Журналистика и система социальных норм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика и система социальных норм



 

Журналистика как социальный институт существует в виде различных учреждений (газетных и журнальных редакций, издательств, теле- и радиоорганизаций, информационных агентств, Интернет-СМИ), работающих и взаимодействующих друг с другом и с иными силами общества в соответствии с определенными нормами.

Социальная норма применительно к любой сфере жизнедеятельности общества – это общее правило, упорядочивающее и регулирующее однородные, массовые, типичные отношения и взаимодействия. Это модели, образцы, эталоны, стандарты поведения людей, определяющего в свою очередь рамки политики коллективов, групп, социальных институтов и т.д. Это нравственные императивы, основанные на принятых в обществе представлениях (требование, приказ, закон; от лат. imperativus – «повелительный»). Социальная норма обозначает границы, в пределах которых явление сохраняет свои качества и функции в упорядоченном, организованном виде. Социальные нормы устанавливают рамки приемлемого, возможного и должного. Они определяют критерий или идеал поведения, в соответствии с которыми оцениваются установки и действия.

Социальные нормы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без сформированной и принятой системы норм невозможно существование человека, общества и государства. Нельзя жить в обществе и быть его полноценным гражданином, игнорируя сложившуюся систему социальных норм. Поведение, отрицающее социальные нормы или противоречащее им, называют аморальным, асоциальным, то есть вредным, разрушительным для общественных устоев. Соответствие/несоответствие поведения человека нормам, принятым в обществе, получают социальную оценку – одобрение или неодобрение, которые проявляет группа, организация и т.д. по отношению к нему в ответ на выполнение или невыполнение предъявляемых требований. Есть прямая связь между системой социальных норм и экономическим, политическим, социально-культурным уровнем развития общества. В нормах проявляются особенности исторического развития страны, национальная специфика, общекультурные достижения народа. Иными словами, правовая, морально-этическая системы – это показатель культуры государства и его граждан. Нельзя навязать обществу систему социальных норм или заставить следовать ей. Принятие новой для общества системы социальных норм возможно лишь естественным, эволюционным путем, только посредством воспитания каждым человеком в себе нового гражданина.

Социальные нормы необходимы для упорядочивания совместного существования людей, согласования социального взаимодействия, обеспечения стабильного, гарантированного характера жизнедеятельности общества. Нормы, являясь важным регулятором жизни, выполняют функции социального управления.

Социальное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или её отдельные элементы, основанные на использовании присущих данной системе объективных закономерностей и тенденций. Причем воздействие организующее, координирующее деятельность людей для достижения социальных целей. Это упорядочение, организация общественных отношений во всех областях жизни и в конечном счёте воздействие на поведение отдельных людей и коллективов. Управление – это обеспечение изменения системы в сторону поставленной цели, перевод её в новое состояние, достижение её оптимального функционирования и развития. Контроль за каждым данным состоянием управляемой системы, стабильность курса её движения, недопущение отклонения от него обеспечивает социальное регулирование. Таким образом, регулирование – это предпосылка, необходимое условие управления, одна из его функций и инструментов.

Социальное управление и регулирование (так же как любая власть, социальные отношения и человек) имеют информационную и коммуникационную природу. В современном обществе все процессы управления и механизмы регулирования буквально пронизаны потоками информации. В определенном смысле управлять социальной системой и контролировать управление – значит непрерывно производить, перерабатывать и продвигать информацию. Выпукло информационная природа проявляется в процессах правового управления и регулирования: инициатива государственной власти → создание и внесение документа в Думу → рассмотрение, обсуждения, принятие и подписание Президентом → опубликование и популяризация новой правовой информации → реакция общественного мнения.

Информационную и коммуникационную природу имеет политика (вне зависимости от ее объектов и средств). В этом смысле выражение «информационная политика» – плеоназм. Информационная политика – это мысль, облеченная в оболочку и опирающаяся на намерение. Формирование и реализация политики – это, по сути, процесс информационного круговорота. По большому счёту, история информационной политики – это история человечества, так как человек – это единственное существо в мире, способное проводить информационную политику. Информационная политика существует с момента рождения человека информационного, то есть человека, который стал создателем, творцом. Человек информационный стал сознательно производить, модифицировать и передавать информацию, кроме того, он научился создавать информационные системы, способные ее сохранять и аккумулировать. Государственная информационная политика стала существовать уже с момента возникновения первых проявлений политической воли, выражающейся посредством информации.

Эффективное управление и регулирование в обществе – это важные факторы социального порядка. Социальный порядок предполагает условия существования, при которых формируются, поддерживаются и разрушаются различные образцы социальной организации, представленные совокупностью институтов и способов их воздействия на социальную жизнь. Порядок обеспечивает устойчивое и эффективное существование социальной системы в органическом единстве трех аспектов: человеческом (осознание человеком его места и значения в обществе, правил взаимоотношений с другими людьми), ролевом (определение системы социальных ролей гражданина) и культурном (принятие норм поведения в различных сферах социальной жизни, например, в сфере информации – информационный порядок).

СМИ, имея огромное влияние на массовое сознание, не могут не участвовать (и должны участвовать) в формировании системы социальных, морально-нравственных императивов, шкалы ценностей. Это влияние и это участие возможны лишь в случае, если журналистика сама будет безупречной в плане соответствия социальным нормам, если она в своей деятельности будет руководствоваться системой строго установленных правил.

В широком значении норма в журналистике – это правило, устанавливающее рамки поведения для всех людей в сфере массовой информации. Однако чаще всего, когда мы говорим о нормах в сфере СМИ, мы имеем в виду установления, определяющие порядок профессиональной деятельности различных специалистов: от издателя до корреспондента (от учреждения периодического издания, направленность которого не будет противоречить закону и этике, до допустимости сбора, подачи и публикации информации). В широком смысле система норм в журналистике – это комплекс установок, призванных упорядочить взаимоотношения в сфере СМИ (внутренние и внешние).

Целостное представление о системе норм в журналистике применительно к новым социальным условиям еще не сложилось. Данная система стала формироваться относительно недавно, и работа над ее совершенствованием продолжается. Часто процессы формирования протекают стихийно, лишь под влиянием динамичных требований времени. Данными обстоятельствами и объясняются многие проблемы современной практической журналистики. Специалистам в сфере СМИ бывает сложно ориентироваться в существующей системе социальных норм, выбрать оптимальную модель поведения. Любой журналист может оказаться в неоднозначной ситуации: необходимо донести до читателя информацию, заняв при этом правильную позицию и будучи уверенным в своей юридической грамотности и этичности. Редактор, оценивая материал, часто рискует пропустить спорный момент, а это потенциальная опасность вовлечения издания в судебную тяжбу. К сожалению, в наши дни обычной практикой стала публикация материалов, находящихся на грани дозволенного. Поэтому различные политические и коммерческие силы имеют дополнительный рычаг воздействия на СМИ.

Нередко редакторы и журналисты при принятии профессиональных решений вынуждены прислушиваться к внутреннему голосу, действовать интуитивно. И здесь неизбежны сомнения, поиски и ошибки. В идеале в любых (тем более в критических) ситуациях журналистика должна руководствоваться социальными нормами, которые прописаны в нормативно-правовых, профессионально-этических документах или существуют в сознании специалистов в сфере СМИ в виде общечеловеческих моральных принципов.

Система социальных норм обладает сложной структурой и динамичным характером. В существующих работах не приводится единой классификации социальных норм. Как правило, в качестве типов социальных норм рассматриваются мораль, право, политические нормы, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и т.д.

Чтобы выполнять функции социального управления, все нормы должны быть согласованными, взаимодействующими, непротиворечивыми. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Ни одна из данных подсистем социальных норм не может обладать монополией на общественное управление и регулирование. Организация, обеспечивающая полноценное существование и развитие общества, нуждается в комплексном воздействии социальных норм различной природы (хотя и в разной степени). Различные типы норм охватывают всю социальную систему. Связано это с тем, что социальные отношения, лежащие в основе внутренней структуры общества, разнообразны и требуют специфики регулирования.

Основными видами социальных норм являются морально-этические императивы, религия, традиции и обычаи, корпоративные нормы, право, политические нормы и др. Все они находят место в процессе социального управления и регулирования системой журналистики.

Упрощенно систему социальных норм можно представить в виде сфер, налагающихся друг на друга.

Чем больше у данных сфер «пересечений», тем больше оснований считать, что предмет регулирования обладает свойством полинормативности. В идеале взгляды на предмет регулирования с позиций разных сфер должны совпадать, однако на практике они часто расходятся, что приводит к непониманию, разногласиям и апатии в обществе. Ярким примером таких «расхождений» в наши дни служит отношение к цензуре.

Согласно статье 29 Конституции РФ, цензура в нашей стране запрещена. Однако что такое цензура?

Во-первых, обыденное сознание может понимать цензуру (лат. censura) максимально широко: это система государственного и общественного надзора за СМИ, осуществляемого государственными органами и их должностными лицами, организациями, учреждениями или общественными объединениями. Именно этим значением руководствуется общественное мнение, требуя ввести цензуру.

По способу осуществления цензура делится на предварительную и последующую. Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет издания; последующая (карательная) заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий и принятий закрепительных или ограничительных мер в отношении тех, которые нарушают требования цензуры. В теории цензура имеет множество форм осуществления. Она может быть общей (внутренней и внешней) и ведомственной (светской и духовной, военной, театральной и др.).

Такая расширенная трактовка характерна для представлений, базирующихся на историческом прошлом, на традициях и обычаях.

Во-вторых, существует профессиональное понимание цензуры, которое формируется в сознании журналистов. Журналисты обычно используют термин «цензура» не только в вышеуказанных значениях. Часто в журналистской практике используется выражение «внутренняя цензура» (самоцензура). Это система контроля, которая формируется (возможно, под скрытым давлением власти) самим редакционным коллективом. Требования, поступающие журналисту от редактора, учредителя, владельца СМИ, рекламодателя, политической партии и т.д., также расцениваются как одна из форм цензуры. Другой распространенной сегодня формой цензуры является «мягкая цензура», проявляющаяся как непредставление информации, скрытое влияние посредством отказа в аккредитации, налоговые проверки и т.д. Кроме того, в среде журналистов широко известно явление, называемое «цензурой смерти». Это угрозы в адрес редакторов и журналистов, а также в адрес их близких со стороны криминальных структур и не только. С сожалением приходится констатировать тот факт, что для нашей страны характерен большой процент убийств, избиений журналистов, что, как правило, бывает связано с их профессиональной деятельностью.

В-третьих, существует правовое понимание цензуры. Согласно статье 3 Закона РФ «О СМИ», цензура – это требование от редакций СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительного согласования предназначенных для распространения сообщений и материалов, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. То есть, по Закону, цензура может быть только предварительной и государственной (общественная цензура в реальной жизни российских СМИ не существует, равно как и общественный контроль за СМИ). Кроме того, цензурные требования могут адресоваться только редакции, а не журналисту, что расценивается исследователями в сфере права как существенный недостаток [1]. Иными словами, например, требования рекламодателя к владельцу СМИ, владельца СМИ к редактору, а редактора к журналисту с профессионально-этической точки зрения могут считаться недопустимыми, однако с точки зрения права цензурой не являются.

Такая несогласованность в представлениях, бытующих в обществе, приводит к проблемам и конфликтам в общественном сознании, к тому, что в реальности проблема цензуры в России много лет остается нерешенной.

М.А.Федотов пишет о феномене полинормативности в регулировании сферы СМИ следующее: «Тот факт, что в обществе наряду с правом, и зачастую гораз­до эффективнее, действуют другие нормативные системы, заставляет обратиться к анализу феномена социальной полинормативности. Различные по своей природе социальные нормы взаимодействуют друг с другом не сами по себе, а как элементы разных нормативных систем. Будучи направленны­ми на определенный социальный объект, каковым в данном случае являются средства массовой информации, разнород­ные нормативные системы делают его предметом своего регулятивного воздействия, выполняя роль целевых ориен­тиров, носителей политической воли и социальной инфор­мации. Они образуют как бы регулятивную оболочку данно­го объекта, предопределяя его бытие в системе норм» [2].

Морально-этические, религиозные нормы, традиции и обычаи, существующие в человеческом сознании, формулируются обществом в целом, они являются скорее общечеловеческими принципами и правилами и регулируют общие повседневные вопросы поведения человека вне зависимости от его профессиональной принадлежности (хотя нередко оказывают прямое и довольно сильное влияние на исполнение человеком его профессионального долга). На функционирование журналистики могут серьезно влиять традиции и обычаи, обусловленные социальной памятью. Так, в наши дни многие принципиально значимые вопросы, связанные с деятельностью СМИ, продолжают решаться по старинке, согласно представлениям и установкам советского времени. Сказанное касается формирования отношений журналистов и представителей власти (например, звонки в редакцию, вызовы «на ковёр»), СМИ и аудитории (например, обращения граждан за помощью, высокая степень доверия к СМИ людей старшего возраста).

Вопросы, связанные с исполнением профессиональных журналистских функций, закреплены в подсистемах политических, корпоративных и правовых норм.

В наши дни на становление и развитие журналистики оказывают большое влияние политические нормы, которые находят место, например, в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию, рекомендательных документах (доктринах, концепциях и т.д.), а также политических программах, лозунгах, обращениях.

В условиях гражданского общества важную роль в процессе регулирования в сфере СМИ играют корпоративные нормы журналистов или профессиональные этические нормы, которые формируются самим журналистским сообществом и выражаются в документах внутрикорпоративного регулирования журналистской деятельности. Разновидностью корпоративных норм являются локальные нормы, которые получают закрепление во внутриредакционных документах (уставах редакции, договорах и т.д.). Эти нормы носят более конкретный характер, чем профессионально-этические, так как распространяются на коллектив редакции.

Важное место в системе социальных норм, оказывающих влияние на формирование и развитие журналистики, занимают правовые нормы, которые закрепляются на государственном уровне и находят отражение в нормативно-правовых актах.

В идеале описанные выше социальные нормы различных видов должны существовать в гармонии, дополнять друг друга, согласовываться, так как все они в принципе равноправны. Идеальная система социальных норм оптимально полно отвечает современным динамично меняющимся требованиям общественной жизни. Однако на практике данная система, как правило, бывает далека от идеала: неизбежны пробелы, противоречия между различными нормами, приводящие к социальным конфликтам.

Когда объект социального нормирования (журналистика как институт демократии) только формируется, когда нет широкой и последовательной практики регулирования сферы отношений, входящих в него, важное место в системе социальных норм занимают правовые. Правовые нормы, имеющие отношение к журналистике, объединяет право массовой информации. Но это уже тема отдельного разговора.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Рихтер А.Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. – М.: Изд-во ВК, 2007. – С.16.

2. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.: ИМПЭ
им. А.С.Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

 

 

В.В. Смеюха, Южный Федеральный университет, старший преподаватель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.024 с.)