Духовная публицистика в начале XXI века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная публицистика в начале XXI века



 

В последнее десятилетие XX века и в начале XXI века пренебрежение религиозными чувствами в СМИ, продолжавшееся в нашей стране многие десятилетия, сменилось обилием публикаций. Одни приветствуют этот процесс как «религиозное возрождение», другие говорят о наступлении мракобесия и «новом средневековье». По мнению председателя регионального отделения Всероссийского объединения исследователей религии, кандидата социологических наук С.Лебедева, религия – это, кроме всего прочего, особый тип культуры, от которого средний современный человек весьма далек. Его сознание, жизнь, как и наше общество, в целом основано на ином типе культуры – светском. Эти культурные миры сегодня сталкиваются, переплетаются, находят точки соприкосновения, где-то конфликтуют, сложно взаимодействуют. Но при этом миллионы россиян крестятся сами и крестят своих детей, венчаются, обращаются к священнику за советом в трудную минуту жизни.

СМИ возникли как средство выражения общественного мнения, они реализуют возможность свободной дискуссии помимо и независимо от давления государства и диктатуры большинства. СМИ сформировались в эпоху господства европейского секуляризма, когда христианская этика перестала пронизывать все сферы жизни человека и общества.

Но общественные коммуникации существовали всегда, без невозможно социальное партнерство. Это значит, что СМИ есть своя «миссия». Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в приветствии участникам III Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви особо подчеркнул:

«Современное информационное поле активно осваивается силами, враждебными Церкви, и если мы упустим время, то будем вытеснены с этого пространства. Поэтому мы сегодня просто не имеем права не использовать для проповеди мощный потенциал СМИ и новейших информационных технологий» [1].

Но, по мнению журналиста и исследователя религиозной печати Романа Жолудя, российские СМИ оказались не готовы писать о религии, как о сложной стороне социальной и личной жизни. Зачастую стремление к сенсационности, желание гротескно подчеркнуть описываемое событие оборачивается пустым скандалом, усугубляемым обеими сторонами – конфессией и прессой. Отмечается также, что причина взаимного недопонимания репортеров и священнослужителей кроется не в разнице мировосприятия, а в элементарных профессиональных просчетах.

Целый ряд объективных факторов заставляет говорить о взаимоотношении журналистики и религии, как об одной из наиболее важных сфер в российском медиапространстве.

Во-первых, общественная жизнь постсоветского общества стала в полном объеме включать и религиозную сферу [2]. Религиозным организациям дозволено активно участвовать в событиях, занимаясь не только культовой практикой, но и социальной, просветительской, благотворительной и иной деятельностью. В результате события религиозной жизни общества становятся объектом внимания СМИ, тем более что аудитория масс-медиа достаточно активно интересуется религиозной и околорелигиозной сферой.

Но религиозные организации не только дают тему для информационных сообщений в СМИ. В силу своей глубокой и сложной связи с онтологическими, гносеологическими и аксиомологическими установками массового сознания религиозные представления какой-либо части населения могут провоцировать достаточно серьезные социальные конфликты. В качестве примера можно вспомнить отказ мусульманок фотографироваться для паспорта без головного убора. Это противостояние, показавшее полную неготовность к толерантному отношению в религиозной сфере государственных и общественных структур, подробно освещались в самых разных СМИ, – центральных и региональных, светских и конфессиональных.

Во-вторых, особое внимание СМИ привлекает инаковость, явная чуждость религиозных объединений для современной массовой культуры. Это провоцирует внимание массовых СМИ к сфере религии, желание найти сенсацию в этой области. Традиционная закрытость религиозных объединений придает этой теме дополнительную притягательность для развлекательных СМИ.

Стоит отметить важную роль, которую религия играет в жизни современного индивида в обществе. Многие – от французов-просветителей XVIII века до последователей научного атеизма XX столетия – считали, что религиозное чувство есть некий атавизм, который должен был обязательно отмереть в результате прогрессивного развития общества. Сейчас можно с полным правом заявить о несостоятельности подобных взглядов.

История преподносит веские доказательства существования имманентного религиозного чувства, не зависящего от культурного или цивилизационного прогресса человечества. Более того, некоторые исследователи говорят о том, что подавление религиозной жизни ведет к деструктивным социальным и психологическим последствиям. Потеряв связь с сакральным, люди подвергаются воздействию эрзац-религий: поп-культуры, моды, тоталитарных движений, деструктивных организаций и т.п. Особенно эта проблема характерна для совеременной молодежи, чье психосознательное формирование пришлось на «безвремение» начала 90-х годов XX столетия и их полным отсутствием какой-либо позитивной идеологии.

Но религиозная жизнь общества нуждается не только в признании факта ее существования. Необходима регуляция этой жизни самим обществом. В противном случае есть риск взращивания маргинальной религиозной культуры, оторванную от традиций и общественных ценностей, агрессивную и непредсказуемую. Насколько невнимание к религиозным процессам может быть опасным, демонстрирует тот факт, что в конце 80-ых годов прошлого столетия одна из самых опасных сект «Аум Синрике» открыто и беспрепятственно вела пропаганду на волне радиостанции «Радио России».

Религиозные чувства пытаются (причем не без успеха!) использовать в политических играх федерального и мирового масштаба. Религиозные предпочтения, порой, становятся базой для создания экстремистских или террористических группировок (скинхеды, ваххабиты и др.). Даже конфликт цивилизаций – противостояние мусульманского Востока и (пост)христианского Запада – рассматривается зачастую именно в терминах религиозных противоречий. Все это говорит о необходимости саморегуляции религиозной жизни социума.

Вполне логично, что к вопросам религиозной деятельности обратилось и государство, заинтересованное в сохранение стабильности. В этой связи вполне оправданным с политической точки зрения выглядит желание государственных институтов при декларации равноправия всех религий опереться на традиционные и самые многочисленные религиозные группы – православных христиан, мусульман, буддистов, иудеев. То, что основной опорой государственной политики была выбрана Русская Православная Церковь, хорошо объяснимо – православная – институт, существующий внутри страны и практически не испытывающий давления извне (в отличие от католической церкви, чей центр – в отдельном государстве, или исламского движения, традиционно почитающих иностранных мусульманских лидеров из стран Ближнего Востока). В итоге получается, что религиозные вопросы тесно связаны и с вопросами национальной безопасности.

Что же ожидает аудитория от СМИ в сфере религиозной жизни общества?

1. Освещения религиозных событий.

2. Разъяснения смысла событий религиозной жизни в частности и религиозных практик в целом.

3. Возможности принимать участие в этих событиях и практиках.

Исходя из указанных запросов аудитории, можно выделить три типа религиозной журналистики.

Первый тип можно обозначить как массовую журналистику о религии. Здесь чаще всего проявляются информационно-развлекательная функция: религиозные организации персоны мира религии становятся поводами для публикаций, как правило, поверхностного характера.

Второй тип – это светская аналитическая журналистика, рассматривающая религиозные события и явления во взаимосвязи с политическими, экономическими, социальными и культурными процессами. В идеале такого рода журналистике присуще стремление к объективности, отстраненности, иногда секулярности. Религия рассматривается, прежде всего, как социальный институт.

Третий тип – это конфессиональная журналистика. Основной характеристикой здесь является обязательное рассмотрение религиозной организации (церкви) как мистического явления. Исходя из этого, строится оценка внутренних и внешних явлений религиозной жизни конфессии и всего общества.

Традиционно первый, самый «легкий», вид религиозной журналистики подвергается нареканиям, зачастую справедливым, за свою несерьезность, стремление к «желтизне», сенсационности и скандальности. Но отказ от такой журналистики не продуктивен. Массовая аудитория заинтересована в информации на религиозные темы, но, в силу своей неподготовленности и чуждости собственно религиозного дискурса, не в силах адекватно воспринимать события. По этой причине и возникает «упрощение», перевод явления на язык, понятный массовому читателю, нередко искажающий первоначальный смысл произошедшего. И здесь религиозным организациям, часто незаслуженно страдающим от массовой журналистики, важно понять, что выход – не в бойкоте подобных изданий, а в сознательном, планомерном «приручении» их. Тема религии многогранна, в ней есть место и для сенсационного репортажа, и для анализа, и для дискуссии.

Представляется, что религиозной журналистике не хватает именно таких – массовых, доступных газет, рассчитанных на неподготовленную аудиторию. Конфессиональная пресса слабо выполняет функцию миссионерства: тяжелый, непривычный светскому читателю, со множеством тяжелых оборотов, терминов, смысловое акцентирование и аргументация, непонятные нецерковному сознанию… Все это создает для светского человека барьер, порой непреодолимый.

Досадуя на поверхностный интерес массовой аудитории к религиозной тематике, следует учитывать то, что это вполне закономерно не только для указанной проблематики. Обывателю недоступна настоящая религия точно также, как недоступна настоящая политика, экономика, шоу-бизнес и прочие, популярные на первый взгляд, тематические направления в массовых СМИ. Таким образом, речь не идет о выпадении религии из общего ряда масс-медиа, а об особенностях подачи и восприятия массовой журналистики в целом.

Обозначенные уровни ни в коем случае не указывают на качество журналистской деятельности. Конфессиональная пресса в некоторых крайних проявлениях ничем не лучше бульварной, а светские публикации, вроде бы претендующие на независимый, отстраненный взгляд, могут поражать адиозностью и ангажированностью.

Александр Щипков, заместитель председателя Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при МПТР, выделяет темы, входящие в круг религиозной журналистики [3].

1. Качество веры. Интересно понять, во что верят граждане, как они верят, как это отражается на их социальном поведении, на принятии бытовых, нравственных и политических решений.

2. Отношения между религиозными группами – одна из тем, которая часто привлекает внимание журналистов. Популярная тема – сектанское движение. 60% публикаций посвящено новым религиозным движениям и их противостоянию традиционным религиям.

3. Влияние религиозных идеологий на формирование политических концепций. Эта тема не очень развита в современной религиозной публицистике, но она все чаще возникает и на нее есть общественный запрос.

4. Отношение государства и церкви – тема номер один, к которой все чаще обращаются СМИ.

5. Тема отражения религиозной жизни в СМИ. У читателя возникают определенные требования к журналистам, чья профессиональная деятельность в этом случае становится предметом изучения.

Потребителями информации, которую предлагает религиозная журналистика, прежде всего, являются:

1. Журналисты, пишущие о религии, которые очень внимательно следят друг за другом.

2. Религиозные круги, члены религиозных организаций.

3. Властные структуры, эксперты, политики, политтехнологи, словом, те, кто влияет на формирование внутренней политики государства. Они не только читают публикации с большим вниманием, но и реагируют, вступают в контакты, задают вопросы.

Сегодня специалистов занимающихся религиозной журналистикой немного. Традиционно, ее принято относить к журналистике, занимающейся социальными и культурными вопросами. И все-таки наша страна слишком долго жила без религиозной составляющей, поэтому в отношениях светского общества к Церкви существует громадное количество мифов, которые оборачиваются при столкновении с действительностью разочарованиями и непониманием. Церковь, в свою очередь, также не может установить нормальный контакт со СМИ, так как в течение многих лет находилась в полной изоляции от общества. И ей предстоит, несмотря на всю декларируемую готовность к диалогу, в течение длительного адаптироваться к современной медийной жизни, чтобы стать полноправной ее участницей.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам III Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Правовславной Церкви // Московский церковный вестник. – № 21. – 2002. – С.7.

2. Жолудь Р.В. Проблемы развития отечественной религиозной журналистики // www.21vek.org, (26.03.2005), свободный.

3. Щипков А. Религиозная журналистика – журналистика экспертная // www.religare.ru, (15.12.2002), свободный.

 

 

В.В. Русина, Московский госуниверситет печати, доцент

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.89 (0.015 с.)