Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы дальнейшего развития

Поиск

 

В современном мире компьютерных сетей и новых технологий, средства массовой коммуникации играют важнейшую роль. Различные медиаканалы (телевидение, радио, Интернет и т.д.) позволяют человеку в считанные секунды получить и передать любую информацию, огромные тиражи медиапродукции самой разной тематики и художественного уровня доступны практически каждому ребенку.

Медиа в современных условиях занимают одно из первых мест по уровню потребления и популярности среди школьников, являются комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Посредством различных каналов (телевизионных, компьютерных, аудиовизуальных и др.) медиа общаются с аудиторией на вербальном, изобразительном или аудиовизуальном языках. При этом используется комплекс средств и приемов создания конкретных медиатекстов – набор кодов и условностей, с помощью которых переосмысляется и представляется реальность. Информационное поле постоянно пополняется новыми видами медиа – средствами создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между субъектом (агентством, автором) и объектом (аудиторией, адресатом). Уже достаточно трудно уследить за все увеличивающимся потоком медийной информации: постоянно появляются новые телевизионные каналы, периодические печатные издания, интернетные сайты и т.д.

Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, становится в современных условиях «продуктом» индустрии сознания, но, вместе с этим, далеко не всегда является всесторонней и достоверной. Односторонняя или искаженная информация (которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского внушения), несомненно, нуждается в осмыслении. Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средства массовой коммуникации и информации (медиа) порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаинформацию.

Многие педагоги и психологи отмечают, что с появлением компьютеров, распространением спутникового телевидения, мобильной телефонии и т.д., школьники стали меньше читать, испытывают значительные трудности в связном изложении событий. Кроме того, масс-медиа оказывают существенное влияние на формирование определенных ценностных ориентиров и идеалов современной молодежи. Не секрет, что масс-медиа нередко нарушают общепринятые нравственные нормы, используют различные манипулятивные технологии для воздействия на сознание зрителя, читателя. В случае если молодое поколение является пассивным потребителем любого рода медиаинформации, не подвергает ее самостоятельному, критическому осмыслению, постепенно, в процессе тесного общения с медиа, происходит изменение его ценностных установок и ориентиров.

К примеру, в сред­нем за год юные зрители видят около 20 тысяч рек­ламных роликов, убеждающих сделать «правильный» выбор в приобретении различных товаров. Пассивное потребление подобной медийной информации способствует возникновению стереотипных суждений, согласно которым, только приобретя рекламируемые товары, можно стать похожим на идеаль­ного человека, преуспевающего в жизни. В то же время, у молодого поколения наблюдается снижение волевых способностей, нежелание добиваться совей цели честным трудом, для многих молодых людей характерны пассивность и инфантилизм. Причина такой пассивности видится, в том числе, и в доступности удовлетворения желаний благодаря обилию телевизионных программ, компьютерных игр, рекламы, юношеской «желтой прессы» и т.п.

В связи с возрастаю­щим влиянием средств массовой информации на воспитание, развитие и со­циализацию молодого поколения очень актуальными становятся проблемы определения пози­ции педагогов в работе с молодежью, возможной степени вмешательства взрослых в процесс освоения школьниками окружающего мира посредством масс-медиа.

Одним из действенных путей решения данной проблемы является использование медиаобразования в учебно-воспитательном процессе. Медиаобразование – специальное направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации, включает изучение специфического языка различных средств массовой информации, в первую очередь, телевидения, радио, прессы, Интернет. Посредством медиаобразования подрастающее поколение учится работать с информацией, понимать, каким образом через информацию СМИ осуществляется воздействие на сознание аудитории, какие манипулятивные и технологические приемы при этом используются и т.д.

В разные годы проблемам российского медиаобразования были посвящены исследования О.А.Баранова, И.В.Вайс­фельда, Л.С.Зазнобиной, И.С.Левшиной, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, А.В.Спичкина, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова, А.В.Шарикова и др.

Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение его начи­нается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России медиаобразование школьников не является обязательным и не входит в школьные учебные программы. Что касается подготовки профессиональных медиапедагогов, то эта проблема также остается открытой, так как в настоящее время существует лишь официально зарегистрированная в 2002 году специализация для студентов педагогических вузов «Медиаобразование» (03.13.30). В современном российском образовании возможности медиаобразования реализуются в интеграции в традиционные учебные предметы (литература, история, химия, биология и т.д.) или в факультативных, кружковых формах.

В настоящее время в мировой практике медиаобразования, и в том числе – в России, разработаны многочисленные медиаобразовательные программы, способствующие развитию самостоятельного, критического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков, эстетических вкусов, ценностных ориентаций школьной аудитории. В условиях интенсивного увеличения информационного потока первостепенной задачей становится воспитание творческой, самостоятельно мыслящей личности. Медиаобразование открывает педагогам широкие возможности в организации различных факультативов, спецкурсов, интегрированных уроков на материале медиа, развивающих эстетический вкус, способности полноценного восприятия медиатекстов, интеграции знаний и умений, полученных в различных научных областях и т.д. Основные положения развития медиаграмотности подрастающего поколения легли в основу образовательно-информационных моделей медиаобразования, которые включают в себя изучение теории и истории медиа; воспитательно-эстетических моделей, рассматривающих моральные и философские проблемы медиатекста; моделей развивающего обучения, предполагающих развитие творчества, воображения, интерпретации и т.д. Наиболее перспективными для современного отечественного медиаобразования, на наш взгляд, являются модели А.В.Спичкина, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова, А.В.Шарикова и др.

Одно из традиционных направлений отечественного медиаобразования связано с эстетическим и духовно-нравственном воспитанием и развитием личности на материале произведений медиакультуры. Эстетическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения основано на органическом единстве развития природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образности, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности личности, эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетическая воспитанность немыслима без развитого художественного вкуса,способности чувствовать и критически оценивать медиапроизведения.

В российской педагогике проблематика эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения на материале произведений медиакультуры (в основном, на материале кинематографа, прессы и телевидения) изучается достаточно давно. Еще во второй половине ХХ столетия в трудах О.А.Баранова, И.Н.Гращенковой, И.С.Левшиной, С.Н.Пензина, Ю.М.Рабиновича, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова и др. были освещены теоретические и методические аспекты данной проблемы. Первоначально эстетическое воспитание средствами медиаискусств осуществлялось в молодежных кинотеатрах и киноклубах, учреждениях культуры, редакциях школьных и вузовских газет, на факультативных занятиях в средних и высших учебных заведениях.

В настоящее время проблема эстетического и духовно-нравственного воспитания школьников на материале произведений медиакультуры получает новое звучание и активно осуществляется в ряде учебных заведений (Москва, Воронеж, Таганрог, Курган и др.). Работа со школьниками в этом направлении включает не только просмотр фильмов, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских проблем медиапроизведений; выполнение игровых, творческих зада­ний; свободное общение; диспуты; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзывы, сочинения на тему произведений медиаискусств и т.д.).

Традиционно медиаобразовательные занятия строятся на основе комплекса творческих заданий, в процессе организации которых целенаправленно решаются основные задачи медиаобразования: «обучить «грамотно» читать медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критическое мышление, предпочтения, эстетический вкус; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.

Большой интерес школьников вызывают ролевые игры на материале различных медиа. Например, на материале прессы художественная компонента медиатекстов рассматривается в процессе работы «Школьных редколлегий», проведения «Конкурса дизайнеров» и др. Аудитория успешно работает над созданием собственных текстов на заданные или свободные темы, занимается подготовкой иллюстраций статей всевозможных видов и жанров с применением разнообразных техник (от простых рисунков и коллажей до компьютерного монтажа и дизайна).

В процессе медиаобразовательных занятий на аудиовизуальном материале довольно продуктивной формой работы является создание телевизионных или кинематографических мини-сценариев. В процессе их подготовки используется весь арсенал художественных средств, который воплощается затем в постановках собственных «фильмов» и «телепрограмм». При практической реализации сценарных разработок возможна организация ситуативных игр: «Биржа труда» (подбор кандидатур на роли телеведущих, актеров, репортеров и т.п.), «Теленовости» (конкурс ведущих, подготовка материалов для выпуска новостей и т.п.), «Репортаж с места событий» (развитие умения интерпретировать различную информацию), «Рекламная пауза» (презентация «собственной продукции», подготовка рекламных роликов), «Ток-шоу» (работа в микрогруппах по созданию небольших авторских ток-шоу) и др.

Одно из традиционных творческих заданий в медиаобразовании – просмотр и анализ медиатекста: определение жанровой специфики, обсуждение достоинств и недостатков, рецензирование медиаматериала. Данное задание позволяет не только констатировать эстетические и художественные медиапредпочтения школьников, нравственные позиции и критическую оценку медиапроизведений, но и содействовать более полноценному медиавосприятию, развитию эстетического вкуса аудитории. Просмотр и коллективное обсуждение экранных и печатных медиатекстов способствует созданию атмосферы диалога, свободного обсуждения, развитию критического мышления и аргументированной оценке медиаинформации.

Как известно, процесс осмысления, анализа и интерпретации различных медиасообщений представляет определенную трудность для школьников, так как медийный текст представляет собой интерпретацию реальной действительности, предлагаемую аудитории автором медиатекста (режиссером, актером, журналистом, дизайнером и т.д.). В связи с этим, восприятие произведений медиакультуры немыслимо без сотворчества аудитории и авторов медиатекста. Анализ информационных единиц проводится, исходя из сюжетной линии медиатекста (включая изучение его особенностей по аналогии с литературными произведениями), затем следует переход к рассмотрению экранных форм (включая исследование особенностей медиаязыка – выразительных средств, композиции, мизансцены, монтажа, плана и ракурса; ритма, интонации медиатекста; достоверность, выбор актерской группы и т.д.).

Осуществление анализа медиатекста – процесс довольно сложный, требующий от педагога тщательной подготовки. Методические принципы анализа медиатекстов базируются на разнообразных циклах (блоках, модулях) творческих заданий, включающих игровые упражнения, импровизации, написание мини-сценариев, рецензий, имитационные тренинги и т.п.

Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в педагогическом процессе современных технологий и активных форм учебного взаимодействия. Современные педагогические технологии гуманитарного образования обладают широкими возможностями для овладения приемами работы с информацией, в том числе – и медийной. Декодирование, анализ и интерпретация медиатекста в целом и его отдельных составляющих трансформирует процесс изучения произведения медиакультуры в процесс общения с ним как с живым собеседником. Это общение открывает перед адресатом медиа неповторимый мир, в котором заложены замыслы, идеи авторов медиатекста, и интерпретация этих идей исполнителями последнего и т.д. Рефлексия в медиаобразовательном контексте предполагает не простое знание и понимание медиааудиторией собственных ощущений в момент восприятия медиатекста (эмоционального состояния, реакций и т.д.). Один и тот же медиатекст может вызвать различные оценки и суждения, озвучивание которых как правило, вызывает всеобщие жаркие дискуссии, в которые вовлекаются и ученики и педагог, причем это вовлечение ставит их в позицию равноправных субъектов творческой деятельности, в ходе которой в процессе восприятия и интерпретации произведений медиакультуры осуществляются предметно-рефлексивные отношения как между педагогом и учащимися, так и между аудиторией и создателями медиатекста. В данном случае происходит взаимное отображение данных субъектов [3, С.84].

В свободном демократическом обществе на первое место выходит способность и готовность оценивать ситуацию самостоятельно, без предубеждения, распознавать приемы психологического манипулирования в медийном пространстве. В современной социокультурной ситуации для каждого человека необходимо быть медиаобразованным, причем это понятие не ограничивается лишь практическими навыками и умениями управления медиааппаратурой. Медиаграмотность включает в себя умение ориентироваться в условиях переизбытка разнообразной информации, полноценно воспринимать ее, понимать, анализировать, интерпретировать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей [1, С.53]. Таким образом, развитие медиаобразованности молодого поколения становится точкой опоры, естественным способом взаимодействия с идеями и информацией, которая должна быть не просто изучена и усвоена аудиторией, но и самостоятельно осмыслена, продумана, отрефлексирована, тогда она станет истинным достоянием адресата. Поэтому понимание и критическая оценка медиаинформации является одной из важнейших задач не только медиапедагогики, но и всей системы отечественного образования.

Современные информационные технологии, в частности – мультимедийные, также открывают новые перспективы для развития медиаобразования. Например, компьютерная техника дает возможность школьникам реализовать собственные творческие идеи в виртуальном мире: создавать собственные виртуальные энциклопедии, газеты, журналы, интернетные сайты и т.д. Современные школьники встречаются с мультимедиа практически ежедневно, играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности, работая с обучающими программами, входя в Интернет и т.д. В нынешних условиях, когда информация приобретает огромную ценность во всех областях жизни, а количество литературы нас­только велико, что для поиска нужного источника требуется немало време­ни, многие предпочитают прибегать к компьютерным каталогам, где можно найти (а при желании перевести на родной язык) любой необходимый учебный материал. Посещение виртуального музея открывает новые перспективы для развития познавательных интересов и эстетических вкусов школьной аудитории: посетители могут ограничиться лишь просмотром каталогов, а могут при жела­нии и «пройтись» по залам музея, рассматривая интере­сующие объекты в различных проекциях. В любом случае, такая экскурсия будет максимально приближена к реальной действительности, что для многих школьников (особенно, живущих в провинции) будет иметь огромное значение в плане расширения кругозора и получения новой информации.

Весьма значительным для российского образования событием, связанным с поиском, переработкой и получением новой медиаинформации, стало возникновение медиатек, дающих возможность получать доступ к любым информационным носителям. Медиатеки существуют сегодня не только в крупных городах, но и в сельских районах. Эти подразделения объединяют информационные возможности библиотек, видео- и фонотек, школьного компьютерного и телекоммуникационного центра и т.д. С 1990 года в НИИ школьного отдела ТСО Академии педагогических наук работает научно-исследовательская группа «Школьная медиатека», силами которой разработаны методические рекомендации для городских и сельских медиатек.

Развитие компьютерных технологий и распространение Интернет предоставляют возможности для организации единой образовательной сети дистанционного обучения, основанного на сочетании компьютерной сети и интерактивного телевидения. В настоящее время существует нес­колько моделей ДО, опирающихся на использование средств массовой ком­муникации (телевидение, мультимедийные программы, видео и др.). Одной из актуальных задач современного образования является разработка программ и подготовка учителей к активной медиаобразовательной деятельности на материале мультимедиа. Развитие компьютерных технологий и телекоммуникаций позволяет уже сегодня осуществлять различные медиаобразовательные телекоммуникационные проекты, в том числе – межрегиональные и международные [2, С.120].

Сегодня в отечественном образовании осуществляется целый ряд телекоммуникационных проектов, в которых могут участвовать российские школьники. Безусловно, для их успешной реализации необходимо подготовить школьников и учителей отечественной школы к включению в интерактивную телекоммуникационную деятельность, разработать программы, адаптированные к современным российским условиям и т.д. Думается, что эти проблемы будут решены, учитывая огромный интерес, вызванный появлением новых разработок в области мультимедиа и медиаобразования.

В современных условиях огромное значение придается качеству образования, повышению уровня знаний выпускников школ. Стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Результативность образования заключается не столько в определенной сумме приобретенных учеником знаний или количестве усвоенной информации, а в способности действовать в различных проблемных ситуациях, осуществляя поиск, отбор и анализ медиаинформации. Поэтому развитие медиаграмотности современных школьников выходит на одно из первых мест по значимости в системе общего образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001.

2. Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. – Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008.

3. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.


«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КОРПОРАТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

 

О.Л. Бурцева, Волжский университет им. Татищева (г. Тольятти), студентка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.58.68 (0.013 с.)