Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Генезис религии и ее исторические формы

Поиск

1. Классификация религий. Теории, объясняющие происхождение и формы религии.

2. Формы первобытных религиозных представлений и практики.

3. Религии раннеклассовых обществ.

1. Классификация религий. Теории, объясняющие происхождение и формы религии. Вопрос о классификации религий требует обоснования принципа, который будет положен в ее основу. Признавая исторический характер религиозных представлений, мы исходим из того, что религии развива­лись и изменялись вместе с историческими условиями, их породившими. Поэтому, в зависимости от исторического типа общества различают: а) религии первобытного общества; б) религии раннеклассовых форма­ций; в) религии феодального общества; г) современные религии.

Развиваясь вместе с обществом, религия обладает определенной самостоятельностью, своей внутренней логикой развития. Различные вероучения могут различаться уровнем осмысления общезначимых для религия положений, прежде всего пониманием идеи бога. В зависимос­ти от этого мы имеем дело с политеистическими религиями, которые были типичны для ранних обществ, и с религиями монотеистическими, которые характерны для обществ с высокоразвитыми идеологическими системами. Т.е. развитие идеи сверхъестественного идет от политеизма - многобожия к монотеизму – единобожию.

Религия,как уже указывалось в предшествующей теме, ассимили­рует в себе и общечеловеческие ценности. Поэтому, несмотря на мно­гообразие существующих культов, невозможно не заметить, что веду­щими становились те религиозные концепции, которые с помощью своей идеологии смогли объединить возможно большее число людей. Разумеется, в основе объединяющих тенденций лежали не только религиозные начала, а причины социально-культурного порядка, которые религия отражала и закрепляла. Поэтому среди многообразия современных рели­гий можно выделить следующие их типы в зависимости от характера и широты распространения: а) мировые религии – религии, которые рас­пространены практически по всему земному шару и исповедуются людьми независимо от их национальной или государственной принадлеж­ности (мировых религий три: христианство, ислам, буддизм. Первые две относятся к монотеистическим); б) национальные или национально-государственные религии, которые распространены среди людей одной национальности или в пределах одного государства (иудаизм - нацио­нальная религия евреев, индуизм, сикхизм, джайнизм - религии Индии, даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии); в) племенные культы - религии коренного населения тропической Африки, Океании, северных народов.

Изучение религии включает не только ее описание, но и вопросы ее происхождения и развития. В религиоведении сложилось несколько школ и направлений, оставивших свой вклад в решение этой проблемы. До XVIII-ХIХ веков господствовало теологическое направление, исходившее из идеи врожденной религиозности и прамонотеизма. Изучение религии отдельными великими мыслителями не шло дальше критики ее отдельных догм и деятельности церкви, поэтому не могло решить вопрос о про­исхождении и сущности религии.

В начале XIX в. сложилась мифологическая школа, основополож­ник которой Макс Мюллер (1823-1900) и его последователь в России Афанасьев (“Поэтические воззрения древних славян на природу”) выд­винули концепцию происхождения религии из солярного мифа (поклоне­ние солнцу).

Сторонники антропологической школы, которую основал Э. Тейлор (1832-1917) видели в религии продукт развития самосознания человека. В книге “Первобытная культура” Э. Тейлора предстают анимистические идеи как результат одухотворения силой человеческого сознания природы, как доступный дикому человеку способ познать себя.

Большой вклад в уяснение причин потребности человека в религии внесла теория психоанализаЗ. Фрейда.

Основатель магической школы в религиоведении Дж. Фрезер (1854-1904) в книге "Золотая ветвь" показал, что религия - один из эта­пов развития человеческого мышления, которое идет от магии через религию к науке.

Марксистская школа - одна из влиятельнейших в современном религиоведении, рассматривает религию как закономерный этап жизни общества, который имеет свое начало, развитие и свой конец.

2. Формы первобытных религиозных представлений и практики. В предшествующей теме уже указывалось, что ранние формы религиозных представлений могли сложиться лишь в верхнепалеолити­ческую эпоху. Но первобытность - очень длительный исторический пе­риод не только по хронологии, но и по содержанию. Религиозные пред­ставления неандертальца, очевидно, весьма туманны и примитивны, весьма существенно разнятся от религий, возникающих на основе зем­ледельческой культуры. А ведь и те и другие культы мы называем пер­вобытными религиями. Конечно, они очень многообразны, но здесь мы лишь укажем основные формы первобытных религиозных представлений, подробнее прочитать о которых можно в рекомендованной литературе. Следует однако, сказать, что материальные свидетельства первобытных религиозных представлений нам оставили лишь захоронения да памят­ники первобытной живописи и пластики. Содержание мифов может быть реконструировано лишь косвенно, через элементы, сохранившиеся в документах эпохи письменной культуры, но тогда царили уже совсем другие культы.

Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных (реже растений) - тотемом. Люди вери­ли в то, что они произошли от предков, сочетающих в себе признаки людей и их тотема, Свой тотем способствовал осознанию своей социальной принадлежности к роду как сородичей и отличия от осталь­ных - не родственников, поэтому в переводе тотем означает на языке индейцев оджибве “его род”. В рамках тотемизма формировалась систе­ма норм и обычаев, которые являются законом для своих соплеменников. Эти нормы существовали как система запретов - табу. Тотемизм был одной из форм религиозных представлений первобытного общества, вы­полняющих интегрирующую, нормативную и коммуникативную функции ре­лигии.

Компенсаторскую функцию религии в первобытном обществе выпол­няли анимистические представления - вера в существование духов, оду­хотворение природы, наделение ее сил разумом и сверхъестественным могуществом. Анимистические представления могли не ограничиваться, в отличие от тотемизма, рамками рода, а восприниматься и быть об­щими для нескольких родов и племен. Поэтому сейчас у многих наро­дов мы встречаем похожие сказки, песни, легенды.

Анимистические и тотемические представления существовали в едином комплексе и отражали нелегкую борьбу человека за существо­вание. Помочь привести в действие сверхъестественные силы била призвана магия. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди- шаманы, колдуны, из которых в последствии выделилось сосло­вие жрецов, ставших главными действующими лицами в религиозном комплексе раннегосударственных религий.

3. Религии раннеклассовых обществ. Первые очаги государственности и цивилизации появились на Востоке в IV-III тыс. до н.э. Центром их являлось поселение городского типа, окруженное сельской земледельческой периферией. Храмовые ор­ганизации и культы выдвигаются на первый план не только как духов­ный, но и как политический и экономический центр. В политических представлениях выстраивается иерархия богов, отражающая уже не только экономическую, но и социальную структуру общества. В иерар­хической структуре богов нетрудно увидеть отражение иерархии об­щественных сословий, на вершине которой находится монарх. Поэтому внутри этих религиозных культов существует неосознанная потребность в монотеизме, единобожии, которая, впрочем, в эпоху рабовладения реализовалась лишь в древнем иудаизме, откуда перешла в основные мировые религии - христианство и ислам. Но случилось это уже в другую эпоху. Многие раннеклассовые религии сохранились в современной па­мяти благодаря высоким достижениям искусства, которое сложилось внутри их культа. Мы восхищаемся храмовой архитектурой, яркой са­мобытностью древних миров. Но только древние религии могут быть объектом чисто эстетического интереса. Однако особенности современ­ных религий вызревали в более древних.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.31 (0.008 с.)