Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика исследования телевизионных каналовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражающая общесоциальные тенденции. Электронные СМК, несмотря на многие трудности и ошибки остаются одной из тех немногих сфер в России, которая не сворачивает объемы, а растет. Проводя теоретико-методологический анализ телевидения, мы опираемся на такие категориальные понятия, как предмет методологии, которым является взаимодействие системы знаний (теория) и системы деятельности (метод), учитывая, что методология – это система общих и частных методов научного анализа. Это дает основание различать в структуре методологии две стороны: теоретическую методологию и теоретическую практику. Типологический анализ телеканалов предполагает знание типологии. Современный этап развития теории телевидения характеризуется большим количеством исследовательских и «прикладных» работ, содержащих в названиях глав и параграфов термины «тип» и «типология», но не раскрывающих проблему и даже не имеющих ее постановки, соответствующей современному уровню развития гуманитарной науки, нередко подменяя типологию описанием отдельных видов и жанров телевидения. Обилие терминологических неопределенностей в научной и научно-популярной литературе исследователи А.В.Западов и Е.А.Корнилов связывают прежде всего с тем, что в журналистской науке не в полной мере осознано определение объема понятий «тип», «типология», «типоформирующий фактор», «типологическая характеристика», «типологизация» и «типизация» [1], нет общепризнанного теоретического обоснования категорий, определяющих типы, закономерности и методологию типологии. А существующие в научной литературе воззрения, касающиеся типологии, направлены, в основном, на выяснение типоформирующих признаков, которые одновременно рассматриваются и как основа типологических классификаций. А.И.Акопов выводит десять «основных типоформирующих признаков»: издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, внутренняя структура, жанры, оформление, периодичность, объем, тираж [2]. При этом каждый из названных признаков, в свою очередь, разбивается на несколько составляющих и, взятый изолированно, не может претендовать на роль «достаточного», то есть полностью создающего тип издания. Данная типологическая схема относится ко всем СМИ в целом и может служить опорой для последующего анализа непосредственно объекта нашего исследования – телевидения. Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками. «Тип» – это фундаментальное понятие типологии, первичная категория, определяющая существование этой области научного знания. Е.А.Корнилов [3] акцентирует внимание на том, что исторический тип определяется общественно-экономической формацией, а типоформирующие (типообразующие) факторы, рассматриваемые в пределах одной общественно-экономической формации, определяются тремя главными родовыми элементами массовых коммуникаций: «субъект управления – журналистика – объект управления»… А поскольку «функция… предопределяет все принципиальные особенности [4], «целевое назначение – первичный фактор, от которого часто зависят другие характеристики» [5], то типоформирующими факторами, соответствующими родовым элементам журналистики, могут быть три: издатель, целевое назначение (функция) издания, аудиторная группа. Совокупность всех трех типоформирующих факторов определяет важнейшие черты типа – типологические характеристики, которые всегда вторичны и следуют из типоформирующих факторов. Применительно к телевидению приведенная выше формула выглядит следующим образом: «субъект управления – ТВ – объект управления», таким образом, типоформирующими факторами, соответствующими родовым элементам телевидения, будут являться следующие: учредитель, телеканал, зритель. Все три фактора находятся в неразрывной связи и взаимном влиянии, характеристика любого из них дает известное представление о других факторах. Так, именно учредитель определяет концепцию телевизионного вещания, которое, в свою очередь, влияет на выбор аудиторной группы и также, в значительной степени, определяется ею. Для более детального рассмотрения возможных черт типов телеканалов необходимо описание типологических характеристик, которые, в отличие от типоформирующих факторов, представляющих собой методологическую, определяющую, фундаментальную категорию, подвижны и подвержены эволюциям, порой – резким. Кроме того, количество воспроизводимых типологических черт при характеристике того или иного предмета, явления может варьироваться в зависимости от конкретных целей исследования. Для анализа телеканалов, например, важнейшими являются: особенности содержания, сфера отображаемой действительности, программирование, жанры, авторский состав. Другие, известные нам типологические черты, выведенные для исследования печатных изданий, такие как периодичность, тираж и др., не могут быть задействованы в анализе телевизионных каналов. Схема типологического анализа телевизионных каналов: Общая характеристика: · Название. · Адрес, телефон, факс, e-mail, сайт. · Производство (отечественное, зарубежное). · Дата начала вещания, основные этапы развития. Типоформирующие характеристики: · Вещатель (учредитель). По форме собственности и финансированию: государственный; платный (абонентская плата); общественный; коммерческий (реклама, спонсорство); арендный. · Основные направления вещания (цели, задачи, функция, назначение). · Способ реализации (диапазон вещания – метровый, дециметровый; способ вещания – эфирный, кабельный, спутниковый, эфирный + кабельный, спутниково-кабельный, дециметровый + кабельный) · Охват территории: глобальный, федеральный, местный (региональный, городской, районный). · Аудитория (по адресному признаку: общий, специализированный: для детей; для молодежи; для женщин; для мужчин, для пенсионеров; для домохозяек и т.д.; по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований), язык вещания. · Кадровый состав работников (количественные, образовательные и профессиональные характеристики). · Внутренняя структура организации работы и управления (иерархическая лестница). Типологические признаки: · Сфера отображения действительности (По специализации программ: общие и специализированные (по тематическому признаку: информация, музыка, кино, спорт, культура и искусство, эротика, религия и т.д.) · Программирование (концепция, особенности и специфика канала, жанры, компьютерное оформление, рубрики, тематика, время и частота выхода программ, ведущие, авторский состав, спонсорство, наличие и объем рекламы, дата первого выхода в эфир). · Периодичность (круглосуточно, определенное время или плавающий график вещания). Формальные признаки: · Объем вещания (количество часов в сутки). Из них: ретрансляция программ других каналов составляет … часов, общий объем рекламы – … часов, «своя» реклама – … часов. Собственные информационные программы – … часов, художественно-публицистические – … часов, музыкальные, развлекательные, ток-шоу – … часов, другие – … часов). · Формат работы студийного оборудования. Данная структура теоретико-типологического анализа ТРК является наиболее полной на сегодняшний день из представленных в научных публикациях по вопросам теории телевидения и полностью или частично будет применена для типологического анализа различного типа каналов. Однако ни одна научная парадигма не является универсальной и окончательной, потому некоторые параметры данного теоретико-типологического анализа могут быть изменены или дополнены. Так, на наш взгляд, «Общая характеристика» должна включать название и характеристику сайта телеканала. В «Типоформирующих характеристиках» применительно, например, к кабельным каналам способ реализации всегда будет являться одним и тем же, в результате чего следует указывать, является ли он дополнительным или единственным способом распространения того или иного канала. Что касается таких типологических признаков, как «кадровый состав работников (количественные, образовательные и профессиональные характеристики)», «внутренняя структура организации работы и управления (иерархическая лестница)» и «Формального признака» – «Формат работы студийного оборудования», то эти сведения, как правило, являются закрытыми и не имеют принципиального значения для проводимого исследования. Кроме того, в исследовании данного феномена, а также разновидности телевизионного пространства и популярности телеканалов являются рейтинги. Основной тенденцией на ближайшее десятилетие станет конвергенция технологий: ТВ-вещания, мобильной связи и передачи данных. Все более глубокое проникновение традиционного ТВ-вещания в IP-технологии определило четкий вектор развития – телевидение не на массы, а на индивидуальность. Накапливаются количественные и качественные изменения в потреблении телекоммуникационных услуг. Происходит их эволюция в сторону интерактивности, широкополосности и мультисервисности. Все это окажет неизбежное влияние на дальнейшую трансформацию схем типологического анализа и соответственно методику исследования телевизионных каналов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 2000. – С.36; Западов А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестник МГУ. – Серия XI. Журналистика. – 1976. – № 2. – С.59. 2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. – Иркутск, 1985. – С. 38 – 39. 3. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 2000. – С.39. 4. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. – М., 1958. – С.23. 5. Черняк А.Я. История технической книги. – М., 1981. – С.17.
Р.В. Краснов, Уральский госуниверситет, аспирант
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.009 с.) |