![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе и мире. Свобода совести.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Необходимо обратить особое внимание на два тезиса — на положение о взаимного дополнения религиозной и светской культур, и на положение о том, что объединяющие начала в мировоззрении верующих и неверующих неизмеримо важнее тех, которые их разделяют. Использование данных тезисов позволит создать дискуссию по проблемам спасения культуры от глобальных катастроф. Обращение к философии способствует прояснению и закреплению мировоззренческой позиции студентов в отношении к религии. Приведенные источники и материалы оставляют за студентом свободу мировоззренческого выбора. Понимание определяющих принципов свободы совести и свободы убеждений необходимо формирующейся личности как для свободного выбора собственного отношения к религии, так и для усвоения этики гражданской и мировоззренческой толерантности. Следует разобраться в основных конституционных положениях свободы совести в Российской Федерации. Необходимо уделить внимание этическим аспектам мировоззренческого самоопределения студента в отношении религии и свободомыслия. Данная тема суммирует основные задачи курса: основные принципы института светской школы, этапы и организационные проблемы ее начального, весьма трудного становления в нашей стране, обозначены направления дальнейшего формирования светской школы и обрисованы определяющие методологические, методические и этические принципы преподавания религиоведческих дисциплин в средней и высшей школе. Дополнительные вопросы для самостоятельной работы: 1. Расскажите о месте и роли религии в национальной культуре. 2. Чем вызвана, в чем выразилась и к чему привела секуляризация культуры, начавшаяся на Западе в эпоху Нового времени? 3. Чем, на ваш взгляд, взаимно дополняют друг друга религиозная и светская культуры? 4. В чем своеобразие философской науки и в чем ее отличие от частных, конкретных наук? 5. Укажите различия между материалистами, идеалистами и дуалистами. 6. В чем состоит различие между светской и религиозной философией? 7. Чем философия отличается от богословия? 8. Рассмотрите логические (онтологическое, космологическое, телеологическое) доказательства бытия Бога. 9. Что такое «свобода убеждений»? Что такое толерантность?
10. Определите понятия: «веротерпимость», «свобода вероисповеданий» и «свобода совести». В чем их различие? 11. Охарактеризуйте положение свободы совести на этапах истории Отечества. 12. Обеспечена ли свободы совести в современной России? 13. Что вы понимаете под культурой отношения к религии? 14. Каковы основные черты религиозной школы? 15. Какие нарушения принципа свободы совести допускались в антирелигиозной школе? 16. В чем отличия школы светской от религиозной и антирелигиозной? 17. Кратко изложите основные принципы преподавания религиоведческих дисциплин в государственных и муниципальных учреждениях профессионального образования (школах и вузах). Дополнительная литература, рекомендуемая для самостоятельной работы студентов: 1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. 2. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. М., 2005. 3. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005. 4. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. М., 2001. 5. Государственно-конфессиональные отношения/Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2003. 6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. 7. Малерб М. Религии человечества. М.: СПб., 1997. 8. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.. 7. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2000. 8. Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений. 1917—1937 гг.). М., 1991. 9. Преодолевая государственно-конфессиональные отношения / Под ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород, 2003. 10. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под ред. Ю.П. Зуева. М., 1996. 11. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания / Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2001. 12. Религии народов современной России: Словарь. М., 2002. 13. Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации: Документы и материалы / Сост. Э.И. Юрченко. М., 1998. 14. Свобода совести в России: Исторический и современный аспекты / Под ред. Е.Н. Мельниковой, М.И. Одинцова. М., 2004. 15. Современная религиозная жизнь России. Т. 1. М., 2003; Т. 2. М., 2004; Т. 3. М., 2005. 16. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. Нормативные документы 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной Думой 12 июля 1995 г.).
2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) 1. Религия и атеизм. 2. Научные подходы изучения религии. 3. Роль религии в жизни человека и общества. 4. Религии Древнего востока и античности. 5. Ведические религии Индии. Брахманизм. 6. Индуизм как соединение религий и культов. 7. Кришна как общество сознания. 8. Религиозно-философские идеи Брахманизма. 9. Бог и устройство мира в буддизме. 10. Буддизм и его исповедание в России. 11. Восточные религии и религиозно-философские искания современности. 12. Культ и обычаи в зороастризме. 13. Надконфессиональные религиозно-философские учения как составная часть восточных религий. 14. Современный человек в религиозно-философских учениях Востока. 15. Учение «живой этики» Е. Рерих и современный человек. 16. Заратустра и его учение. 17. Мифология, учение и культ религии синто. 18. Духовная жизнь и религиозные искания древних евреев. 19. Талмудический период: иудеи и христиане. 20. Христианская церковь – ее возникновение. 21. Причины и условия становления христианства господствующей религией. 22. Особенности возникновения католического вероисповедания. 23. Догматические, обрядовые и организационные различия католической и православной церквей. 24. Христианская апологетика и идейные течения ортодоксального направления христианства. 25. Реформация в Европе и зарождение протестантизма. 26. Течения протестантизма и протестантские церкви. 27. Православное духовенство и монашество. 28. Особенности православного вероучения. 29. Православная церковь. Культ в православии. 30. Церковный раскол и появление старообрядчества. 31. Русская православная церковь в советский период. 32. Ветви, секты и течения в Исламе: содержание и основные характерные черты. 33. Основные нетрадиционные культы современности и свобода.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ) 1. Укажите представителей психологического подхода к изучению религии. 1) 3. Фрейд, 2) Э. Тайлор, 3) У. Джеймс, 4) M. Вебер. 2. Назовите функции религии: 1) совокупность религиозных обрядов, ритуалов; 2) способы воздействия религии в обществе; 3) уровни религиозного сознания. 3. Укажите функцию, которую религия реализует, так как предусматривает особый тип взглядов на мир, его закономерности и место человека в мире: 1) регулирующая; 2) интегрирующая; 3) мировоззренческая. 4. Назовите уровни религиозного сознания. 1) религиозная вера; 2) обыденное сознание; 3) культ; 4) теоретический уровень. 5. Выделите элемент религии, сформированный верой в возможность целевого воздействия на объект веры путем обычаев, ритуалов и обрядов. 1) нерелигиозная деятельность; 2) культ; 3) религиозная организация.
6. Назовите функцию религии, определяемую идеями, ценностями, стереотипами и управляющую деятельностью, отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин: 1) мировоззренческая; 2) регулирующая; 3) коммуникативная. 7. Укажите автора, считающего, что религию можно считать общечеловеческим навязчивым неврозом, подобным детскому неврозу, основанному на «Эдиповом комплексе»: 1) К. Маркс; 2) 3. Фрейд; 3) Э. Тайлор. 8. Укажите, что (из нижеперечисленного) не является разновидностями внекультовой религиозной деятельности:
1) производство средств религиозного культа; 2) миссионерство; 3) камлания; 4) молитва; 5) преподавание богословских дисциплин. 9. Выделите, какая из перечисленных форм ранних религиозных верований означает веру в духов, в душу: 1) магия; 2) анимизм; 3) анимализм. 10. Назовите форму религиозных верований, основанную верой в одушевленность всей природы: 1) фетишизм; 2) аниматизм; 3) земледельческие культы; 4) магия. 11. Укажите форму ранних религиозных верований, предполагающую существование сверхъестественных свойств различных предметов: 1) фетишизм; 2) магия; 3) тотемизм; 4) анимизм. 12. Назовите форму ранних религиозных верований, предполагающую деление, в соответствии с целями своего воздействия (промысловые, военные, вредоносные и т.д.) 1) магия; 2) культ предков; 3) аниматизм. 13. Выделите форму ранних религиозных верований, характеризующуюся развитой психотехникой: 1) земледельческие культы; 2) шаманизм; 3) культ предков. 14. Укажите, что именно называется «инициацией»: 1) общение шамана с духами; 2) посвящение; 3) исцеление больного. 15. Укажите, что именно называется «камланием»: 1) шаманское посвящение; 2) поклонение неодушевленным предметам; 3) ритуал, совершающийся шаманом в состоянии экстаза. 16. Выделите понятие, поясняющее сущность монотеизма: 1) вера в духов; 2) единобожие; 3) культ предков. 17. Назовите, пережитком какой именно ранней формы верований, сохраняющейся по сей день, является вера в амулеты, талисманы, и предметы, приносящие удачу: 1) культ предков; 2) фетишизм; 3) тотемизм. 18. Укажите специфику, определяющую сущность национальных религий: 1) политеизм; 2) монотеизм; 3) характерны для определенной этнической группы. 19. Назовите божества, составляющие понятие «тримутри». 1) Кришна; 2) Брахма; 3) Будда; 4) Вишну; 5) Шива. 20. Выделите религию, источником которой является ведическая религия: 1) даосизм; 2) индуизм; 3) синтонизм. 21. Назовите религию, основы которой изложены в «Каноне пути и Благодати»: 1) конфуцианство; 2) синтоизм; 3) даосизм. 22. Укажите религии, входящие в триаду учений, основывающих духовную культуру Китая. 1) джайнизм; 2) конфуцианство: 3) индуизм; 4) даосизм; 5) буддизм. 23. Укажите религию Древнего Китая, особенностью которой является вера в обретение бессмертия: 1) конфуцианство: 2) даосизм; 3) синтоизм. 24. Назовите национальную религию, в рамках которой «сыновья почтительность» и в современном Китае воспринимается как жизненная установка: 1) индуизм;
2) синтоизм; 3) конфуцианство; 4) даосизм. 25. Укажите национальную религию Японии. 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) индуизм. 26. Определите национальную религию, для которой характерна вера в единого Бога. 1) джайнизм; 2) иудаизм; 3) синтоизм. 27. Укажите, для какой религии характерна идея мессианства: 1) синтоизм; 2) иудаизм; 3) даосизм. 28. Определите, для какой религии характерна идея богоизбранничества: 1) ислам; 2) синтоизм; 3) иудаизм. 29. Укажите, основатель какой религии считал государство большой семьей, а семью - малым государством. 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) конфуцианство. 30. Определите, название какой национальной религии в буквальном переводе означает «путь богов»: 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) индуизм. 31. Назовите мировую религию, являющуюся первой по времени возникновения. 1) христианство; 2) буддизм; 3) ислам. 32. Укажите направление буддизма, полагающее, что Будда не является божеством, а представляет человека, обретшего собственными усилиями путь к освобождению: 1) дзен-буддизм; 2) хинаяна; 3) махаяна. 33. Определите направление буддизма, распространенное в России: 1) хинаяна; 2) махаяна; 3) ламаизм. 34. Укажите крупнейший ламаистский центр в России: 1) Иволгинский дацан; 2) Агинский дацан; 3) Гусинозерский дацан. 35. Назовите, какая позиция определяет жизненное кредо буддистов: 1) мыслю, следовательно существую; 2) страдаю, следовательно существую; 3) стыжусь, следовательно существую. 36. Укажите, где именно находится духовный центр ламаистов: 1) в Японии; 2) в Северной Индии; 3) на Тибете. 37. Укажите канонические Евангелия, выделив их из перечисленных: 1) Евангелие от Матфея; 2) Евангелие от Петра; 3) Евангелие от Марка; 4) Евангелие от Никодима; 5) Евангелие от Иоанна. 38. Назовите собор, на котором был принят христианский символ веры: 1) Никейский в 325 г.; 2) Холкиндонский в 451 г.; 3) Константинопольский в 381 г. 39. Укажите таинство, установленное на Тайней вечере Иисусом Христом: 1) крещение; 2) причащение; 3) соборование. 40. Назовите праздник, не относящийся к двунадесятым: 1) Благовещенье; 2) Рождество Христово; 3) Покров Пресвятой Богородицы; 4) Пятидесятница. 41. Укажите церковь, которая является монофизитской: 1) армяно-григорианская; 2) католическая; 3) польская православная. 42. Выделите христианскую конфессию, не признающую в качестве источника вероучения Священное Предание: 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм. 43. Назовите христианскую конфессию, для которой характерен целибат: 1) католицизм; 2) православие; 3) протестантизм. 44. Назовите направления, не относящиеся к протестантизму. 1) перемазанцы; 2) баптизм; 3) дьяконовосогласие; 4) адвентизм. 45. Назовите имя первого патриарха Московского и всея Руси. 1) Гермоген; 2) Иов; 3) Тихон; 4) Этом. 46. При этом патриархе была проведена реформа, ставшая поводом для раскола русской православной церкви. 1) Сергий; 2) Никон; 3) Андриан. 47. Эта православная церковь не является автокефальной. Выберете правильный ответ. 1) Константинопольская; 2) Александрийская; 3) Антиохийская; 4) Финляндская.
48. Это церковь находится в юрисдикции Русской православной церкви. 1) Синайская автономия Православная церковь; 2) Американская Православная Церковь; 3) Японская Автономная Православная Церковь. 49. Русская православная церковь обрела автокефальность в... 1) 1448 г.; 2) 1589 г.; 3) 1721 г. 50. Целибат – это… 1) краткое изложение вероучения; 2) религиозно-мотивированное безбрачие духовенства; 3) направление в теологии. 51. Для этой христианской конфессии характерно filioque (вера об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына. 1) протестантизм; 2) православие; 3) католицизм. 52. Какое направление христианства утверждает, что в Иисусе Христе человеческое естество поглощено божественным? 1) монофизитство; 2) лютеранство; 3) католицизм. 53. Какое направление в протестантизме называют «реформацией, проведенной сверху»? 1) лютеранство; 2) англиканство; 3) кальвинизм. 54. Назовите состав Библии. 1) Ветхий Завет; 2) Апокриф; 3) Вульгата; 4) Новый Завет; 5) Пятикнижие. 55. Для какого направления протестантизма характерна доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других к погибели? 1) баптизм; 2) лютеранство; 3) кальвинизм. 56. В какой христианской конфессии присутствует догмат о чистилище? 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм. 57. Энциклика – это… 1) догмат католицизма; 2) послание папы римского с изложением взглядов Святого престола по важнейшим вопросам; 3) элемент христианского культа. 58. Экуменизмом называется… 1) направление в протестантизме; 2) взгляды и позиции, отражающие стремление христиан различных направлений к объединению при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации; 3) элемент культа. 59. Христианство на Руси было принято… 1) в 988 году 2) в 957 году 3) в 1147 году. 60. Какое православное таинство проводится одновременно с таинством крещения (или во время крестильных действий)? 1) миропомазание; 2) соборование; 3) исповедь. 61. Какие именно таинства оставили в своей религии лютеране? 1) крещение; 2) миропомазание (конфирмация); 3) причащение; 4) брак. 62. Полная Библия на русском языке, напечатанная «по благословению Святейшего Правительствующего Союза» была издана… 1) в 1856 году; 2) в 1876 году; 3) в 1867 году. 63. Каким именно текстом Библии до сих пор пользуются российские старообрядцы? 1) Острожская Библия; 2) Геннадиевская Библия; 3) Елисаветинская Библия. 64. Назовите ветви христианства, образовавшиеся в результате раскола христианства в 1054 году. 1) монофизитство; 2) православие; 3) протестантизм; 4) католицизм. 65. Укажите антикатолическое движение в Европе XVI века, положившее начало протестантизму. 1) реформация; 2) англиканство; 3) методизм. 66. Назовите религиозное учение о конце света, связанное с ожиданием Страшного суда. 1) эсхатология; 2) антропология; 3) провиденциализм. 67. Укажите одно из течений старообрядчества, признающее церковную иерархию. 1) поповцы; 2) федосеевское согласие; 3) перемазанцы. 68. Выберите наиболее крупное по численности направление протестантизма, распространенное в Германии, Скандинавских странах, США, государствах Балтии. 1) англиканство; 2) лютеранство; 3) баптизм. 69. В каком году было восстановлено патриаршество после синодального правления? 1) в 1861 году, 2) в 1917 году; 3) в 1988 году. 70. Последователи какого именно течения ислама считают, что право быть наследником мысли пророка Мухаммеда может принадлежать только его прямым потомкам? 1) шиизм; 2) хариджиты; 3) суннизм. 71. Укажите течение в исламе с характерным представлением о богопознании: «О наконец-то мне постичь дано Вещающий и слышащий - одно Перед собой склоняюсь я в молитве, Прислушиваясь сам к себе». 1) суфизм; 2) шиизм; 3) ваххабизм.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.195 (0.015 с.) |