют пары временного состава. В них про­исходит обсуждение проделанной в триаде задания. Студенты об­разуют новые пары и обсуждают в них свои результаты до тех пор, пока не вернутся в исходную тройку.

Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также спе­цифических межличностных ценностей и норм. В условиях образо­вательного процесса такая группа представляет собой объедине­ние студентов с целью решения конкретно-познавательных, ком­муникативно-развивающих и нравственно-воспитательных задач. Объединение учащихся в группы может иметь как относительно постоянный (творческая лаборатория, проблемная группа, дей­ствующие в течение учебного года), так и временный (одно вос­питательное дело, один урок и т.д.) характер.

3. Организация работы учебных четверок («междусобойчик»). Здесь предусматриваются конкретные э т а п ы, в каждом из кото­рых выделяется свое содержание.

1. Индивидуальная работа. Педагог предлагает задание (доста­точно большое по объему): изучить и составить конспект трех-четырех параграфов учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку и выполнение данного зада­ния дается 15 — 20 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

2. Работа в парах по принципу горизонтальных связей. Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остает­ся прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения пары. Важно, чтобы это решение выражало об­щее мнение двух участников. Время для обсуждения — 10 минут.

3. Работа в парах по принципу вертикальных связей. Партнеры меняются парами. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения — 10 минут.

4. Принятие группового решения. Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих по­ложений. При этом большое внимание уделяется не только содер­жанию, но и форме решения задачи (группа может предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.д.). Вре­мя — 10 минут.

Трудность данной технологии заключается в том, что уже на третьем и особенно на четвертом этапе у учащихся может возник­нуть негативное отношение к репродуктивному характеру деятель­ности (сколько можно говорить на одну и ту же тему?). В таком случае преподаватель предлагает найти новую форму для вопло­щения освоенного содержания: схему, рисунок, таблицу и т.д.

5. Работа «звездочками». Можно активизировать работу сту­дентов уже с этапа образования групп. Для этого достаточно под­готовить блоки по пять карточек, объединенных одной темой. Кар­точки раскладываются «рубашкой» вверх. Педагог предлагает сту­дентам разобрать карточки, объединиться в учебные пятерки по своей теме, подготовить мини-выступление по данной теме.

Так, блок карточек по истории педагогики может включать в себя причины, дату, событие, историческое лицо (дидакт), по­следствия. Задание может заключаться в восстановлении истори­ческой цепочки и подробном описании события, предшествую­щего созданию реформистских направлений в образовании.

Трудности, возникающие при организации учебных «звездо­чек», связаны с тем, что часто количество студентов оказывается не кратным пяти, что ведет к укрупнению групп до шести-семи человек. Могут возникнуть сложности при оценке вклада каждого члена группы в общее решение. Увеличение в малых группах ко­личества участников до шести человек может привести к распаду шестерок на тройки — это может осложнить работу.

6. Организация групповой работы в семерках. Увеличение чис­ленного состава группы приводит к тому, что камерные формы работы, приемлемые для диад и триад, сменяются дискуссион­ными. Поэтому работа семерками хорошо вписывается в учебную дискуссию, диспут, собеседование. Нередко эта форма групповой работы становится основной при организации семинарского за­нятия.

Таким образом, внедрение интерактивного режима обучения обеспечивает:

-для конкретного студента: осознание включенности в общую работу; развитие личностной рефлексии; становление активной, субъектной позиции в учебной и иной деятельности, связанной с личностными интересами;

- для учебной микрогруппы: развитие навыков общения и вза­имодействия в малой группе; формирование ценностно-ориента-ционного единства группы; поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- для студенческой учебной группы в целом: формирование групповой общности; повышение познавательной активности сту­дентов; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе груп­повой рефлексии;

-для связки «учебная группа—преподаватель»: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; многомер­ное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учеб­ных, но и иных ситуациях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «активные методы обучения».

2. Представьте графически классификацию АМО.

3. Подберите афоризмы, которые могут звучать как правила эвристи­ческой беседы.

4. Сколько вариантов мозгового штурма существует? Приведите при­меры их использования на учебном занятии в колледже.

5. Придумайте свой вариант вербальной интерпретации основного правила мозгового штурма.

6. Каковы особенности интерактивного режима обучения?

7. Сформулируйте свои личные приобретения по изученной теме. Выделите причины, по которым это произошло. Запишите цели даль­нейшего освоения этой темы.

8. Решите педагогические задачи.

А. Куратор учебной группы готовится к проведению классного часа и про­сматривает список студентов. Студенту Петру Иванову грозит отчисление за плохую успеваемость в течение семестра. Однако все знают, что он нео­днократно защищал честь колледжа в спортивных соревнованиях по пла­ванию, а еще — команда КВН учебной группы, где Петр — играющий капи­тан, вышла в финал фестиваля КВН колледжа.

Проанализируйте ситуацию и выполните следующие задания:

- определите тип учебной задачи;

- определите, какова фабула задачи. Если считаете нужным, реконст­руируйте ее по своему усмотрению;

- сформулируйте вопросы к задаче;

- обозначьте проблему;

- определите, сколько подходов к решению задачи может быть.

Б. Преподаватель в присутствии студента вынужден оценить действия своего коллеги, у которого по его вине возникла конфликтная ситуация с этим студентом. Педагог оказался перед выбором: признать некорректность действий своего коллеги и отменить его решение или проявить так называ­емую «профессиональную солидарность»?

Решите задачу, используя предложенную в § 2.1 памятку. Дополните памятку своими правилами.

8. Найдите в художественной литературе, в журнальных или газетных статьях педагогические ситуации, которые могли бы стать основой для составления учебной задачи. Опишите ее, используя заданный в тексте параграфа алгоритм.

9. Выполните тестовые задания:

1. Этот этап решения эвристических задач характеризуется системой вопросов «Кто, что, зачем, где, как, когда?» в отношении:

а) понимания смысла поставленной проблемы;

б) осуществления плана;

в) контроля и самоконтроля.

2. Вставьте название недостающего этапа в подготовке мозгового штурма:

а) формирование проблемы;

б)...;

в) выделение правил проведения мозгового штурма;

г)...;

д) разработка критериев оценки поступивших идей.

3. Какая из разновидностей метода аналогий строится на принципе за­мещения:

а) прямая;

б) личная;

в) фантастическая;

г) символическая.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.052 с.)