Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основная стадия процесса медиацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основная стадия занимает центральное место в переговорном процессе конфликтующих сторон с участием медиатора, так как атмосфера и конструктивность диалога между участниками задаются именно в этот период. Прежде всего медиатор должен удобно расположить участников в соответствии с их желаниями, чтобы они хорошо слышали и видели друг друга (полукругом, командами). Таким образом, принимаются во внимание три важных аспекта – комфорт, коммуникация и возможность контроля. Что же касается позиции самого медиатора, то она должна подчеркивать его нейтральность по отношению к проблеме и оппонентам. Основная стадия медиативного процесса проходит в несколько этапов. 1. Вступительное слово медиатора Эта стадия закладывает ту основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяжении всего процесса переговоров. Медиатор должен потратить значительное количество усилий, чтобы процесс медиации был понятным и приемлемым для участников. Во вступительном слове медиатор информирует стороны, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен, объясняет свои функции в этом процессе и свою роль в предстоящих переговорах, знакомится со сторонами и представляется сам, рассказывает сторонам, какую роль они играют в переговорах, об этапах проведения медиации, запретах и возможных рисках. Оговаривается возможность проведения кокусов – индивидуальных бесед медиатора с каждой стороной. Если кто-то из участников опоздал, рекомендуется повторить сказанное еще раз – это будет еще одним свидетельством нейтральной роли медиатора и продемонстрирует им: то, что будет сказано одному участнику, обязательно узнают и все остальные. 2. Презентация сторон По сигналу медиатора начинается стадия презентации сторон. Стороны по очереди излагают конфликтную ситуацию, рассказывают, чего они хотят добиться в результате процедуры посредничества. В этой фазе важно, чтобы спорящие смогли «излить душу» и эмоционально освободиться и чтобы как медиатор, так и другие стороны конфликта более глубоко поняли поведение сторон спора. Нередко на этой стадии стороны находятся в состоянии эмоционального напряжения и раздражения, что мешает им быть конструктивными. Если участники переговоров раздражены, и обстановка становится взрывоопасной, имеет смысл медиатору их перебивать в определенный момент. Чтобы такое прерывание не выглядело недемократичным, можно заранее договориться о фиксированном времени каждого выступления. В заключение выступления каждого из участников спора медиатор повторяет каждую из высказанных ими версий, причем он просит участников вносить поправки в случае ошибок или неточностей. После воспроизведения всех позиций участники могут взглянуть на проблему со стороны, когда повтор сути проблемы медиатором освобожден от субъективности, которую привносили в изложение своих версий стороны. На данной стадии возможно полное отсутствие коммуникации между спорящими лицами: общение протекает исключительно через медиатора. Однако уже в рамках этого общения посредник с помощью дополнительных вопросов и «эхо-повтора» может обнаружить темы, которые важны для сторон и подлежат дальнейшей проработке. На данной стадии медиатор не оценивает, не дает советов, не делает выводов, он: · внимательно слушает стороны; · не допускает нарушения процедуры, не дает сторонам перебивать друг друга и оскорблять; · выделяет факты конфликтной ситуации, восприятие этих фактов сторонами; · снижает уровень агрессивности оценок, даваемых сторонами друг другу; · уточняет, что хотели бы стороны получить в результате переговоров. В завершение этой стадии стороны и посредник вместе готовят список спорных вопросов, которые стороны хотят рассмотреть, и, самое главное, добивается общего понимания ситуации, способствует созданию атмосферы договоренности между конфликтующими. 3. Дискуссия Если на стадии презентации стороны не обращаются друг к другу, а общаются через медиатора, то на этой стадии им предоставляется возможность в полной мере вступить в диалог. В эмоциональном плане эта стадия самая яркая. И здесь огромная работа предстоит медиатору. Он должен помнить, что «мы все закипаем при разных температурах», и контролировать процесс. На данном этапе медиатор должен: · дать возможность сторонам выразить свои эмоции; · управлять процессом, не допуская взаимных оскорблений сторонами; · понять эмоциональную глубину конфликта; · получить дополнительную информацию о сути конфликта; · уточнить позиции сторон относительно желаемого результата переговоров; · выделить основные вопросы, которые волнуют стороны; · оценить, необходим ли кокус. Медиатор выступает как бы в двух ролях: 1) гида, показывающего, на что стоит обратить внимание; 2) протоколиста, который фиксирует мнения, стремится прояснить и идентифицировать недостаточно понятные высказывания участников, расставляет приоритеты. Слушая стороны, медиатор одновременно подводит их к составлению повестки дня и обсуждению каждого ее пункта. В процессе обсуждения стороны сами выбирают те пункты, которые, по их мнению, должны быть внесены в распорядок дня. Медиатор помогает участникам отделить факты от интерпретаций и выделить проблемы для обсуждения, выяснить их общие интересы и те решения, которые могли бы удовлетворить интересы обеих сторон. Бывают ситуации, возникающие на данной стадии, которые мешают продвижению к дальнейшему диалогу. К их числу можно отнести случай, когда сторона «уходит в себя», или стороны становятся слишком эмоциональными, постоянно нарушают правила, оказывают давление, либо есть чувство, что кто-то чего-то не договаривает, либо медиация пошла по кругу, или одна сторона выражает желание провести индивидуальную беседу. В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, а также время, затраченное на них, должно быть одинаковым, чтобы потом медиатора не смогли обвинить в симпатии к одной из сторон. Индивидуальная беседа помогает раскрыть новые стороны конфликта. Главное, чтобы сторона была предельно откровенна в данный момент. Как правило, в ходе кокуса медиатор обсуждает форму и содержание предложений, которые будут вынесены на общую сессию, и тщательно готовит сторону к этому. Медиатор на данной стадии должен быть отличным психологом. Он слушает, но не делает никаких выводов, не дает оценок. Он для себя еще раз очерчивает границы конфликта, все его «подводные камни». Если беседа удалась, то последующая стадия не займет много времени. 4. Формулирование повестки дня Медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе медиации. Вопросы повестки дня формулируются сторонами так, чтобы понимались они однозначно. По завершении определения повестки дня медиатор зачитывает сторонам сформулированные ими вопросы и предлагает в случае необходимости что-то подкорректировать или добавить. Как правило, на данной стадии эмоции уже поутихли, стороны смотрят на проблему трезво, объективно, что способствует быстрому завершению этого этапа. 5. Выработка предложений На этой стадии собираются различные варианты решений и мнений, высказанные в ходе дискуссии и формулировании повестки дня. Главный вопрос, на который медиатор должен получить ответ – «как вы можете сделать то, что вы хотите сделать с наибольшим эффектом?». Медиатор должен добиться того, чтобы диалог сторон стал дискуссией с ориентацией «мы против проблемы», а не «я против тебя». Главная задача и сторон, и медиатора – поиск нестандартного (конструктивного) решения. Как это сделать? Главная роль отводится медиатору, который может при помощи вопросов помочь сторонам найти новые решения. Ведь часто случается так, что стороны не видят других путей разрешения спора, чем те, которые они предлагают друг другу. Медиатору как наблюдателю за конфликтом проще увидеть решение, которое может устраивать обе стороны. Также если сторонам не хватает информации, трудно выйти за пределы привычных стереотипов, медиатор может рекомендовать им обратиться к специалистам за консультацией (юристу, психологу, финансовому консультанту и т.д.). Но решение стороны должны найти сами, их переговоры и ответственность за результаты лежит на них. Если медиатор нарушит это правило, то в случае возникновения по окончании медиации постконфликта во всем может быть обвинен медиатор, так как именно он дал неверный совет. Медиатор и сам может предлагать новые решения, однако, после того, как все участники высказались. Целесообразно сопровождать их вопросом – «давайте представим, что случится, если…». Тон предложения должен быть таким, чтобы не создавалось впечатления о прессинге со стороны медиатора либо его симпатиях к одной из сторон. Выработанные предложения должны быть оценены медиатором с точки зрения конструктивности, приемлемости и реалистичности. Происходит «тестирование реальности», т.е. вместе со сторонами медиатор прослеживает последствия реализации решений, сравнивая их с ожидаемыми и желательными последствиями для каждой стороны Если на данной стадии стороны смогли достичь результата, то далее на них и медиатора ложится задача по оформлению консенсуса в письменной форме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.195 (0.01 с.) |