Тема 9. Атеизм и Свободомыслие как явления духовной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Атеизм и Свободомыслие как явления духовной культуры



 

1. Понятие свободомыслия и атеизма.

2. Исторические формы свободомыслия и атеизма.

1. Понятие свободомыслия и атеизма. Для религиоведения выяснение причин и характера религиозности, становления религиозного сознания является традиционным предметом исследования. Однако нет нужды отрицать, что безверие, сомнение в постулатах религии или решительная борьба с ней шли параллельно со становлением религиозного сознания. Любая религия утверждалась не только в со­перничестве с другими культами, но и в борьбе против ересей или безверия как такового. Атеистические взгляды – столь несомненные спутники человеческой культуры, что вопрос об их истоках, причинах не менее важен, чем вопрос о корнях религии.

Можно выделить социальные и гносеологические основы атеизма. Часто речь в истории шла не об атеизме как таковом, отбрасывающем какую-либо религию вообще, сколько о сомнениях в правильности, достоверности человеческих представлений о сверхъестественном. Религиозное сознание является частью идеологической жизни общества и потому несет на себе черты, присущие идеологии вообще. Поэтому религия включает в себя не только картину мира, но и ее оценку.

Последнее обстоятельство определяет то, что внутри одного религиозного комплекса могут действовать социально разнонаправленные силы. Это подрывает основы господства ведущей религии, порождает внутри ее элементы сомнения, еретические взгляды. Насколько правомерно не только существование религии, но и право человека свободно обходиться с религиозными установками? Развитие общественного сознания отразило этот момент борьбы человеческого духа за возможность самостоятельно, независимо судить обо всем, в том числе и о религии. Т.е. момент сомнения - обязательный компонент развития познания, свободы духа, тогда как религия по своей сути консервативная и малоподвижная система. Поэтому в любой религии можно найти идеи, отбрасывающие и осуждающие сомнение. В этом лежат истоки конфликта между научным и религиозным сознанием. Результатом этого конфликта в зависимости от исторических условий, степени зрелости общественного сознания могут быть новые религиозные идеи или момент отрицания религии, т.е. конкретные формы свободомыслия или атеизма. В отличие от атеизма, свободомыслие не отбрасывает идею бога, а предполагает независимую от религии трактовку мировоззренческих проблем, в том числе и самой религии.

Причины, порождающие безверие, отрицание религии, могут быть и чисто гносеологические. В философских системах, особенно объективно-идеалистических разум отстаивается как самодостаточная сущность, не нуждающаяся для себя ни в каких иных опорах. Субъективный идеализм, если он последователен, лишает идею бога объективности, сводя ее к человеческим ощущениям, имея свои аргументы в пользу отрицания какой-либо божественной субстанции вне человека. Эти проблемы были Вами изучены в курсе философии.

Следует сказать, что в истории науки идея бога выполняла роль инструмента познания, выступая в виде первоначальной причины любого движения (перводвигатель, первотолчок). Преодолевая историческую ступень в познании, наука отбрасывала бога как гипотезу, а следствием этого становилась новая картина мира, где для бога места не было. Это, очевидно, имел в виду Ф. Энгельс, когда говорил, что никто не обращается с богом хуже, чем верующие в него естествоиспытатели.

Следует сказать, что причины атеистических взглядов могут лежать в условиях личного бытия человека, когда господствующие религиозные взгляды не оправдывают возложенных на них ожиданий, или в силу личной психологической незаинтересованности в религии: человек находит для смысложизненных установок достаточно опор вне религиозной жизни.

Следует в заключение отметить, что религиозные взгляды более массовы по своему распространению. Атеизм является или уделом одиночек-интеллектуалов, или следствием общей секуляризации общественной жизни, ограничивая сферы влияния религиозного сознания, или может выступать политическим лозунгом каких-либо общественных сил или партий.

2. Исторические формы свободомыслия и атеизма. Можно сказать, что с развитием человеческого общества усложняется и сам атеизм, что атеистические взгляды так же свойственны человеческому обществу, как и религия.

О дописьменных эпохах трудно сказать, были ли тогда атеисты. А вот первые письменные памятники, свидетельствующие о сомнении человека в господствующих религиозных представлениях, появляются уже на Древнем Востоке (“Песнь арфиста”, “Беседа разочарованного со своим духом”).

В Древней Греции философы впервые поставили вопрос об источнике бытия, пытаясь решить его без идеи божественного творения. Греческие философы признавали существование бога, но поставили много вопросов о формировании наивно-материалистического мировоззрения, подвергая критике официальные религии.

В эпоху Возрождения главной в философии, искусстве становится проблема человека. Появляется идея о божественной способности человека к творчеству, начинается поиск естественных, а не божественных оснований бытия. Реформация в Европе во многом секуляризировала личную и общественную жизнь, сузила рамки господства религиозных форм жизни.

В эпоху Нового времени атеизм впервые получает философское обоснование. Философы-материалисты решают вопрос о корнях религии, критикуют культ, церковь, утверждается исторический подход к исследованию религиозных книг. Конечно, современному человеку их атеизм видится необоснованной позицией, а часто просто увещанием.

Капитализм активизировал развитие всех форм общественного сознания. Их союз с политическим сознанием стал еще более тесным. Это приводит к тому, что атеизм из гносеологической системы взглядов становится элементом политической платформы. Такой характер носил марксистско-ленинский атеизм, который борьбу с религией рассматривал как принципиальную политическую задачу, отождествляя религиозное сознание с реакционным вообще. В.И. Ленин гипертрофировал роль религии в классовой борьбе. В результате сложилась особая форма массового сознания, где все черты религиозного сознания приобрели массовое восприятие идей марксизма. Попытка не допустить превращения марксизма в религию не удалась.

В настоящее время на международной арене действуют две крупные всемирные атеистические организации: Всемирный Союз свободомыслящих и Международный гуманистический и этический союз.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Васильев Л.С. История религий Востока. – 7-е изд., испр.и доп. – М.: Кн.дом «Университет», 2004. – 703с.

Кислюк К.В., Кучер А.Н. Религиоведение: Учеб.пособие для вузов / Нар.укр.акад. – Х.: Торсинг, 2002. – 494с.

Кузь О.Н., Брунько П.В. Религиоведение: Учеб.пособие. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2003. – 175с.

Основи релігієзнавства: Навч.посібник / О.П. Тарасова, О.О. Петуніна, А.В. Голозубов, С.Л. Євсеєв, Л.С. Кукушкін, Є.І. Юнусова, В.Г. Буряк / Нац.техн.ун-т “Харк.політехн.ін-т”. – Х.: 2003. – 231с.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Центр, 2004. – 303с.

Шевченко В.М. Словник-довідник з релігієзнавства. – К.: Наук.думка, 2004. – 560с.

Дополнительная

К теме "Религия как социальное явление"

Алексеєнко А.П. Природа духовності. – Х.: Факт, 2004. – 238с.

Батай Ж. Теория религии: Литература и зло / Пер.с фр. – Минск: Совр.литератор, 2000. – 351с.

Давыдов А.П. Социокультурные основания модернизации религиозного сознания // Вопр.психологии. – 2003. - №2. – С.259-278.

Зубов А.Б. Вера как сущность// Вера как ценность. – Вел. Новгород: 2002. – С.37-41.

Красников А.Н. Современная феноменология религии // Религиоведение = Study of religion. – Благовещенск, М.:2002. - №2. – С.96-103.

Митрохин Л.Н. Философия религии: новые перспективы // Вопр.философии. – 2003. - №8. – С.18-36.

Сележан І.Ю. Теоретичне релігієзнавство: Навч.посібник / Чернів.нац.ун-т ім. Ю.Федьковича. – Чернівці: Рута, 2003. – 144с.

Субботин Е.В. Типы религиозного сознания и критерии их сравнения // Религиоведение = Study of religion. – Благовещенск, М.:2002. - №2. – С.78-83.

Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов: Бесконечный процесс узнавания своих и чужих смыслов, скрытых за различными формами, знаками, словами. – М.: Торсинг, 2003. – 591с.

К теме "Генезис религии и ее исторические формы"

Алексієвич Л. Релігії балтів і давніх слов’ян: Текст лекцій / Терноп.держ.пед.ун-т ім. В.Гнатюка. – Тернопіль: Літопис, 2003. – 30с.

Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян: Поэтические воззрения славян на природу- СПб.: Теrra fantastica, 2002. – т.1. – 796с. – Т.2. – 764с.

Бадж Э.А. Египетская книга мертвых: Пер.с англ. – М.: Эксмо; СПб.: Terra fantastica, 2004. – 764с.

Вен П. Греки и мифология: вера или неверие?: Опыт о конституирующем воображении / Пер.с фр. – М.: Искусство, 2003. – 222с.

Ганина Н.В. Представления о душе и загробном мире в первобытной культуре // Филос.исследования. – 2004. - №1. – С.235-239.

Древнерусская космология / Григорьев А.В., Денисова И.М., Милько В.В.,и др.; РАН. Ин-т философии. – СПб.: Алетейя, 2004. – 479с.

Емельянов В.А. Ритуал в Древней Месопотамии. – СПб.: Азбука – классика; Петерб. Востоковедение, 2003. – 317с.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования. Праздники и ритуалы: Справочник. – 3-е изд.,испр.и доп. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 216с.

Касавин И.Т. Именование и табу: в поисках Бога // Религиоведение = Study of religion. – Благовещенск, М.:2002. - №1. – С.47-62.

Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок (VI-[II вв.) / Пер.с пол. – СПб.: Акад.проект, 2003. – 5-8с.

Наговицын А.Е. Тайны славянской мифологии. – М.: Акад.проект, 2003. – 478с.

Парнов Е.И. Кольца змея: В 3 т. – М.: ТЕРРА – Кн.клуб, 2003. – Т.1. – 367с. – Т.2. – 383с. – Т.3. – 397с.

Петаццони Р. Высшее существо: феноменологическая структура и историческое развитие // Религиоведение = Study of religion. – Благовещенск, М.:2002. - №1. – С.149-155.

Сарангэрэл. Зов шамана: Древние традиции и духовные практики: Пер.с англ. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 366с.

Соловйов В. Проблема класифікації релігій у релігієзнавстві // Укр.релігієзнавство. – 2002. - №22. – С.4-15.

Тарасенко Н.А. “Картография” загробного мира и ее эволюция в древнеегипетском заупокойном культе // Сходознавство. – 2003. - №21-22. – С.142-157.

Циркин Ю.Б. Генотеизм и монотеизм // Вера как ценность. – Вел. Новгород: 2002. – С.195-201.

К теме "Религии стран Азии и Африки"

аль-Хашими М.И. Личность мусульманки согласно Корана и Сунны. – Уфа: Медресе им.М.Султановой, 2003. – 390с.

Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе / Канон.ред.араб.текстов Аляутдинов И. – 2-е изд., дораб. – М.: Muslimmedia press: Мир образования, 2003. – 445с.

Глушкова И.П. Боги здесь и сейчас: индусская мифология как инструмент создания североиндийской идентичности // Восток – Orient. – М.: 2004. – С.5-27.

Голуб М.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям. – м.: Хроникер, 2003. – 334с.

Гроховский П.Л. Введение в буддийскую каноническую литературу // История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. – м.: 2003. – Ч.1: Философия. Востоковедение. – С.285-318.

Давид-Неэль А. Магия и тайны Тибета: Пер.с англ. – К.: София; М.: Гелиос, 2003. – 397с.

Давлетшин К.Д. Проблемы взаимосвязи национального и религиозного компонентов культуры и быта. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: 2004. – 305с.

Далай-лама XIV. Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла: Пер.с англ. – К.: София, 2003. – 206с.

Коэн Я.; Ред.пер. Бегун И. – М.: Знание; Иерусалим: ДААТ, 2001. – 216с.

Каидзука С. Конфуций. Первый учитель Поднебесной: Пер.с англ. – М.: Центрполиграф, 2003. – 269с.

Киддер Дж. Э. Япония до буддизма: Острова, заселенные богами. – М.: Центрполиграф, 2003. – 286с.

Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие / Пер.с англ. – СПб.: Наука, 2003. – 287с.

Кушніренко В. Шаріатська концепція реформування державної системи в ісламських країнах // Людина і політика. – 2003. - №2. – С.37-47.

Лаоцзы. Дао-Дэ цзин, или Трактат о Пути и Морали / Пер.с древнекит., предисл.и послеслов. Кондрашовой Л.И. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 225с.

Лямм Н. Общество и иудаизм в Израиле // Идеология еврейской национальной жизни в современном мире: Антология сионист.мысли. – М.: 2003. – С.55-61.

Михайлов А.Н. Арабо-исламская культура: Учеб.пособие по курсу “Культурология” / Моск.энерг.ин-т (техн.ун-т). – М.: 2003. – 76с.

Резван Е.А. Коран и его мир. – СПб,: 2001. – 608с.

Родионов М.А. Ислам классический. – СПб.: Азбука – классика: Петерб.востоковедение, 2003. – 218с.

Самозванцев А.М. Индия: Религии, верования, обряды (древность и средневековье) / РАН. Ин-т востоковедения. – М.: 2003. – 239с.

Рибак О. Концепція раннього хасидизму: витоки та розвиток \\ Українське релігієзнавство. – 2002. - №22. – С.54-61.

Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь Пророка / Пер. Нирша В.А. – М.: Ummah, 2003. – 652с.

Священный Коран: Страницы вечных мыслей / Поэт.пер.с араб. Шумовского Т. – М.: АСТ; СПб.: Северо-Запад Пресс, 2004. – 533с.

Смертин Ю.Г. Мусульманский мир: времена Пророка и халифов: Учеб.пособие / Ин-т экономики, права и естеств.специальностей. – Краснодар: 2003. – 264с.

Томас Э Будда: История и легенды / Пе5р.с англ. – М.: Центрполиграф, 2003. – 350с.

Хадисы Пророка / Пер.и коммент. Пороховой В.М.; Гл.ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. – 3-е изд. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 311с.

Шкуров Р. Мусульманство и модернизация // Религия и идентичность в России. – М.: 2003. – С.199-202.

Штейнзальц А. Еврейский вопрос: Пер.с иврита / Ин-т изучения иудаизма в СНГ. – М.: 2004. – 213с.

К теме "Христианство: возникновение и общие принципы вероучения"

Аверинцев С. Христианство в истории европейской культуры. Фрагменты лекции, прочит.в одном из моск.лицеев // Знание – сила. 2004. - №3. – С,24-35.

Асмус В. Вселенский Собор // Журн. Моск.патриархии. – 2003. - №12. – С.38-50.

Карташев А.В. Вселенские Соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. – 560с.

Лебедев А.П. История разделения церквей в ІХ, Х И ХІ Веках – 2-е изд., испр.и доп. – СПб.: Абышко, 2004. – 348с.

Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – 2-е изд., испр.и доп. – СПб.: Абышко, 2003. – 337с.

Лубський В.І., Козленко В.М., Лубська М.В. Первісне християнство: Походження та сутність: Навч.посіб. / Київ.нац.ун-т ім. Т.Шевченко. – К.: 2003. – 60с.

Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. – М.: Вече, 2003. – 383с.

Форвард М. Иисус: Крат.биография: Пер.с англ. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 336с.

Худиев С., Брилева О., Логачев М. Христианство: трудные вопросы: Православный, католик и протестант отвечают на вопросы о христианской вере. – М.: 2003. – 271с.

К теме “Православие: особенности вероучения, культа и организации”

Болонев Ф.Ф. Старообрядчество – феномен русской культуры // теология и религиоведение. – 2002. – Вып.1. – С.52-57.

Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколі, ереси, секты. Противные правослвию и христианству учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западной церквей: (Из «настольной книги для священнослужителей») / Предисл., сост.и подгот.текста и коммент. Буганова А.В. – М.: Современник, 1994. – 575с.

Вернигора Н.Н. О православии и искусстве Древней Руси. – Х.: Оригинал, 2003. – 208с.

Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте. Кофликты и противоречия // Вопр.философии. – 2003. - №7. – С.3-32.

Кеппен А.К. Краткая история Русской Зарубежной Церкви // Культурное наследие Российского государства. – СПб.: 2003. – Вып.4. – С.578-584.

Копировский А. Иконописец: индивидуальность и личность // Личность в церкви и обществе. – М.: 2003. – С.294-304.

Православие: Полная энциклопедия / Сост.: Гурьянова Л.С. – М.: ЄКСМО; СПб.: Сова, 2003. – 559с.

Харьковщенко Є.А. Софійність київського християнства: Моногр.: 2-е вид., доопрац.. – К.: Наук.думка, 2003. – 223с.

К теме "Католицизм"

Бейджент М., Ли Р. Инквизиция: Священная инквизиция: хранители веры или палачи прогресса: Пер.с англ. – М.: Эксмо, 2003. – 348с.

Величко О.И. Иоанн ХХІІІ в отечественной исторической литературе и научной публицистике // Религии мира: История и современность.2003. – М.:2—3. – С.285-293.

Вениамин (Федченков И.А.; 1880-1961). Католики и католичество. Духовный лик Польши. – М.: СХИМЕНъ: Пренса, 2003. – 222с.

Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: ТЕРРА – Кн.клуб, 2003. – 367с.

Мишо Г. История крестовых походов / Пер.с фр. – 3-е изд. – М.: Алетейя, 2003. – 367с.

Пашаева Н.М. Немного об унии в Галичине: Глазами свет.историка. – М.: Спутник, 2003. – 40с.

Перевезій В. Суспільне служіння Української греко-католицької церкви в умовах становлення української державності кінця ХХ ст. // Наук.зап. Ін-ту політ.і етнонац.досліджень. – 2002. – Вип. 21. – С.275-281.

Яковелли А. Святой Франциск Ассизский: Пер.с ит. – М.: Изд-во Францисканцев, 2003. – 175с.

К теме “ Протестантизм

Войналович В. Реформатська церква на Закарпатті у пошуках шляхів самозбереження (друга половина 40-х – 60-ті роки ХХ ст. // Наук.зап. Ін-ту політ.і етнонац.досліджень. – 2002. – Вип. 21. – С.306-316с.

Жаловага А. Антропологічні аспекти сучасного протестантського проповідування (наслідки контент-аналізу) // Укр.релігієзнавство. – 2002. - №22. – С.31-45.

К теме "История и современное состояние религии в Украине"

Закон України "Про альтернативну (невійськову) службу" // Відомості Верх. Ради України. - 1992. - №15. - Ст. 1,2,5,6,13,28.

Закон України "Про освіту" К.: 1996. - Ст. 8,9.

Закон України "Про свободу совісті та релігійні організації" // Закони України.-К.: 1996.-Т.1.

Конституція України. - К.: 1996. - Ст. 11, 12, 24, 34, 35, 37.

Декаш В.І., Лишан В.Ю., Московчук А.В. Історія релігій в Україні: Метод.посібник / Чернів.держ.ун-т ім. Ю.Федьковича. – Чернівці: Рута, 2000. – 91с.

Ковальчук А.С. Географія релігій в Україні: Моногр. – Л.: 2003. – 308с.

Зінченко А. Ієрархи української церкви: Митрополит Микола Борецький, архієпископ Костянтин Кротевич, митрополит Іван Павловський. – К.: Укр. Видавн. Спілка, 2003. – 156с.

Нетрадиційні релігійні та містичні культи України: Навч.посіб. / В.М. Петрик, С.В. Сьомін, Є.В. Ліхтенштейн, В.В. Гринько, В.В. Остроухов. – К.: Росава, 2003. – 336с.

Право на свободу совести – важнейшее условие формирования научного мировоззрения // Учен.записки Благовещен.гос.пед.ун-та. – Благовещенск: 2002. – Т.20, вып.1. – С.16-23.

Стоколос Н. Уроки трагічної історії церковно-релігійного життя в Україні // Укр.Релігієзнавство. – 2002. - №22. – С.84-94.

Тагиева Т.Ю. Свобода совести как система мировоззренческих свобод // Толерантность в культуре, этнических и межконфессиональных отношениях. – Курган: 2003. – С.108-119.

Харишин М., Мордвінцев В. Російське самодержавство та Київська митрополича кафедра, або Як Українська Православна Церква позбулася автокефалії. – К.: Братсво УАПЦ “Світло для світу”, 1999. – 331с.

Шугальова І.М., Ігнатуша О.М. Зміни організаційного устрою Російської православної церкви на Лівобережній і Південносхідній Україні протягом XVIII – поч. ХХ ст. // Історія України. Маловідомі імена, події, факти: Зб.ст. – 2001. – Вип.16. – С.21-27.

Християнство в Україні на межі третього тисячоліття: Зб.наук.праць. – Івано-Франківськ: Плай, 2002. – 434с.

К теме "Свободомыслие и атеизм как явления духовной культуры"

Закон України "Про альтернативну (невійськову) службу" // Відомості Верх. Ради України. - 1992. - №15. - Ст. 1,2,5,6,13,28.

Закон України "Про освіту" К.: 1996. - Ст. 8,9.

Закон України "Про свободу совісті та релігійні організації" // Закони України.-К.: 1996.-Т.1.

Бекр И. Бытие человека между зависимостью и свободой. – М.: 2003. – 251с.

Гараджа В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость // Филос.науки. – 2004. - №3. – С.18-31.

Горан В.П. Критическое отношение к религии в древнегреческой философии VI-V вв.до н.э. // Философия: история и современность. 2002-2003. – Новосибирск: 2003. – С.50-79.

Дубровский О.Н. Атеизм – дорога в никуда. – М.: Петрорум, 2003. – 351с.

Наука и религия. Введение в основные концепции и термины: Учеб.пособие: В 2 т. / Владим.гос.ун-т. – Т.1. / Под ред. Аринина Е.И. – Владимир: 2003. – 184с.

Некрасов В.С. Атеизм третьего тысячелетия: к научной постановке проблемы воображаемого // Наука и религия: Проблемы современного гуманизма. – Нижневартовск: 2003. – С.115-124.

Ольшанский Д.И. О религиозных основания научного знания // Наука и религия: Проблемы современного гуманизма. – Нижневартовск: 2003. – С.131-140.

 

Объяснение понятий

Авеста - священная книга в зороастризме.

Автокефальные православные церкви - христианские церкви, которые исходят из единого вероучения и культа, соблюдают общие принципы церковной организации, но являются независимыми и обладают самоуправлением.

Агиография - разновидность церковной литературы, содержанием которой являются жизнеописания святых.

Алтарь - стол, на котором изготовляется и делится причастие (1), часть храма, где находится престол (2).

Аниматизм - вера в существование безличной силы, которая влияет на жизнь человека.

Анимизм - вера в души и духов.

Антропоморфизм (гр. человек и форма)- уподобление явлений природы человеку, то есть перенесение человеком своего образа, свойств и способностей на внешний мир и мифологических существ.

Апокрифы - тексты, которые не вошли в священный канон христианства.

Благодать - термин христианской теологии, означающий особую божественную силу, которая дается человеку Богом для преодоления греховности и достижения спасения в потустороннем мире.

Благочинный - помощник епископа. Возглавляет благочинию - церковный округ, который состоит из 10-30 приходов.

Бодхисатва - (в буддизме) личность, которая достигла высшего совершенства, но отказалась от нирваны, что помочь людям на пути к спасению.

Будда - (в буддизме) существо, которое через большое количество перерождений достигло совершенства (1); имя основателя буддизма Сидхартхи Гаутамы, которого после просветления назвали Будда Шакья-Муни (2).

Булла - обращения, постановления, распоряжения римских пап, написанные на латыни.

Вакхабизм - религиозно-политическое течение внутри ислама, основанное в VIII в. арабским богословом Мухаммедом ибн Абд аль-Вакхабом, проповедует борьбу за возрождение истинной чистоты ислама, исключает любых посредников между человеком и Аллахом.

Второе пришествие - сформулированное в христианском символе веры представление о втором пришествии Иисуса Христа на землю для страшного суда над живыми и мертвыми.

Вульгата (народный, общедоступный) - латинский перевод Ветхого Завета, выполненный в конце IV – нач. V в. блаженным Иеронимом. Признан как канонический на Тридентском соборе католической церкви.

Гаутама - (в буддизме) родовое имя Сидхартхи, который происходил из племени шакья и считается основателем буддизма.

Гостия (облатка, опреснок) - небольшой пресный хлеб из пшеничной муки, который используется для причастия в католической и лютеранской церквях.

Далай-лама - титул главы ламаистского духовенства. Считается земным воплощением бодхисатви Авалокитешвары.

Дацан – (в ламаизме) название факультета монастырского университета(1); в бурятском ламаизме - название самого монастыря.

Двунадесятые праздники - 12 самых больших праздников православной церкви (Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение креста Господнего, Введение в храм Богородицы, Успение Богородицы).

Деизм (гр. deus - бог) религиозно-философское учение, согласно которому Бог есть безличная первопричина мира, которая находится вне мира и не вмешивается в развитие природы и общества.

Демиург - персонифицированное начало, которое творит мир.

Деноминация - религиозное объединение (или учение) на стадии его становления.

Дервиш - мусульманский нищенствующий монах, который принадлежит к какому-либо суфийскому ордену.

Джихад - война за веру, диктуемая Кораном.

Диаспора - еврейские колонии (1), религиозные и этнические группы, которые живут в новых для себя условиях как национально-культурные меньшинства (2).

Диптих - икона в виде двухстворчатого складня.

Дьякон - помощник священника при богослужении и выполнении обрядов.

Догматы религиозные - основные положения вероучения, которые признаются истинными, вечными и неизменными божественными установлениями, обязательными для всех верующих.

Евангелизация - термин, которым обозначается деятельность по обращению народов или отдельных личностей в христианство.

Евхаристия - причастие.

Епархия - церковно-административная единица в христианской церкви, которой руководит епархиальный архиерей.

Ересь - религиозное учение, которое отвергается официальной доктриной церкви.

Икона — священное изображение в православии и католицизме.

Имам - руководитель мусульманской общины, который выполняет обряды, читает проповеди и руководит коллективной молитвой (1); глава общины у мусульман-шиитов (2).

Игумен - настоятель или помощник настоятеля православного монастыря.

Иерей - православный священник.

Иконостас - стена с иконами, которая отделяет алтарь от остальной части православного храма.

Инок - монах в православии.

Интронизация - торжественное возведение на трон нового папы (в католицизме) или патриарха (в православии).

Кирха — лютеранский храм.

Ихрам - одежда мусульманина, совершающего хадж.

Кади (кази) - судья у мусульман, который рассматривает гражданские и уголовные дела на основе шариата.

Кагал - название еврейской общины в Польше и Украине в XVI - первой пол. XIX ст.

Калым - выкуп за невесту при бракосочетании мусульманина.

Канон - законы, правила, которые исходят от самого Христа и апостолов (1); совокупность книг Библии, которые признаны "боговдохновенными" и составляют Священное Писание (2); особые песнопения, которые входят в утреннее богослужение (утреню) (3).

Карма - (в буддизме и индуизме) закон отплаты за совокупность поступков и намерений.

Клир (причт) - совокупность священнослужителей.

Клирос - возвышение перед иконостасом, где размещаются певчие и чтецы.

Конфессия - религиозное объединение со своим вероучением, культом и организацией.

Креационизм - религиозное учение о творении Богом мира из ничего (в иудаизме, христианстве и исламе).

Контрреформация - движение католической церкви, направленное против протестантизма.

Конфирмация - таинство миропомазания в католической церкви, которое осуществляется епископом над детьми 7-12 лет (1); публичное действие в протестантизме, которое символизирует достижение церковного совершеннолетия (14-16 лет).

Костел - название католического храма или церкви как организации в Польше.

Кредо - символ веры в католицизме.

Ксендз — польское наименование католического священника.

Культ религиозный - вид религиозной деятельности в виде обрядовых действий, содержание, значение и символика которых задаются соответствующими представлениями, идеями и догмами, которые изложены в культовом тексте, воссоздаваемом в ходе культово-обрядового действа.

Кюре - католический священник, который возглавляет религиозный округ или общину (в Западной Европе).

Лама - буддийский монах в Тибете, Монголии.

Магия - вера в возможность посредством обрядовых действий влиять на людей или природу особым способом, отличным от повседневной практической деятельности.

Масореты - средневековые иудейские редакторы и комментаторы Танаха (Ветхого Завета).

Махди - мусульманский мессия.

Месса — литургия в католической церкви.

Мечеть - культовое сооружение в исламе.

Минарет - башня при мечети, откуда верующих призывают к молитве.

Митрополит — второй после патриарха чин в христианской церковной иерархии.

Миряне - рядовые верующие.

Мулла - служитель культа в исламе.

Муфтий - высшее духовное лицо у мусульман-суннитов.

Нирвана - полное освобождение от власти сансары, состояние духа, когда преодолеваются все земные привязанности.

Нунций — посол Ватикана.

Пантеизм (гр. раn - все, theos - бог) - философское учение, которое отвергает существование Бога как сверхъестественного существа и утверждает существование безличного духа, внутренне присущего природе, то есть учение, которое объединяет природу и Бога в единое целое.

Патер - священник в католической церкви.

Патриарх - высший глава церковной иерархии, титул главы православной церкви.

Патристика - сочинения христианских философов II - VIII ст.., которые разъясняют христианское учение, его догматику и культ. Эти сочинения составляют часть Священного Предания.

Понтификат - время пребывания папы римского на престоле.

Понтифик - римский папа.

Прелат - высшее звание для духовного лица в католической и англиканской церквях.

Примас — титул главы церкви в католицизме и англиканстве.

Реформация - антикатолическое и антифеодальное религиозное движение в Западной Европе XVI века, которое положило начало протестантизму.

Сансара - в индуизме и буддизме - представление о переходе всего живого из одной телесной оболочки в другую.

Сакральное - то, что относится к религии, благоговейное и тайное, глубоко чтимое, противостоящее будничному, профанному.

Сансара - (в буддизме и индуизме) представление о текучести и изменчивости всего живого, круговорот рождений и смертей.

Свобода воли - способность человека делать осознанный выбор в своих действиях в соответствии с поставленной им целью.

Свободомыслие - деятельность, которая исходит из права разума на свободное критическое отношение к религии или независимое научное исследование.

Священное Писание и Священное Предание - книги, которые написаны, согласно христианскому вероучению, по воле Бога.

Секуляризация - процесс освобождения различных сфер общественной и личной жизни и сознания от влияния религии.

Септуагинта - перевод Ветхого Завета на греческий язык, который, по легенде, осуществили 70 переводчиков за 72 дня.

Символ веры - краткий свод главных догматов, которые составляют основу вероучения.

Синагога - молитвенное здание в иудаизме, религиозный и культурный центр еврейской общины.

Собор - собрание глав и представителей католической или православной церквей для решения вопросов церковной жизни (1); главный храм в христианстве (2).

Ступа - культовое сооружение в буддизме, считается символом вселенной.

Схизма - церковный раздел и раскол.

Табу - религиозно-мифологические запреты в родоплеменном обществе.

Тотемизм - в первобытных религия - вера у существование особой связи между группой людей (родом, фратрией) и животным (реже - растением).

Триптих - икона из трех частей.

Фетишизм - поклонение безжизненным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Фундаментализм религиозный - течения внутри любой религии, которые призывают к возрождению традиционных ценностей и ориентированы на консервативные социальные силы.

Хаджи - мусульманин, который совершил хадж.

Харизма - наделение любого лица, как правило - религиозного лидера, особыми качествами непогрешимости и святости.

Хасидизм - мистическое течение внутри иудаизма, сторонники которого считают, что Бог присутствует во всем, что существует вокруг человека, поэтому считают ненужной талмудическую ученость и посредническое участие раввинов.

Хиротония - обряд посвящения в сан священника.

Храм - здание, отделенное от других, которое образует особое (сакральное) пространство для культовой деятельности.

Хубилган - высшее духовное лицо в ламаизме. Считается земным воплощением будд и бодхисатв.

Цадик – (в хасидизме) глава паствы, праведный защитник перед Богом, чудотворец и ясновидец.

Целибат - религиозно мотивированное безбрачие, обязательное для священнослужителей и монахов в некоторых конфессиях (напр., католицизме).

Экуменизм - взгляды, которые отражают стремление христиан разных конфессий к объединению в "единую Церковь Христову" при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации.

Энциклика - послание Римского папы с изложением взглядов Святого престола по наиболее важным общественно-политическим, религиозным или этическим проблемам.

Язычество - термин для обозначения политеистических религий и культов, которые предшествовали монотеистическим религиям.

 

Вопросы к зачету

по религиоведению для студентов заочной формы обучения

1. Понятие религии. Главный признак религиозности.

2. Происхождение религии. Социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии.

3. Религиозное сознание, его особенности и структура.

4. Религиозное мировоззрение. Религия и философия.

5. Религиозные отношения. Культ как синтез религии и искусства.

6. Религиозные организации, их возникновение, исторические формы и роль в современной жизни.

7. Функции религии.

8. Исторические типы религий.

9. Первобытные формы религиозных представлений, их сущность и особенности.

10. Политеистические религии. Причины перехода от политеизма к монотеизму.

11. Классификация современных религий.

12. Буддизм. Его возникновение и основные положения вероучения.

13. Религиозная литература буддизма о земной жизни и мифологическом образе Будды.

14. Основные течения в современном буддизме.

15. Иудаизм, история и современное состояние.

16. Национальные религии Индии, Китая и Японии.

17. Происхождение христианства: социально-экономические причины и идейные источники.

18. Христианское вероучение. Никео-Константинопольский символ веры.

19. Христианская каноническая литература. Библия, ее содержание и структура.

20. Христианский культ, таинства и праздники.

21. Расколы в христианстве и возникновение основных современных конфессий.

22. Христианская мораль и ее отражение в заповедях Ветхого и Нового Завета.

23. Православие: особенности вероучения, культа и организации.

24. Роль православной церкви в истории Украины.

25. Католицизм. Особенности догматики, культа и организации.

26. Украинская греко-католическая церковь.

27. Протестантизм: возникновение и общие принципы.

28. Ранний протестантизм (лютеранство, кальвинизм, англиканство).

29. Поздний протестантизм (баптизм, пятидесятничество, адвентизм, «Свидетели Иеговы»).

30. Ислам, его происхождение, вероучение и основные принципы.

31. Коран, история его возникновения, структура и содержание.

32. Основные течения в современном исламе.

33. Свободомыслие и атеизм в истории человечества.

34. Религия и наука. Причины противоречий между научными и религиозными представлениями о строении вселенной, роль человека и его возможности в истории общества.

35. Исторические формы свободомыслия.

36. Понятие свободы совести.

37. Законодательство Украины о религиозных культах.

 

 

Навчальне видання

Борисова Зоя Олександрівна, канд. філос. наук, доц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.229 с.)