![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление экспресс-опросов и анкет для выявленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте причин отставания студентов педагогического колледжа по учебной дисциплине Задание 1. Разработка вариантов анкет, экспресс-опросов, интервью для определения причин неуспеваемости студентов по конкретной учебной дисциплине психолого-педагогического цикла. Содержание работы. Составление по одному варианту анкеты, экспресс-опроса и интервью с целью выявления причин отставания студентов колледжа по конкретному учебному предмету. Методические рекомендации. Качество выполнения задания повысится, если будут учтены следующие моменты. 1. Прежде всего — о причинах неуспеваемости студентов, которые имеют полифакторную обусловленность. По аналогии с разноуровневыми блоками факторов, определяющих учебную успешность студентов, можно выделить те же блоки и студенческой неуспешности. К социологическому блоку можно отнести уровень и качество допрофессиональной подготовки, половозрастные различия студентов. Здесь большую роль играет уровень самооргани-, зации собственной учебно-познавательной деятельности студен-: тов, который затем оказывает существенное влияние на познавательную активность студентов на учебном занятии. Психологический блок характеризуется профессиональной и учебной мотивацией, общим уровнем обучаемости, индивидуальным стилем деятельности, наличием у студентов разнообразных затруднений в виде неуверенности в своих силах, коммуникативных барьеров, страхов, стереотипов деятельности. Трудности в обучении зависят и от психологического склада личности в целом. Педагогические факторы определяются системой общих факторов: общей организацией учебного процесса, уровнем педагогического мастерства и культуры преподавателя. Например, расписание занятий, распределение учебной нагрузки преподавателем в течение семестра, регулярность консультаций, контроля, индивидуальная работа преподавателя со студентами, удельный вес практических, семинарских, лекционных занятий влияют на уровень успешности/неуспешности студентов. А к частным факторам можно отнести ошибки оценивания со стороны преподавателя, отношение преподавателя к студентам, его систему предъявления педагогического требования, систему морального поощрения и санкции наказания. 2. Анкеты, экспресс-опросы, интервью относятся к методам целенаправленного получения вербальной, устной или письменной, информации. Анкета — это набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Первой ступенью в разработке анкеты становится определение содержания анкеты в виде набора вопросов: а) о фактах жизнедеятельности опрашиваемого, в частности о его знаниях; б) о его мотивах, отношениях, оценках. Вторая ступень — выбор нужного типа вопросов: закрытые (да/нет) или открытые, позволяющие строить ответ, исходя из желаний опрашиваемого. По функциям вопросы разделяются на контрольные/уточняющие, основные/наводящие, буферные, контактные. Формулировка вопросов должна быть лаконичной, однозначной, простой. Третья ступень касается порядка распределения вопросов и их количества. Анкета — это письменный опрос, имеющий четкий алгоритм: 1. Вводная часть. Она содержит обращение к опрашиваемому, выделяет цель опроса, подчеркивает его анонимность, дает инструкцию по заполнению анкеты. 2. Основная часть содержит вопросы. 3. Объек-тивка (паспортичка) предлагает вопросы фактологического характера (пол, возраст, образование и т.д.). Экспресс-опрос относится к раздаточному способу анкетирования. В отличие от анкеты он не содержит вопросник — респонден-1 там предлагаются чистые листы бумаги. Вопросник находится у ' организатора опроса. Он зачитывает вопросы и веер готовых ответов, а опрашиваемые проставляют только номера ответов. Поскольку этот вид опроса связан со слуховым восприятием, то количество вопросов в нем меньше, чем в анкете. Интервью — это непосредственное общение интервьюера с опрашиваемым. Вопросник находится в руках интервьюера, он же фиксирует ответы на стандартизированном бланке с закодированными номерами возможных вопросов и ответов. В свободном интервью формулировка вопросов, их последовательность могут варьироваться в зависимости от хода интервью, неизменным остается только тема. Стандартизированные интервью по форме вопросов близки к анкетам с закрытыми вопросами, отклонение от заданных вопросов не допускается. Почерпнуть необходимую информацию можно из следующих источников. Литература Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. — Минск, 1997. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994. Задание 2. Отработка методики проведения разных видов опроса, используемого для выявления причин отставания студентов колледжа при изучении отдельных учебных дисциплин. Содержание работы. Апробация содержания разработанных опросников и выявление особенностей их реализации в студенческой аудитории. Инструкция. Задание может быть выполнено двумя вариантами по выбору студентов. Вариант 1. Упражнение «Анкета». Форма организации учебной деятельности участников: фронтальная. Основной метод: собеседование. Оборудование: большие листы ватмана и маркеры (доска, мел). В качестве раздаточного материала используются разработки анкет, выполненные в предыдущем задании. Инструкция. Все участники сидят по кругу. В течение 2 — 3 минут идет обмен разработанными анкетами у каждой пары участников. В течение 10 минут происходит обсуждение анкет по принципу «вопрос —ответ». Затем идет обсуждение в общем кругу. На ватман (доску) выписываются вопросы, которые требуют детального обсуждения при подготовке и проведении анкетирования студенческой молодежи. Вопросы предлагаются участниками собеседования, но можно использовать и перечисленные ниже примерные вопросы. ! - Каков количественный состав вопросов, используемых в анкетах? - Какие шкалы (номинальные, метрические, порядковые) предпочтительнее всего использовать в анкетах дидактической направленности? - Что правильнее — прямые/косвенные вопросы? - Как при составлении вопросов учесть интерес респондентов? Вариант 2. Ролевая игра в интервью. Форма организации учебной деятельности участников: фронтальная. Основной метод: ролевая игра. Оборудование: большие листы ватмана и маркеры (доска, мел). Как раздаточный материал используются разработки интервью, выполненные в предыдущем задании. Инструкция. Двое желающих приглашаются для разыгрывания процедуры интервью. Решается, кто из них будет интервьюером, а кто — интервьюируемым. Все остальные наблюдают. По окончании игры наблюдатели дают комментарии по поводу того, как была разыграна ситуация. Игра повторяется несколько раз (по желанию участников, но с измененным составом). По ходу игры можно изменить задание игрокам: выполнить роли, но как можно хуже, выдвигая на первый план наиболее трудные моменты в стратегии интервьюирования. По окончании игры все участники называют шесть (четыре) пунктов, которые, по их мнению, являются наиболее важными при организации интервью. Все пункты записываются на ватмане (доске). Отбираются наиболее часто встречающиеся. Затем участники ранжируют эти пункты. В конце составляется список ключевых принципов, которые важны при организации интервью. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6 Составление шкалы рейтинговой оценки знаний студентов колледжа по учебной дисциплине Задание 1. Проверим свои знания. Содержание работы. Проверка уровня усвоения знаний по теме «Технология рейтингового контроля» методом «мнемо-турнир». Инструкция. При проведении опроса следует четко следовать описанному методу. Цели: восстановление в памяти, повторение и закрепление ранее воспринятой информации, формирование связей между отдельными частями информации, активизация обучающей и стимулирующей функций контроля. Опрос проходит в несколько этапов. 1. Оглашение темы опроса: «Технология рейтингового контроля». 2. Выборы экспертов. 3. Организационный этап: а) выделение вопросов для опроса. Их будет три. - значение рейтинга как способа оценивания знаний, умений и навыков студентов; - виды рейтинга; - методика организации рейтингового контроля; б) принятие правил сотрудничества во время опроса: - внимательно слушать ответ; - не мешать другим во время работы; - лучше спросить совета, чем оставить вопрос без ответа; - быть объективным к своему ответу и ответу товарища; в) определение временного регламента ответа: - на индивидуальное обдумывание ответа дается 3 минуты; - на консультацию с соседом дается 5 минут; - общее время опроса — 40 минут (зависит от количества и сложности вопросов). 4. Преподаватель в письменном виде (на доске, через кодо-скоп, на карточках) постепенно предъявляет студентам вопросы согласно временному регламенту, отведенному для индивидуального ответа. 5. Каждый студент обдумывает вопрос и отвечает на него. Ответ заносится в карточку ответа, в колонку «Я». После последнего слова ответа вписывается цифра, которая определяет степень уверенности студента в правильности ответа: 0 — не уверен; 1 — сомневаюсь; 2 — уверен. Если нет ответа, то напротив цифры ответа (1, 2, 3) ставится прочерк (—):
6. После самостоятельного выполнения задания можно проконсультироваться с соседом или с группой, если изначально все студенты были поделены на подгруппы для организации опроса. Скорректированный ответ вносится в колонку «Группа» и также ставится балл уверенности. 7. Выслушиваются выборочные устные ответы студентов на каждый вопрос. 8. Преподаватель («эксперты») после ответа на каждый из предложенных вопросов сообщает эталон ответа. Студент вносит его в карточку в графу «Эталон». Если в ходе опроса нарушается временной регламент, то запись можно не делать, но она особенно полезна тем студентам, которые не дали ответ или не уверены в нем. 9. Каждый студент выставляет себе оценочный балл по каждому вопросу. Если ответ совпал полностью с эталоном — 1 балл. Если ответ верен наполовину — 0,5 балла. Количество баллов зависит от количества вопросов. 10. Каждый студент проставляет себе итоговый балл на основе общей суммы ответов на все вопросы. 11. Преподаватель подводит результаты мнемотурнира. На доску выписывается количество студентов, получивших оценку от (до) определенного числа баллов. 12. Карточки ответа сдаются «экспертам», которые проверяют правильность баллов по каждому вопросу и итоговый балл. Если в мнемотурнире участвуют студенты старших курсов, то может не быть «экспертов», занимающихся перепроверкой результатов. «Эксперты» могут выполнять роль преподавателя. Педагог по окончании мнемотурнира объясняет типичные ошибки, допущенные в ответах. Задание 2. Разработка содержания шкалы рейтинговой оценки знаний студентов по дисциплине. Содержание работы. Составление шкалы рейтинговой оценки знаний студентов колледжа по одной из дисциплин предметной подготовки (по выбору студента). Инструкция. При составлении шкалы учтите следующие рекомендации: 1. Выберите учебную дисциплину, в рамках которой будете осуществлять рейтинговый контроль. 2. В соответствии с программой дисциплины разделите ее содержание на внутрипредметные модули. 3. Конкретизируйте цели обучения по каждому модулю и выберите формы контроля, позволяющие наиболее эффективно их осуществить. 4. Распределите контрольные задания по всем формам контроля (текущему, итоговому). 5. Определите основную систему оценивания, которой вы будете пользоваться. 6. Оцените «стоимость» различных видов учебных заданий. 7. Для стимулирования учебной деятельности продумайте систему поощрительных баллов. 8. Если считаете необходимым, введите штрафные санкции. 9. Напишите инструкцию для студентов по работе в системе рейтингового контроля. 10. Выберите наиболее удобную для вас шкалу рейтинговой оценки учебной деятельности студентов из двух предложенных вариантов. Обоснуйте свой выбор. Вариант 1
Вариант 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7 Разработка сценария и проведение урока контрольной проверки знаний студентов педагогического колледжа Задание: 1. Разработка сценария в виде опорного конспекта разных видов учебного занятия по проверке и оценке знаний студентов педагогического колледжа. 2. Проведение одного из предложенных вариантов. Цели. 1. Формирование умений эффективно проверять знания обучаемых с учетом разных видов урока контрольной проверки знаний. 2. Овладение на практике простейшими приемами организации рейтингового контроля. Предварительная работа: 1) обобщение наблюдаемых уроков на лабораторном практикуме; 2) анализ научно-методической литературы; 3) выполнение самостоятельного задания; 4) домашняя разработка сценария уроков в подгруппах из 2 — 4 человек (зачет, конкурс, урок контрольной проверки знаний, контрольная работа и т.д.). Оборудование: карточки-задания; таблица критериев оценки; карточки-экспертизы. Организация работы. Присутствующие распределяются на две группы: первая показывает фрагмент урока, вторая высту-' пает в роли экспертов. Основная форма контроля — рейтинговая оценка. Оценка — сумма баллов, представленная мнением преподавателя вуза, студентов-«экспертов», самооценкой выступающего. Форма учебной деятельности —групповая. Содержание работы. По желанию студенты определяются в какой группе они будут работать. Тем, кто проводит урок, предлагается на выбор карточка-задание: Тема урока: по выбору студента Вид учебного занятия Учебная группа Затем каждый участник получает таблицу «Критерий рейтин-говой оценки»:
Итог подводится на рейтинговой таблице:
В рейтинговую таблицу вносятся данные карточки-экспертизы:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., 1998. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по дошкольной педагогике / Авт.-сост. Г.Ю.Капустина, Т.В.Смирнова. — М., 2000. Пидкасистый П. И., Портнов М.Л. Опрос как средство учения. — М., 1999. Симонов В. П. Диагностика степени обученное™ учащихся. — М., 1999. Дополнительная Абасов З.А. От оценки учителя к самооценке ученика // Директор школы. — 1999. — № 2. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. — М., 1994. Лернер П. Экзамены на основе рейтинга // Народное образование. — 1993.-№ 4. Морева Н. А. Дидактические тесты на зачете по педагогике и частным методикам //Дошкольное воспитание. — 1994. — № 12. Рекомендации по совершенствованию рубежного и итогового контроля знаний и умений учащихся среднего учебного заведения / Сост. Л.Г.Семушина. — М., 1991.
Глава 6 ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Организация учебной деятельности студентов в рамках конкретного учебного предмета осуществляется не только на аудиторных занятиях, но и вне их — в самостоятельной деятельности. В современной научно-методической литературе нет однозначных подходов к названию этой формы работы студентов и ее понятию. Употребляется как термин «самостоятельная работа», так и термин «самостоятельная деятельность»; иногда отождествляются понятия «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность», «самостоятельные занятия», «самообразование». Это происходит из-за того, что данная педагогическая категория весьма многогранна в предмете исследования. Так, часть авторов предлагает понимать под самостоятельной работой студентов различные виды домашних заданий. Другие считают, что это разновидность деятельности студентов по выполнению дополнительных заданий, во внеаудиторное время. Третьи определяют ее как деятельность, направленную на полное усвоение учебной программы, без прямого участия преподавателя. Еще одна группа ученых видит в самостоятельной работе способ учебной деятельности студентов. Мы выстроим иерархию понятий «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа» в такой последовательности. Будем считать понятие «самостоятельная деятельность» педагогической категорией, имеющей своей основной целью развитие познавательных и интеллектуальных способностей студентов путем организации комплексных мероприятий. Обоснуем это тем, что понятие «деятельность» по своей сути более объемно, чем понятие «работа», поскольку деятельность — это активное взаимодействие человека со средой. Она направлена на познание и преобразование мира, на реализацию сознательно поставленной цели. При выполнении одной и той же работы люди имеют разные цели и поэтому выполняют разные виды деятельности. А самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе. Самостоятельная деятельность может определяться как система индивидуальной и групповой деятельности студентов, осуще- ствляемой под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных и внеаудиторных занятий и стимулирующей их познавательную активность, развивающей интеллектуальные способности и потребности в самообразовании. Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики. Своеобразие самостоятельной деятельности заключается в том, что студенту предоставляется возможность самостоятельного определения собственной образовательной траектории, он выступает как субъект собственной учебно-познавательной деятельности. Самостоятельная деятельность может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная деятельность студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее время и место. Самостоятельная деятельность приводит студента к получению нового, упорядочению и углублению знаний. Самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся: развивающая, поскольку именно самостоятельная деятельность способствует повышению культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности, обогащению интеллектуальных способностей студентов; информационно-обучающая. Учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной; ориентирующая и стимулирующая функции позволяют придать процессу обучения студентов так называемое профессиональное ускорение, выражающееся в том, что в ходе самостоятельной деятельности у студентов не только развиваются интеллектуальные способности и повышается культура умственного труда, но и формируется умение видеть горизонты прогресса педагогической науки; воспитывающая функция тоже проявляется в самостоятельной деятельности, поскольку личность специалиста, его профессиональные качества развиваются, формируются, а иногда и корректируются в процессе непосредственного выполнения того или иного вида задания для самостоятельной работы; педагогической коррекции, поскольку организация самостоятельной деятельности студентов есть определенное отражение всего педагогического процесса в образовательном учреждении; исследовательская функция выводит студентов на новый уровень профессионально-творческого мышления. Кроме перечисленных для самостоятельной деятельности важна практическая реализация функций самопобуждения и самоуправления, а также познавательная. Основу самостоятельной деятельности студентов составляет ряд принципов. Одним из центральных следует назвать принцип самостоятельности. Стремление к самостоятельности выступает естественной возрастной потребностью юношества. Она проявляется как самостоятельность действий и самостоятельность мышления. С учетом этого преподавателю необходимо так построить процесс организации самостоятельной деятельности, чтобы у студента было право выбора в планировании хода деятельности, проверке ее результатов. Важным можно считать и принцип развиваю-ще-творческой направленности, когда студенты участвуют не только в разрешении творческих ситуаций, но и сами их проектируют, а также принцип личностных образовательных инициатив, благодаря которому реализация заданий для самостоятельной работы происходит на основе учета образовательных потребностей студентов. Принцип комплексного подхода составляет основу для целенаправленного формирования навыков репродуктивной и творческой деятельности студентов, а принцип целевого планирования позволяет утверждать, что в процессе самостоятельной деятельности реализуются общие цели воспитания, обучения и развития студентов. Эффективность самостоятельной деятельности студентов определяется принципом личностно-деятельностного подхода, благодаря которому возможен учет потребностей, особенностей, уровня развития студентов. Рассмотрим процедуру организации самостоятельной деятельности студентов. Здесь преподавателю нужно найти ответ на ряд последовательных вопросов. Во-первых, каковы целевые ориентиры и направленность этой деятельности? Во-вторых, каким должно быть ее содержание? В-третьих, в чем выражается механизм руководства этой деятельностью со стороны преподавателя? Осознание студентами целевых ориентиров самостоятельной деятельности происходит на основе практической реализации преподавателем рефлекторно-ассоциативной теории. Преподаватель использует в работе со студентами последовательно четыре приема. Первый из них, прием локальных ассоциаций, направлен на осознание студентами необходимости усвоения новых знаний в процессе самостоятельной деятельности. Данная задача реализуется за счет того, что в процессе самостоятельной работы студенты устанавливают преемственную связь между новым и знакомым материалом и этим создается уверенность студента в том, что он готов к усвоению новых знаний. Прием частично-ассоциативных связей позволяет студенту установить системные связи внутри знакомой учебной информации, например, внутри параграфа, и тем самым подвести итог пройденному. Прием внутрисистемных ассоциаций позволяет студентам установить значение использования той или иной педагогической категории в рамках теории и практики научной дисциплины, по которой даются задания для самостоятельной работы. Последний прием межсистемных ассоциаций показывает необходимость межнаучных, межпредметных связей, без которых не может существовать ни одна наука. Этот прием помогает студенту понять связь между преподаванием, самообучением и самостоятельной деятельностью. Самостоятельная деятельность реализуется через систему разнообразных учебных, производственных, интеллектуальных заданий, предложенных студентам для самостоятельной работы. Выделяют четыре типа самостоятельной работы студентов. Первый тип работ позволяет сформировать у студентов умение выполнять заданный алгоритм действий, распознавать полученную информацию или педагогическое явление при повторном их восприятии. Причем существенным здесь выступает то, что признаки явления должны быть ярко выражены, представлены в четком виде через задание и инструкцию к его выполнению. К этому типу относятся задания по образцу. Второй тип работы позволяет сформировать умения воспроизведения усвоенной информации по памяти, на основе репродуктивного воспроизведения и частично самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач. К этому типу относятся конструктивно-вариатив-ные задания. Это могут быть задания на составление собственного варианта конспекта занятия, игры, информационного бюллетеня для родителей, методических рекомендаций воспитателям, родителям, проекта, модели и т.д. Третий тип заданий позволяет студентам научиться решать нетиповые поисковые задачи на основе ранее накопленного опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, ее формулировки, поиска и реализации способов решения. К этому типу относятся задания эвристического характера, например разрешение педагогических ситуаций. Четвертый тип задания направлен на творческую деятельность, когда студенты способны глубоко проникать в сущность рассматриваемых объектов, устанавливать новые факты, преобразовывать их. К этому типу относятся исследовательские задания', на обобщение передового педагогического опыта, организацию наблюдения за отдельными педагогическими явлениями, анкетирование, тестирование педагогов, родителей, детей, сравнительный анализ полученных результатов, составление графиков, диаграмм, таблиц, разработку собственных нетрадиционных занятий с детьми, придумывание своих вариантов различных игр для детей. В системе конкретного учебного предмета следует давать поочередно все типы заданий, не вырывая одно из контекста остальных. Надо также учесть, что результативность самостоятельной работы определяется уровнем самостоятельной продуктивной деятельности студентов. Выделяют четыре уровня:!) копирующих действий, осуществляемых путем сравнения собственных действий с известным образцом; 2) репродуктивных действий (деятельности), когда решаются типовые учебно-познавательные и интеллектуальные задачи; 3) продуктивной деятельности, которая осуществляется путем самостоятельного решения задач, выходящих за пределы известного образца; 4) самостоятельной деятельности по переносу знаний на новую ситуацию. Рассмотрим виды самостоятельной работы. Наиболее распространенный представляет работа с книгой: реферирование, составление аннотаций, конспектов, обзор научно-методической литературы, тезирование, цитирование, чтение текста. Вызывает интерес студентов подготовка ребусов, кроссвордов. В этом виде работы студенты не только обогащают свои знания дополнительной информацией, но и совершенствуют свои познания в области психолого-педагогической терминологии. Развивающая цель выражается в активизации педагогически направленного мышления, внутреннего самопознания, воображения. Воспитательный характер проявляется в изобретательности, эстетической выразительности. Написание педагогических эссе, писем-размышлений, сочинений оказывается весьма полезным для студентов, поскольку для выполнения задания нужно изучить педагогическое наследие педагогов-классиков. Основное назначение данного вида работы — научить студентов высказывать свое отношение к той или иной концепции, теории, технологии, осмысливать их с позиции современных требований. У будущих специалистов появляется возможность профессионального самовыражения. Такие виды работы несут в себе огромный воспитательный заряд, так как способствуют проявлению корректного, уважительного отношения к отечественному педагогическому наследию, утверждению у будущих профессионалов чувства собственного достоинства. При создании «картотек методов, идей» студенты учатся определенным образом алгоритмизировать информацию: размещать ее в соответствии с определенным принципом, выделять конкретную цель и содержание. У студентов развивается умение обобщать, классифицировать педагогические явления, выделять позитивное и негативное, делать выводы и составлять на их основе методические рекомендации. Воспитательная роль весьма значима, поскольку такая работа создает предпосылки для проявления студентами своей педагогической позиции, отношения к имеющемуся опыту. С точки зрения формирования профессиональной направленности весьма полезным для студентов выступает педагогический коллаж. Студенты учатся искать определенную информационную среду: газеты, телепередачи, педагогические выставки, новинки методической литературы, участие в «творческих мастерских» педагогов-практиков. С их помощью студенты смогут проанализировать имеющийся инновационный опыт. У них формируются навыки самостоятельного анализа, синтеза и обобщения. Этот вид самостоятельной работы невозможен без профессиональной этики и коммуникативной культуры, которые составляют основу для постановки воспитательных задач. Продолжает решать вышеобозначенные задачи создание студентами разнообразных проспектов, проектов, моделей. Они позволяют уйти от противоречий, которые нередко наблюдают студенты. Эти противоречия возникают как рассогласование между теоретической информацией, получаемой студентами на учебных занятиях, и реальной практической деятельностью образовательных учреждений или конкретных педагогов. Совершенствует методические навыки студентов составление различных памяток, рекомендаций, советов, кодексов. Здесь важным моментом выступает формирование у студентов умения переносить полученную информацию на новую ситуацию. Интересно выполненное задание невозможно без творчества студентов и что особенно важно — студенты, высказывают свое педагогическое кредо, реализуют собственную профессиональную установку в отношении к профессии, к детям, к себе в профессии. Виды самостоятельной работы студентов реализуются в таких формах самостоятельной работы, как конференции, предметные вечера, педагогические конкурсы и КВНы, проблемные группы и кружки, выпуск студентами педагогических газет и журналов, участие в неделях (например, неделя психолого-педагогических дисциплин), а также в разнообразных чтениях, лекториях и т.д. Все перечисленные типы, виды и формы самостоятельной работы могут быть использованы преподавателем для работы со студентами как непосредственно на учебном занятии, так и во внеаудиторное время. Несмотря на большое разнообразие видов самостоятельной работы студентов, следует констатировать тот факт, что студенты нередко весьма пассивны в этом виде своей учебной деятельности. Это обусловлено двоякого рода причинами. Во-первых, преподаватель допускает методические погрешности при организации самостоятельной работы. Например, нечетко формулирует цели обучения на отдельных этапах работы; дает теоретические знания, которые сложно применить практически при выполнении заданий; нет системы стимулирования деятельности студентов; отсутствует объективная оценка результатов; во время контроля нарушается принцип доведения педагогического требования до логического конца. Во-вторых, у студентов отсутствуют внутренние стимулы; недостаточен уровень теоретических знаний, нужных для выполнения задания, или навыков по работе с научно-методической литературой; отсутствуют навыки «умственной самостоятельности». Под умственной самостоятельностью понимается способность, благодаря которой учащийся в совершенстве владеет умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, для приобретения знаний, для творческого их применения в сложившейся новой ситуации. Ведущими признаками умственной самостоятельности являются осознание учащимся проблемы; выдвижение гипотезы; самостоятельная разработка плана поиска; соотнесение результатов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.017 с.) |