Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования телевизионных каналов

Поиск

 

Сегодня телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражающая общесоциальные тенденции. Электронные СМК, несмотря на многие трудности и ошибки остаются одной из тех немногих сфер в России, которая не сворачивает объемы, а растет.

Проводя теоретико-методологический анализ телевидения, мы опираемся на такие категориальные понятия, как предмет методологии, которым является взаимодействие системы знаний (теория) и системы деятельности (метод), учитывая, что методология – это система общих и частных методов научного анализа. Это дает основание различать в структуре методологии две стороны: теоретическую методологию и теоретическую практику.

Типологический анализ телеканалов предполагает знание типологии. Современный этап развития теории телевидения характеризуется большим количеством исследовательских и «прикладных» работ, содержащих в названиях глав и параграфов термины «тип» и «типология», но не раскрывающих проблему и даже не имеющих ее постановки, соответствующей современному уровню развития гуманитарной науки, нередко подменяя типологию описанием отдельных видов и жанров телевидения.

Обилие терминологических неопределенностей в научной и научно-популярной литературе исследователи А.В.Западов и Е.А.Корнилов связывают прежде всего с тем, что в журналистской науке не в полной мере осознано определение объема понятий «тип», «типология», «типоформирующий фактор», «типологическая характеристика», «типологизация» и «типизация» [1], нет общепризнанного теоретического обоснования категорий, определяющих типы, закономерности и методологию типологии. А существующие в научной литературе воззрения, касающиеся типологии, направлены, в основном, на выяснение типоформирующих признаков, которые одновременно рассматриваются и как основа типологических классификаций.

А.И.Акопов выводит десять «основных типоформирующих признаков»: издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, внутренняя структура, жанры, оформление, периодичность, объем, тираж [2]. При этом каждый из названных признаков, в свою очередь, разбивается на несколько составляющих и, взятый изолированно, не может претендовать на роль «достаточного», то есть полностью создающего тип издания.

Данная типологическая схема относится ко всем СМИ в целом и может служить опорой для последующего анализа непосредственно объекта нашего исследования – телевидения.

Независимо от технической и организационной базы реализа­ции вещательной деятельности любой действующий или вновь со­здаваемый телеканал будет непременно обладать одним или не­сколькими указанными типологическими признаками.

«Тип» – это фундаментальное понятие типологии, первичная категория, определяющая существование этой области научного знания. Е.А.Корнилов [3] акцентирует внимание на том, что исторический тип определяется общественно-экономической формацией, а типоформирующие (типообразующие) факторы, рассматриваемые в пределах одной общественно-экономической формации, определяются тремя главными родовыми элементами массовых коммуникаций: «субъект управления – журналистика – объект управления»… А поскольку «функция… предопределяет все принципиальные особенности [4], «целевое назначение – первичный фактор, от которого часто зависят другие характеристики» [5], то типоформирующими факторами, соответствующими родовым элементам журналистики, могут быть три: издатель, целевое назначение (функция) издания, аудиторная группа. Совокупность всех трех типоформирующих факторов определяет важнейшие черты типа – типологические характеристики, которые всегда вторичны и следуют из типоформирующих факторов.

Применительно к телевидению приведенная выше формула выглядит следующим образом: «субъект управления – ТВ – объект управления», таким образом, типоформирующими факторами, соответствующими родовым элементам телевидения, будут являться следующие: учредитель, телеканал, зритель.

Все три фактора находятся в неразрывной связи и взаимном влиянии, характеристика любого из них дает известное представление о других факторах. Так, именно учредитель определяет концепцию телевизионного вещания, которое, в свою очередь, влияет на выбор аудиторной группы и также, в значительной степени, определяется ею.

Для более детального рассмотрения возможных черт типов телеканалов необходимо описание типологических характеристик, которые, в отличие от типоформирующих факторов, представляющих собой методологическую, определяющую, фундаментальную категорию, подвижны и подвержены эволюциям, порой – резким. Кроме того, количество воспроизводимых типологических черт при характеристике того или иного предмета, явления может варьироваться в зависимости от конкретных целей исследования. Для анализа телеканалов, например, важнейшими являются: особенности содержания, сфера отображаемой действительности, программирование, жанры, авторский состав. Другие, известные нам типологические черты, выведенные для исследования печатных изданий, такие как периодичность, тираж и др., не могут быть задействованы в анализе телевизионных каналов.

Схема типологического анализа телевизионных каналов:

Общая характеристика:

· Название.

· Адрес, телефон, факс, e-mail, сайт.

· Производство (отечественное, зарубежное).

· Дата начала вещания, основные этапы развития.

Типоформирующие характеристики:

· Вещатель (учредитель). По форме собственности и финансированию: государственный; платный (абонентская плата); общественный; коммерческий (реклама, спонсорство); арендный.

· Основные направления вещания (цели, задачи, функция, назначение).

· Способ реализации (диапазон вещания – метровый, дециметровый; способ вещания – эфирный, кабельный, спутниковый, эфирный + кабельный, спутниково-кабельный, дециметровый + кабельный)

· Охват территории: глобальный, федеральный, местный (региональный, городской, районный).

· Аудитория (по адресному признаку: общий, специализированный: для детей; для молоде­жи; для женщин; для мужчин, для пенсионеров; для домо­хозяек и т.д.; по национальному признаку: республиканская программа; про­грамма для национальных групп населения; программа для про­живающих вне территорий своих национальных образований), язык вещания.

· Кадровый состав работников (количественные, образовательные и профессиональные характеристики).

· Внутренняя структура организации работы и управления (иерархическая лестница).

Типологические признаки:

· Сфера отображения действительности (По специализации программ: общие и специализированные (по тематическому признаку: информация, музыка, кино, спорт, куль­тура и искусство, эротика, религия и т.д.)

· Программирование (концепция, особенности и специфика канала, жанры, компьютерное оформление, рубрики, тематика, время и частота выхода программ, ведущие, авторский состав, спонсорство, наличие и объем рекламы, дата первого выхода в эфир).

· Периодичность (круглосуточно, определенное время или плавающий график вещания).

Формальные признаки:

· Объем вещания (количество часов в сутки). Из них: ретрансляция программ других каналов составляет … часов, общий объем рекламы – … часов, «своя» реклама – … часов. Собственные информационные программы – … часов, художественно-публицистические – … часов, музыкальные, развлекательные, ток-шоу – … часов, другие – … часов).

· Формат работы студийного оборудования.

Данная структура теоретико-типологического анализа ТРК является наиболее полной на сегодняшний день из представленных в научных публикациях по вопросам теории телевидения и полностью или частично будет применена для типологического анализа различного типа каналов. Однако ни одна научная парадигма не является универсальной и окончательной, потому некоторые параметры данного теоретико-типологического анализа могут быть изменены или дополнены. Так, на наш взгляд, «Общая характеристика» должна включать название и характеристику сайта телеканала. В «Типоформирующих характеристиках» применительно, например, к кабельным каналам способ реализации всегда будет являться одним и тем же, в результате чего следует указывать, является ли он дополнительным или единственным способом распространения того или иного канала. Что касается таких типологических признаков, как «кадровый состав работников (количественные, образовательные и профессиональные характеристики)», «внутренняя структура организации работы и управления (иерархическая лестница)» и «Формального признака» – «Формат работы студийного оборудования», то эти сведения, как правило, являются закрытыми и не имеют принципиального значения для проводимого исследования. Кроме того, в исследовании данного феномена, а также разновидности телевизионного пространства и популярности телеканалов являются рейтинги.

Основной тенденцией на ближайшее десятилетие станет конвергенция технологий: ТВ-вещания, мобильной связи и передачи данных. Все более глубокое проникновение традиционного ТВ-вещания в IP-технологии определило четкий вектор развития – телевидение не на массы, а на индивидуальность. Накапливаются количественные и качественные изменения в потреблении телекоммуникационных услуг. Происходит их эволюция в сторону интерактивности, широкополосности и мультисервисности. Все это окажет неизбежное влияние на дальнейшую трансформацию схем типологического анализа и соответственно методику исследования телевизионных каналов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 2000. – С.36; Западов А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестник МГУ. – Серия XI. Журналистика. – 1976. – № 2. – С.59.

2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. – Иркутск, 1985. – С. 38 – 39.

3. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 2000. – С.39.

4. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. – М., 1958. – С.23.

5. Черняк А.Я. История технической книги. – М., 1981. – С.17.

 

 

Р.В. Краснов, Уральский госуниверситет, аспирант

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.009 с.)