Использование аудиовизуальных средств на учебном занятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование аудиовизуальных средств на учебном занятии



Последнее время в учебном процессе стали интенсивно ис­пользоваться так называемые аудиовизуальные технологии обуче­ния, которые позволяют сместить акцент с деятельности преподавания на деятельность учения. Следует отметить, что эта разно­видность технологий направлена на реализацию средств предъяв­ления информации, а их универсальность заключается в том, что они могут быть включены в учебный модуль и как самостоятель­ный фрагмент, и как отдельный эпизод.

Аудио-, видеотехнологии представлены средствами динамиче­ской проекции, учебной звукозаписью, мультимедийными сред­ствами.

Видеозапись, видеолекции, учебное кино и учебное телевиде­ние относятся к средствам динамической проекции представления учебной информации. Все они обеспечивают ускорение освоения знаний, поскольку снятые моменты как бы проектируют макси­мальный контакт обучаемых с действительностью; расширяют границы аудитории обучаемых, обеспечивают независимость вы­бора места и времени пользования фильмом, а также дают сту­дентам быстрый доступ к необходимой в данный момент инфор­мации; позволяют произвольно варьировать темп изучения учеб­ного материала, возвращаться к ранее просмотренному материа­лу, осуществлять беглый просмотр («перелистывание») важной с дидактической точки зрения учебной информации; в определен­ной мере удовлетворить дидактические и личностные интересы студентов и в целом повысить роль наглядности в процессе при­обретения знаний.

Использование видео оказывает воздействие на качество вос­приятия учебной информации, может служить базой данных для организации учебно-тренировочных и исследовательских заданий, позволяет наглядно объяснить процесс или явление в динамике его развития.

Наибольшее распространение на сегодняшний день получила учебная видеозапись, которая удачно сочетает в себе кино, звуко­запись и телевидение.

Видеофильмы как информационно-учебные средства эффек­тивно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических ма­териалов обучения специалистов и в ряде случаев могут успешно конкурировать с другими средствами обучения благодаря своим техническим возможностям.

Видео как способ обучения последовательно реализовывалось как демонстрация («смотри—слушай»), интерактивное («вопрос— ответ») и полное («мультимедиа»).

Выделяют несколько базисных принципов использова­ния учебной видеозаписи:

- связь обучения с жизнью дает возможность демонстрировать объекты и явления, способствующие расширению жизненного и профессионального опыта студентов;

- научность достигается за счет использования фрагментов, содержащих примеры последних достижений современной науки;

- историчность реализуется путем демонстрации материалов художественной документалистики;

- системность и последовательность достигается благодаря воз­можности выстраивания учебной информации не только по опре­деленной системе, но и с учетом межпредметных связей при фор­мировании целостного восприятия явления, объекта;

- наглядность активизирует процесс восприятия через предъяв­ление объекта в образной форме и в различных ракурсах.

Использование видеозаписи на учебных занятиях реализуется в нескольких функциях: мотивационной, информационной, кон­трольной, корректирующей, тренировочной, управляющей и вос­питывающей.

При проектировании учебного занятия с использованием ви­деоряда выделяют следующие требования к визуальной ин­формации:

- использование четкой словесной информации в виде заго­ловка, надписи;

- управление процессом восприятия за счет цвета;

- управление восприятием за счет подчеркивания, выделения в рамку, контура;

- использование специальных знаков, символов;

- расположение в центре основного правила, а исключений — на периферии зрительного восприятия.

Проверка усвоения учебной информации предлагается в виде так называемых визуальных задач: «Посмотрите и найдите, опре­делите, запишите, докажите...», «Дополните изображение...».

В усвоении учебного материала выделяют три этапа— до, во время и после просмотра видеофрагментов.

1. До просмотра видеофрагментов преподавателю нужно про­думать систему использования видео в структуре учебного заня­тия. Для этого:

- содержание видеоматериала должно быть связано с предсто­ящей темой учебного занятия;

- продумать способы активизации интереса студентов к сюже­ту видеоряда;

- обратить их внимание на основные элементы видеоряда;

- пояснить трудные места как в процессе восприятия отдель­ных фрагментов, так и в содержании информации: выделить от­дельные детали, которые могут ускользнуть из поля зрения сту­дентов, прояснить те моменты, которые могут быть поняты не­правильно;

- огласить студентам вопросы и задания, на которые следует ответить после просмотра. Например, вопросы могут быть таки­ми: «Чему посвящен видеоряд?», «Какие психолого-педагогиче­ские понятия раскрываются в нем?», «Назовите центральный фраг­мент видеоряда», «Какие моменты видеоряда оказались непонят­ны или трудны в восприятии?».

2. Во время просмотра преподавателю следует выяснить степень восприятия содержания видеоряда. Он может осуществлять синхрон­ное комментирование «немого» видеоряда; предложить титры к видео­фрагментам, задать ряд проблемных вопросов аудитории во время «стоп-кадра» или при повторном воспроизведении фрагмента.

3. После просмотра преподаватель выявляет уровень усвоения просмотренной информации студентами через разнообразные за дания: сравнить видеоряд с заданным текстом; пересказать содер­жание видеофрагмента; ответить на поставленные вопросы пре­подавателя в устной, письменной форме или в беседе; проанали­зировать изображение путем сравнения деталей кадров; составить титры к визуальному ряду; «домыслить» экранный рассказ; сфор­мулировать выводы по увиденному; составить план содержания просмотренной учебной информации; составить педагогические задачи на основе просмотренного; выделить ключевые кадры в представленной видеоинформации; подготовить сообщение на основе материала видеоряда.

Последнее время большой популярностью пользуются видео­лекции. Их содержание нередко разрабатывают сами преподавате­ли, поэтому следует зафиксировать основные условия ее со­здания.

1. Содержание и объем информации отбираются с учетом вида наглядного средства, т.е. с учетом того, что это — видео­лекция.

2. Учитываются учебные задачи, преследуемые данной темой видеолекции в соответствии с местом ее в учебном процессе.

3. Определяется реальное время показа отдельных кадров и всей лекции в целом.

4. Лекция строится по принципу взаимосвязанных фрагментов, допускающих сочетание в показе историко-архивных и докумен­тальных материалов, фрагментов из научно-популярных кинофиль­мов, изображения опорных схем, иллюстраций, сопровождаю­щих текст рисунков.

5. Видеоряд строится с учетом механизмов зрительного и слу­хового восприятия. Поэтому важно определить:

- цветовую гамму, которая будет служить фоном для предъяв­ления рисунков, графиков, чертежей и т.д.;

- наличие символического изображения учебной информации;

- наличие музыкального сопровождения отдельных эпизодов, лекции в целом;

- наличие ведущего, закадрового комментария. Если ведущий будет фигурировать в кадре, то сколько раз он появится, какими голосовыми средствами выразительности будет пользоваться при чтении текста учебной информации.

6. При выстраивании отдельных кадров надо учесть их компо­зиционные особенности — пространственное, световое, звуко­вое, ракурсное решения.

7. Восприятие текста видеолекции основывается на взаимосвя­зи нескольких процессов: восприятия динамически развивающихся зрительных образов; сохранения в памяти предыдущих аудиови­зуальных, пространственных элементов медиаобраза; прогнози­рования, предчувствия вероятности того или иного явления в ме-диатексте.

 

8. Следует учесть форму предъявления лекции: индивидуально студенту для самостоятельного изучения темы, как разновидность учебного занятия в студенческой аудитории, фрагментарно во время групповой работы студентов на семинарском либо практи­ческом занятии или как иллюстрацию отдельных положений во время традиционной лекции.

9. Перед записью видеолекции должен быть составлен ее сце­нарий.

Учебная звукозапись несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Студенты работают с фонодокуМента-ми — рассказами, воспоминаниями очевидцев; слушают фраг­менты радиопередач, радиоспектаклей, радиокомпозиций, запи­си отдельных литературных произведений, стихов, инсценировок в исполнении известных артистов. Музыкальные звукозаписи как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения — раз­вивают творческое воображение, формируют эстетический вкус студентов.

Основу методики работы с перечисленными видами учебной звукозаписи составляет прием «описание с внутренней точки зре­ния». Его суть состоит в том, что все события аудиозаписи (на­пример, инсценировки сказки, рассказа и т.д.) раскрываются с позиции слушателя, перемещая его в центр событий. Повествова­ние ведется с внешней позиции, когда автор принимает роль сто­роннего наблюдателя. Сочетание этих позиций слушателя и пове­ствователя рождает эмоциональный образ героя.

Данный прием реализуется в таких заданиях, как дополнение звукоряда за счет подбора других материалов; тезирование и ре­цензирование аудиоматериалов; сравнение звукозаписи с одно-темным визуальным рядом; составление плана, конспекта по зву­ковым материалам.

Мультимедиа в учебном процессе представлено компьютерны­ми программами (системами), электронными учебниками, ком­пьютерным моделированием в виде разнообразных заданий для самостоятельной работы, учебно-познавательными задачами на разных этапах учебного занятия, компьютерными учебны­ми играми, а также образовательными веб-страницами в сети Ин­тернет.

Необходимость применения компьютерных средств обусловле­на тем, что обеспечивается обратная связь в интерактивном ре­жиме; существенно экономится время на поиски информации при многократном обращении к большому объему информации; учи­тывается индивидуальный темп работы конкретного студента.

При проведении учебных занятий педагог-предметник исполь­зует компьютерное сопровождение чаще всего эпизодически. Од­нако работа с компьютером может быть представлена как разновидность учебного занятия. Это практические занятия, зачеты, экзамены, задания для самостоятельной работы студентов.

Компьютер используется и при организации учебной деятель­ности студентов, чаще всего — индивидуальной, реже — группо­вой и смешанной форм. Они могут выполнять разные виды зада­ний: решать разнообразные учебно-познавательные задачи; раз­рабатывать, модифицировать, исследовать модели; изучать дина­мику педагогических явлений, процессов, закономерностей; стро­ить графические образы в виде рисунка, чертежа, мультиплика­ции; редактировать тексты и т.д.

Студентам ставятся задачи по самостоятельному изучению лек-ционно-практического материала, осуществлению самоконтроля, развитию исследовательских навыков и творчества.

Во время работы студентов с компьютером педагог осуществ­ляет организаторскую функцию. Он может дать инструкцию по выполнению задания и пользованию компьютером; объяснить новый материал, демонстрируя на компьютере некоторые явле­ния, или дать студентам установку на закрепление нового мате­риала; произвести разбор типичных ошибок, допускаемых при вы­полнении того или иного задания; осуществить редукцию труд­ной задачи, с тем чтобы студенты могли в дальнейшем выпол­нить еще более сложную.

Выбор работы студентов с компьютером определяют следую­щие факторы:

- специфика, объем материала учебной дисциплины;

-дидактические функции, выполняемые компьютером;

- предполагаемый уровень независимости процесса самообразо­вания обучаемого от педагогических воздействий;

- проектируемая продолжительность использования компью­тера в системе учебного занятия;

- этапы, топология и функционально-ролевые связи при ис­пользовании компьютера в учебной деятельности;

- уровень проблемности в изложении материала;

- особенности, вид учебных занятий с компьютерной поддер­жкой.

Один из вариантов разработки учебного занятия с использова­нием компьютера может быть представлен следующей програм­мой.

1. Вступительная беседа.

2. Оглашение порядка выполнения электронных заданий.

3. Экспериментирование студентов.

4. Обработка результатов выполнения задания.

5. Выполнение дополнительного задания.

6. Подведение итогов работы.

Применение компьютерных программ для осуществления кон­троля вписывается в рамки программированного обучения. По-

этому при составлении программы учитывается основной прин­цип обучения — малыми дозами. Каждая доза содержит кадр с учебной информацией, в котором представлены основные и до­полнительные задания. В начале кадра даются сведения теорети­ческого характера, нужные для изучения информации данной дозы, и предлагается показ решения задания. Следующий кадр содержит набор тестовых заданий с выбором ответа: «верные», «неверные», «не знаю». По ходу выполнения задания студент по­лучает информацию с подтверждением правильности ответа или объяснением неверных ответов, или подсказку. Одновременно с этим ведется подсчет количества ошибок. По окончании работы над основным заданием количество правильных ответов сопо­ставляется с критериями оценок. Студенту выставляется оценка, или он переходит к работе над следующей дозой, в которой пред­ставлены задания следующего уровня сложности. Если студент до­пустил типичные ошибки, ему предлагается путь коррекции, т. е. дополнительная работа над информацией.

Нередко медиазадания используются на лабораторных заняти­ях, основной целью которых служит подготовка будущих педаго­гов для работы с разнообразными медиатекстами. Так, у студен­тов есть возможность и пересказать содержание, и определить место медиатекста в историческом или социоконтексте, и проанализи­ровать структуру и язык медиатекста, и описать собственные пе­реживания, отношения, воспоминания, вызванные медиатекстом. Основу таких занятий составляют творческие задания (А. В. Федо­ров):

-литературно-имитационные, предлагающие студентам пред­ставить себя сценаристами медиатекстов, осуществляющими офор­мление от заявки на сценарий до сценарной разработки экрани­зации литературного произведения, телепередачи, компьютерной анимации;

- театрализованно-ситуативные, позволяющие студентам ин­сценировать эпизоды медиатекста, подготовить интернет-газеты или журналы, веб-сайты, компьютерную анимацию. Занятия, ос­нову которых составляют такие задания, проводятся как ролевые или деловые игры, где у каждого студента есть возможность вы­полнить интересующую его роль — режиссера, оператора, акте­ра, ведущего, журналиста и т.д.;

- изобразительно-имитационные, дающие студентам возмож­ность проявить свои способности в создании афиш, фотоколла­жей, рисунков, мультфильмов.

Следует отметить, что подобного рода задания развивают у студентов способность кратко формулировать свои мысли, видеть аудиальный, пространственно-временной образ гипотетического медиатекста. Важно также обратить внимание на выполнение су­щественного методического требования: все разновидности занятий, где применяются перечисленные задания, будут результа­тивны, если их подготовку и проведение осуществляют препода­ватель компьютерного класса и преподаватель-предметник.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.03 с.)