Тема 4. Христианство. Общая характеристика христианского вероучения и культа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Христианство. Общая характеристика христианского вероучения и культа



 

1. Социально-экономические, политические и идейные предпосылки возникновения христианства.

2. Общая характеристика христианского вероучения.

3. Христианский культ: обряды и праздники.

1. Социально-экономические, политические и идейные предпосылки возникновения христианства. Христианство - крупнейшая из мировых религий, возникло в период перехода от рабовладельческого строя к феодальному в восточных провинциях Римской империи. Территория этой мировой держа­вы занимала все Средиземноморье, а из 120 млн. ее населения лишь 5 млн. были рабовладельцы, 60- млн. рабы. Рим переживал экономи­ческий и политический кризис, который охватил и верхушки римского общества. В таких условиях складывалась своеобразная психологичес­кая настроенность пессимизма: люди никогда не спасутся сами, един­ственная надежда - приход мессии, божественного спасителя. Эти идеи широко распространились среди рабов, протест мог принять только религиозную форму, т.к. рабы по своему экономическому и политичес­кому положению не могли быть философами, политическими деятелями и т.д.

Идея мессионизма присутствовала во многих культах, которые исповедовались многочисленными покоренными Римом народами, в том числе и в иудаизме. Но любая национальная религия провозглашает превосходство своего народа над другим. В ряде иудейских общин происходит отказ от принципа богоизбранности иудейского народа, появляется идеи о равенстве всех уверовавших в приход мессии в праве на спасение. Такая традиция связывается с деятельностью апостола Павла.

Христианство вырастает именно из таких иудейских сект, ра­зорвавших национальную ограниченность иудейской религии и тем са­мым привлекавших в свои ряды беднейшие слои разноплеменного населения Рима. Именно из таких сект, путем их объединения, сложилась в будущем христианская церковь.

Христианство имело определенных предшественников и среди фи­лософских школ, чьи идеи были созвучны умонастроениям первых хри­стиан. Еврейский философ Филон Александрийский перевел Библию на понятный большинству древнегреческий язык, воспринял и переработал учение неоплатонизма о Боге - сыне как связующем эвене между Богом-логосом и землей.

Моральная проблематика опиралась на идеи Сенеки, который известен своим учением стоицизма.

Но, конечно же, не философские идеи породили христианство. Оно рождалосъ в народе, а его идеи постепенно собирались в единое учение. Этот процесс хорошо виден в Новом Завете - основном религи­озном документе христиан, составляющем вторую часть Библии.

В первой теме мы уже указывали на то, что в каждой религии есть два компонента - религиозное вероучение (совокупность догм, выражающих специфическую трактовку идеи сверхъестественного) и религиозный культ (совокупность религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному, свойственных именно данной ре­лигии). Вероучительные и культовые положения находятся в единой системе, всякая религия подчеркивает догматический характер вероучительных и культовых положений, которые изложены в священных книгах, комментариям к ним, в трудах священнослужителей.

Все свои источники христианство делит на две категории: Свя­щенное Писание (только Библия) и Священное Предание (решения пер­вых восьми вселенских Соборов, творения святых отцов церкви пер­вых веков христианства, в католицизме - еще и папские энциклики, суждения и мнения известных, пап, выдающиеся религиозно-философ­ские произведения).

Библия - общий религиозный документ, иудеев и христиан, т.к. христианство, возникнув из иудаизма, сохранила почитание главной священной книги. Но христианство дополнило Библию собственными источниками и теперь у христиан Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет собирался 1,5 тыс. лет. В нем находятся древние легенды, песни, описания культов, юридические документы, бытовые советы, многочисленные исторические сведения - это своеобразная энциклопедия истории древних евреев. Культурно-историческая цен­ность Библии несомненна, но не следует забывать, что это, прежде всего религиозный документ, поэтому в нем подчас трудно отыскать под религиозными наслоениями рациональное зерно.

В оригинале Библия написана на древнееврейском и древнеарамейском языках. Во II в. до н.э. возникла необходимость перевода биб­лейских текстов на древнегреческий язык: древние евреи уже рас­селились среди других народов Римской империи, теряли язык своих предков, пользуясь в большинстве древнегреческим языком. Поэтому, чтобы сделать доступным текст Библии всем евреям, его перевели на древнегреческий язык, который в то время был всемирным. По леген­де этот перевод делали 72 дня 70 переводчиков, поэтому греческий перевод Ветхого Завета называют Септуагинтой (перевод семидесяти).

Ортодоксальные иудейские священники отвергли Септуагинту, признав ее несовершенной. Они продолжили работу над библейскими тек­стами и так возник еще один вариант Библии - масуретский (перевод делали раввины-масуреты), которым пользуются современные евреи. Поэтому есть расхождения в текстах христианской и иудейской библий.

В III веке был сделан латинский перевод Библии - Вульгата, - текст, которым пользуются современные католики.

В православии на церковно-славянском языке Библия впервые появилась в 1409 г. Перевод был неполным и сделан частично с Бульгаты, частично с Септуагинты.

В 1876 г. впервые полный текст Библии был издан на литератур­ном русском языке, а затем усовершенствован и переиздан в 1976 г. Это издание Библии называется синодальным и им пользуются православные христиане России и Украины.

Новый Завет, или вторая часть Библии, - специфически христиан­ский документ, собирался первыми христианами в течение двух веков.

В состав Нового Завета входят следующие книги: четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послание апостолов и Апокалипсис.

Самым древним документом Нового Завета является Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), написанный в 68 г. Текст его пред­ставляет собой послание к иудейским общинам, в котором еще нет понятия “христианство”. Персонажи Апокалипсиса говорят, что они иудеи, не упоминается крещение, образ Иисуса Христа фантастичен, неясен, грозен. Это документ времени зарождения христианства.

Следующей по времени написания является книга Посланий Апостолов. Послания написаны в начале II в. примерно через 50 лет после Апокалипсиса. Всего Посланий (т.е. писем) 21, 14 из них принадлежит апостолу Павлу, которому отводят вторую роль после Христа в деле создания христианства. Именно Павлу принадлежит идея о равенстве на спасение всех, уверовавших в Христа, а не только иудеев, которая определила судьбу христианства, сделав его миро­вой религией. В книге посланий образ Христа утрачивает бунтарский дух Апокалипсиса, ведущими становятся идеи покорности, полного под­чинения судьбе. Этот документ - уже становления настоящего христи­анства.

В книге Деяний апостолов описывается судьба и мученическая кончина апостолов - учеников Христа, их участь после вознесения Христа.

Окончательное становление христианства завершается созданием Евангелий (в пер. с греч. - благая весть). Их авторами являются по церковной традиции Иоанн и Матфей - ученики Христа, Лу­ка и Марк - только авторы Евангелия. Текст Евангелия от Луки, Мар­ка и Матфея совпадает, эти Евангелия называют синоптическими. Содержание Евангелия от Иоанна отличается от синоптических.

Евангелия были написаны в сер.II века. Именно эти четыре Евангелия были окончательно утверждены в 369 г. на Лаодикийском Соборе как канонические. Остальные Евангелия (а их известно около тридцати) были отвергнуты как апокрифические, незаконные.

Канонизация христианских текстов способствовала оформлению христианских церквей. В 324 г. христианство стало государственной Религией Римской империи.

В 977 г. от основания Рима монах Дионисий Малый занялся слож­ными исчисленьями и толкованием Евангелия и сделал вывод, что казнь и вознесение Христа состоялась 492 года назад. Христос был казнен в 30 лет, значит, 455 год от дня основания Рима- год рождения Хрис­та, начало нашей эры.

Так появилось христианское летоисчисление.

2. Общая характеристика христианского вероучения. Систематизированное изложение христианского вероучения со­держится в Символе веры.

В 325 г. первый христианский Собор, собранный по инициативе императора Константина в г. Никее, утвердил Символ веры, а в 381 году Собор в Константинополе еще раз пересмотрел и дополнил его. Поэтому Символ веры, в котором зафиксированы основные положения христианского вероучения, принимаемый всеми христианами, носит название Никео-Константинопольского Символа веры. Верующие его обязаны знать на память. Вот его основные положения:

- признание единого бога и акта творения мира;

- вера в Иисуса Христа, в его чудесное рождение, в его сущ­ность, тождественную богу;

- вера в схождение Иисуса Христа к человеку;

- вера в распятие и воскресение Христа;

- вера в вознесение Христа на небо;

- вера в духа святого;

- вера в авторитет церкви как единоспасаемой;

- вера в необходимость крещения;

- вера в воскрешение и потустороннюю жизнь;

- вера во второе пришествие Христа, страшный суд и конец света;

- вера в тысячелетнее царство Христа.

В первые века нашей эры разрозненные христианские общины ста­ли объединяться. Была выработана общая платформа вероучения на базе четырех Евангелий.

В начале религиозная организация христиан была элементарной, духовенства не было, в общинах существовали демократические поряд­ки, собственность была общей, постепенно выделяется профессиональ­ное духовенство, возникает должность архиепископа, который наблюдает за несколькими общинами.

В западной и восточной частях бывшей единой Римской империи процесс объединения общин происходил по-разному. На Западе настал период феодальной раздробленности. Наибольшее влияние приобрел епископ Рима, который подчинил себе всех остальных епископов Европы.

На Востоке продолжала существовать Византийская держава, до­вольно централизованная. Император регулировал отношения между феодалами и не желал иметь никакого другого идеологического цент­ра. Поэтому здесь возникли отдельные церкви вокруг Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского и Константинопольского центров. Епископы этих центров стали носить звания патриархов и номинально подчинялись Константинопольскому патриарху, который носит титул Вселенского.

Между западными и восточными ветвями христианства постоянно шла борьба за первенство. Разногласия привели к полному разрыву отношений в 1054 г. Руководители западного христианства назвали свою церковь римско-католической (всеохватывающей), восточная церковь стала называться греко-православной (ортодоксальной) ка­фолической (всемирной). В дальнейшем Римская церковь сохранила единство, а в православии сейчас насчитывается 15 канонических (за­конных) церквей, а в реальности их еще больше.

В ХVI в. от католицизма отделился протестантизм, и так сложи­лись три основных направления в современном христианстве: правосла­вие, католицизм, протестантизм. Для христиан всех трех направлений существует единый символ веры. Небольшие расхождения в нем несу­щественны и рядовыми верующими не улавливаются.

Теперь рассмотрим основные анимистические идеи христианства. Центральным сверхъестественным существом в христианстве является Бог. Согласно христианскому вероучению, Бог - сверхмощное существо, наивысшая нематериальная сила, он создал мир и управляет им и судь­бами людей. Христианство восприняло иудейский монотеизм, но услож­нило его введением догмата о троице. Согласно этому догмату бог един, но состоит из трех ипостасей: Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой дух. Догмат о троице сложился не сразу. Только в 325 г. Иисус Христос был признан богом, а в 381 г. был принят догмат о Боге-Святом духе. Гегель называл понятие троицы проявлением диалекти­ческого мышления в христианстве.

Антиподом Бога является дьявол.

Постепенно в верховный пантеон христианства был введен жен­ский персонаж - Мария. В 431 г. Мария была провозглашена богороди­цей Эфесским Собором. В пантеон христианства входит большое коли­чество святых, центральное место среди них занимают апостолы,

3. Христианский культ: обряды и праздники. Христианская обрядность складывалась постепенно, по мере становления христианской церкви. Разделении церквей сопровождалось не только различием в толковании Символа веры, но и специфичностью культа, на котором сказывались не только общехристианские, но и местные традиции. При этом для большинства христиан при всей раз­личной внешней стороне культа присущи одни и те же основные обря­ды и праздники.

Основных христианских обрядов, так называемых “таинств”, т.е. передающих чудесным, невидимым образом благодать божию, семь: крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак и елеосвящение. В протестантизме, как правило, совершается лишь крещение и причащение.

Обряд крещения является главным, т.к. тем самым человек становится христианином, смывая “первородный грех” Адама и Евы и обретая возможность христианского спасения. Повсеместно в оби­ход церковной жизни таинство крещения вошло с V в.

Причастие, или евхаристия, состоит во вкушении хлеба и ви­на, которые во время совершения таинства превращаются в тело и кровь Христа. Символизирует этот обряд приобщение к божественно­му естеству. Истоки этого обряда лежат еще в древних культах плодородия, в первобытном тотемизме. Этот обряд наглядно показы­вает такую черту религиозного сознания, как преемственность (см. 2-й вопрос первой темы).

Миропомазание есть таинство, в котором верующему при пома­зании освященным душистым мировым маслом подаются дары Духа Святого, укрепляющие его духовную жизнь.

Сущность “покаяния” заключается в том, что верующий исповедует свои грехи священнику, а тот отпускает ему грехи или накладывает епитимью. В раннем христианстве покаяние было публичным, но к концу IХ в. стало “тайным”, хотя некоторыми христианами практи­куется и публичное покаяние.

Ритуал церковного брака как таинства сложился в ХVI в. Суть этого обряда состоит в том, что церковь освящает супружество “именем божьим”. Поэтому христианские церкви одно­значно отрицательно относятся к разводам.

Священство (или рукоположение) есть таинство возведения в духовный сан, во время которого от совершающего обряд епископа передается “благодать Духа Святого”.

Елеосвящение (соборование) совершается над больными или уми­рающими и символизирует духовное очищение. Первоначально подразумевалось и физическое оздоровление, но только то, что являлось следствием греха.

Помимо семи таинств в христианской церкви сложились специфи­ческие обряды (служба, похоронный обряд), которые не являются таинствами, но для верующих участие в них означает приобщение к жизни церкви и своей религиозной общины.

Основные христианские праздники отражают мифологию хри­стианства и становление церковной жизни.

Главных праздников двенадцать (по числу апостолов), из них особое значение имеют Пасха, Пятидесятница и Рождество. Праздники есть имеющие постоянную дату (Крещение), а есть подвижные, зависящие от даты празднования Пасхи. Церемония празднования Пасхи разработана со II в., а на Руси введена с Х в. Пасху празднуют в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Поэтому ежегодно дата празднования Пасхи изменяется, а от неё зависит день празднования Вознесения и Троицы.

Рождество отмечается 25 декабря (православной церковью - по старому стилю) с IV века.

Помимо главных общехристианских праздников существуют еще праздники храмовые, или престольные, а также посвященные кому-либо из святых, оставивших после себя значительный вклад в дело строительст­ва христианской церкви или пострадавших за веру. Для рядовых верующих обрядовая сторона церковной жизни прежде всего и означает отличие своей религии от другой.

 

Тема 5. ПРАВОСЛАВИЕ

 

1. Становление и особенности вероучения и культа в православии.

2. Историческая роль православной церкви в жизни славянских народов.

 

1. Становление и особенности вероучения и культа в православии. Православие как отдельное течение в христианстве существует с IV века, а как официально сформировавшееся церковное дви­жение - с 1054 г. Православие распространено главным образом среди народов Восточной Европы, а также на Ближнем Востоке.

Сейчас православным церковным миром признано существование 15 автокефальных православных церквей. Реально их больше вслед­ствие раскола церквей, но всех их объединяет общая догматика и единообразие в культе.

Исторически сложилось так, что православные церкви складыва­лись как национально-государственные, поэтому их судьба определялась политикой тех государств, на территории которых они развива­лись. В отличие от католицизма для православных церквей не характерно утверждение превосходства своей власти над светской. Они существовали, как правило, как государственные церкви, находясь в подчинении у власти, хотя история славянских государств знает не­мало случаев противостояния церковной и светской властей.

В основу вероучения в православии положены книги Священного Писания и Священного Предания. Общим для православия является символ веры. Краеугольным камнем православной догматики являются идеи креационизма (учение о сотворении богом мира), телеологизма (учение о высшем предопределении).

В православии нет единого духовного центра, автокефальные церкви действуют самостоятельно и лишь номинально признают главенство Константинопольского патриарха, который носит титул Все­ленского.

В настоящий момент автокефальными, т.е. самостоятельными, независимыми, являются следующие церкви:

Албанская. С 1922 г. Глава- архиепископ.

Александрийская. С IV в. Глава имеет титул патриарха и папы.

Американская. С 1970г. Возглавляет митрополит.

Антиохийская. C III в. Глава – патриарх.

Болгарская. С IV в. Автокефалия с 1953г. Глава- патриарх.

Грузинская. Самостоятельная церковь с 484 г. Глава носит титул католикоса.

Иерусалимская. Глава- патриарх.

Кипрская. Возглавляет архиепископ.

Константинопольская. Существует с 481 г. Патриарх носит титул Вселенского.

Польская. С нач. 20-х годов XX в. Возглавляет митрополит.

Румынская церковь. Зависит от Константинопольского патриарха.

Русская. Глава- патриарх.

Сербская. Самостоятельна с ХIII в.

Чехословацкая. Автокефалия с 1951 г.

Элладская. Признает зависимость от Константинопольского пат­риарха.

Внутри автокефалии ряд национальных церквей могут иметь ав­тономию (как Украинская православная церковь), которая дается им материнской церковью.

Православные церкви имеют все черты, характерные для нацио­нальных церквей: богослужение идет на национальных языках, допус­кается перевод священных книг на литературные языки, основы обрядности, характер предметов культа, его канонические особенности (оформление и внешний вид храма, иконопись, пение, текст молитв и т.д.) были заложены византийской традицией, но испытали на се­бе влияние местных традиций в искусстве.

2. Историческая роль православной церкви в жизни славянских народов. Христианство пришло на Русь из Византии. Главные причины того, что был выбран именно византийский вариант христианства не столько вероучительные, сколько светские: княжеская власть была заинтересована в религии и церкви, послушной воле государя, а над римскими папами не было власти. Не менее важную роль в выборе киевским князем православия сыграли давние экономические, куль­турные, торговые связи с Византией. К тому же Константинопольская церковь, в отличие от Рима, разрешала богослужение на националь­ных языках.

На Руси еще в нач. IX. века были первые христианские общины. Но массовое крещение Руси проходило в 988-989 г.

988-1051 гг. - период окончательного оформления русской церкви. В 1051 начала функционировать по почину Ярослава Мудрого Ки­евская митрополия.

Значение процесса христианизации Руси было прогрессивным. Фе­одальный строй был шагом вперед по сравнению с родовым. Становле­ние христианства совпало с началом феодального строя и способст­вовало идеологическому укреплению новых общественных отношений. Новая религия содействовала централизации государственной власти. Языческие верования были причиной идеологической разноголосицы славянских племен. Укрепление государства, централизация государст­венной власти способствовали усилению роли Руси на международной арене. К тому же христианство принесло на Русь более высокую культуру, письменность, грамотность. Рафинированная византийская культура, конечно же, была выше языческой. С христианством связано строительство на Руси каменных зданий, написание фресок. А введе­ние постов привело к тому, что на Руси научились разводить овощи.

Однако новая религия насаждалась сверху, насильно. Это вело к различным волнениям, бунтам, а тому же христианство, яростно выступая против язычества, уничтожила и элементы культуры, связанные с ним.

На Руси домонгольского периода византийская церковь господст­вовала, из 22 киевских митрополитов 19 были греки. Но в 1448 г. была провозглашена автокефалия Русской церкви от Константинополь­ского патриарха. Причиной этого послужили события в Византии. Ожидалось очередное нашествие турок, и Константинопольский патриарх и император идут на сговор с папой. Был подписан договор (1493 г.) о признании верховенства папы в обмен на военную поддержку Византии в борьбе с турками - Флорентийская уния. Эту Унию подписал рус­ский митрополит Исидор Великий. Князь Иван II низверг его с кафед­ры и отправил в монастырь. В 1440 г. митрополитом становится ря­занский епископ Иона. Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский сбор православной церкви 1443 г. пре­дал ее проклятию.

В 1589 г. русскому главе церкви присвоено звание патриарха Московского и всея Руси, Учреждение патриаршества было чревато борьбой патриарха со светским государем. Эта борьба особенно обострилась при патриархе Никоне (патриарх с 1652 г.). Обладавший сильной волей патриарх стал угрозой действительной власти царя. Воспользовавшись недовольством духовенства начатыми Никоном рефор­мами церковного богослужения и книг, царь Алексей Михайлович созвал собор, который низложил Никона.

Реформы Никона явились поводом для раскола русской церкви. Суть реформ сводилась к тому, чтобы унифицировать русские и гре­ческие обряды и тексты Библии. Против реформ выступило, прежде всего, низшее духовенство, которое возглавил протопоп Аввакум. Оппози­ционное церковное движение известно как старообрядчество.

Петр I упразднил патриаршество, назначив главой церкви царя и создав для управления церковью Священный Синод. По духовному рег­ламенту, который написал Феофан Прокопович, высшее духовенство, входя в состав Синода, присягало на верность царю. Петр І осущест­вил частичную секуляризацию монастырских земель, введя монастырям твердые штаты и твердое содержание.

После февральской революции 1917 г. в Русской православной церкви восстановлено патриаршество.

Сейчас в связи с активными процессами преобразования общест­венной жизни сложные времена переживает православие. От русской православной церкви отделилась, объявив себя автокефальной, Украинская православная церковь, возник раскол и внутри русского пра­вославия (Карловацкий раскол).

 

 

Тема 6. КАТОЛИЦИЗМ

 

1.Особенности вероучения, культа и организации католической церкви.

2.Католицизм в Украине.

1.Особенности вероучения, культа и организации католической церкви. Католицизм - одна из крупнейших религиозных организаций. В Европе насчитывается более 250 млн. католиков, в Америке- 230 млн., в Азии- 35 млн., в Африке - 26 млн., в Океании- 3 млн. В Украине католицизм распространен по преимуществу среди населения Западной Украины.

Католическая церковь постоянно вела спор за идеологическое господство с восточным христианством. Иная историческая судьба земель и народов Западной Европы после распада Римской империи обусловила своеобразие религиозной организации католицизма и его отношение к светской власти. В отличие от православия, в котором существуют независимые церкви, католицизм - единая церковная организация с единым центром и единым главой. В условиях феодальной Европы Римская церковь была единой централизующей силой, противостоящей шаткой власти светских государей. Институт глав католической церкви - пап, свое совершенствование завершил в XIX веке признанием верховенства и непогрешимости папы в делах веры и морали. В истории вза­имоотношений Римского папы с Византией было время, когда папы претендовали даже на императорский титул. Но все же в 756 году появилась Римская (папская) область и папа стал сувереном. Это государство просуществовало до 1870г. Но папы сохранили господство над Ватиканом. В 1927 г. правительство Муссолини вернуло Ватикану статус независимого государства.

Истории папства более 1,5 тыс. лет. С V века римский епископ носит титул папы. Точное число пап истории неизвестно, папа из­бирается на свой пост пожизненно конклавом кардиналов. Особую роль в истории католической церкви сыграл недавно умерший папа Иоанн - Павел - II, поляк по национальности, первый славянин на папском престоле. Большинство пап были итальянцами. Вторым по зна­чению титулом в католической церкви является кардинал. Папа пра­вит церковью вместе с кардиналами, которые делятся на кардиналов курии и кардиналов страны.

Разумеется, своеобразие католицизма проявляется не только в организации церковной жизни, но и в вероучении. Разделяя основ­ные положения христианства, католицизм имеет специфические догма­тические особенности. Вот основные из них.

Догмат о филиокве. Состоит в особом понимании сущности Тро­ицы, т.е. вопроса о том, от кого исходит святой дух. К положению Символа веры, что святой Дух исходит от Бога- отца, католики допи­сали по латыни filioque- и от сына. В 1854г. был принят догмат о непорочном зачатии Марии и вознесении ее на небо.

Догмат о сверхнеобходимых заслугах обосновывает неисчерпаемую возможность церкви в отпущении грехов: Иисус Христос, капли крови которого достаточно для искупления грехов всего человечест­ва, всю свою пролитую кровь, которой человечество уже оправдано заранее, отдал в распоряжение католической церкви.

Догмат о католической церкви как единоспасаемой. Согласно этому догмату каждый католик может заслужить небесное спасение только через посредство духовенства. Поэтому слово католического священ­ника - закон для его прихожан.

Догмат о чистилище: душа умирающего вначале пребывает в чистилище, пока заботами живых родственников не обретет спасение.

Догмат об индульгенциях. Католическая церковь и сейчас про­дает искупления грехов. Непростительным грехом считается только богохульство и убийство священника - епископа.

Догмат о целибате (безбрачие духовенства) и догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали относятся к числу наиболее уязвимых в реалиях современной жизни. Попытки их отменить не име­ли успеха.

Все католические документы, религиозная литература, обряды совершаются на латинском языке. Лишь в последние десятилетия ста­ла допускаться служба на национальных языках, разумеется, прежде всего, проповедь.

Католическая церковь создает множество организаций, занимающихся научной, финансовой, культурной, спортивной деятельностью, издает более 1000 газет и журналов на 50 языках, имеет радиостан­цию “Голос Ватикана”. Газета “Римский обозреватель” - крупнейшая газета в мире.

2. Католицизм в Украине. Католицизм постоянно стремился завоевать Восток. Но здесь он столкнулся с влиянием Русской православной церкви. Русское са­модержавие боролось с влиянием католицизма у себя в стране. В со­ветское время в СССР были только две католические епархии - в Виль­нюсе и Риге. Сейчас католицизм в западных областях Украины и Бе­лоруссии весьма оживился. В истории Украины были попытки создания гибридной церкви между католицизмом и православием. Польское гос­подство над Украиной в 1594-1596 годах пыталось силой навязать украинскому народу католицизм. Это усилило национальный протест (Коліівщина). Но в 1596 году часть высших украинских иерархов за­ключила унию католицизма с православием. Так возникла Греко-Католическая (Униатская) церковь, которая соединила православный религиозный культ и католическое вероучение. В 1617 г. Ватикан создал Василианский орден, занимающийся делами Греко-Католической церкви. Подробнее о роли Греко - Католической церкви в политической и культурной истории Украины речь будет идти в теме 8.

 

 

Тема 7. ПРОТЕСТАНТИЗМ

 

1. Возникновение и основные принципы протестантизма. Ранний протестантизм.

2. Поздний протестантизм.

 

1. Возникновение и основные принципы протестантизма. Ранний протестантизма. Протестантизм возник как самостоятельное течение в ряде стран Центральной и Северной Европы в ХVI в. Это было мощное религиозное движение, вызванное антифеодальными переменами в экономической и социальной жизни. Протест против феодального строя проходил в религиозной форме, поэтому по своей сути был не только религиозным, но и политическим движением. Поскольку организацией, которая освящала и воплощала феодальные устои, была Римско-католическая церковь, поэтому протест оказался направлен, прежде всего, против ее власти, а, следовательно, против сложившегося в лоне католической церкви вероучения. Протестантизм никогда не был единым религиозным движением, но общность породивших его условий и идеологических целей определила схожие основные принципы протестантизма. Выступив против католической церкви, протестантское движение призвало возвратиться к первоначальному христианству и его устоям. Поэтому протестантизм провозглашает главным принципом оправдание верой: человек спасется не через церковь, не посредством духовенства, не пожертвованиями в пользу церкви, а личной верой. Это исключало потребность в профессиональном духовном духовенстве, утверждая священство всех верующих. Молодой буржуазии была нужна дешевая церковь, а не пышные католические службы. Поэтому отбрасываются церковные авторитеты, а высшим признается только авторитет Библии. Каждый верующий получает право читать и толковать Библию. Поэтому утверждается перевод Библии на национальные языки, а из обрядов остаются только два – крещение и причащение, и они не признаются таинствами. Протестантизм оставил общехристианский символ веры, отвергнув католический догмат о чистилище.

Упрощение культа, отказ от монашества, постов, целибата, поклонения святым, мощам и иконам, от пышности культа, признание первейшей обязанностью христианина изучение Библии и выполнения своих трудовых обязанностей совершили настоящую идеологическую революцию. Особенно это сказалось на отношении к ежедневным трудовым обязанностям, которые стали рассматриваться как служение богу, а трудолюбие и бережливость, расчетливость как черты, угодные богу. В протестантизме буржуазные добродетели находили религиозное подкрепление и оправдание.

Изначально в протестантизме наметилось три главных центра, где возникли первые три протестантские церкви: лютеранство в Германии, кальвинизм в Швейцарии, англиканство в Англии.

Ранний протестантизм. Лютеранство получило название по имени монаха Мартина Лютера (1483-1546), который возглавил это движение. Лютер написал 95 тезисов, направленных против власти папы и католической церкви.

Он перевел Библию на немецкий язык и считается основателем немецкого литературного языка. Лютер отверг Священное Предание, признавая лишь авторитет Библии. особенно Евангелие от Иоанна и послания от Павла. Была признана независимость государства от церкви, а все церкви были объявлены самостоятельными. Лютеранскую общину возглавляет пастор и церковный совет, который подчиняется местной власти.

Лютеранство наиболее распространено в Северной Германии, Скандинавии, Прибалтике, США. С 1947 г. существует Лютеранский всемирный союз, объединяющий около 60 самостоятельных церквей со 75 млн. лютеран. На Украину влияние лютеранства не распространилось.

Кальвинизм, или реформаторство – название протестантского течения, охватившего Швейцарию и юг Франции, которое возглавил Ульрих Цвингли (1484-1531), а затем и Жан Кальвин (1509-1564). Именно Кальвину это религиозное движение обязано учением об абсолютном предопределении, согласно которому бог еще до творения мира определил участь каждого человека. Но кальвинизм, тем не менее, не предполагает социальную пассивность, настаивая на деятельном участии в жизни, успех в которой может подтвердить человеку, что он является божьим избранником. Кальвин настаивал на мирском аскетизме, бережливости, отказе от комфорта и наслаждения.

Церковная организация в кальвинизме предельно проста: во главе общины стоит пресвитер, который избирается из наиболее авторитетных прихожан. За жизнью каждого общинника бдительно наблюдает община.

Современный кальвинизм оформился в три течения: реформаторская церковь (объединяет кальвинистов Европы), пресвитерианская церковь (англо-шотландские кальвинисты) и конгрегационализм – стоящие особняком и отстаивающие самостоятельность каждой общины. В мире около 40 млн. реформатов, но в Украине реформаты есть только в Закарпатье среди венгров.

Англиканство как самостоятельное течение существует в Англии с 1571 года, когда парламент принял английский символ веры, который главой церкви в Англии провозглашает короля. “Новой аристократии” в Англии необходима была новая религиозная идеология, которая была бы приспособлена к новым буржуазным условиям жизни. Поэтому религиозная реформа в Англии проводилась «сверху”, государственной властью. Вот почему в англиканской церкви обрядность хотя и демократизировалась с переходом на английский язык, но сохранила многие черты, роднящие ее с католицизмом (таинства, церковная десятина).

Англиканская церковь является государственной. Здесь разрешается участие в церковной жизни женщинам, можно сочетать священство со светскими занятиями. Англиканская церковь делится на два архиепископства - Кентерберийское и Йоркское, и объединяет 30 млн. верующих.

2. Поздний протестантизм. Оформление трех протестантских церквей не остановило процесс поиска новых форм религиозной жизни. В протестантизме после эпохи Реформации возникло много теперь известных и заметных церковных объединений, родиной которых является, по преимуществу, США и которые по времени своего возникновения объединяются названием “поздний протестантизм”. Основные из них - баптизм, евангелизм, пятидесятничество, “Свидетели Иеговы”.

Баптизм возник в начале ХVII в. в Голландии, затем был заве­зен в Англию, оттуда - в США, а из США назад в Европу. Название религиозного течения определилось своеобразием обряда крещения (греч. babtizo - погружаю в воду): этот обряд совершается в открытых водоемах и только по достижении совершеннолетия, т.к. баптисты считают, что только взрослый человек может и должен сознательно выбрать себе веру. Поэтому баптисты признают член­ство в общине только после 18 лет. Баптизм был завезен в Украи­ну в 60-х годах ХIХ в. немецкими колонистами. В царской России до



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.087 с.)