Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Генезис религии и ее исторические формыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Классификация религий. Теории, объясняющие происхождение и формы религии. 2. Формы первобытных религиозных представлений и практики. 3. Религии раннеклассовых обществ. 1. Классификация религий. Теории, объясняющие происхождение и формы религии. Вопрос о классификации религий требует обоснования принципа, который будет положен в ее основу. Признавая исторический характер религиозных представлений, мы исходим из того, что религии развивались и изменялись вместе с историческими условиями, их породившими. Поэтому, в зависимости от исторического типа общества различают: а) религии первобытного общества; б) религии раннеклассовых формаций; в) религии феодального общества; г) современные религии. Развиваясь вместе с обществом, религия обладает определенной самостоятельностью, своей внутренней логикой развития. Различные вероучения могут различаться уровнем осмысления общезначимых для религия положений, прежде всего пониманием идеи бога. В зависимости от этого мы имеем дело с политеистическими религиями, которые были типичны для ранних обществ, и с религиями монотеистическими, которые характерны для обществ с высокоразвитыми идеологическими системами. Т.е. развитие идеи сверхъестественного идет от политеизма - многобожия к монотеизму – единобожию. Религия,как уже указывалось в предшествующей теме, ассимилирует в себе и общечеловеческие ценности. Поэтому, несмотря на многообразие существующих культов, невозможно не заметить, что ведущими становились те религиозные концепции, которые с помощью своей идеологии смогли объединить возможно большее число людей. Разумеется, в основе объединяющих тенденций лежали не только религиозные начала, а причины социально-культурного порядка, которые религия отражала и закрепляла. Поэтому среди многообразия современных религий можно выделить следующие их типы в зависимости от характера и широты распространения: а) мировые религии – религии, которые распространены практически по всему земному шару и исповедуются людьми независимо от их национальной или государственной принадлежности (мировых религий три: христианство, ислам, буддизм. Первые две относятся к монотеистическим); б) национальные или национально-государственные религии, которые распространены среди людей одной национальности или в пределах одного государства (иудаизм - национальная религия евреев, индуизм, сикхизм, джайнизм - религии Индии, даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии); в) племенные культы - религии коренного населения тропической Африки, Океании, северных народов. Изучение религии включает не только ее описание, но и вопросы ее происхождения и развития. В религиоведении сложилось несколько школ и направлений, оставивших свой вклад в решение этой проблемы. До XVIII-ХIХ веков господствовало теологическое направление, исходившее из идеи врожденной религиозности и прамонотеизма. Изучение религии отдельными великими мыслителями не шло дальше критики ее отдельных догм и деятельности церкви, поэтому не могло решить вопрос о происхождении и сущности религии. В начале XIX в. сложилась мифологическая школа, основоположник которой Макс Мюллер (1823-1900) и его последователь в России Афанасьев (“Поэтические воззрения древних славян на природу”) выдвинули концепцию происхождения религии из солярного мифа (поклонение солнцу). Сторонники антропологической школы, которую основал Э. Тейлор (1832-1917) видели в религии продукт развития самосознания человека. В книге “Первобытная культура” Э. Тейлора предстают анимистические идеи как результат одухотворения силой человеческого сознания природы, как доступный дикому человеку способ познать себя. Большой вклад в уяснение причин потребности человека в религии внесла теория психоанализаЗ. Фрейда. Основатель магической школы в религиоведении Дж. Фрезер (1854-1904) в книге "Золотая ветвь" показал, что религия - один из этапов развития человеческого мышления, которое идет от магии через религию к науке. Марксистская школа - одна из влиятельнейших в современном религиоведении, рассматривает религию как закономерный этап жизни общества, который имеет свое начало, развитие и свой конец. 2. Формы первобытных религиозных представлений и практики. В предшествующей теме уже указывалось, что ранние формы религиозных представлений могли сложиться лишь в верхнепалеолитическую эпоху. Но первобытность - очень длительный исторический период не только по хронологии, но и по содержанию. Религиозные представления неандертальца, очевидно, весьма туманны и примитивны, весьма существенно разнятся от религий, возникающих на основе земледельческой культуры. А ведь и те и другие культы мы называем первобытными религиями. Конечно, они очень многообразны, но здесь мы лишь укажем основные формы первобытных религиозных представлений, подробнее прочитать о которых можно в рекомендованной литературе. Следует однако, сказать, что материальные свидетельства первобытных религиозных представлений нам оставили лишь захоронения да памятники первобытной живописи и пластики. Содержание мифов может быть реконструировано лишь косвенно, через элементы, сохранившиеся в документах эпохи письменной культуры, но тогда царили уже совсем другие культы. Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных (реже растений) - тотемом. Люди верили в то, что они произошли от предков, сочетающих в себе признаки людей и их тотема, Свой тотем способствовал осознанию своей социальной принадлежности к роду как сородичей и отличия от остальных - не родственников, поэтому в переводе тотем означает на языке индейцев оджибве “его род”. В рамках тотемизма формировалась система норм и обычаев, которые являются законом для своих соплеменников. Эти нормы существовали как система запретов - табу. Тотемизм был одной из форм религиозных представлений первобытного общества, выполняющих интегрирующую, нормативную и коммуникативную функции религии. Компенсаторскую функцию религии в первобытном обществе выполняли анимистические представления - вера в существование духов, одухотворение природы, наделение ее сил разумом и сверхъестественным могуществом. Анимистические представления могли не ограничиваться, в отличие от тотемизма, рамками рода, а восприниматься и быть общими для нескольких родов и племен. Поэтому сейчас у многих народов мы встречаем похожие сказки, песни, легенды. Анимистические и тотемические представления существовали в едином комплексе и отражали нелегкую борьбу человека за существование. Помочь привести в действие сверхъестественные силы била призвана магия. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди- шаманы, колдуны, из которых в последствии выделилось сословие жрецов, ставших главными действующими лицами в религиозном комплексе раннегосударственных религий. 3. Религии раннеклассовых обществ. Первые очаги государственности и цивилизации появились на Востоке в IV-III тыс. до н.э. Центром их являлось поселение городского типа, окруженное сельской земледельческой периферией. Храмовые организации и культы выдвигаются на первый план не только как духовный, но и как политический и экономический центр. В политических представлениях выстраивается иерархия богов, отражающая уже не только экономическую, но и социальную структуру общества. В иерархической структуре богов нетрудно увидеть отражение иерархии общественных сословий, на вершине которой находится монарх. Поэтому внутри этих религиозных культов существует неосознанная потребность в монотеизме, единобожии, которая, впрочем, в эпоху рабовладения реализовалась лишь в древнем иудаизме, откуда перешла в основные мировые религии - христианство и ислам. Но случилось это уже в другую эпоху. Многие раннеклассовые религии сохранились в современной памяти благодаря высоким достижениям искусства, которое сложилось внутри их культа. Мы восхищаемся храмовой архитектурой, яркой самобытностью древних миров. Но только древние религии могут быть объектом чисто эстетического интереса. Однако особенности современных религий вызревали в более древних.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.009 с.) |