Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование аудиовизуальных средств на учебном занятииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Последнее время в учебном процессе стали интенсивно использоваться так называемые аудиовизуальные технологии обучения, которые позволяют сместить акцент с деятельности преподавания на деятельность учения. Следует отметить, что эта разновидность технологий направлена на реализацию средств предъявления информации, а их универсальность заключается в том, что они могут быть включены в учебный модуль и как самостоятельный фрагмент, и как отдельный эпизод. Аудио-, видеотехнологии представлены средствами динамической проекции, учебной звукозаписью, мультимедийными средствами. Видеозапись, видеолекции, учебное кино и учебное телевидение относятся к средствам динамической проекции представления учебной информации. Все они обеспечивают ускорение освоения знаний, поскольку снятые моменты как бы проектируют максимальный контакт обучаемых с действительностью; расширяют границы аудитории обучаемых, обеспечивают независимость выбора места и времени пользования фильмом, а также дают студентам быстрый доступ к необходимой в данный момент информации; позволяют произвольно варьировать темп изучения учебного материала, возвращаться к ранее просмотренному материалу, осуществлять беглый просмотр («перелистывание») важной с дидактической точки зрения учебной информации; в определенной мере удовлетворить дидактические и личностные интересы студентов и в целом повысить роль наглядности в процессе приобретения знаний. Использование видео оказывает воздействие на качество восприятия учебной информации, может служить базой данных для организации учебно-тренировочных и исследовательских заданий, позволяет наглядно объяснить процесс или явление в динамике его развития. Наибольшее распространение на сегодняшний день получила учебная видеозапись, которая удачно сочетает в себе кино, звукозапись и телевидение. Видеофильмы как информационно-учебные средства эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов обучения специалистов и в ряде случаев могут успешно конкурировать с другими средствами обучения благодаря своим техническим возможностям. Видео как способ обучения последовательно реализовывалось как демонстрация («смотри—слушай»), интерактивное («вопрос— ответ») и полное («мультимедиа»). Выделяют несколько базисных принципов использования учебной видеозаписи: - связь обучения с жизнью дает возможность демонстрировать объекты и явления, способствующие расширению жизненного и профессионального опыта студентов; - научность достигается за счет использования фрагментов, содержащих примеры последних достижений современной науки; - историчность реализуется путем демонстрации материалов художественной документалистики; - системность и последовательность достигается благодаря возможности выстраивания учебной информации не только по определенной системе, но и с учетом межпредметных связей при формировании целостного восприятия явления, объекта; - наглядность активизирует процесс восприятия через предъявление объекта в образной форме и в различных ракурсах. Использование видеозаписи на учебных занятиях реализуется в нескольких функциях: мотивационной, информационной, контрольной, корректирующей, тренировочной, управляющей и воспитывающей. При проектировании учебного занятия с использованием видеоряда выделяют следующие требования к визуальной информации: - использование четкой словесной информации в виде заголовка, надписи; - управление процессом восприятия за счет цвета; - управление восприятием за счет подчеркивания, выделения в рамку, контура; - использование специальных знаков, символов; - расположение в центре основного правила, а исключений — на периферии зрительного восприятия. Проверка усвоения учебной информации предлагается в виде так называемых визуальных задач: «Посмотрите и найдите, определите, запишите, докажите...», «Дополните изображение...». В усвоении учебного материала выделяют три этапа— до, во время и после просмотра видеофрагментов. 1. До просмотра видеофрагментов преподавателю нужно продумать систему использования видео в структуре учебного занятия. Для этого: - содержание видеоматериала должно быть связано с предстоящей темой учебного занятия; - продумать способы активизации интереса студентов к сюжету видеоряда; - обратить их внимание на основные элементы видеоряда; - пояснить трудные места как в процессе восприятия отдельных фрагментов, так и в содержании информации: выделить отдельные детали, которые могут ускользнуть из поля зрения студентов, прояснить те моменты, которые могут быть поняты неправильно; - огласить студентам вопросы и задания, на которые следует ответить после просмотра. Например, вопросы могут быть такими: «Чему посвящен видеоряд?», «Какие психолого-педагогические понятия раскрываются в нем?», «Назовите центральный фрагмент видеоряда», «Какие моменты видеоряда оказались непонятны или трудны в восприятии?». 2. Во время просмотра преподавателю следует выяснить степень восприятия содержания видеоряда. Он может осуществлять синхронное комментирование «немого» видеоряда; предложить титры к видеофрагментам, задать ряд проблемных вопросов аудитории во время «стоп-кадра» или при повторном воспроизведении фрагмента. 3. После просмотра преподаватель выявляет уровень усвоения просмотренной информации студентами через разнообразные за дания: сравнить видеоряд с заданным текстом; пересказать содержание видеофрагмента; ответить на поставленные вопросы преподавателя в устной, письменной форме или в беседе; проанализировать изображение путем сравнения деталей кадров; составить титры к визуальному ряду; «домыслить» экранный рассказ; сформулировать выводы по увиденному; составить план содержания просмотренной учебной информации; составить педагогические задачи на основе просмотренного; выделить ключевые кадры в представленной видеоинформации; подготовить сообщение на основе материала видеоряда. Последнее время большой популярностью пользуются видеолекции. Их содержание нередко разрабатывают сами преподаватели, поэтому следует зафиксировать основные условия ее создания. 1. Содержание и объем информации отбираются с учетом вида наглядного средства, т.е. с учетом того, что это — видеолекция. 2. Учитываются учебные задачи, преследуемые данной темой видеолекции в соответствии с местом ее в учебном процессе. 3. Определяется реальное время показа отдельных кадров и всей лекции в целом. 4. Лекция строится по принципу взаимосвязанных фрагментов, допускающих сочетание в показе историко-архивных и документальных материалов, фрагментов из научно-популярных кинофильмов, изображения опорных схем, иллюстраций, сопровождающих текст рисунков. 5. Видеоряд строится с учетом механизмов зрительного и слухового восприятия. Поэтому важно определить: - цветовую гамму, которая будет служить фоном для предъявления рисунков, графиков, чертежей и т.д.; - наличие символического изображения учебной информации; - наличие музыкального сопровождения отдельных эпизодов, лекции в целом; - наличие ведущего, закадрового комментария. Если ведущий будет фигурировать в кадре, то сколько раз он появится, какими голосовыми средствами выразительности будет пользоваться при чтении текста учебной информации. 6. При выстраивании отдельных кадров надо учесть их композиционные особенности — пространственное, световое, звуковое, ракурсное решения. 7. Восприятие текста видеолекции основывается на взаимосвязи нескольких процессов: восприятия динамически развивающихся зрительных образов; сохранения в памяти предыдущих аудиовизуальных, пространственных элементов медиаобраза; прогнозирования, предчувствия вероятности того или иного явления в ме-диатексте.
8. Следует учесть форму предъявления лекции: индивидуально студенту для самостоятельного изучения темы, как разновидность учебного занятия в студенческой аудитории, фрагментарно во время групповой работы студентов на семинарском либо практическом занятии или как иллюстрацию отдельных положений во время традиционной лекции. 9. Перед записью видеолекции должен быть составлен ее сценарий. Учебная звукозапись несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Студенты работают с фонодокуМента-ми — рассказами, воспоминаниями очевидцев; слушают фрагменты радиопередач, радиоспектаклей, радиокомпозиций, записи отдельных литературных произведений, стихов, инсценировок в исполнении известных артистов. Музыкальные звукозаписи как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения — развивают творческое воображение, формируют эстетический вкус студентов. Основу методики работы с перечисленными видами учебной звукозаписи составляет прием «описание с внутренней точки зрения». Его суть состоит в том, что все события аудиозаписи (например, инсценировки сказки, рассказа и т.д.) раскрываются с позиции слушателя, перемещая его в центр событий. Повествование ведется с внешней позиции, когда автор принимает роль стороннего наблюдателя. Сочетание этих позиций слушателя и повествователя рождает эмоциональный образ героя. Данный прием реализуется в таких заданиях, как дополнение звукоряда за счет подбора других материалов; тезирование и рецензирование аудиоматериалов; сравнение звукозаписи с одно-темным визуальным рядом; составление плана, конспекта по звуковым материалам. Мультимедиа в учебном процессе представлено компьютерными программами (системами), электронными учебниками, компьютерным моделированием в виде разнообразных заданий для самостоятельной работы, учебно-познавательными задачами на разных этапах учебного занятия, компьютерными учебными играми, а также образовательными веб-страницами в сети Интернет. Необходимость применения компьютерных средств обусловлена тем, что обеспечивается обратная связь в интерактивном режиме; существенно экономится время на поиски информации при многократном обращении к большому объему информации; учитывается индивидуальный темп работы конкретного студента. При проведении учебных занятий педагог-предметник использует компьютерное сопровождение чаще всего эпизодически. Однако работа с компьютером может быть представлена как разновидность учебного занятия. Это практические занятия, зачеты, экзамены, задания для самостоятельной работы студентов. Компьютер используется и при организации учебной деятельности студентов, чаще всего — индивидуальной, реже — групповой и смешанной форм. Они могут выполнять разные виды заданий: решать разнообразные учебно-познавательные задачи; разрабатывать, модифицировать, исследовать модели; изучать динамику педагогических явлений, процессов, закономерностей; строить графические образы в виде рисунка, чертежа, мультипликации; редактировать тексты и т.д. Студентам ставятся задачи по самостоятельному изучению лек-ционно-практического материала, осуществлению самоконтроля, развитию исследовательских навыков и творчества. Во время работы студентов с компьютером педагог осуществляет организаторскую функцию. Он может дать инструкцию по выполнению задания и пользованию компьютером; объяснить новый материал, демонстрируя на компьютере некоторые явления, или дать студентам установку на закрепление нового материала; произвести разбор типичных ошибок, допускаемых при выполнении того или иного задания; осуществить редукцию трудной задачи, с тем чтобы студенты могли в дальнейшем выполнить еще более сложную. Выбор работы студентов с компьютером определяют следующие факторы: - специфика, объем материала учебной дисциплины; -дидактические функции, выполняемые компьютером; - предполагаемый уровень независимости процесса самообразования обучаемого от педагогических воздействий; - проектируемая продолжительность использования компьютера в системе учебного занятия; - этапы, топология и функционально-ролевые связи при использовании компьютера в учебной деятельности; - уровень проблемности в изложении материала; - особенности, вид учебных занятий с компьютерной поддержкой. Один из вариантов разработки учебного занятия с использованием компьютера может быть представлен следующей программой. 1. Вступительная беседа. 2. Оглашение порядка выполнения электронных заданий. 3. Экспериментирование студентов. 4. Обработка результатов выполнения задания. 5. Выполнение дополнительного задания. 6. Подведение итогов работы. Применение компьютерных программ для осуществления контроля вписывается в рамки программированного обучения. По- этому при составлении программы учитывается основной принцип обучения — малыми дозами. Каждая доза содержит кадр с учебной информацией, в котором представлены основные и дополнительные задания. В начале кадра даются сведения теоретического характера, нужные для изучения информации данной дозы, и предлагается показ решения задания. Следующий кадр содержит набор тестовых заданий с выбором ответа: «верные», «неверные», «не знаю». По ходу выполнения задания студент получает информацию с подтверждением правильности ответа или объяснением неверных ответов, или подсказку. Одновременно с этим ведется подсчет количества ошибок. По окончании работы над основным заданием количество правильных ответов сопоставляется с критериями оценок. Студенту выставляется оценка, или он переходит к работе над следующей дозой, в которой представлены задания следующего уровня сложности. Если студент допустил типичные ошибки, ему предлагается путь коррекции, т. е. дополнительная работа над информацией. Нередко медиазадания используются на лабораторных занятиях, основной целью которых служит подготовка будущих педагогов для работы с разнообразными медиатекстами. Так, у студентов есть возможность и пересказать содержание, и определить место медиатекста в историческом или социоконтексте, и проанализировать структуру и язык медиатекста, и описать собственные переживания, отношения, воспоминания, вызванные медиатекстом. Основу таких занятий составляют творческие задания (А. В. Федоров): -литературно-имитационные, предлагающие студентам представить себя сценаристами медиатекстов, осуществляющими оформление от заявки на сценарий до сценарной разработки экранизации литературного произведения, телепередачи, компьютерной анимации; - театрализованно-ситуативные, позволяющие студентам инсценировать эпизоды медиатекста, подготовить интернет-газеты или журналы, веб-сайты, компьютерную анимацию. Занятия, основу которых составляют такие задания, проводятся как ролевые или деловые игры, где у каждого студента есть возможность выполнить интересующую его роль — режиссера, оператора, актера, ведущего, журналиста и т.д.; - изобразительно-имитационные, дающие студентам возможность проявить свои способности в создании афиш, фотоколлажей, рисунков, мультфильмов. Следует отметить, что подобного рода задания развивают у студентов способность кратко формулировать свои мысли, видеть аудиальный, пространственно-временной образ гипотетического медиатекста. Важно также обратить внимание на выполнение существенного методического требования: все разновидности занятий, где применяются перечисленные задания, будут результативны, если их подготовку и проведение осуществляют преподаватель компьютерного класса и преподаватель-предметник.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.122 (0.012 с.) |