Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Над российским телевещанием: нравственный аспектСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Попытки контроля гражданского общества над деятельностью ТВ в России в последнее время выражались преимущественно в стремлении ограничить его содержание нравственно приемлемыми рамками. При этом собственно политические (плюрализм мнений, возможность критики власти, представление позиций различных общественных сил) и экономические (финансовая транспарентность, нюансы бюджетного финансирования и проч.) все более оттеснялись на периферию общественной дискуссии. Это представляется вполне понятным, поскольку отмечаемое многими экспертами замедление роста институтов гражданского общества соответственно уменьшает возможности гражданского контроля ТВ и СМИ в целом, а все более очевидная монополизация публичной сферы подвергает сомнению саму возможность осуществления такого контроля. Эволюция гражданского внимания к российскому ТВ свидетельствует о том, что его акценты смещаются от возможности участия в информационной деятельности или хотя бы влияния на формирование «повестки дня» и содержание телепередач к необходимости контроля. Систематическое игнорирование граждан как субъектов информационных процессов, имитация их участия в деятельности ТВ как максимум в виде «массовки» на ток-шоу, высокомерное нежелание работать с аудиторией привели к тому, что у наиболее активных граждан и общественных институтов созрело желание контролировать то, в чем они не имеют возможности участвовать. Возможность создания Общественного совета по нравственности на телевидении активно обсуждается в России уже более года. Впервые с такой инициативой выступил осенью 2007 года Клуб православных журналистов. Судя по количеству упоминаний в СМИ, «температура» интереса к этому сюжету не снижается. Как показывают результаты частотного анализа, проведенного с использованием полнотекстовой базы данных «Интегрум», СМИ демонстрируют устойчивый интерес к этому предмету. Любопытно, что наименьший интерес к возможному созданию Общественного совета по нравственности проявили собственно телевидение и радио, что косвенным образом подтверждает их нежелание акцентировать внимание на ответственности перед аудиторией и признавать возможность контроля со стороны гражданского общества. Основная дискуссия сторонников и противников Общественного совета по нравственности на ТВ разворачивается не в кабинетах Госдумы, а в публичной сфере. На первый взгляд, обе стороны не испытывают недостатка в аргументах. Однако в контексте публичного обсуждения идеи Общественного совета по нравственности большинство возражений возникало по поводу практических аспектов, в то время как главные препятствия, в значительной степени затрудняющие содержательную часть будущей деятельности совета, остаются не артикулированным. А ведь их наличие в таком обществе, как современное российское, ставит под сомнение сами принципы создания совета по нравственности. Нам хотелось бы обратить внимание на вещи, которые по каким-то причинам пока теоретически не артикулированы в ходе публичной дискуссии о будущем Общественном совете по нравственности на ТВ. А между тем, по нашему убеждению, именно с этими существенными препятствиями он неизбежно столкнется, если только не превратится в квази-форму контроля над ТВ, если только не выродится в пародию. Первым существенным препятствием является отсутствие ценностного консенсуса в российском социуме. В полинормативном обществе, где действуют различные ценностно-нормативные модели, обусловленные поликонфессиональным и полиэтническим составом социума, а также другими факторами, детерминирующими многообразие, деятельность какого бы то ни было совета по нравственности будет успешной только в том случае, если на уровне всего общества будет достигнута критическая масса (или критический уровень) согласия по поводу того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Более того, достижение необходимой «зоны согласия», минимального «аксиологического единства» представляется событием все более отдаляющимся от настоящего момента. По нашим наблюдениям, в последние десятилетия центробежные силы, «разрывающие» ценностно-нормативную ткань жизни общества, гораздо более заметны, нежели силы центростремительные, «собирающие» и объединяющие социум, приводящие его к согласию по поводу ценностей. В данном случае мы не имеем в виду вертикально-принудительную индоктринацию, попытки ценностно-нормативного объединения «сверху». С нашей точки зрения, такие попытки по их последствиям как раз следует отнести к катализаторам «центробежных сил». Современный мир предлагает все большее многообразие, вариативность этических норм, представлений о том, что нравственно и что безнравственно, связанных с важнейшими мировоззренческими категориями человека – с отношением к смерти, с представлением о семье, с пониманием социальной справедливости и др. Релятивно-ситуационная этика в условиях плюрализма довольно быстро раздробила и без того хрупкое ценностное единство общества в СССР (если допустить, что подобное этическое единство все-таки существовало). В условиях расширяющейся вариативности договориться о том, «что такое хорошо и что такое плохо», представляется все более проблематичным. Например, телепрограмма, в которой позитивно показано многоженство, будет морально приемлема для мусульман и вызовет протесты православных верующих. А публикация в поддержку придания статуса семьи гомосексуальным союзам станет предметом возмущения последователей традиционных религий, но вполне «впишется» в представления о жизни либерально настроенной молодежи. Общественная дискуссия по поводу эвтаназии – добровольного ухода из жизни – уже расколола несколько европейских стран. Ряд подобных примеров можно продолжать. Трудно представить их в качестве предметов рассмотрения на заседании Общественного совета по нравственности на ТВ и еще труднее помыслить возможность выработки единого согласованного суждения его членов. Это гораздо более вероятно в моноконфессиональных, моноэтнических и теократических странах. Поэтому неудивительно, что два пробных заседания Общественного совета по нравственности на ТВ прошли в дискуссионной атмосфере, а мнения их участников разделились. Это вполне естественно в описанном выше контексте. Проблема принципиальной возможности ценностного консенсуса, о которой крайне редко упоминают в СМИ, является, на наш взгляд, главным препятствием анализируемой инициативы. Но – не единственным. Вторым существенным препятствием для деятельности Общественного совета по нравственности на ТВ является, с нашей точки зрения, о тсутствие системного нравственного мониторинга в СМИ и публичной сфере со стороны ценностно определенных, аксиологически гомогенных общественных институтов или социальных групп. По нашему убеждению, наивысший уровень для совокупного суждения в области нравственности – это не общество в рамках целой страны, а ценностно цельная, монолитная, гомогенная общность, члены которой пребывают в состоянии консенсуса, согласия по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо». Объединяющим фактором в таких общностях является именно общая мораль. Поэтому их можно назвать «центрами кристаллизации» общества по этическому признаку, или «магнитами», или «маяками». К ним по определению должны относиться религиозные организации и другие общности с ярко выраженным моральным «кредо». И именно они должны стать главными субъектами общественного диалога в сфере нравственности, аккумулирующими и артикулирующими оценочные суждения, производные от их базовых нормативных моделей (Торы, Библии, Корана, книги Мормона, клятвы Гиппократа и проч.) и применяемые к различным аспектам современного бытия. Удельный вес подобных голосов в полифоническом хоре заведомо будет больше отличного от них частного мнения последователя какой-либо экзотической этической системы. Политические партии, профсоюзы, клубы и другие организации, объединяющим фактором в которых становятся внешние по отношению к этике вещи (борьба за власть, отстаивание профессиональных интересов, получение прибыли, любовь к футболу или бане и проч.), не являются и по определению не могут быть морально гомогенными общественными институтами. Как максимум там обнаруживается конвенциональная профессиональная этика, а представления о добре и зле вне уставной деятельности, как правило, выносятся за скобки – в приватную автономную сферу жизни членов этих организаций. Проблема заключается в том, что в СМИ и публичной сфере отсутствует системный «нравственный мониторинг» событий и явлений общественной жизни со стороны действующих ценностно определенных общностей. Свет «нравственных маяков» почти не виден, они малозаметны на горизонте общественного сознания. В таком контексте нравственная навигация гражданина затруднительна. Будучи растерянным перед ценностным многообразием, россиянин часто бывает не в состоянии сделать осмысленный выбор и легко подвержен нормативному давлению разнонаправленных сил. Принципиально важно, чтобы даже внутри социальных институтов эти оценки исходили от моральных авторитетов в обществе, а не от безличного субъекта, представляющего институт в целом, ибо в противном случае возникает угроза жесткого управления поведением и сознанием людей. Моральные авторитеты должны лишь задавать ориентиры, а не управлять людьми. Третьим существенным препятствием для деятельности Общественного совета по нравственности на ТВстановится отсутствие артикулированного диалога ценностных систем. Если бы в СМИ и публичной сфере постоянно звучали «голоса» нравственного мониторинга событий и явлений окружающей жизни, если бы светили «нравственные маяки», то в рамках выстраиваемой нормативной модели можно было бы вести речь об артикулированном диалоге ценностных систем. Именно процесс общения по поводу нравственных норм и их применения для квалификаций событий и явлений в обществе является, с нашей точки зрения, принципиально необходимым условием для формирования сбалансированной политики телевещания. Разумеется, такое общение ценностных систем в публичной сфере может быть непростым и даже конфликтным, но именно в таком общении будут вырабатываться повестка дня и механизмы медиатизации в области моральных ценностей. Нравственный диалог в обществе мыслится более органичным как «полифония» голосов взаимно уважающих друг друга аксиологически гомогенных общественных институтов, нежели как нестройный хор голосов членов Общественного совета, состоящего из просто уважаемых в обществе людей, которые поют в разных тональностях. История Общественного совета показывает, что позиция единственного «нравственного камертона» в полинормативном обществе уязвима и трудновоплощаема.
И.А. Цыганков, Казанский госуниверситет, докторант
Развитие французской прессы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.110.253 (0.011 с.) |