Национальные и национально-государственные религии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные и национально-государственные религии.



а) Иудаизм. История и современное состояние. Иудаизм распространен среди евреев и небольшого количест­ва арабов. Всего около 14 млн. иудеев, включая почти всех евреев на земле. Иудаизм является государственной религией в Израиле. Возник иудаизм в начале 1 тысячелетия до н.э. среди древних евреев Палестины.

Священная книга иудеев Библия стала комплектоваться еще в XII в. до н.э. Наиболее авторитетной и важной ее частью в иудаиз­ме признается Тора (или Пятикнижие(, которая включает 5 книг: Бы­тие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Автором Торы считается Моисей.

Составление Библии (по евр.- Танах) завершилось к II в. до н.э.

Помимо Библии большое место в религиозной письменной тради­ции иудаизма принадлежит Талмуду. Основное его содержание состав­ляет толкование Торы, а также собрание притч, легенд, сказок, сти­хов, высказываний мудрых раввинов.

Центральный религиозный тезис иудаизма учение о едином боге Яхве. Иудаизм – первая религия, утвердившая принцип единобожия. Бог один для всех, но Яхве заключил союз с евреями, сде­лав их своим избранным народом и поведал им об этом через своих пророков.

Иудаизм развивался и изменялся вместе с историей евреев. Поэтому различают библейский иудаизм (религия древних евреев), талмудический (иудаизм развитого рабовладельческого государства), раввинистический (иудаизм феодальной эпохи), современный или ре­формированный.

В иудаизме существует ряд сект и направлений. В XVIII в. среди еврейской бедноты Польши и Западной Украины распространился хаси­дизм, основателем которого был раввин Израиль Бешт, создатель уче­ния о благочестии. Современный хасидизм объединил его мистику с раввинистическим богословием.

б) Национальные религии Индии. Индуизм – господствующие религиозное течение в Индии, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке. Включает в себя комплекс различных верований на основе синтеза буддизма и брахманизма. Наследовал священные книги брахманизма - Веды и культовый язык - санскрит. Индуизм - политическая система, но среди множества богов существу­ет троица главных (Тримурти): бог- творец Брахма, бог- охранитель Вишну, бог- разрушитель - Шива.

Индуизм отождествил Будду с Вишну. В этой религии нет едино­го культа. Обязательным только является практика жертвоприношений. Индуизм освящает кастовое деление общества. Известна политическая доктрина индуизма с тезисом непротивления злу, который раз­вивал Ганди.

Индуизм основан на вере в переселении душ, в зависимость че­ловека от своей судьбы – кармы, которая предполагает ответственность за деяние в предшествующем рождении.

Индуизм с его обрядностью и практикой жертвоприношений не только и не столько религия, сколько образ жизни, культуры.

Сикхизм сложился в Индии к концу ХV в. как попытка объединить в одну религию индусов и мусульман. Сикхизм и его организация сыграли большую роль в антибританском движении. Главным образом сикхизм распространен в штате Пенджаб (20 млн. приверженцев). Для их общин характерен культ руководителя - гуру, обязательная уплата процента с дохода в пользу общины, строгое следование традиции в одежде.

Джайнизм возник в Индии еще в VI в. до н.э. Его основатель Махавира почитается как последний провозвестник веры, которых до него было 24. В основе вероучения лежит представление о двух вечных началах – одушевленном и неодушевленном, а также практика освобождения души от власти материи. Вероучение джайнизма во мно­гом испытало влияние буддизма. Джайнизм – религия очень строгих моральных предписаний, особенно для монахов. Величайшим грехом считается нарушение принципа непричинения вреда живому. Джайнизм от­вергает идею личного божества, а поклоняется своим провозвестникам – веры – тиртханкарам.

в) национальные религии Китая и Японии. Конфуцианство распространено в Китае. В основе его лежит эти­ческое учение древнекитайского философа Конфуция. Анимистические представления в этой религии неразвиты (напр., верховным божеством почитается Небо), но особое значение придается религиозному культу: церемониям, проходящим в различных храмах, общинных или семей­ных, практике благопожеланий. В конфуцианстве нет духовенства, об­ряды выполняет государственный чиновник или глава семьи, поэтому нет и церкви.

Даосизм представляет собой своеобразное толкование филосо­фии Лао-Цзы в синтезе с народными суевериями. В даосизме много богов, но особое значение придается земной жизни человека. Цель – не воздаяние за гробом, а земное бытие, возможно более долгое. Поэтому даосские монахи занимались магическими обрядами с целью продлить жизнь и обрести эликсир бессмертия.

Аморфная доктрина даосизма позволяла ему мирно сосуществовать рядом с рафинированной доктриной буддизма, без церемоний производя заимствования из него. Поэтому если буддизм был влиятелен главным образом среди китайской элиты, то социальной базой даосизма было крестьянство. Однако три основных китайских религий - буддизм, конфуцианство и даосизм, не исключали друг друга, а дополняли, выполняя разные функции: конфуцианство регулировало отношение к го­сударству и семье, буддизм занимался проблемами мировоззренчески­ми, а даосизм откликался на потребности жизни.

Национальную религию в Японии называют Синто (путь богов). Синтоизм возник как развитие культа природы и культа предков. В синтоизме множество богов, которые существуют в животных, расте­ниях, явлениях природы и даже людях. Отсюда культ императора как сына солнца. Богов много, но возглавляет их богиня солнца Аматерасу. В синтоизм проникли многочисленные элементы буддизма и конфуцианства. После II пол. Х1V в. и до 1946 г. синтоизм был государ­ственной религией Японии. Сейчас государственным культом он не считается, но это не означает ослабления его значения в жизни япон­ца, который чтит свою национальную культуру.

2. Буддизм. Возникновение и содержание вероучения. Основные тече­ния в современном буддизме. Буддизм возник в VI - в до н.э. в Древней Индии на основе древнеиндийской ведической религии. Как мировая религия буддизм сложился уже в феодальную эпоху, распространившись в ряде стран Юго-Восточной и Центральной Азии и Дальнего Востока. В последние десятилетия буддистские общины стали возникать и на других кон­тинентах.

VI век до н.э. в Индии был периодом образования мелких деспо­тических рабовладельческих государств. Для объединения разрознен­ных племен нужна была единая идеология. Выполнить ее роль в тех исторических условиях могла только религия. Основателем буддизма почитается Сидхартха Гаутама – сын царя из племени Шакья (623-544). Относительно его личности есть две точки зрения: это личность мифологическая или историческая. Легенда повествует о его чудесном рождении из левого бедра царицы Майи о том, как отец пытался спрятать от него страдания людей, но Гаутама ушел на прогулку без ведома своей свиты и столкнулся с нищим, калекой, прокаженным и похоронной процессией, а поразившись страданиям людей, ушел в пустыню, где обрел знание о пути спасения и стал Буддой (мудрым, просветленным).

Новая религия выступила не против вероучения господствовав­шей религии брахманизма, а против кастового строя, который освя­щался брахманизмом. Поэтому многое из вероучения брахманизма вош­ло в буддизм, но главными здесь являются не боги, а этическая сис­тема. Буддизм проповедовал равенство всех людей, всех каст, но не в их реальной жизни, а в их праве на спасение. Спасение понималось как освобождение души от материи, от бесконечной цепи перерождений, когда после смерти душа переселяется в другое существо – это закон кармы. Буддизм имеет ясно выраженную религиозно-философскую окрас­ку с уклоном к субъективному идеализму. Весь мир рассматривается как иллюзорное проявление дхарм – мельчайших духовных частиц. Из дхарм образуется душа, после смерти дхармы переселяются в другое существо. Реальный мир – арена превращений души, борьбы духа с телом. Как добиться лучшего перевоплощения? В буддизме существует концепция “четырех благородных истин”, которые раскрывают тайну существования человека: 1) жизнь есть страдание; 2) страдание имеет свои причины; 3) есть путь избавления от страдания; 4) это путь избавления от желания.

Причиной страдания являются желания человека. Освободишься от желаний – и не будет страданий. Это дело самого человека - пройти путь спа­сения, состоящий из восьми ступеней совершенствования, целью кото­рого являются достижение нирваны – состояния, когда человек разры­вает цепь перерождений, освобождает душу от власти материи. Тот, кто достиг этого, становится буддой, т.е. просветленным.

Во II веке до н.э. буддизм стал государственной религией Индии. Но исследователи полагают, что влиянием буддизм пользовался лишь среди образованной верхушки, не проникая в недра народного религиозного сознания, где продолжали господствовать древние народные верования, на синтезе которых, не без влияния буддизма, возник индуизм. Окончательно из Индии буддизм был вытеснен в XV в. исла­мом и его превращение в мировую религию уже не было связано с Индией.

Еще в I веке н.э. буддизм распался на две ветви: Хинаяна (уз­кий путь спасения, “малая колесница”) и Махаяна (широкий путь спа­сения, “большая колесница”).

Буддизм хинаяны, который распространился большей частью к югу от Индии, почитает Будду не как божество, а как великого учи­теля, достигшего морального совершенствования и указавшего людям путь к спасению. Каждый человек должен лично пройти этот путь, по­этому нирваны можно достичь лишь живя жизнью монаха. Молодые люди, исповедующие буддизм хинаяны, несколько лет проводят в монастыре, приближая с каждым новым перерождением желаемое спасение.

Буддизм махаяны более напоминают традиционные религии. Будда-бог, но человеку могут помогать еще и бодхисатвы – те, кто достиг нирваны, но добровольно отказался от нее во имя спасения людей. Махаяна возвратилась к традиционным представлениям об аде и рае, более усложнился культ, введен пышный ритуал.

Следует отметить, что в буддизме нет твердого следования догматам, характерного для других религий. Буддизм отличается большой веротерпимостью, даже включает в свою систему элементы других куль­тов. Так, распространившись в Китае, буддизм весьма существенно трансформировался, даже отказался от традиционного понимания нир­ваны, т.к. жизненные ценности китайцев ориентированы на земное бытие. В буддизме существует ряд сект, но не наблюдалось враждебного религиозного соперничества.

Синкретический характер буддизма особенно проявился при рас­пространении его в Тибете, где он смешался с местными верованиями. Тибетский буддизм называют ламаизмом, т.к. особое место в нем от­водится монахам–ламам. Ламы рассматриваются как посредники меж­ду миром земным и божественным, и каждый верующий имеет своего ламу. Переселение души в ламаизме – достояние только высших лам, рядовые верующие могут надеяться с помощью лам, выполняющих сложные обря­ды, с помощью пожертвований лишь улучшить свою участь после смерти.

В ХVI – ХVII в. ламаизм проник в Монголию, а из нее в XVIII в. в Россию, распространившись здесь среди трех народов: бурят, ту­винцев и калмыков.

В буддизме нет единой церкви, все церкви носят национальный характер. Но существует международная организация буддистов “Всемирное братство”.

Каноническая буддистская литература использует древний язык санскрит (в хинаяне - язык пали). Священная книга “Трипитака” (“Три корзины мудрости ”) написана в течение двух-трех столетий до новой эры и включает три части: Виная - питака (“корзина устава”) описывает устав жизни монашеской общины, Сутра - питака (“корзина поучений”) излагает учение - Гаутамы, высказывания его и его учеников, Абхидхарма - питака (“корзина толкования учения”) излагает фи­лософскую доктрину буддизма.

Философия буддизма очень оригинальна. Хотя ее сложность не доступна рядовому верующему, но буддистская философия приобрела большой авторитет и обеспечивает и сейчас интерес к буддизму в регионах, где господствует христианство, по преимуществу среди моло­дой интеллигенции.

3. Ислам. Происхождение и общие принципы вероучения. Течения в исламе. Ислам - самая молодая из мировых религий. Возник в Аравии в VII в н.э. в процессе объединения арабских племен в единое госу­дарство. Необходимо было религиозно-идеологическое обоснование это­го объединения. Основоположник новой религии Мухаммед родился в Мекке - торговом и религиозном центре арабов. Племя курейшитов, ко­торое жило в Мекке, монополизировало не только торговлю, но кон­тролировало и религиозную жизнь, внутри которой происходила борь­ба различных течений. Пророки - ханифы предлагали свои варианты но­вой религии. Наиболее выдающимся из них был Мухаммед (570-632). Он родился в бедной аристократической семье, но женился на богатой вдове и при ее поддержке стал знаменитым проповедником в Мекке. Это вызвало ненависть к нему богатых курейшитов и 26 июля 622 г. Мухаммед, уже вдовец, вынужден был бежать в соседний город Меди­ну. Этот день - день жиджры, т.е. бегства, считается первым днем мусульманской эры.

Именно в Медине приняли Мухаммеда и его сторонников, воспри­няли главную идею его учения - монотеизм, т.е. единобожие. В борьбе с Мединой Мекка капитулировала, и в 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку. Умер в 632 г. в Медине.

Большинство идей Мухаммеда материализовалось в создании Араб­ского государства, первыми правителями-халифами которого были по­томки Мухаммеда.

Ислам имеет свою священную книгу - Коран (чтение). Автором Ко­рана считаются Аллах. При жизни Мухаммеда не был записан Коран. Его первая запись появилась в период халифата Османа (644-656). Теперь это единый священный текст для всех мусульман. Коран сос­тоит из 114 глав (сур), которые делятся на стихи (аяты). Их количество в сурах неодинаково, т.к. суры Корана составлены в поряд­ке убывания текста, без учета хронологии и содержания. К Корану было составлено традиционное толкование - Сунна, включающая в себя хадисы- рассказы о действиях и суждениях Мухаммеда.

Кроме Корана и Сунны ислам опирается еще на шариат - свод мусульманского феодального права.

В центре мусульманского вероучения - культ единого бога Ал­лаха, беспрекословного подчинения верующих его воле (ислам в пере­воде с арабского - покорность, муслим - покорный). Культовые осо­бенности ислама выражены в 5 принципах: 1) признанье Аллаха еди­ным богом, а Мухаммеда - его пророком; 2) ежедневная пятикратная молитва- намаз; 3) обязательная выплата налога духовенству в пользу бедных- закят; 4) обязательное соблюдение поста в месяц рамазан; 5) паломничество в Мекку - хаджж.

По мере развития ислама в нем появились различные течения, основные из них - суннизм и шиизм.

Сунниты признают Коран и Сунну и считают их равноценными. Считается, что мир ислама должен возглавляться халифом (последним халифом был турецкий султан, после 1924 г. в исламе халифа нет).

Шииты признают Коран, но с особым мистическим толкованием, а Сунну считают всего лишь душеполезной, но не священной книгой. Ха­лифами почитают только родственников Мухаммеда.

В ХIХ-ХХ вв. в исламе появилось большое количество сект (бабизм, бехаизм). Все они пытаются приспособить ислам к реалиям современной жизни. Ислам также активно используется политическими партиями, под его лозунгами действуют различные общественные силы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.021 с.)