Тенденции развития региональной спортивной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития региональной спортивной



журналистики (на примере города Тольятти)

 

С начала 90-х годов прошлого века существенно снизилась физическая активность граждан нашей страны, меньше людей стали заниматься физической культурой и спортом, что, несомненно, повлияло на социальную стабильность общества. Данные тенденции отмечены в Федеральной целевой программе Правительства РФ «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Между тем, «спортивные массовые коммуникации призваны в полной мере обеспечить активное взаимодействие между всеми субъектами спортивной деятельности в процессе реализации федеральной целевой программы развития спорта, охватывающей целое десятилетие» (Войтик Е., Медиаскоп, 2008). Роль СМИ в развитии данного направления трудно переоценить, однако система спортивных СМИ развивается неадекватно общественным потребностям, что особенно заметно в регионах.

Если говорить о тольяттинской спортивной прессе, то сейчас едва ли не в каждой городской газете есть спортивные рубрики, колонки или даже целые полосы. Есть даже специализированные издания, такие, например, как газета «Спортивное обозрение Тольятти», основанная в 2001 году местным предпринимателем Валерием Мальковым, который, собственно, и является ее редактором. Имея тираж 3000 экземпляров, газета бесплатно распространяется по спортивным клубам, учреждениям, Дворцам спорта и стадионам. Информационная политика данного издания основана на том, чтобы освещать не только те события, о которых пишется в большинстве местных печатных СМИ (хоккей, футбол, спидвей, гандбол), но и те, которые другие газеты обходят стороной. К примеру, такие виды спорта, как гребля, бокс или легкая атлетика, информацию о которых в других изданиях найти крайне сложно. Помимо этого большое внимание уделяется развитию детско-юношеского спорта. Во многом благодаря этому Валерий Мальков получил поддержку (в том числе и финансовую) управления физической культуры и спорта мэрии города Тольятти. Целевой аудиторией «Спортивного обозрения Тольятти» являются спортсмены, о которых пишется в газете, чиновники, спортивные болельщики. Газета выпускается на четырех полосах и выходит один раз в неделю. Основные жанры: заметка, зарисовка, корреспонденция. Репортажи и интервью, как ни странно, полностью отсутствуют.

Несмотря на то, что спортивная журналистика в городе развита достаточно хорошо (в Тольятти на теме спорта специализируется около тридцати журналистов), аналогов «Спортивному обозрению Тольятти» до сих пор нет. Правда, в 2003-м году была попытка преобразовать популярную в то время газету «Презент-Центр», имевшую статус общественно-политической, в спортивную, однако подписчики оказались не готовы к подобной реорганизации, и в результате в декабре 2003 года издание было признано учредителями убыточным и прекратило свое существование.

Информационная насыщенность газеты была впечатляющей. Жанр заметки практически отсутствовал. Большое количество репортажей, очерков, интервью (иногда под них давался целый разворот), отчетов, комментариев, анонсов и даже проблемных статей.

Что касается спортивных журналов, то появились они в Тольятти совсем недавно. Первой попыткой издания специализированного спортивного журнала стал выпуск журнала «Про хоккей», рассказывающий об успехах и неудачах хоккейного клуба «Лада». Выходил журнал всего один год небольшим тиражом (3-7 тысяч экземпляров).

В начале 2005 года вышел первый номер журнала «Премьер-спорт», учредителем которого является ООО «Агентство Премьер». Тематическое направление журнала определено редакцией как «о спорте и бизнесе». Издание входит в состав медиа-группы «Премьер Эксперт», куда также входят известные в городе журналы «Премьер-Эксперт», «Иди», «Премьер-Фото» и «Априори». Редактором журнала стал тольяттинский журналист Виктор Острешко, а в экспертный совет вошли многие известные в мире тольяттинского спорта личности. Специфика данного издания заключается в том, что в нем совмещены темы спорта и бизнеса. В обращении к читателям Виктор Острешко написал о том, что помимо голов, очков и секунд, современный спорт – это еще и деньги. Без этой составляющей спорт в одночасье превращается в физкультуру. Во всем мире спорт и бизнес идут рука об руку. В России им же лишь предстоит найти общий язык. И чем раньше это произойдет, тем лучше для всех нас.

Такая направленность журнала обусловлена желанием показать местным представителям бизнеса, что спорт является источником дохода и тем самым привлечь их к развитию спорта в Тольятти.

Тираж этого ежемесячного журнала о спорте и бизнесе, который перестал издаваться в 2005 году, составлял 5000 экземпляров. Основные темы первых двух номеров: сколько нужно денег, чтобы выиграть чемпионат России по хоккею, допинг, реконструкция стадиона «Строитель», Олимпиада и деньги, Роман Абрамович, боулинг, развитие профессионального спорта в разных регионах страны и другие.

Журнал сразу же привлек внимание рекламодателей и спонсоров не только качеством самих материалов, многие из которых делались экспертами, а некоторые брались из Интернета, но и качественными фотографиями и хорошей полиграфией. Основу издания составляли аналитические жанры: обозрение, статья, комментарий, интервью.

Таким образом, на данный момент в Тольятти существует лишь два издания, тематическую основу которых составляют материалы, связанные с темой спорта. Причем по своим функциям они сильно различаются. Главная функция «Спортивного обозрения Тольятти» – информационная, а в «Большом спорте» предпринята попытка «замахнуться» на аналитику, причем весьма удачная.

Помимо этого, в газете «Тольяттинское обозрение» с февраля 2005 года по декабрь 2006-го выходило спортивное приложение, получившее название «Тольяттинское обозрение. Спорт». Приложением называется специальный газетный вкладыш, состоящий из двух или более страниц, на котором освещена определенная тематика. В данном случае здесь освещается тема спорта. Приложение «Тольяттинское обозрение. Спорт» выходило еженедельно на четырех полосах и освещало наиболее важные события, связанные с выступлением тольяттинских спортсменов на внутрироссийской и международной аренах. Основные темы: хоккей, футбол, гандбол, спидвей, автогонки и баскетбол. Основные жанры: репортаж, интервью, корреспонденция. Несмотря на периодичность издания, аналитика в нем практически отсутствовала, и большинство материалов имели информационный характер. Иногда на страницах приложения можно было встретить развлекательные рубрики: викторины, конкурсы, анекдоты, тесты.

Что же касается ежедневного «Тольяттинского обозрения», то с появлением «Тольяттинское обозрение Спорт», спортивная рубрика в этом издании перестала быть постоянной. В январе 2007-го года новые владельцы газеты приняли решение изменить формат издания, и теперь «Тольяттинское обозрение» является еженедельником. Спортивная рубрика здесь является постоянной и занимает в газете от одной до двух полос.

Важной особенностью спортивных текстов, выходящих на страницах «Тольяттинского обозрения», является то, что они не соответствуют информационной политике издания, с момента своего основания являющегося независимым и освещающего криминальные события, происходящие в городе. Спортивные же тексты в газете никакого подтекста не имеют и носят сугубо информационный характер, хотя иногда в «Тольяттинском обозрении» все же встречается критика в адрес тольяттинских спортивных руководителей, а также в адрес спортсменов и руководителей клубов. Помимо этого, с тех пор как фактическим владельцем газеты стал тольяттинский бизнесмен, депутат Самарской губернской думы Владимир Яркин, многие материалы являются скрытой рекламой холдинга «АВТОТРЕЙД». Вот характерный пример из материала «Там, где «Чероки» не пройдет…»

«Бетонные препятствия, некоторые из которых высотой до двух метров, красавцы-автомобили, с виду мало похожие на обычные внедорожники (огромные колеса, активная подвеска, модернизированный кузов), рев моторов, оханье болельщиков. Все это делает джип-триал ярким спортивным шоу, которое интересно не только зрителям, но и спонсорам. Не случайно, что поддержку в организации этих соревнований оказал холдинг «АВТОТРЕЙД» и лично его президент Владимир Яркин, который не только присутствовал на церемонии награждения, но и с интересом наблюдал за тем, как участники срывают аплодисменты присутствующих» (Просекин И., «Тольяттинское обозрение». – 2008. – 4 мая).

В газете «Вольный город Тольятти»постоянная спортивная рубрика появилась летом 2004 года, которую ведет выпускающий редактор Андрей Липов. До этого в издании также печатались спортивные тексты, публикуемые под рубриками «События» и «И напоследок». Сейчас спортивная рубрика в этом еженедельном общественно-политическом издании представляет собой подборку материалов спортивной тематики, размещаемых на 14-й полосе. Правда, одну колонку на этой полосе занимают «Городские хроники», рассказывающие об истории г. Тольятти, причем очень часто подбираются исторические события также связанные со спортом, чтобы эта колонка соответствовала рубрике. Основные темы, освещаемые спортивной рубрикой «Вольного города»: жизнь звезд спорта (прежде всего гимнаста Алексея Немова, боксера Олега Саитова и каратиста Александра Герунова), а также важнейшие спортивные события с участием тольяттинских спортсменов и рассказы о жизни фанатов. Основными жанрами спортивной рубрики «Вольного города» являются: корреспонденция, заметка, зарисовка, интервью, репортаж.

Помимо этого по вторникам выходит информационное приложение к газете «Вольный город», в котором также присутствуют спортивные тексты, в основном рассказывающие о спортивных событиях, произошедших в городе за выходные.

В ежедневной газете«Площадь Свободы» одно время отказались от постоянной спортивной рубрики, ограничившись разовыми освещениями спортивных событий, выходящими 1-2 раза в неделю. Отсутствие штатного спортивного обозревателя привело к тому, что виды спорта, освещаемые в газете, были условно разделены между сотрудниками редакции, отвечающими за своевременную информацию по «своему» виду. Однако в 2008 году в «Площади Свободы» появился спортивный обозреватель Валерий Близнецов, а вместе с ним и суперрубрика «Линия спорта», размещаемая обычно на 8-й полосе. Основными жанрами здесь являются информационные: репортаж, интервью, заметка. Реже появляются зарисовки и корреспонденции.

Газета «Волжский автостроитель», являясь корпоративным изданием, основной акцент делает на том, как благотворно влияет «АВТОВАЗ» на развитие спорта в г. Тольятти. Здесь спортивная рубрика присутствует не в каждом номере, а лишь в тех, которые выходят по вторникам (под спортивную рубрику отдается одна полоса) и пятницам (две полосы). Основными темами, освещаемыми спортивной рубрикой «Волжского автостроителя», являются: футбол, гандбол, хоккей, а также соревнования, устраиваемые для работников предприятия. Часто печатаются очерки о ветеранах заводского спорта, всевозможные конкурсы и викторины. В частности, именно «Волжский автостроитель» принимает участие в розыгрыше автомобилей среди болельщиков на футбольных матчах с участием тольяттинской «Лады». Ведущим спортивной рубрики является известный в городе спортивный обозреватель Максим Курочкин.

Также спортивные рубрики присутствуют в таких изданиях, как «Хронограф» и «Московский комсомолец в Тольятти», где также носят постоянный характер и освещают основные спортивные события из жизни города.

Таким образом, можно сделать вывод, что во многих городских общественно-политических изданий спортивная рубрика является постоянной. Тема спорта интересна тольяттинцам, отсюда и появление спортивного приложения «ТО Спорт».

Помимо специализированных изданий, приложений и рубрик спортивная тематика присутствует в тольяттинских газетах еще и в виде отдельных материалов. В основном это заметки, рассказывающие о наиболее ярких событиях из мира тольяттинского спорта. Таковые иногда появляются в газетах «Презент», «Миллион», не уделяющих большое внимание спорту, но старающихся не пройти мимо ярких спортивных событий. К примеру, приезд шоу «Ледовая симфония», в котором выступают сильнейшие российские фигуристы, вызвало огромный ажиотаж в городе. Соответственно и газеты отреагировали на это событие, причем не только специализирующиеся на спорте. Анонсы, фотографии Ирины Слуцкой, Ильи Авербуха и Марины Лобачевой можно было встретить на страницах многих газет и журналов. Или история с необъективным судейством на Олимпийских играх, когда из-за предвзятости арбитров наш гимнаст Алексей Немов лишился золотой медали. Это событие уже выходит за рамки спортивной жизни города. Тут и политика, и проблема отношения к России других стран.

Тема спорта встречается на страницах большинства городских газет, однако большое значение имеет информационная политика конкретного издания. Аналитическая газета «Постскриптум», например, не будет публиковать информационные материалы. Для нее интерес представляют лишь проблемные статьи. Темы, соответственно, выбираются тоже специфические: проблема строительства нового Дворца спорта, сколько зарабатывают игроки команд и за чей счет эти команды существуют.

Что же касается журналов, то здесь тема спорта освещается в первую очередь лишь для того, чтобы привлечь внимание потенциальных рекламодателей, в первую очередь директоров и менеджеров крупных спортивных магазинов, а также фитнес-клубов. В частности, в журнале «Афиша Самара-Тольятти», прекратившем свое существование весной 2004 года, тема спорта освещалась преимущественно с точки зрения коммерческой выгоды. Характерный пример: весной 2003 года в Тольятти проходил этап Кубка России по маунтинбайку (горный велосипед), и журнал «Афиша» выступил информационным спонсором этих соревнований. Причем рядом с информационными материалами об этих соревнованиях стояла реклама магазина, торгующего горными велосипедами. Кроме рекламно-информационных материалов в журнале печатались анонсы наиболее значимых спортивных событий, которые должны были состояться в Самаре и Тольятти в следующем месяце. Информационные материалы (в основном заметка) появлялись там крайне редко, что заставляло говорить о незаинтересованности редакции в бесплатном освещении спортивной жизни города.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема спорта присутствует в большинстве тольяттинских газет, особенно если речь идет о спорте высокого уровня, либо о коммерческих спортивных проектах, способных принести прибыль редакции. Однако городу, давшему российскому спорту немало звезд, имеющему спортивные команды, которые играют в Высшей лиге, десятки детско-юношеских спортшкол явно не хватает качественного спортивного издания, в котором присутствовала бы аналитика, где проявлялись бы организационные функции СМИ.

Таким образом, освещение спортивной деятельности в региональных СМИ нуждается в усовершенствовании, для того чтобы в полной мере удовлетворять информационные запросы аудитории.

 

 

Э.З. Габутдинова,Казанский госуниверситет (филиал в г. Набережные Челны), студентка;

Р.Р. Мухаметзянова,Казанский госуниверситет (филиал в г. Набережные Челны), старший преподаватель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.012 с.)