Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Религия как социальное явлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Происхождение религии. Социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии. 2. Религиозное сознание, его особенности и структура. 3. Религиозная деятельность и религиозные организации. 4. Функции религии. 1. Происхождение религии. Социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии. С религией каждый из нас сталкивался в обыденной жизни и потому имеет свое, сложившееся в повседневной практике, представление о ней. Религия как элемент духовной культуры тесно связана с политикой. Поэтому суждения о религии всегда зависят от подхода к ней. В науке выделяют три основных подхода к объяснению феномена религии и ее роли в жизни человека и общества – теологический (богословский), научный и философский. Нас будет интересовать научно-философский анализ религии и ее конкретных форм. Научный подход к религии свидетельствует, что она есть социальный феномен, а ее форма и содержание зависят от социальных условий и каждая конкретная религия несет на себе существенные черты различных исторических эпох. Поэтому можно сказать, что религия есть универсальное духовное явление в жизни общества, которое объединяет с помощью вероучения, моральных и других ценностей определенные группы людей в религиозные организации. Исключительная роль религии в истории общества несомненна. Атеизм как массовое, обыденное явление – это детище культуры ХХ века, причем только ее европейской формы. Подавляющее большинство современного человечества – это религиозное человечество. Источники, религиозные и светские, называют разное количество людей, исповедующих те или иные религии, но примерное число представителей разных конфессий таково: Христиане – около 1500 млн. чел.; Мусульмане - около 1000 млн. чел.; Буддисты - около 300 млн. чел.; Индуисты – около 700 – 900 млн. чел.; Др. национальные религии – около 350 млн. чел.; Новые религии – более 100 млн. чел.; Атеисты и неверующие - 1100 млн. чел. Всего же население Земли достигло 6 млрд. чел. Как видите, большинство современного населения планеты – верующие. Тем более – прошлые эпохи, когда все население было верующим, а атеистические взгляды были достоянием лишь отдельных представителей образованных слоев общества. Можно сказать, что вся сознательная история человечества, сохранившаяся в письменных памятниках культуры – это история религиозного человечества. Но ведь религия возникла раньше письменности. Как можно судить о древних верованиях, о том, когда они возникли и что собой представляли, если человечество их не зафиксировало в памятниках письменной культуры?
О наличии у древнего человека религиозных представлений можно судить лишь косвенно, на основании археологических данных, в основном по характеру захоронений. До неандертальца признаков религиозности не обнаружено, а вот у кроманьонца уже были развитые религиозные представления. На их стоянках найдены фигурки женщин-прародительниц – первые произведения искусства религиозного характера. Поэтому мы можем сказать, что религия возникла 30 – 50 тыс. лет назад. Именно в это время возникает чисто человеческая форма коллективности, и сознание человека становится способным к абстрактному мышлению, без которого невозможны религиозные представления. Религия – сложное социальное явление, порождаемое целой группой причин, которое принято подразделять на социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии. Социальные причины религии. Религия – социальное явление, поэтому ее корни следует искать в условиях общественного бытия. Главная причина - бессилие человека перед стихийной силой общественного развития, силой социальной закономерности. В первобытном обществе - это бессилие перед силой природы и рода, в развитом обществе - перед стихией общественного развития. Это бессилие может быть реальным, связанным с низким уровнем общественного развития, или мнимым, иллюзорным, когда человек не осознает своих реальных сил. С возникновением классов и государства социальные корни религии подкрепляются классовыми: появляются господствующие религии, которые поддерживаются государством. Социальные корни являются главными, определяющими среди причин, поддерживающих и воспроизводящих конкретную религию, или способствующих появлению новой. Гносеологические причины религии - причины, коренящиеся в особенностях и закономерностях процесса познания. Познание имеет свои закономерности, которые ведут к правильному или ложному отражению объекта. Существует возможность отрыва фантазии от действительности, абстракции от реальности. Наше мышление смотрит на продукт своей деятельности как на самостоятельную реальность. Нам трудно установить, а иной раз и невозможно, земные корни абстрактных представлений. Идеальное начинает мыслится как самостоятельная реальность. К тому же деятельность человека носит целеполагающий характер, т.е. любому деянию всегда предшествует идеально поставленная цель. Проблема взаимоотношения материального и идеального не всегда решается в пользу первичности материального, а религиозные представления всегда исходят из примата идеального над материальным. Поэтому они могут быть результатом тех действительных трудностей, которые предстают перед человеком в силу закономерностей человеческого познания: активности сознания, абстрагирующей деятельности сознания, целеполагающего характера человеческой деятельности.
Психологические предпосылки религии являются главными среди причин, порождающих индивидуальную религиозность. Люди не только фиксируют отражаемый мир в сознании, но и переживают его. Так возникает религиозное чувство. Одним из главных чувств, порождающих необходимость в религиозном утешении, является страх – перед смертью, потерей близких, социальными неурядицами и т.п. Это имеет в виду известное выражение, что страх породил богов. 2. Религиозное сознание, его особенности и структура. Из курса философии вы знаете, что процесс отражения общественного бытия в общественном сознании не является зеркальным, а осуществляется в определенных формах, которые называются ценностными, или формами общественного сознания. Нас интересует особенности религиозного сознания. На уровне общественного бытия оно порождает религиозную идеологию и религиозную психологию и имеет специфические черты: особая форма отражения (бытие отражается в фантастическом виде) и особый объект отражения (наиболее активно отражаются силы и процессы, гнетущие человека). Среди особенностей религиозного сознания следует указать следующие: - фантастическое отражение действительности, удвоение мира на мир реальных и сверхъестественных сущностей; - признаки реальности сверхъестественного; - идея бога; - относительная самостоятельность религиозного сознания, которая проявляется в следующих чертах: наибольшая удаленность религии от общественного бытия и изменений в нем, отставание от изменений в общественном бытия, активная преемственность и медленная изменяемость религиозного сознания. Все формы общественного сознания ведут к обоснованию своего понимания и познания мира. Но религия – единственная, которая главной ценностью признает не познание мира, а веру. Поэтому главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Под сверхъестественным религия понимает все то, что стоит над миром реальных вещей и явлений. Каким образом в религиозном сознании осуществляется признание реальности сверхъестественного? Только верой. Поэтому религиозная вера - обязательный признак религиозного сознания и главная его ценность. Вера является компонентом всякого, а не только религиозного сознания, как выражение высокой степени убежденности. Но религиозная вера может исходить не только из знания, но и из отрицания своей связи сним. Вера рассматривается как переживание, а ее аргументация - как низшее по отношению к ней, ибо вера не испытывает нужды в аргументации. Христианский Катехизис, написанный митрополитом Филаретом, говорит, что знание строится на опыте, а вера - на доверии к изрекаемой истине, знание принадлежит уму, а вера - сердцу. Апостол Павел указывал, что вера есть уповаемой извещение вещей, уверенность в невидимом как бы в видимом. Вопрос о структуре религиозного сознания в современной науке является спорным. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, поэтому он может быть по-разному изложен даже в учебниках.
Мы будем исходить из того, что в религиозном сознании можно найти группы идей и чувств, имеющих общность, т.е. идей и чувства, находящихся во всех религиях. Именно они и составляют структуру религиозного сознания. Вера в группу идей и эмоций, связанных с представлением о реальности сверхъестественных существ и сущностей, утверждающая возможность общения человека с ними называется анимизмом. В каждой религии есть анимистические идеи и чувства. Они составляют анимистическийэлемент религиозного сознания. Идея реальности сверхъестественного находит выражение в мифах, отражающих явления природы и общественной жизни. Это мифологическийэлемент религиозного сознания. В религиозном сознании имеются представления о сверхъестественных качествах отдельных предметов и явлений - это фетишистский элемент религиозного сознания. Представления о сверхъестественном характере действий, культа составляют магический элемент религиозного сознания. Следует отметить также, что степень зрелости, развитости религиозных представлений у разных людей и даже разных слоев общества не одинакова. Поэтому различают в религиозном сознании два уровня: обыденный, включающий повседневные религиозные представления рядовых верующих, и богословский, или теологический, где положения вероучения рассматриваются и аргументируются с помощью философии. 3. Религиозная деятельность и религиозные организации. Религия - сложный социальный комплекс, включающий не только представления, но и реальные действия и организации. Религиозные отношения - не только отношения людей к богу, а своеобразные отношения людей друг к другу. Религиозная деятельность имеет раздвоенный характер: во-первых, она направлена на реальный мир с целью удовлетворения реальных потребностей, а - во-вторых, на сверхъестественный мир, с целью удовлетворения представлений о загробной жизни и т.п. Такая деятельность выступает как культ-совокупность религиозных действий в виде разного рода обрядов и церемоний, связанных с отношением людей к сверхъестественному. Цель культовых действий - влияние человека на потусторонний мир. В культе применяются различные искусства, что усиливает его эмоциональное воздействие. Для рядовых верующих различия между религиями проявляются именно в области культа.
На основе религиозных представлений и культа происходит обобщение верующих, формируются религиозные организации, через деятельность которых осуществляется постоянное воспроизводство религии. В пределах религиозных организаций возникает стабильность вероучений и культов. В процессе исторического развития религиозные организации приобрели разнообразные формы. В условиях первобытного общества религиозная организация совпадала с политической. На фазе классового развития выделяются локальные религиозные направления. В ранних государствах возникают храмовые организации, в более развитых общественных системах образуются церковь, которая занимает особое место в государстве. Развитие церквей сопровождалось появлением монастырей, монашеских орденов, политических религиозных партий. Осуществление религиозного культа тоже имеет свою историю. В доклассовом обществе культ носил характер коллективной деятельности. С усложнением общественной жизни появляются жрецы, маги. В развитых классовых обществах появляется специфическая профессиональная группа - духовенство, которая монополизирует культовую деятельность. 4. Функции религии. Поскольку религия, прежде всего, выступает как форма общественного сознания, главной ценностью которой является вера в сверхъестественное, основной функцией религии является мировоззренческая. Религия, прежде всего, влияет на принципы деятельности человека. Мировоззрение - обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в нем и отношения человека к нему и своим собственным возможностям. Мировоззрение реализуется в виде норм и установок деятельности. Структурным ядром мировоззрения является либо философское, либо религиозное сознание. Религиозное сознание включает, как было указано выше, религиозную идеологию и психологию, которые обрабатывают материал других форм общественного сознания и создают на базе их религиозную философию, религиозную этику и эстетику, религиозное правовое и политическое сознание, религиозную картину мира. На основе этого возникает установка их деятельности, религиозное понимание ценностей. Поэтому верующие ищут в священных книгах ответы на все вопросы. Религия создает определенную систему норм и ценностей, которые призваны закреплять веру в сверхъестественное. Ассимилировав многие общечеловеческие ценности, религия выполняет регулятивную функцию. На основе общности вероучения человек приходит к осознанию своего единства с определенной группой. Т.е. религия объединяет людей по религиозному признаку (или разъединяет) - в этом состоит ее интегративная функция.
Религия формирует определенные нормы общения людей и восприятия ценностей культуры – нормативная функция, - а такие определяет на их основе формы общения верующих - коммуникативная функция религии. Но центральной, специфической для религии остается компенсаторная функция - религия призвана дать утешение и воздаяние за страдания человека в земной жизни.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 2086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.014 с.) |