Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа учебно-воспитательной практики↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по следующим специальностям: 050714 «Олигофренопедагогика», 050715 «Логопедия», 050716 «Специальная психология», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология».
автор: к.п.н., доцент, зав. кафедрой СПиП (МГПУ) Кузьмичёва Т.В., старший преподаватель кафедры СПиП (МГПУ) Максименко Л.С.
Сроки проведения практики Данный вид практики проводится в конце 7 семестра в течение 6 недель (с отрывом от занятий).
Место проведения практики - Студенты, обучающиеся по специальности «Логопедия», проходят практику в логопунктах общеобразовательных школ, в ДОУ для детей с нарушениями речи, в школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи или в речевых центрах в качестве учителя-логопеда. - Студенты, обучающиеся по специальности «Олигофренопедагогика», проходят практику в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта в качестве олигофренопедагога младших или старших классов. - Студенты, обучающиеся по специальности «Специальная психология», проходят практику в ДОУ или школах для детей с отклонениями в развитии в качестве специального психолога. - Студенты, обучающиеся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология», проходят практику в С(К)ДОУ (комбинированного или компенсирующего видов), в качестве педагога-дефектолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цели учебно-воспитательной практики: — практическое освоение совокупности методов и приемов учебно-воспитательной работы в условиях специализированных дошкольных и школьных учреждений и групп (классов); — овладение основами педагогической культуры современного воспитателя; — формирование готовности к творческому педагогическому труду. Задачи практики: - формирование у студентов профессиональных качеств личности педагога, владеющего современными технологиями воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями; - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом при изучении предметной и профессиональной подготовки в вузе; - формирование у студентов интереса к новым педагогическим и психологическим идеям, стремления искать и внедрять педагогические инновации в свою работу; - повышение у студентов культуры педагогической деятельности (культура общения, культура речи, культура внешнего вида); - создание у студентов установки на личностно-ориентированное общение с детьми; - развитие умений и навыков работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, (умение определить актуальную тему, выбирать эффективную форму работы с родителями и т.п.); - развитие педагогической наблюдательности, рефлексии и прогностических способностей.
Содержание и характер деятельности студентов: 1.Установочная конференция. 2.Наблюдательная практика (1 неделя): - ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы или детского сада, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом, Уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка, Положением о работе данного специализированного учреждения; - изучение учебной программы, планов работы педагога (перспективного, - изучение психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной - составление графика зачетных мероприятий и предоставление его вместе с режимом дня группы/расписанием звонков на кафедру СПиП; - оформление и ведение учетной тетради; - подготовка и ведение пробных занятий/уроков; 3. Самостоятельное планирование и проведение учебно-воспитательной работы на различном предметном содержании (2-6 -неделя практики): - физкультурно-оздоровительная деятельность; - музыкально-художественная деятельность; - литературно-театрализованная деятельность; - трудовая деятельность; - интеллектуальная деятельность; - психологические игры. На каждое из перечисленных направлений выделена отдельная неделя практики, но возможна и интеграция нескольких из них на отдельных занятиях. 4. Методическая и исследовательская работа. 5. Консультирование по вопросам содержания практики у преподавателей кафедры СПиП. 6. Педагогическая рефлексия организационно-педагогической деятельности студентами-практикантами. 7. Выполнение программы практики, оформление отчетной документации. 8. Выполнение творческого задания к итоговой конференции по практике в университете, приуроченного к Декаде инвалидов.
Организация деятельности студентов Ведущим направлением деятельности является самостоятельная учебно-воспитательная работа студентов в течение полного рабочего дня воспитателя, в соответствии с режимом дня группы в рамках 5 недель. Содержание деятельности студентов 4-го курса в ходе учебно-воспитательной практики максимально приближено к реалиям профессиональной деятельности воспитателя (учителя) в группе для детей с различными недостатками в развитии. Оно включает в себя две составные части: собственно учебно-воспитательную работу и методическо-исследовательскую деятельность. Музыкально-художественная. В работе с детьми можно использовать разнообразные виды художественной деятельности, которые служат не только средством приобретения и закрепления знаний об окружающем, но и обеспечивают общность переживаний, радостное состояние детей, способствуют их сплочению, что благотворно влияет на развитие детского коллектива и каждого отдельного ребенка. Музыку, рисование, ручной труд можно использовать как средства, способствующие расслаблению, снятию душевного и физического напряжения, а также условия, обеспечивающего развитие самостоятельности и индивидуальности детей, способствующие обретению уверенности в своих силах. Организация музыкальной деятельности детей может проходить в крупных и малых формах. К крупным относятся музыкальные развлечения, концерты, вечера детской самодеятельности, художественная гостиная, танцевальные вечера, дискотеки. К малым: развлечения, конкурсы, игры. Развлечения с карандашами, красками, пластилином, глиной, аппликация и т.д. являются очень привлекательными видами изобразительной деятельности. Воспитанники могут выполнять задания как на свободную, так и на определенную тему. В качестве изобразительного материала можно использовать традиционные материалы: гуашь, уголь, восковые карандаши, бумагу и пр., а также нетрадиционные: пух тополя, свечной воск, кожуру апельсина и т.д. Трудовая деятельность. Трудовая деятельность предполагает следующие виды труда: - ручной труд и конструирование (с использованием бумаги и картона, природного материала, «бросового материала»); - общественно-полезный труд; - труд в природе (благоустройство территории, природоохранные акции). Из бумаги, природного и бросового материала детей можно научить мастерить игрушки, сувениры, предметы быта, наглядные пособия для учебной деятельности, атрибуты для художественно-речевой и театральной деятельности. Интересны поделки из соленого теста, фигурки, выполненные в технике оригами и т.д. К ручному труду относятся также вязание, плетение, вышивание, шитье, изготовление мягких игрушек. При выборе тех или иных заданий практикант должен учитывать особенности детей, обусловленные нарушениями в развитии. До начала работы педагог-организатор обязан проверить выполнение правил техники безопасности: требования к инвентарю и инструментам, присутствие взрослых во время трудовой деятельности детей, соблюдение санитарных норм. Грамотное педагогическое руководство деятельностью предполагает создание ситуации успеха для каждого из детей, чтобы они могли активно преобразовывать и познавать окружающую действительность. Психологические игры. Психологические игры занимают важное место в работе педагога-дефектолога. С их помощью можно не только развлечь детей, но и познакомить с психологией человека, развить коммуникативные навыки, душевную гибкость и силу. Большое влияние они оказывают на создание доброжелательной психологической атмосферы, позволяют влиять на создание коллективистских отношений среди детей. Через правильно организованную психологическую игру педагог может оказать необходимое воспитательное воздействие как на отдельного ребенка, так и группу детей. Психологические игры следует воспринимать как инструмент воспитания, позволяющий в атмосфере свободы и творческой раскрепощённости полнее учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Следует использовать простые игры и упражнения рода «Что изменилось?», «Пожелание» и др. Подготовка и проведение родительского собрания или другой формы работы с родителями по актуальной проблеме для детей группы (или класса). В практической работе воспитатели и родители используют коллективные индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и в другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Традиционные формы работы с родителями: - родительские собрания; - общегрупповые, общеклассные и общешкольные конференции; - индивидуальные консультации педагога; - посещения на дому. Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительской собрание. К его организации и проведения предъявляется ряд требований: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей. Нетрадиционные формы работы с родителями: - тематические консультации; - родительские чтения (по результатам изучения родителями ряда книг); - родительские вечера; - родительские тренинги; - родительские ринги (обсуждение спорных педагогических ситуаций, рассмотрение разных точек зрения). Также практиканты могут изготовить материалы для родительского уголка: консультацию по актуальной проблеме и т.п. Темы для консультаций и собраний могут быть различными: - «Готов ли Ваш ребенок к школе?»; - «Как развивать память ребенка»; - «Возраст «Почемучек»»; - «Маленькие жалобщики и ябеды»; - «Чем занять ребенка дома: полезные советы»; - «Развиваем пальчики - развиваем речь»; - «Телевизор в жизни детей»; - «Эмоции положительные и отрицательные» и т.д. Творческое задание, приуроченное к Декаде инвалидов (1-10 декабря). Для его выполнения студенты могут объединяться в группы или работать индивидуально. Задание может представлять собой оформление стенгазеты, подготовка доклада по какой-либо проблеме, связанной с инвалидностью, создание интернет-страницы и т.д. Студенты отчитываются по проделанной работе на итоговой конференции.
Исследовательская деятельность студента-практиканта. Студенты вуза после окончания третьего курса еще недостаточно владеют знаниями и навыками в области своей будущей профессиональной деятельности, но уже освоили многие курсы психологического блока. Это дает возможность использовать работу во время учебно-воспитательной практики для апробации диагностических методик с целью повышения своих научно-исследовательских умений и подготовки к будущей профессии. Специфика деятельности педагога, а тем более педагога-дефектолога требует навыка сбора и обработки информации, касающейся личности ребенка и ближайшего к нему окружения. Компетентный педагог должен уметь выполнять медицинские, педагогические, психологические и социально-педагогические диагностики. Для успешной социализации детей с особыми нуждами требуются усилия всех участников процесса: педагогов, родителей, самого ребенка. Для адекватного понимания отдельного ребенка и группы в целом, с которыми предстоит работать практиканту в период практики, следует провести обследование одного воспитанника и заполнить социальный паспорт семьи (Приложение № 4). Для полноты и объективности картины семейных взаимоотношений следует провести ряд психологических проективных тестов и проанализировать их результаты. Например: рисуночный тест «Моя семья», опросники для родителей. В последнее время актуальна проблема исследования особенностей личности и профессиональной деятельности педагогов-дефектологов. Так, Н.А. Строгова в статье «К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога» (Дефектология, №1, 1999 год), отмечает следующие качества, важные для эффективного построения и результативности процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания: - умения видеть отклонения в развитии ребенка, планировать, организовывать и осуществлять коррекционную работу на всех этапах обучения; - верная оценка научной и методической информации с точки зрения ее пригодности для коррекционных целей; - умение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми; - учет познавательной и эмоциональной сферы, возрастных и индивидуальных особенностей детей; - умение прогнозировать результаты своей работы и предвидеть особенности деятельности воспитанников/учащихся; - способность оказывать педагогическую, диагностическую помощь детям и их семьям. Следует провести анкетирование педагогов (воспитатели, учителя, логопед, дефектолог и т.д.), работающих в группе (классе), где проходит практика (Приложение № 5), а также наблюдения за их деятельностью. Оформить результаты в форме отчета. Работу следует проводить с соблюдением этических принципов добровольности и анонимности. Важной частью для любого педагога является самооценка личностных особенностей и профессиональных качеств. Практикантам предлагается ответить на вопросы анкеты «Способность к саморазвитию» (Приложение № 6), составить индивидуальную программу саморазвития и подготовить психологическое эссе (жанр свободного текста с подчеркнуто индивидуальной позицией автора). Ожидаемые результаты: 1. Умение студента организовывать и осуществлять деятельность по следующим направлениям: физкультурно-оздоровительная деятельность, музыкально-художественная деятельность, литературно-театрализованная деятельность, трудовая деятельность, интеллектуальная деятельность, психологические игры в работе с детьми с особыми нуждами дошкольного и младшего школьного возраста. 2. Умение будущих дефектологов сотрудничать с родителями, оказывать им консультативную помощь. 3. Сформированность у студентов навыков диагностики особенностей личности детей, их внутрисемейных отношений. 4. Сформированность навыков исследования профессиональных характеристик и особенностей педагогов, работающих в специализированных группах/классах, и на основании этого - формирование навыков самоанализа и рефлексии. 5. Подготовка экспериментального материала для будущей курсовой, дипломной работы. 6. Расширение круга знаний по проблемам инвалидности.
Формы отчетности: 1) дневник педагогических наблюдений, который представляет собой отдельную тетрадь (48 или 96 страниц) и должен содержать следующие разделы: - список детей группы или класса (Ф. И.О., дата и год рождения, домашний адрес); - режим дня/расписание занятий класса; - деятельность педагога (дата, тема занятия/мероприятия, форма организации (фронтальное, групповое, индивидуальное), его цели и задачи, описание этапов); - деятельность студента-практиканта (дата, тема занятия, форма организации, цели и задачи, содержание; анализ, выводы, размышления); 2) результаты исследовательских диагностик (оформляются в отдельной тетради (18-24 страницы)): - личность и профессиональные характеристики педагога, работающего с детьми с нарушениями в развитии (отчет на основе собранных данных); - материалы к экспериментальной части курсовой или будущей дипломной работы по психолого-педагогической характеристике воспитанников; - ребенок с особыми потребностями и его семья (диагностика эмоционального благополучия); 3) конспекты «открытых» и «пробных» занятий (два по выбору, заверенных печатью и подписью руководителя образовательного учреждения, оформляются на листах формата А4 и собираются в папку), посвященных следующим видам деятельности: - физкультурно-оздоровительной; - музыкально-художественной; - трудовой; - литературно-театрализованной; - интеллектуальной, - психологическим играм в работе с детьми; - мероприятиям, связанным с Декадой инвалидов; 4) конспект родительского собранияили консультации; 5) краткий отчет о проделанной работе (отчет делается на основании обобщения записей в дневнике и оформляется на листах формата А4) должен содержать: - краткий анализ проделанной работы; - личные впечатления о том, что дала студенту эта практика; - предложения по дальнейшему совершенствованию подготовки студентов к учебно-воспитательной практике; 6) характеристика с оценкой деятельности практиканта (заверенная подписью и печатью руководителя образовательного учреждения) должна отражать следующие моменты: • личностный блок: - отношение к работе; - культура речи и общения; - проявления инициативы, самостоятельности, дисциплинированности; - взаимоотношения с администрацией и детьми; - нравственная культура; - культура поведения; • профессиональныйблок: - использование теоретических знаний в практической работе; - реализация индивидуального подхода; - умение планировать и проводить различные виды деятельности; - сформированность профессиональных качеств; • результативный блок: - мероприятия, организованные и проведенные студентом; 7) творческое задание, приуроченное к Декаде инвалидов.
Список рекомендуемой Литературы СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ Общие сведения о ребенке Ф.И.О.______________________________________________________ Пол___ Дата рождения__________________ № С(К)ДОУ, (СКОШ)_______________ Адрес проживания__________________________________________________ Жилищно-бытовые условия Отдельная квартира___ Коммунальная квартира___ Благоустроенное жилье___ Неблагоустроенное жилье___ Наличие условий для игр и занятий ребенка (своя комната, уголок, стол) ____ Сведения о семье Состав семьи_________________________________________________ Социальный статус семьи_____________________________________ Форма и длительность брачных отношений родителей_____________ Какой по счету брак каждого из родителей_______________________ Сведения о родителях (возраст, образование, место работы и занимаемая должность) Материальное положение семьи (низкий прожиточный уровень, средний или высокий)______________________________________________ Психоэмоциональная атмосфера в семье (спокойная, конфликтная, насилие и др.)________________________________________________________________ Организация родителями совместной деятельности и досуга с детьми (время и периодичность)_____________________________________ Межличностные отношения в семье_____________________________ Дополнительная информация
Дата заполнения
Подпись педагога Приложение № 5
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по следующим специальностям: 050714 «Олигофренопедагогика», 050715 «Логопедия», 050716 «Специальная психология», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология».
автор: к.п.н., доцент, зав. кафедрой СПиП (МГПУ) Кузьмичёва Т.В., старший преподаватель кафедры СПиП (МГПУ) Максименко Л.С.
Сроки проведения практики Данный вид практики проводится в конце 7 семестра в течение 6 недель (с отрывом от занятий).
Место проведения практики - Студенты, обучающиеся по специальности «Логопедия», проходят практику в логопунктах общеобразовательных школ, в ДОУ для детей с нарушениями речи, в школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи или в речевых центрах в качестве учителя-логопеда. - Студенты, обучающиеся по специальности «Олигофренопедагогика», проходят практику в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта в качестве олигофренопедагога младших или старших классов. - Студенты, обучающиеся по специальности «Специальная психология», проходят практику в ДОУ или школах для детей с отклонениями в развитии в качестве специального психолога. - Студенты, обучающиеся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология», проходят практику в С(К)ДОУ (комбинированного или компенсирующего видов), в качестве педагога-дефектолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цели учебно-воспитательной практики: — практическое освоение совокупности методов и приемов учебно-воспитательной работы в условиях специализированных дошкольных и школьных учреждений и групп (классов); — овладение основами педагогической культуры современного воспитателя; — формирование готовности к творческому педагогическому труду. Задачи практики: - формирование у студентов профессиональных качеств личности педагога, владеющего современными технологиями воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями; - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом при изучении предметной и профессиональной подготовки в вузе; - формирование у студентов интереса к новым педагогическим и психологическим идеям, стремления искать и внедрять педагогические инновации в свою работу; - повышение у студентов культуры педагогической деятельности (культура общения, культура речи, культура внешнего вида); - создание у студентов установки на личностно-ориентированное общение с детьми; - развитие умений и навыков работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, (умение определить актуальную тему, выбирать эффективную форму работы с родителями и т.п.); - развитие педагогической наблюдательности, рефлексии и прогностических способностей.
Содержание и характер деятельности студентов: 1.Установочная конференция. 2.Наблюдательная практика (1 неделя): - ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы или детского сада, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом, Уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка, Положением о работе данного специализированного учреждения; - изучение учебной программы, планов работы педагога (перспективного, - изучение психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной - составление графика зачетных мероприятий и предоставление его вместе с режимом дня группы/расписанием звонков на кафедру СПиП; - оформление и ведение учетной тетради; - подготовка и ведение пробных занятий/уроков; 3. Самостоятельное планирование и проведение учебно-воспитательной работы на различном предметном содержании (2-6 -неделя практики): - физкультурно-оздоровительная деятельность; - музыкально-художественная деятельность; - литературно-театрализованная деятельность; - трудовая деятельность; - интеллектуальная деятельность; - психологические игры. На каждое из перечисленных направлений выделена отдельная неделя практики, но возможна и интеграция нескольких из них на отдельных занятиях. 4. Методическая и исследовательская работа. 5. Консультирование по вопросам содержания практики у преподавателей кафедры СПиП. 6. Педагогическая рефлексия организационно-педагогической деятельности студентами-практикантами. 7. Выполнение программы практики, оформление отчетной документации. 8. Выполнение творческого задания к итоговой конференции по практике в университете, приуроченного к Декаде инвалидов.
Организация деятельности студентов Ведущим направлением деятельности является самостоятельная учебно-воспитательная работа студентов в течение полного рабочего дня воспитателя, в соответствии с режимом дня группы в рамках 5 недель. Содержание деятельности студентов 4-го курса в ходе учебно-воспитательной практики максимально приближено к реалиям профессиональной деятельности воспитателя (учителя) в группе для детей с различными недостатками в развитии. Оно включает в себя две составные части: собственно учебно-воспитательную работу и методическо-исследовательскую деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.017 с.) |