Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы неоинституционализма в изучении медиаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
До сегодняшнего времени применение теории институционализма к средствам массовой коммуникации довольно ограничено. Институт медиа чаще всего рассматривается в традиционно учрежденческом плане: «Социально-коммуникационный институт … представляет собой формально учрежденную, т.е. имеющую свой орган управления, совокупность организационных и технологических систем, обладающих определенным, социально признанным назначением» [1]. Исследователи, ориентированные на неоинституциональный подход, в частности на работы Д.Норта, постулируют различение института медиа и организаций, его составляющих: «масс-медиа – это общественный институт, задающий ограничительные рамки для процессов создания и распространения массовой информации, а СМИ – это совокупность организаций (редакций и иных медиапредприятий), действующих в этих рамках» [2]. Для авторов, работающих в Высшей школе экономики, характерно понимание институтов как «устойчивых моделей поведения», а организаций – как форм их существования в конкретных обществах. Однако в отношении СМИ подчеркивается институционально-организационное единство этого социального института [3]. Концептуальный аппарат неоинституционализма практически не используется в отечественных исследованиях медиа. В некоторых случаях представления авторов о стратегиях поведения журналистов накладываются на предложенные неоинституционализмом теоретические понятия. Так, подход И.М.Дзялошинского, развиваемый автором в целом ряде работ, начиная с 1988 года, заключается в «утверждении, что в рамках российской профессиональной журналистской культуры сосуществуют несколько альтернативных парадигм профессиональной деятельности…» Речь идет о трех типах журналистики: «журналистика влияния», «журналистика медиабизнеса» и так называемая «гуманитарная». Последняя требует от журналиста «рассматривать себя как заинтересованного участника совместного с аудиторией поиска решений сложных жизненных проблем». Реальные профессиональные практики индивидуальных акторов или организаций определяются степенью доминирования одной из установок на фоне двух остальных. Исследования, проведенные Е.Ю.Кольцовой в конце 1990-х гг., показывают, что подобная схема не функционирует в российской медиасистеме, так как место институтов в трансформирующем обществе сужено. По ее наблюдениям, в сфере производства массовой коммуникации «решения принимаются не по правилам (которых иногда просто не существует), а ситуативно, в обстановке неопределенности и довольно высокой непредсказуемости». При этом процесс производства новостей представляется как игра с большой степенью непредсказуемости, в которой значительную роль играют индивидуальные ситуативные решения и кратковременные стратегии. Преимущественное значение для повседневной деятельности журналиста, по мнению Кольцовой, имеют не формальные правила, а «технически-жанровые ограничения, имеющие безличный характер и порожденные профессиональными стандартами и нормами» [4]. Предположу, что отмеченные Е.Кольцовой «непредсказуемость» и слабое действие институтов характеризуют весь период 1990-х годов в целом, а не исключительно медиасистему. В настоящее время выстраивание властной вертикали в стране имеет следствием упорядочение иерархии СМИ и институциональное оформление журналистских практик. Профессиональные практики журналистов, «правила игры» на медийном поле могут являться предметом исследований в русле неоинституционального подхода. Для зарубежной традиции исследований медиа характерны другие интересы. При изучении влияния на организации института медиа, преимущественное внимание уделяется организациям внешним по отношению к институту: политическим партиям, общественным организациям, образованию в сфере журналистики и коммуникаций и прочим акторам, позиционирующим себя в публичной сфере. Немецкий социолог П.Донгес [5] опирается на следующее определение социального института: «Институты – символические и поведенческие системы, включающие репрезентативные, конструирующие и нормативные правила вместе с регуляционными механизмами, которые определяют общее значение системы и порождают различных акторов и практики их действий». Регулятивные механизмы – в форме наблюдения, контроля и санкций – ограничивают действия акторов. Эти правила могут быть формальными (то есть поддерживаться законом) или неформальными (основанными на общественном мнении). Нормативные правила – в форме ожиданий, социальных ролей или организационных практик – делают возможными и устойчивыми действия между акторами через взаимные ожидания и уверенность в соответствующем взаимном поведении. Так, например, нормативными правилами определяется, что организации должны считаться с сообщениями СМИ, предупреждать их, подстраивать под них свою деятельность. Наиболее известная форма регулирования деятельности организаций со стороны медиа – формирование «повестки дня», которая ясно дает понять, о каких событиях сообщают медиа, и как акторы должны подстраивать свои коммуникативные предложения, чтобы быть принятыми во внимание СМИ. С помощью конституирующих правил создается социальное положение вещей, отдельные акторы, организации. Конституирующий аспект деятельности медиа как института проявляется в двух сферах. Во-первых, массовые коммуникации конструируют и трансформируют действия акторов и целых частей системы через распределение смыслов, структурируют восприятие акторами окружающего мира. Во-вторых, медиа способны конструировать новых акторов. Вокруг массовых коммуникаций возникают специфические профессиональные роли (диктор, сценарист и т.д.) и организации (PR-агентства, образовательные центры и т.д.). Описывая механизмы влияния институциональных правил на организации, П.Донгес выделяет принуждение, нормативное влияние и имитацию. Механизм принуждения подразумевает, что медиа располагают правилами отбора информации, ее презентации и интерпретации, которые должны знать организации, если хотят привлечь внимание и получить позитивное отражение в СМИ. Эти правила являются для организаций само собой разумеющимися и не обсуждаются. Посредством этого механизма медиа достигают постоянного воспроизводства своего статуса как института: медиа, в связи со своим местом в политической системе общества, публикует – а значит, легитимизирует – явные или скрытые ценности, что дает возможность медийным фирмам воспроизводить существующее положение вещей, в том числе и свой собственный статус. Механизм нормативного влияния имеет значение, прежде всего для носителей определенных профессиональных ролей. Его действие хорошо видно на примере PR-организаций. PR-акторы поддерживают значение институциональных правил медиасистемы в собственных интересах, так как они легитимизируют их профессиональную автономию, ведь именно специалисты в сфере PR знают и могут применять эти правила. Соответственно, эти акторы способствуют стандартизации знаний, техники, инструментов и способов работы медиа с организациями. Механизм имитации действует, когда одни организации наблюдают и перенимают коммуникативные практики других. Частным случаем действия этого механизма является копирование коммуникативных моделей, предложенных консалтинговыми фирмами или другими исследователями медиа. В современной зарубежной литературе доминирует представление о полиинституциональной социальной среде. Акторы имеют возможность выбирать, каким институциональным требованиям следовать в том или ином случае. Зачастую правила различных институтов противоречат друг другу. Стратегии компромисса или баланса между институциональными требованиями в медиа- среде мало изучены, а применительно к отечественным реалиям такая проблема не ставилась вовсе. Использование концепции неоинституционализма применительно к изучению медиа дает возможность выйти на два уровня проблем. С одной стороны, это изучение влияния медиа на внешние по отношению к этому институту организации; с другой – на исследования внутреннего функционирования института медиа. Последнее направление дает возможность по-новому взглянуть на профессиональные практики журналистов, а также проблему формирования «повестки дня».
ЛИТЕРАТУРА
1. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – С.395. 2. Дзялошинский И.М. СМИ и общественные институты: перспективы взаимодействия // Медиаскоп. – 2008. – № 2. Также доступно по адресу: доступно по адресу: http://www.mediascope.ru/node/223 [Электронный ресурс], свободный. 3. Черных А.А. Социология массовых коммуникаций: Учебное пособие. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – С.75. 4. Кольцова Е.Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1999. – Том II. – № 3. Также доступно по адресу: http://www.fast-education.ru/biblio/massmedia/12.htm [Электронный ресурс], свободный. 5. Donges P. Medien als Institutionen und ihre Auswirkungen auf Organisationen:Perspektiven des soziologischen Neo-Institutionalismus für die Kommunikationswissenschaft // M&K № 54. Jahrgang 4/2006. – S. 563 – 578.
А.Н. Козлова, Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров, старший преподаватель
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.007 с.) |