Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дальневосточный филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения (специальности 030501 и 030900 – Юриспруденция)
Хабаровск 2011
Учебно-методический комплекс составлен для студентов обучающихся по специальностям 030501 и 030900.62 «Юриспруденция». Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дальневосточного филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № ____от ____ ____________ 2011 г.) Утверждён Учебно-методическим советом Дальневосточного филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» ____ ____________ 2011 г. Протокол № ___.
© Дальневосточный филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2011 г. © Дьячкова Л.Г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Религиоведение, учитывая естественное стремление человека к познанию мира, общества, отдельных явлений и процессов окружающей среды, самопознанию, научно формулирует основные принципы, положения, понятия и факты, благодаря которым человек ориентируется в собственных исканиях и использует полученный опыт на практике, формируя собственную духовную культуру. Будучи комплексной, относительно самостоятельной отраслью знания, религиоведение приобрело статус науки в начале XIX в., несмотря на становление соответствующих знаний в течение многих веков. Религиоведение объединяет данные философии и ее истории, социологии, антропологии, психологии, лингвистики, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук, поэтому относится к циклу гуманитарных, социально-экономических дисциплин. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Основополагающей в нем является философская платформа, позволяющая разрабатывать универсальные понятия и теории объекта. Поэтому религиоведение выполняет методологическую функцию по отношению к конкретным наукам (правоведению, языкознанию, этнографии, искусствоведению и др.), когда они обращаются к анализу религии с частной точки зрения. Исследуя религию и обращаясь к вопросам мировоззрения, религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Религиоведение предполагает изучение ряда разделов: философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии. В результате чего относится к циклу гуманитарных социально-экономических дисциплин, читаемых студентам первого курса, обучающимся в бакалавриате очной и заочной обучения Дальневосточного филиала Российской академии правосудия. Данный предмет позволяет обучающимся по специальности «Юриспруденция», ориентироваться во многообразии религий, осознать внутренние связи между ними, осмыслить роль религиозного фактора в жизни людей и в истории, углубить свои познания в области культуры и искусства, познакомиться с различными мировоззренческими системами и этическими взглядами; взаимодействовать с представителями различных конфессий в процессе своей профессиональной деятельности. Принципами изложения данной учебной дисциплины являются строгая объективность и конкретно-историческое рассмотрение предмета; рассмотрение религии, религиозной философии, свободомыслия в контексте развития духовной культуры и философской антропологии; язык толерантности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Концептуально важным является интерпретация понятия «свобода совести», учитывающая историю становления данного понятия, мирового опыта (в том числе и в нашей стране) обеспечения прав человека в этой области. Содержание, дидактика и методика изложения религиоведения соотнесены с положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений, отраженных в международных правовых документах: - «Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г., - «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г., - «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г., - «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г., - соответствующие положения Конституции России и Закона России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. Цели и задачи курса: Целями преподавания и усвоения религиоведения являются гуманитаризация образования, осознание достижений мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студентов в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. Религиоведение участвует в профессиональной подготовке студентов, готовящихся к деятельности в сфере юстиции, конкретизирует их гуманитарные знания; способствует реализации свободы совести; формирует понятие свободы совести, дает информацию о правовых нормах по этому вопросу, способствует становлению гражданских качеств личности и ориентации в социально-политических процессах, выявляет общее и особенное в политике различных партий и общественных движений в религиозном вопросе. Задачами курса являются: - приобщение студентов к современному пониманию возникновения религий, - изучение содержания религий, - психологических и гносеологических корней религий, - изучения формирования отношений к основным направлениям религиозных убеждений в истории человечества, - осознание религиозных ценностей в спектре общественного отношения к религии, как составной части духовной культуры, - анализ проблем, связанных с влиянием религии на развитие общества. Изучив данный курс, студенты должны знать: - признаки религиозной веры; - особенности религиозного отражения действительности; - структуру и специфику религиозного сознания; - причины, порождающие религиозность; - сущность и виды культа; - содержание религиозных учений: конфуцианства, синтоизма, иудаизма, буддизма, христианства (православие, протестантизм, католицизм), ислама; - символы веры; - сущность старообрядческого вероучения; - особенности религиозного искусства, семантику храма; - сущность процесса секуляризации; - основные этапы развития свободомыслия; - функции религии в обществе; - основные принципы религиозной этики в разных вероучениях; - историю становления религиоведения как дисциплины; - традиции светского и конфессионального изучения религии; - историю возникновения систематического научного религиоведения, в частности в работах русских мыслителей; - специфику отечественного религиоведения в XX, XXI веках; - историю философского обоснования принципов отделения церкви от государства и светскости образования, провозглашения равенства прав граждан независимо от их отношения к религии; - понимание роли Конституции, законодательных актов и международных правовых документов в юридическом закреплении свободы совести и вероисповеданий; - развитие представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России. Изучив данный курс, студенты должны уметь: - распознавать признаки религиозной веры; - отличать основные вероучения от их толкований; - оперировать основными понятиями вероучений; - отличать мировые религии от национально-государственных; выявлять различия в вероучениях мировых религий; - объяснять особенности религиозной психологии; - интерпретировать и анализировать содержание основных религиозных книг; - анализировать причины религиозности сегодня; - вычленять причины развития свободомыслия в различные исторические эпохи; - разбираться в специфике религий, распространенных на территории России; - применять знания религиоведения при изучении профессиональной юридической литературы. Изучив данный курс, студенты должны иметь представления опроцессах секуляризации и сакрализации в современном мире; динамике изменения уровня и характера религиозности; изменениях в вероучениях и теологических концепциях; об усилении социально-политической активности религиозных организаций и верующих; о роли религиозного фактора в политических и межэтнических конфликтах современного мира, его роли в социально-политических движениях, а также в решении глобальных проблем современности; о синкретических религиозных движениях; об интегративных процессах в религиях и экуменическом движении; об основных исследовательских направлениях религиоведения XX века. В результате освоения данной образовательной дисциплины у студента должен быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции: – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-3); – обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); – стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); – анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); – осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); – уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); – управлять самостоятельной работой и обучением (ПК-18) – осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения (специальность 030501)
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения (специальность 030900)
Тематический план для студентов Очной формы обучения (специальность 030501)
Тематический план для студентов Очной формы обучения (специальность 030900)
ПРОГРАММА КУРСА ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Семинар 3 (вторая часть). 1. Расскажите об индуизме – ведущей религии Древней Индии 2. Дайте характеристику религий Древнего Китая 3. Что вы знаете о религии Древней Греции и Древнего Рима? 4. Расскажите о иудаизме 5. Что вы знаете о буддизме, его вероучении и культе? 6. Что вы знаете о возникновении и эволюции христианства? 7. Назовите христианские источники о происхождении Иисуса Христа 8. Назовите идейные источники христианства 9. Христианство и иудаизм. Изложите основное содержание новозаветной проповеди 10. Социокультурные предпосылки возникновения христианства Литература: 1. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2009. 1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. 2. Капустин И.С. Особенности эволюции религии. М., 1984. 3. Крывелев И.А. История религий. Т. 1. М., 1975. 4. Мень А., протоиерей. История религии. М., 1994. 5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. 6. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. 7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. 8. Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М., 1959. 9. Мирча Э. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997. Семинар 3 (третья часть). 1. Православие: вероучение и культ 2. Католицизм: особенности вероучения и культа 3. Протестантизм: возникновение, особенности вероучения и культа 4. Ислам: особенности вероучения и культа 5. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов Литература: 1. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2009. 1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. 2. Капустин И.С. Особенности эволюции религии. М., 1984. 3. Крывелев И.А. История религий. Т. 1. М., 1975. 4. Мень А., протоиерей. История религии. М., 1994. 5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. 6. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. 7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. 8. Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М., 1959. 9. Мирча Э. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997. Нормативные документы 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной Думой 12 июля 1995 г.). 2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Религиоведение» рассчитан на 66 академических часов и предназначен для студентов всех специальностей, обучающихся в Дальневосточном филиале Российской академии правосудия. Значительная часть материала посвящена характеристике религии, выявлению ее места в жизни человека и общества, рассмотрению основных этапов истории религии, как ставших достоянием прошлого, так и существующих по сей день. Для лучшего освоения данного курса необходимо овладеть основными понятиями религиоведения «религия», «структура религиозного комплекса», «функции религии», «мифология», «мистицизм», «свободомыслие» и т.д. Опора на основные понятия дисциплины позволяет при ее изучении выделять в структуре рассматриваемых религиозных направлений общее и различное. Особым значением обладает освоение темы «Происхождение религии», которая позволяет рассмотреть различные подходы к изучению религии: антропологический, феноменологический, исторический, психологический и др. Предлагаемый курс предполагает ознакомление с историей, теорией свободомыслия, как основополагающего элемента мировой культуры, и исследование понятий «веротерпимость», «свобода совести», изучает процессы формирования и развития представлений о свободе совести в мировой истории. Курс представлен не только лекционными темами, но и практическими занятиями (семинарами). Все предложенные к изучению темы сопровождаются списками литературы, которые могут быть использованы для написания рефератов, научных докладов или контрольных работ, это: учебники, хрестоматии, пособия, энциклопедии и монографии. Важная роль в структуре курса отводится исследованию сакральных текстов: Библии и иных культурно-исторических памятников цивилизации. Знакомство со структурой Библии, историей создания, с основными моментами содержания «Книги книг» необходимо каждому студенту. Но ее самостоятельное чтение иногда затруднено и рекомендуемая ниже литература, чтение которой позволит ответить на ряд дополнительных вопросов, поможет справиться студенту с этой задачей. Дополнительная литература, позволяющая студентам ознакомиться с Библией как историко-культурным памятником. 1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Разные издания Московской патриархии. 2. Библейские мотивы: Рис. Г. Доре. Вып. 1 и 2. М., 1991—1992. 3. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М., 1993. 4. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М., 1995. 5. Гече Г. Библейские истории. М., 1988. 6. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов: Пер. с польск. М., 1968. 7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985. 8. Библейские имена: люди, мифы, история / И.Н. Лосева, Н.С. Капустин, О.Т. Кирсанова, В.Т. Тахтамышев. — Ростов н/Д, 1997. 9. Павловский А. Популярный библейский словарь. М., 1994. Дополнительные вопросы, позволяющие студенту ориентироваться в тексте Библии. 1. Какова структура Библии? 2. Назовите основные моменты формирования Ветхого и Нового Завета. 3. Каково значение Библии для иудаизма и христианства? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Нормативные документы 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной Думой 12 июля 1995 г.). 2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) 1. Религия и атеизм. 2. Научные подходы изучения религии. 3. Роль религии в жизни человека и общества. 4. Религии Древнего востока и античности. 5. Ведические религии Индии. Брахманизм. 6. Индуизм как соединение религий и культов. 7. Кришна как общество сознания. 8. Религиозно-философские идеи Брахманизма. 9. Бог и устройство мира в буддизме. 10. Буддизм и его исповедание в России. 11. Восточные религии и религиозно-философские искания современности. 12. Культ и обычаи в зороастризме. 13. Надконфессиональные религиозно-философские учения как составная часть восточных религий. 14. Современный человек в религиозно-философских учениях Востока. 15. Учение «живой этики» Е. Рерих и современный человек. 16. Заратустра и его учение. 17. Мифология, учение и культ религии синто. 18. Духовная жизнь и религиозные искания древних евреев. 19. Талмудический период: иудеи и христиане. 20. Христианская церковь – ее возникновение. 21. Причины и условия становления христианства господствующей религией. 22. Особенности возникновения католического вероисповедания. 23. Догматические, обрядовые и организационные различия католической и православной церквей. 24. Христианская апологетика и идейные течения ортодоксального направления христианства. 25. Реформация в Европе и зарождение протестантизма. 26. Течения протестантизма и протестантские церкви. 27. Православное духовенство и монашество. 28. Особенности православного вероучения. 29. Православная церковь. Культ в православии. 30. Церковный раскол и появление старообрядчества. 31. Русская православная церковь в советский период. 32. Ветви, секты и течения в Исламе: содержание и основные характерные черты. 33. Основные нетрадиционные культы современности и свобода.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ) 1. Укажите представителей психологического подхода к изучению религии. 1) 3. Фрейд, 2) Э. Тайлор, 3) У. Джеймс, 4) M. Вебер. 2. Назовите функции религии: 1) совокупность религиозных обрядов, ритуалов; 2) способы воздействия религии в обществе; 3) уровни религиозного сознания. 3. Укажите функцию, которую религия реализует, так как предусматривает особый тип взглядов на мир, его закономерности и место человека в мире: 1) регулирующая; 2) интегрирующая; 3) мировоззренческая. 4. Назовите уровни религиозного сознания. 1) религиозная вера; 2) обыденное сознание; 3) культ; 4) теоретический уровень. 5. Выделите элемент религии, сформированный верой в возможность целевого воздействия на объект веры путем обычаев, ритуалов и обрядов. 1) нерелигиозная деятельность; 2) культ; 3) религиозная организация.
6. Назовите функцию религии, определяемую идеями, ценностями, стереотипами и управляющую деятельностью, отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин: 1) мировоззренческая; 2) регулирующая; 3) коммуникативная. 7. Укажите автора, считающего, что религию можно считать общечеловеческим навязчивым неврозом, подобным детскому неврозу, основанному на «Эдиповом комплексе»: 1) К. Маркс; 2) 3. Фрейд; 3) Э. Тайлор. 8. Укажите, что (из нижеперечисленного) не является разновидностями внекультовой религиозной деятельности: 1) производство средств религиозного культа; 2) миссионерство; 3) камлания; 4) молитва; 5) преподавание богословских дисциплин. 9. Выделите, какая из перечисленных форм ранних религиозных верований означает веру в духов, в душу: 1) магия; 2) анимизм; 3) анимализм. 10. Назовите форму религиозных верований, основанную верой в одушевленность всей природы: 1) фетишизм; 2) аниматизм; 3) земледельческие культы; 4) магия. 11. Укажите форму ранних религиозных верований, предполагающую существование сверхъестественных свойств различных предметов: 1) фетишизм; 2) магия; 3) тотемизм; 4) анимизм. 12. Назовите форму ранних религиозных верований, предполагающую деление, в соответствии с целями своего воздействия (промысловые, военные, вредоносные и т.д.) 1) магия; 2) культ предков; 3) аниматизм. 13. Выделите форму ранних религиозных верований, характеризующуюся развитой психотехникой: 1) земледельческие культы; 2) шаманизм; 3) культ предков. 14. Укажите, что именно называется «инициацией»: 1) общение шамана с духами; 2) посвящение; 3) исцеление больного. 15. Укажите, что именно называется «камланием»: 1) шаманское посвящение; 2) поклонение неодушевленным предметам; 3) ритуал, совершающийся шаманом в состоянии экстаза. 16. Выделите понятие, поясняющее сущность монотеизма: 1) вера в духов; 2) единобожие; 3) культ предков. 17. Назовите, пережитком какой именно ранней формы верований, сохраняющейся по сей день, является вера в амулеты, талисманы, и предметы, приносящие удачу: 1) культ предков; 2) фетишизм; 3) тотемизм. 18. Укажите специфику, определяющую сущность национальных религий: 1) политеизм; 2) монотеизм; 3) характерны для определенной этнической группы. 19. Назовите божества, составляющие понятие «тримутри». 1) Кришна; 2) Брахма; 3) Будда; 4) Вишну; 5) Шива. 20. Выделите религию, источником которой является ведическая религия: 1) даосизм; 2) индуизм; 3) синтонизм. 21. Назовите религию, основы которой изложены в «Каноне пути и Благодати»: 1) конфуцианство; 2) синтоизм; 3) даосизм. 22. Укажите религии, входящие в триаду учений, основывающих духовную культуру Китая. 1) джайнизм; 2) конфуцианство: 3) индуизм; 4) даосизм; 5) буддизм. 23. Укажите религию Древнего Китая, особенностью которой является вера в обретение бессмертия: 1) конфуцианство: 2) даосизм; 3) синтоизм. 24. Назовите национальную религию, в рамках которой «сыновья почтительность» и в современном Китае воспринимается как жизненная установка: 1) индуизм; 2) синтоизм; 3) конфуцианство; 4) даосизм. 25. Укажите национальную религию Японии. 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) индуизм. 26. Определите национальную религию, для которой характерна вера в единого Бога. 1) джайнизм; 2) иудаизм; 3) синтоизм. 27. Укажите, для какой религии характерна идея мессианства: 1) синтоизм; 2) иудаизм; 3) даосизм. 28. Определите, для какой религии характерна идея богоизбранничества: 1) ислам; 2) синтоизм; 3) иудаизм. 29. Укажите, основатель какой религии считал государство большой семьей, а семью - малым государством. 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) конфуцианство. 30. Определите, название какой национальной религии в буквальном переводе означает «путь богов»: 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) индуизм. 31. Назовите мировую религию, являющуюся первой по времени возникновения. 1) христианство; 2) буддизм; 3) ислам. 32. Укажите направление буддизма, полагающее, что Будда не является божеством, а представляет человека, обретшего собственными усилиями путь к освобождению: 1) дзен-буддизм; 2) хинаяна; 3) махаяна. 33. Определите направление буддизма, распространенное в России: 1) хинаяна; 2) махаяна; 3) ламаизм. 34. Укажите крупнейший ламаистский центр в России: 1) Иволгинский дацан; 2) Агинский дацан; 3) Гусинозерский дацан. 35. Назовите, какая позиция определяет жизненное кредо буддистов: 1) мыслю, следовательно существую; 2) страдаю, следовательно существую; 3) стыжусь, следовательно существую. 36. Укажите, где именно находится духовный центр ламаистов: 1) в Японии; 2) в Северной Индии; 3) на Тибете. 37. Укажите канонические Евангелия, выделив их из перечисленных: 1) Евангелие от Матфея; 2) Евангелие от Петра; 3) Евангелие от Марка; 4) Евангелие от Никодима; 5) Евангелие от Иоанна. 38. Назовите собор, на котором был принят христианский символ веры: 1) Никейский в 325 г.; 2) Холкиндонский в 451 г.; 3) Константинопольский в 381 г. 39. Укажите таинство, установленное на Тайней вечере Иисусом Христом: 1) крещение; 2) причащение; 3) соборование. 40. Назовите праздник, не относящийся к двунадесятым: 1) Благовещенье; 2) Рождество Христово; 3) Покров Пресвятой Богородицы; 4) Пятидесятница. 41. Укажите церковь, которая является монофизитской: 1) армяно-григорианская; 2) католическая; 3) польская православная. 42. Выделите христианскую конфессию, не признающую в качестве источника вероучения Священное Предание: 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм. 43. Назовите христианскую конфессию, для которой характерен целибат: 1) католицизм; 2) православие; 3) протестантизм. 44. Назовите направления, не относящиеся к протестантизму. 1) перемазанцы; 2) баптизм; 3) дьяконовосогласие; 4) адвентизм. 45. Назовите имя первого патриарха Московского и всея Руси. 1) Гермоген; 2) Иов; 3) Тихон; 4) Этом. 46. При этом патриархе была проведена реформа, ставшая поводом для раскола русской православной церкви. 1) Сергий; 2) Никон; 3) Андриан. 47. Эта православная церковь не является автокефальной. Выберете правильный ответ. 1) Константинопольская; 2) Александрийская; 3) Антиохийская; 4) Финляндская. 48. Это церковь находится в юрисдикции Русской православной церкви. 1) Синайская автономия Православная церковь; 2) Американская Православная Церковь; 3) Японская Автономная Православная Церковь. 49. Русская православная церковь обрела автокефальность в... 1) 1448 г.; 2) 1589 г.; 3) 1721 г. 50. Целибат – это… 1) краткое изложение вероучения; 2) религиозно-мотивированное безбрачие духовенства; 3) направление в теологии. 51. Для этой христианской конфессии характерно filioque (вера об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына. 1) протестантизм; 2) православие; 3) католицизм. 52. Какое направление христианства утверждает, что в Иисусе Христе человеческое естество поглощено божественным? 1) монофизитство; 2) лютеранство; 3) католицизм. 53. Какое направление в протестантизме называют «реформацией, проведенной сверху»? 1) лютеранство; 2) англиканство; 3) кальвинизм. 54. Назовите состав Библии. 1) Ветхий Завет; 2) Апокриф; 3) Вульгата; 4) Новый Завет; 5) Пятикнижие. 55. Для какого направления протестантизма характерна доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других к погибели? 1) баптизм; 2) лютеранство; 3) кальвинизм. 56. В какой христианской конфессии присутствует догмат о чистилище? 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм. 57. Энциклика – это… 1) догмат католицизма; 2) послание папы римского с изложением взглядов Святого престола по важнейшим вопросам; 3) элемент христианского культа. 58. Экуменизмом называется… 1) направление в протестантизме; 2) взгляды и позиции, отражающие стремление христиан различных направлений к объединению при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации; 3) элемент культа. 59. Христианство на Руси было принято… 1) в 988 году 2) в 957 году 3) в 1147 году. 60. Какое православное таинство проводится одновременно с таинством крещения (или во время крестильных действий)? 1) миропомазание; 2) соборование; 3) исповедь. 61. Какие именно таинства оставили в своей религии лютеране? 1) крещение; 2) миропомазание (конфирмация); 3) причащение; 4) брак. 62. Полная Библия на русском языке, напечатанная «по благословению Святейшего Правительствующего Союза» была издана… 1) в 1856 году; 2) в 1876 году; 3) в 1867 году. 63. Каким именно текстом Библии до сих пор пользуются российские старообрядцы? 1) Острожская Библия; 2) Геннадиевская Библия; 3) Елисаветинская Библия. 64. Назовите ветви христианства, образовавшиеся в результате раскола христианства в 1054 году. 1) монофизитство; 2) православие; 3) протестантизм; 4) католицизм. 65. Укажите антикатолическое движение в Европе XVI века, положившее начало протестантизму. 1) реформация; 2) англиканство; 3) методизм. 66. Назовите религиозное учение о конце света, связанное с ожиданием Страшного суда. 1) эсхатология; 2) антропология; 3) провиденциализм. 67. Укажите одно из течений старообрядчества, признающее церковную иерархию. 1) поповцы; 2) федосеевское согласие; 3) перемазанцы. 68. Выберите наиболее крупное по численности направление протестантизма, распространенное в Германии, Скандинавских странах, США, государствах Балтии. 1) англиканство; 2) лютеранство; 3) баптизм. 69. В каком году было восстановлено патриаршество после синодального правления? 1) в 1861 году, 2) в 1917 году; 3) в 1988 году. 70. Последователи какого именно течения ислама считают, что право быть наследником мысли пророка Мухаммеда может принадлежать только его прямым потомкам? 1) шиизм; 2) хариджиты; 3) суннизм. 71. Укажите течение в исламе с характерным представлением о богопознании: «О наконец-то мне постичь дано Вещающий и слышащий - одно Перед собой склоняюсь я в молитве, Прислушиваясь сам к себе». 1) суфизм; 2) шиизм; 3) ваххабизм. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Религиоведение как наука: предмет, задачи и методы исследования. 2. Религия – философский и социологический подходы. 3. Сущностные характеристики религии. 4. Общественно-психологические факторы возникновения религии. 5. Основные элементы и структура религии: сущность и содержание. 6. Религия и ее место в духовной культуре общества. 7. Функции и роль религии в современном обществе. 8. Основные подходы к возникновению религии. 9. Национальные религии: индуизм, даосизм, конфуцианство. Сущность и содержание. 10. Возникновение Буддизма и основные направления. 11. Буддизм в России, его роль в общественной жизни. 12. Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства. 13. Возникновение православия и особенности православного вероучения и культа. 14. Особенности вероучения и культа католицизма. 15. Возникновение протестантизма: особенности вероучения, организации и культа. 16. Ислам – возникновение и вероучения. 17. Особенности и классификации нетрадиционных культов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.015 с.) |