В современных российских сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В современных российских сми



Три фактора определяют сегодня облик современных российских СМИ.

Фактор первый – принципиальная модернизация каналов передачи информации и реорганизация системы российских СМИ.

Фактор второй – изменение роли автора как творца передаваемой информации, тенденция к повышению авторитета высказываемого слова.

Фактор третий – изменение аудитории, воспринимающей публицистический текст. Здесь есть как свои плюсы (социальная активность аудитории), так и минусы (появление «легкого» читателя).

Бурное развитие технических средств, позволяющих открывать новые возможности в области коммуникации, подготовило почву для перехода в другую эру – эру персональной коммуникации. При этом сотрудник масс-медиа имеет уникальную возможность донести свое послание до каждого человека, предложив ему именно тот вариант подачи материала, который больше по нраву читателю, который находится перед ним.

Новые технологии увеличивают возможности для интерактивности и персонализации информации. «Идеальные газеты» – это проект, который объединяет содержание различных онлайновых СМИ с возможностью рубрикации по желанию клиента и индивидуализированной информацией. В ней применяются элементы искусственного интеллекта. Программа запоминает, какую информацию пользователь просматривает чаще всего и далее предоставляет ему новости только этой и сходной с ней тематиками. Таким образом, экономятся время и деньги пользователя: скачав новости на мобильный телефон, он может читать его уже в оффлайновом режиме в метро или автобусе. Похожие услуги предоставляет сайт My Yahoo!

Автор при этом становится ключевой фигурой, т.к. в большом потоке новостей читатель стремится найти единомышленника, помощника, учителя. Публицист занимает эту нишу в сфере потребностей аудитории, приучая ее тем самым к себе. Так читатель начинает искать в различных СМИ «своего», автора. Магия имени публициста, которое становится хорошо продаваемым брендом, играет важнейшую роль при выборе аудиторией определенных публикаций для чтения.

Каковы составляющие этого нового вида бренда? Во-первых, на создание особого типа доверительных отношений между публицистом и аудиторией влияет специфика авторской манеры повествования. Это понятие включает в себя набор композиционных решений автора; его индивидуальный стиль; употребление лексики, близкой и понятной читателю; оценочность; возможную ироничность. Во-вторых, – стремление автора к диалогу. Сегодня читателю хочется, чтобы с ним разговаривали. Разговаривали на его языке, разговаривали о его проблемах, разговаривали заинтересованно.

Известный публицист Максим Соколов в авторской колонке такой разговор своему читателю предлагает [1, С.6]. В колонке «6021» он пишет о том, как в августе 2008 года во время войны Грузии с Южной Осетией осуществлялась пропаганда. Характерные для автора отсылки к истории («Иные вспоминают в связи с такой активностью вещавшего во время войны на Англию диктора Берлинского радио по прозвищу Лорд гау-гау») чередуются с саркастическими эскападами («Со свободой слова у нас не все ладно, и потому бесстрастное и беспристрастное отслеживание непорядков по этой части есть дело самое насущное. Кто это дело финансирует – хоть Сорос, хоть национальный «ендовмент», хоть кобель рябый – неважно. Главное – чтобы ведали потомки православных земли родной минувшую судьбу»). Автор не стоит в стороне от обсуждаемой проблемы, он активно демонстрирует свое отношение к ней, делится своим настроением с читателями: «Что наводит на грустные мысли…». При этом хорошее владение словом, открытость общения становятся визитной карточкой публициста. У Максима Соколова есть свой читатель, такой же уникальный, как и сам автор, – вдумчивый, серьезный, интеллектуально развитый, не лишенный чувства юмора и небезразличный ко всему, что происходит в мире.

К числу факторов, определивших развитие СМИ, можно отнести и коммуникативный взрыв последних десятилетий. Средства массовой информации становятся средствами персональной коммуникации. Идет процесс сближения авторов с аудиторией. Уже сейчас выходят издания, сориентированные на определенную аудиторию.

В современном обществе на взаимодействие автора и аудитории существенно влияют два связанных между собой процесса: измененные во многом публицистические тексты (исчезли некоторые традиционные жанры, появились новые, идет процесс размывания жанровых границ, тексты приобретают мультимедийный характер); идет процесс сегментации аудитории.

Рынок мгновенно отреагировал на эти процессы – возникло большое количество изданий, рассчитанных на определенную аудиторию – специальных изданий для мужчин, женщин («гламурных» изданий); изданий по интересам.

Особенно ярко эта тенденция проявилась в журнальном сегменте рынка. Так, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, по тематической направленности журналы в России сегодня можно разделить на шесть основных сегментов (в скобках указаны количество распространяемых экземпляров и доля сегмента в общем тираже журналов в 2006 году):

1. Кроссворды (333 млн. экз., 18%).

2. Женские (351,5 млн. экз., 19%).

3. Телегиды (296,0 млн. экз., 16%).

4. Прикладные (259 млн. экз., 14%).

5. Прочие (444 млн. экз., 24%).

6. General Interest (166,5 млн. экз., 9%).

Ситуация на рынке детских и молодежных журнальных изданий, которых в стране зарегистрировано 632 и 559 экземпляров соответственно, коренным образом отличается от положения журнальных изданий, входящих в шестерку основных сегментов.

Из всех детских журналов на общероссийском рынке постоянно присутствует около 50 изданий с суммарным годовым тиражом более 30 млн. экземпляров, включая папки с коллекциями [2].

Рынок вызвал к жизни большое число рекламных, корпоративных и бесплатных изданий.

Сегодня в России издается 6 – 6,5 тыс. корпоративных СМИ, среднегодовые затраты на каждое из которых составляют 2,45 – 3,7 млн. рублей [3].

Рынок рекламных изданий вплоть до 2005 года лидировал по затратам рекламодателей (для сравнения: показатели 2004 года ($480 млн.) возросли лишь на 8% в 2005 году, оттеснив, таким образом, его на второе место по затратам рекламодателей после журналов) [4].

Доля бесплатной прессы по состоянию на 2007 год составила 12,06 млрд. рублей ($450 млн.) [5].

Борьба за аудиторию привела к очевидному расслоению прессы – появились качественные, массовые и желтые издания, каждое из которых определяет по-своему свои взаимоотношения с аудиторией. Качественные ведут аудиторию за собой, массовые стараются не отстать от интересов аудитории, желтые предлагаю идти за аудиторией, всячески с ней заигрывая. Все это, в конечном счете, раздробило некогда единую коммуникативную систему, породив три стратегии – стратегию социальной ответственности перед аудиторией, стратегию манипулирования аудиторией, стратегию развлечения аудитории.

Потоки эти не слишком жестко отграничены друг от друга, динамика их взаимоотношений очевидна (газета «Известия», например, стараясь сохранить респектабельность, тем не менее, пытается привлечь читателя при помощи свойственных массовым изданиям рубрик вроде «Частная жизнь». «Моё!», наоборот, придает своим текстам видимость аналитичности, но тем не менее каждое из изданий старается работать на поле своей аудитории.

В заметке «Ирина Слуцкая собралась в декрет», опубликованной в «Известиях» [6, С.11], Мария Кузнецова сообщает о временном уходе из большого спорта знаменитой фигуристки в связи с ее беременностью.

Недоумение вызывает как тема, послужившая основанием для написания материала, так и то, с какой тщательностью автор ведет повествование и демонстрирует методы получения информации: «Первоначально появились сообщения о том, что Слуцкая прислала в Федерацию фигурного катания России свое заявление с просьбой освободить ее от сезона-2007/08». «Известия» дозвонились до президента федерации Валентина Писеева и получили другую информацию…», «…однако менеджер фигуристки Ари Закорян утверждает…». В конце публикации журналист сплетничает: «В последнее время ходит много слухов о том, что Ирина беременна вовсе не от своего мужа бизнесмена Сергея Михеева. С ним они прожили уже около восьми лет в счастливом браке. Есть предположения, что виной нового амплуа Слуцкой стал известный актер Константин Хабенский».

Публикация слухов – удел бульварной прессы. Журналистка, решившая на страницах общественно-политического издания их озвучить, по всей видимости, ставила своей целью найти живой отклик аудитории. Однако такой метод сближения с аудиторией является спорным.

В материале «Сон разума», опубликованном в колонке «Неделя с Владимиром Мазенко» в газете «Моё!» [7, С.62], автор пишет о проблеме, смежной с той, о которой говорилось выше, – рождаемости и абортах в Воронежской области. Автор стремится сделать свой текст убедительным, прибегая к помощи статистических данных («Только вдумайтесь в эти цифры: в прошлом году жители Воронежской области убили 18820 неродившихся младенцев!»), сведений из медицинской энциклопедии («…в конце 3-й недели беременности у эмбриона начинает формироваться мозг, на 4-й появляются ручки, ножки, глаза и уши, на 6-й бьется сердце, а к 12-й неделе ребенок уже поворачивает головку, засыпает и просыпается…»), сопоставления фактов убийства детей с абортами, риторических вопросов («…если никто не дает родителям права отнимать жизнь у родившихся детей, то чем отличаются такие малыши от тех, которые пока находятся в утробе матери?»).

Однако аналитичность, видимость которой публицист усердно создает на протяжении всего текста, оказывается мнимой, т.к. за перечислением аргументов не следует анализа.

Все это усложняет характер общения автора с аудиторией. Как замечает М.И.Шостак, «социально-коммуникативная функция текста (в том числе и журналистского) расширяется, предполагая уже ряд процессов: общение между адресантом и адресатом; общение читателя (слушателя) с текстом и самим собой; общение между аудиторией и культурной традицией; общение между текстом и культурным контекстом» [8, С. 279 – 293]. К сожалению, простая фиксация фактов не всегда порождает активность аудитории.

Помимо взаимного проникновения различных жанров существуют и другие тенденции функционирования СМИ, среди которых можно выделить: диалогизацию («Ненаших бьют» [9, С.7]), трансформацию фразеологизмов, парцелляцию, графическую трансформацию заголовков, намеренную контаминацию, парономазию («Пойманный – не вор!» [10, С.2]), рифмование («Родная земля не прощает вранья…» [11, С.19]) и т.д. Все это усиливает притягательный эффект текста для аудитории. Зачастую авторы текстов прибегают к манипуляции интересами аудитории. Например, заголовок «За наивность платят миллионы» предваряет заметку о том, что в Воронеже открылись две выставки – наивного творчества и беспредметной живописи [12, С.51]. Правда, подзаголовок «В минувший четверг в Воронеже открылись сразу две необычные художественные выставки – наивного творчества и беспредметной живописи» определяет тему будущего разговора с читателем.

Некоторые издания уже сегодня перешли к подаче текстов и иллюстраций, основанной на математических расчетах восприятия газетных публикаций. В марте 2007 года вышел в свет еженедельник издательского дома «Огонёк» – «Номер один». На чтение самого большого материала в нем затраты времени, по оценкам специалистов, должны составить в среднем не больше 5 минут, а на весь еженедельник – полтора часа в неделю, или 13 минут в день. В «Огоньке» полагают, что подобная форма подачи материала будет наиболее привлекательна для аудитории.

К специфике современной аудитории масс-медиа необходимо отнести ее сегментацию.

Она проявляется во всем: создании многочисленных клубов по интересам, манере одеваться или читать ту или иную прессу. Сегментация общества породила сегментацию СМИ.

Существовавшие ранее типы изданий начали дробиться на более мелкие подтипы. Деление это происходит по различным основаниям – от социального положения и географического месторасположения до гендерной принадлежности, личных вкусов и хобби аудитории, которая является потребителем информации. Сегодня уже никого не удивляют журналы о компьютерных играх и других технических новинках, изданные для пользователей отдельных городов и даже районов города.

Сегментация по типу издания. Традиционно в журналистике теоретики выделяют следующие типы изданий – деловые, общественно-политические, специализированные, массовые, бульварные и др. У каждого из них своя аудитория – деловая (люди бизнеса, политики, менеджеры высшего и среднего звена), массовая, специализированная (работники отдельных профессий и отраслей), либо просто непритязательная, не имеющая определенных требований к изданию. Выбирая то или иное СМИ потребитель подтверждает интерес именно к данному изданию: оно предлагает ему определенный набор рубрик, тем, публицистических материалов, жанров, конкретных авторов.

В Воронеже существует журнал «IT Терра. Воронеж». Его возникновение в городе, численность населения которого около миллиона, свидетельствует о том, что федеральные издания сходной тематики не удовлетворяют все запросы аудитории. Как известно, спрос рождает предложение. В журнале «IT Терра. Воронеж» печатают материалы о компьютерных играх, программном обеспечении и магазинах компьютерной техники, в которых можно приобрести все это – рубрики «IT новости Воронежа», «IT-технологии», «IT телекоммуникации», «IT софт»; также присутствует реклама образовательных услуг в сфере программирования, информационной безопасности и схожей направленности тех вузов Воронежа, которые подобное образование предоставляют – рубрика «IT учеба»; информация о вакансиях – «IT работа».

Тексты, порожденные сегментацией, отличаются по своей тематике, структуре, способу подачи материала. В условиях жесткой конкуренции и непрерывной борьбы за своего читателя СМИ вынуждены принимать во внимание те требования читателей, на которые, порой, раньше в силу различных причин, можно было не реагировать.

Специалисты мировой индустрии периодических изданий отмечают возникновение особого типа читателя – «легкого», отличающегося фрагментированным сознанием. Он дорожит своим временем и потребляет информацию выборочно. Так, например, у читателей деловой прессы это, как правило, утилитарное и прагматичное потребление. Примером крайнего выражения такого утилитарного потребления может служить малочисленная группа нерегулярных читателей газеты «Financial Times», которые покупают газету не чаще двух раз в месяц из-за одной строчки. Издание на нескольких полосах публикует показатели работы компаний по размещению средств мелких вкладчиков. Каждого такого читателя интересует только одна компания - то есть одна строчка информации. Среднее время, которое они тратят в сутки на чтение газет, с каждым годом сокращается. В интервью директора Всемирной газетной ассоциации (WAN) Тимоти Болдинга, опубликованном в «Известиях» в июле 2004 года, приводятся данные о том, что «российский читатель в среднем тратит минут 25 в день на чтение газет. Дольше всего читают газеты в Китае – около 50 минут, но есть и страны, где на это уходит всего минут 15» [13].

В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития», опубликованном в мае 2007 г. указанное среднее количество времени, которое тратит человек на чтение/просмотр газет, составляет 18 минут. Очевидно заметное сокращение количества времени на усвоение и осмысление напечатанной информации.

В связи с этим возникают новые каноны сегментированной журналистики, особенно заметные в сфере деловых СМИ: «Газета будущего – откровеннее, уделяет больше внимания визуальному восприятию, в ней меньше ненужных элементов, отвлекающих читателя, – говорит дизайнер Mario Garcia (опубликовано в докладе WAN, 2004). – В некотором смысле мы возвращаемся к своим корням. Мы отказались от формул «избыточности» в пользу более доступной философии «меньше это лучше» [14]. Однако неверно считать, что сокращение времени на потребление информации коснулось только читателей СМИ, эта тенденция затронула и самих создателей контента средств массовой коммуникации – журналистов.

Существенным фактором, влияющим на характер взаимоотношений автора с аудиторией, являются профессиональные качества автора.

Сегодня профессиональное журналистское образование в России предоставляют 122 вуза, 95 из которых носит статус государственных, 27 – негосударственных. Наибольшее количество из них – 28 – находится в Москве [15].

Так, в опросе, результаты которого были изложены на Международной научной конференции «Журналистика-2006», проходившей в Москве в 2007 году, отмечалось, что подавляющее большинство опрошенных работодателей (77,7%) испытывают кадровый голод в сфере индустрии СМИ. Причем им необходимы специалисты с набором вполне определенных профессиональных качеств: грамотность и широкий кругозор (19%), универсализм (14,5%), настойчивость и умение с поиске информации (13,7%), готовность обучаться и расти профессионально (10%). Кроме того, большая часть редакторов различных СМИ (91%) считает, что журналистам сегодня крайне необходима правовая культура; 93,3% – и профессиональная этика тоже. 73,3% указали на необходимость наличия у журналистов деловых и менеджерских качеств; для оставшейся части респондентов (26,7%) эти качества кажутся вредными для профессии или необязательными [16, С. 259 – 260].

Дилемма, возникшая в последнем вопросе, в полной мере отражает ситуацию, связанную с личностным выбором журналиста – поставить во главу угла своей деятельности творческую и этическую составляющие (зачастую не приносящие большой прибыли) или отступить от этого и писать заказные материалы, порой, вопреки собственным убеждениям, и получать высокую зарплату.

К сожалению, в современной России, впрочем, как и во всем мире, этические кодексы носят рекомендательный характер, в связи с чем очень сложно регулировать моральные аспекты деятельности журналиста. Каждый раз при написании материала сотрудник СМИ совершает выбор самостоятельно, опираясь на собственные верования, убеждения и систему ценностей.

Все это неизбежно приводит к снижению качества текстов СМИ с точки зрения их художественной, фактической и нравственной составляющих, что негативно сказывается на имидже профессии и всей системы СМИ: доверие аудитории к журналистам падает.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Соколов М. 6021 // Известия. – 2008. – 21 августа. – С.6.

2. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2007. – URL: http://www.fapmc.ru/Reports/item71.html (дата обращения: 27.05.2008), свободный.

3. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2008. – URL: http://www.fapmc.ru/news/info/item4945.html (дата обращения: 21.05.2008), свободный.

4. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2007. – URL: http://www.fapmc.ru/Reports/item71.html (дата обращения: 27.05.2008), свободный.

5. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2007. – URL: http://www.fapmc.ru/Reports/item71.html (дата обращения: 27.05.2008), свободный.

6. Кузнецова М. Ирина Слуцкая собралась в декрет // Известия. – 2007. – 20 июня. – С.11.

7. Мазенко В. Сон разума // Моё! – 2008. – 18 – 25 марта. – С.62.

8. Шостак М.И. Журналист – коммуникатор. К проблеме воздействия выступлений // Современная пресса: теория и опыт исследования. – М., 2007. – С. 279 – 293.

9. Томсон Е., Попрыгин Р. Ненаших бьют // Моё! – 2008.– 5– 11 февраля. – С.7.

10. Попрыгин Р. Пойманный – не вор! // Моё! – 2008.– 15– 21 апр. – С.2.

11. Прохоров С. Родная земля не прощает вранья… // Моё! – 2008.– 12–18 февраля. – С.19.

12. Ясырева А. За наивность платят миллионы // Моё! – 2008.– 13– 19 мая. – С.51.

13. Цит. по Шмаль О. Деловым людям – деловые газеты // Медиа-онлайн. ГИПП. 7 апреля 2005. – URL: http://www.gipp.ru/print.php?id=6042 (дата обращения: 07.05.2006), свободный.

14. Там же.

15. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2007. – URL: http://www.fapmc.ru/Reports/item71.html (дата обращения: 27.05.2008), свободный.

16. Минаков А.С. Кадры для медиаиндустрии: данные исследований // Профессия – журналист: вызовы XXI века: сб. материалов междунар. науч. конф. «Журналистика 2006». – М., 2007. – С. 259 – 260.


И.Б. Кузнецова-Моренко, Государственное учреждение Центр перспективных экономических исследований Академии наук РТ (г. Казань), зав. отделом качественных исследований;

О.С. Козлова, Государственное учреждение Центр перспективных экономических исследований Академии наук РТ (г. Казань), аспирантка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.032 с.)