К теме 2. Слагаемые и компоненты религии как предмета познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме 2. Слагаемые и компоненты религии как предмета познания



К теме 2. Слагаемые и компоненты религии как предмета познания

Тема 2 «Слагаемые и компоненты религии как предмета познания» рассматривает структуру религии. Эта и следующая темы («Типологии религии») должны послужить основой для сравнительного религиоведческого анализа в последующих темах, освещающих исторические формы религий. Важно осознать разнообразие подходов к проблеме определения структуры и типологий религии. Один из возможных подходов к структуре религии таков:

Структура религии

1. Религиозная вера (вероучение, догматы):

1.1. теология (богословие): учение о сверхъестественном (существах, явлениях, предметах и пр.);

1.2. космология: учение о мире/космосе (устройство мира) и космогония (происхождение мира);

1.3. антропология (учение о человеке): антропогенетические и этногенетические представления (о происхождении человека, народа); представления о душе (если есть), рождении человека, смысле жизни, смерти;

1.4. эсхатология – учение о конечных судьбах мира («конец света») и человека (посмертное воздаяние, «райское блаженство» или «адские муки»).

2. Религиозный культ:

2.1. религиозные обряды (символические действия в отношении сверхъестественного):

а) богослужение – главный обряд, обычно сопровождающийся жертвоприношением;

б) другие обряды

– индивидуальные и коллективные;

– обряды жизненного цикла (обряды перехода или инициацио́нные);

– обряды годового цикла (календарные);

– обряды ситуативные и пр.

2.2. места отправления культа:

а) храмы;

б) места собраний и молитв;

2.3. предметы культа.

3. Религиозная организация:

3.1. структура религиозной организации:

а) руководитель: профессиональные/непрофессиональные служители культа, их иерархия;

б) простые верующие (община);

в) вспомогательные учреждения (учебные заведения, отделы по связям с общественностью и пр.);

3.2. типы религиозных организаций

а) религиозные объединения: религиозные группы и религиозные организации;

б) Социологические типы религиозных организаций: культ, секта, деноминация, церковь.

 

 

При изучении темы 2 необходимо осознать наличие омонимичных понятий «культ» в значении религиозного действия (обрядов) и в значении типа религиозной организации. Особое внимание следует уделить уяснению типологии религиозных организаций. Здесь необходимо отметить отсутствие в юридической терминологии такого понятия как «секта» и недопустимость использования этого негативного слова даже в отношении религиозных объединений, не признаваемых большинством. Сложность терминологической ситуации заключается в том, что в обыденном сознании «иные», кроме «признанных» религиозных организаций обычно определяются как «секты». Однако, исходя из конституционного права «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28), могут быть ограничены в деятельности лишь те религиозные объединения, которые в судебном порядке признаны нарушающими закон. Все же остальные, вне зависимости от формы регистрации, а также от мнений и желаний обывателя имеют равное право на существование с общепризнанными организациями.

Для более чёткого усвоения особенностей типов религиозных организаций удобно воспользоваться схемой, на основании которой будут даны проверочные вопросы.

 

Социологические типы религиозных организаций (жизненный цикл религиозной организации)

Тип организации признаки КУЛЬТ СЕКТА ДЕНОМИНА́ЦИЯ ЦЕРКОВЬ
(от лат. cultus – «возделывание», «поклонение») (от лат. sectare – «разделять», «отделять» или sequi – «следовать за кем-либо», «учение, школа») (от лат. denomina – «переименование») (от греч. kyriake – «божий дом»)
Пример «Культ Отца Небесного»; «Богородичный центр» Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода) адвентизм, методизм; конгрегационализм Римская католическая церковь; Англиканская церковь; Русская православная церковь
Тип руководства Харизматический лидер   Харизматические лидеры (ученики основателя) или непрофессиональные лидеры, не имеющие специальной подготовки Профессиональные священнослужители (переход хари́змы с личности на должность) Профессиональные священники
Членство; источник членства Братство преданных верующих: осознанное обращение в веру в результате убеждения и эмоционального кризиса Братство преданных верующих: осознанное обращение в веру на основе убеждения Традиционное членство: обращение в веру детей членов общины, а также и новых людей Все или большинство членов общества входят в состав церкви
Активность (вовлеченность) членов Высокая: полная преданность Высокая: полная преданность Не высокая: незначительная вовлеченность, разрешается иметь другие обязательства Низкая: вовлеченность минимальная или совсем не требуется для многих членов
Тип вероучения Неразвитый (изменяющийся): новые принципы или откровения; опора на личный духовный опыт Слаборазвитый: подчеркнутая чистота новой доктрины (совсем новая или возврат к изначальным принципам =фундаментализм) Разработанный: терпимость к различным религиозным точкам зрения и спорам Детально разработанный: чётко оформленная доктрина – формальная теология
Тип обрядности (религиозного действия) Неразвитый (изменяющийся): глубокая эмоциональность, повторение действий лидера Слаборазвитый: глубокая эмоциональность Разработанный: наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность Детально разработанный: ритуалы факультативны – можно проводить не все обряды
Отношение к государству и другим религиям Индифферентное или отрицание правоты других религий, государственных и светских органов власти Отрицательное: выступает против других религий и светских организаций (не всегда открытое), иногда против государства; социальная замкнутость на свою группу Толерантное: дружелюбное отношение к другим религиям и государству; стремление к инкультурации (включению в общественную жизнь) Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями, включена в культуру и общественную жизнь. Отрицательное отношение к другим религиозным учениям и организациям (= конкурентам)

 


К теме 3. Типологии и классификации религии

Тема 3 «Типологии и классификации религии» также как и предыдущая является базовой для понимания и анализа религий. Умение выявлять и использовать классификационные признаки различных феноменов, в том числе и религиозных, можно определить как один из методов научного познания. Студенту необходимо уяснить субъективность любой из возможных типологий. «Примерить» какой-либо придуманный тип к конкретной религии невозможно, т.к. любая религия представляет сложный комплекс религиозных и социальных проявлений, далеко выходящих за рамки предлагаемого типа. Приведём 4 наиболее удобные типологии из множества возможных. Кроме того, говоря о типологии религий, можно выделять определенные исторические стадии (типы) их развития, определять способ формирования вероучения (естественные / природные религии и религии откровения) либо делить религии по численности их последователей (см. ниже).

Типологии религий

(все приведенные ниже и иные возможные типологии религий условны)

Типологии религии ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ

Здесь необходимо понять, что происхождение и приписываемые локальные качества религий зависят от субъективного мнения исследователя, производящего типологизацию так, с точки зрения жителя Индии религии можно разделить на религии Запада (иудаизм, христианство и ислам) и восточные религии (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм). Однако с точки зрения петербуржца ислам представляется скорее восточным, нежели западным явлением.

 

Восточные религии

– 1.1. индийские (дхармические) религии – этнические религии Индии: индуизм (ведизм, брахманизм, вишнуизм, шиваизм); джайнизм, сикхизм (и буддизм);

– 1.2. дальневосточные религии – национальные религии Китая (конфуцианство, даосизм) и Японии (синтоизм);

– 1.3. иранские религии (зороастризм, маздеизм, митраизм);

2. Религии древнего Средиземноморья (египетская) и Междуречья (месопотамская: шумеры, Ассирия, Вавилон);

3. Античные религии (древнегреческая, древнеримская);

4. Язычество Европы (древнегерманская, скандинавская, древнеславянская религиозные системы);

5. Авраамические религии (религии откровения)

-5.1. иудаизм, гностицизм,

-5.2. христианство (несторианство, монофизитство; католицизм, православие, протестантизм и пр.),

-5.3. ислам (мусульманство),

-5.4. вера бахаи (бахаизм).

6. Аборигенные («туземные») религии Африки, С.и Ю. Америки, Австралии и Океании и пр.

7. Синкретические религии (новые религиозные движения).

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Рекомендации по проведению семинарских занятий

На семинарских занятиях разбираются наиболее сложные темы, освещающие особенности внутреннего и внешнего устройства и убранства мест отправления культа в различных религиях и конфессиях на примере Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется правилам поведения на их территории. Для большей наглядности и иллюстрации данной тематики предполагается применение технических средств обучения – демонстрация слайдов и видеозаписей (особенно рекомендуется документальный видеофильм «Религиозный Петербург. Связь времен», 2007 г., созданный в рамках программы «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга).

Для закрепления полученных знаний, формирования на их базе необходимых умений и навыков, а также для отработки теоретических положений курса возможна организация экскурсий по религиозным объектам города и в Государственный музей истории религии.

В данном УМК семинарские занятия представлены в трёх вариантах:

– при минимуме семинаров (2-5 занятий) предлагается вариант «Общих вопросов религиоведения»;

– при возможности или при большем количестве выделяемых часов предполагается вариант 2, посвящённый дополнительному изучению храмов и мест собраний и молитв в разных религиях на примерах Петербурга (такая форма семинаров проводится в БАТиПе с 2003 г.).

Существует 2 основные формы проведения семинаров:

1. Несколько человек готовят доклады по темам семинара (из расчета 1 человек-1 тема, продолжительность доклада 7-10 минут, исходя из того, что должны прозвучать ВСЕ темы семинара).

2. Готовятся все как в школе, и устраивается фронтальный опрос и/или письменная проверочная работа.

Обычно проще проходит вариант 1, но в случае неготовности или плохой подготовленности докладчиков, а также неготовности работы на семинаре у всех остальных, случается вариант 2 (особенно это касается «неходящих»).

=> [доклад, 7-10 минут];

Большая просьба к старостамвзять под свой контроль распределение тем для семинарских занятий. Если несколько человек подготовят одну тему, а остальные темы окажутся не озвученными – то придётся всем самостоятельно готовить их к зачёту и к проверочной работе.

При подготовке к докладу/сообщению необходимо помнить о нескольких моментах:

1. использовать информацию из нескольких источников;

2. чётко структурировать своё выступление;

3. обязательно уточнить по толковым, специальным или электронным словарям ВСЕ непонятные термины; для этого лучше всего подойдёт «свободная энциклопедия Википедия » (http://ru.wikipedia.org/wiki) и закладка «Словари» в Яндексе (http://slovari.yandex.ru).

4. кратко и доступно объяснить основные термины и понятия слушателям;

5. обязательно учитывать временной регламент;

6. выступление должно быть логичным, понятным, НЕ перегруженным специальной терминологией и религиозными оборотами (оно должно носить информативный характер и «не быть проповедью»;

7. иллюстрации и наглядность приветствуются.

 

Вариант 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Основная

1. Лобазова, О.Ф. Религиоведение: Учебник. М., 2006.

2. Основы религиоведения. Учебник / Ю.Ф. Борунков и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2007.

3. Торгашев, Г.А. Основы религиоведения. Учебное пос. СПб., 2004.

Дополнительная

1. Андреев, А.И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-удэ, 1992.

2. Библия (любое издание).

3. Васильев, Л.С. История религий Востока. М., 2006.

4. Гараджа, В.И. Социология религии. Уч. пос. для студентов гуманитарных специальностей. М., 1995.

5. Данилова, М.М. Религиоведение. Учебное пособие. СПб.: Изд-во БМиТ (БАТиП), 2006.

6. Игнатов, В.Г. Религиоведение: методология, политика, экономика, право / В.Г. Игнатов, В.И. Битов. Ростов н/Д, 1998.

7. История религии / Под ред. И.Н. Яблокова. В 2 т. М., 2005.

8. История религий в России. Учебник. Изд. 2-е / Под общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. М., 2004.

9. Кислюк, К. Религиоведение. Уч. пос. для высших учебных заведений / К. Кислюк, О. Кучер. Ростов н/Д, 2003.

10. Коран (любое издание).

11. Кудрявцев, В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Уч. пос. для вузов. Мн., 1997.

12. Лукашевский, Е.С. Петербург православный: Справочник-путеводитель. СПб., 2002.

13. Лукашевский, Е.С., Власова Т.И. Православные святыни Санкт-Петербурга: Методическое пособие / Е.С. Лукашевский, Т.И. Власова. СПб., 1998.

14. Мейендорф, И. Православие в современном мире. М., 1997.

15. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. М., 1980-1982.

16. Многонациональный Петербург: Энциклопедия. СПб., 2002.

17. Религии народов современной России / Отв. ред. М.П. Мчедлов. 2-е изд. М., 2002.

18. Религиоведение. Уч. пос. / М. Ленсу, Я. Яскевич, В. Кудрявцев и др. Мн., 2003.

19. Религиоведение. Уч. пос. / Под ред. А.В. Солдатова. СПб., 2003.

20. Религиоведение. Уч. пос. / Под ред. М.М.Шахнович. СПб, 2006.

21. Религиоведение. Уч. пос. для пед. вузов / Под ред. А.Ю. Григоренко. СПб., 2008.

22. Религиоведение: Экспресс-курс / Н. Рогалевич, Б. Сумароков, А. Островцев. Мн., 2003.

23. Санкт-Петербургская епархия 2008. Справочник. СПб., 2008.

24. Токарев, С.А. Ранние формы религии. М., 1990, 2008.

25. Тора (любое издание).

26. Торчинов, Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. СПб., 1998.

27. Трапезников А. Храм, обряды, богослужение. М., 2007.

28. Христов, А.А. Религиозный туризм. Учебник. М., 2003.

 

Ресурсы сети Интернет

Часто у студента не находится времени, чтобы посетить библиотеку, поэтому удобно предложить наряду с информационными порталами и т.н. «он-лайн библиотеки», откуда есть возможность «скачать» доступные издания.

К теме 2. Слагаемые и компоненты религии как предмета познания

Тема 2 «Слагаемые и компоненты религии как предмета познания» рассматривает структуру религии. Эта и следующая темы («Типологии религии») должны послужить основой для сравнительного религиоведческого анализа в последующих темах, освещающих исторические формы религий. Важно осознать разнообразие подходов к проблеме определения структуры и типологий религии. Один из возможных подходов к структуре религии таков:

Структура религии

1. Религиозная вера (вероучение, догматы):

1.1. теология (богословие): учение о сверхъестественном (существах, явлениях, предметах и пр.);

1.2. космология: учение о мире/космосе (устройство мира) и космогония (происхождение мира);

1.3. антропология (учение о человеке): антропогенетические и этногенетические представления (о происхождении человека, народа); представления о душе (если есть), рождении человека, смысле жизни, смерти;

1.4. эсхатология – учение о конечных судьбах мира («конец света») и человека (посмертное воздаяние, «райское блаженство» или «адские муки»).

2. Религиозный культ:

2.1. религиозные обряды (символические действия в отношении сверхъестественного):

а) богослужение – главный обряд, обычно сопровождающийся жертвоприношением;

б) другие обряды

– индивидуальные и коллективные;

– обряды жизненного цикла (обряды перехода или инициацио́нные);

– обряды годового цикла (календарные);

– обряды ситуативные и пр.

2.2. места отправления культа:

а) храмы;

б) места собраний и молитв;

2.3. предметы культа.

3. Религиозная организация:

3.1. структура религиозной организации:

а) руководитель: профессиональные/непрофессиональные служители культа, их иерархия;

б) простые верующие (община);

в) вспомогательные учреждения (учебные заведения, отделы по связям с общественностью и пр.);

3.2. типы религиозных организаций

а) религиозные объединения: религиозные группы и религиозные организации;

б) Социологические типы религиозных организаций: культ, секта, деноминация, церковь.

 

 

При изучении темы 2 необходимо осознать наличие омонимичных понятий «культ» в значении религиозного действия (обрядов) и в значении типа религиозной организации. Особое внимание следует уделить уяснению типологии религиозных организаций. Здесь необходимо отметить отсутствие в юридической терминологии такого понятия как «секта» и недопустимость использования этого негативного слова даже в отношении религиозных объединений, не признаваемых большинством. Сложность терминологической ситуации заключается в том, что в обыденном сознании «иные», кроме «признанных» религиозных организаций обычно определяются как «секты». Однако, исходя из конституционного права «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28), могут быть ограничены в деятельности лишь те религиозные объединения, которые в судебном порядке признаны нарушающими закон. Все же остальные, вне зависимости от формы регистрации, а также от мнений и желаний обывателя имеют равное право на существование с общепризнанными организациями.

Для более чёткого усвоения особенностей типов религиозных организаций удобно воспользоваться схемой, на основании которой будут даны проверочные вопросы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.072 с.)