Понятие, функции, участники конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, функции, участники конфликтов



История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки s стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. С древнейших времен они пытались решить возникающие противоречия и создать бесконфликтное общество.

В древнейших законах вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965–928 гг. до н. э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

Значение государства и права в разрешении социальных конфликтов затрагивали и великие древнегреческие мыслители – Аристотель (384-322 гг. до н. э.) и Платон (427–347 гг. до н. э.). По Аристотелю, государство, право, справедливость – разные стороны государственного общения. Деление людей на властвующих и подвластных – естественный закон природы.

Великий английский мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) является одним из первых ученых, кто придерживался позиции общественного договора. Гоббс полагал, что естественное состояние общества – «война всех против всех». Причина этого состояния – изначальное определение всех людей быть равными, в свою очередь, означающее равенство надежд на достижение целей, что порождает взаимное недоверие. При этом Гоббс выделял три причины конфликтов: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы. Естественное состояние общества имеет, по Гоббсу, внутри самого себя тенденцию к самоуничтожению. Чтобы эта тенденция не реализовалась полностью, люди приходят к выводу о необходимости заключения между собой договора, результатом которого и является появление таких общественных институтов, как государство и право.

Во второй половине XIX в. большое распространение в Европе, а вслед за ней и в России, получила марксистская интерпретация исторического процесса. В основу этой концепции была положена теория классовой борьбы как главной и доминирующей формы конфликта. С этой точки зрения, государство, другие политические институты не являлись представителями всего общества. Экономически господствующий класс принимал, используя право, выгодные для себя решения. Под воздействием классовой борьбы он шел только на уступки рабочему движению, оформляя их с помощью законодательства. Таким образом, согласно этой теории, право как общественный институт являлось способом разрешения конфликтных ситуаций с позиций, выгодных для господствующего класса. Это вызвало в Европе немало потрясений, революций, направленных на слом старых форм государственности. Европейское общество вошло в XXI в. с большим опытом разрешения и примирения конфликтов. В ходе острой борьбы вырабатывалась культура компромисса. Интересен также и опыт США, несколько отличный от европейского. В ходе разрешения конфликта между индустриальным Севером и рабовладельческим Югом, преодоления культуры «Дикого запада», где главным «аргументом» в решении споров был кольт, развития крупных фирм и монополий сформировалась своеобразная культура преобразования и разрешения конфликтов. В отличие от Европы, в США меньшее значение имеет общефедеральное или общегосударственное законодательство. Гораздо большее значение приобрели фирмы и компании, с одной стороны, а с другой – местные власти.

XX в. принес прогресс в науке и технике. Огромные расстояния преодолеваются, благодаря научно-техническим новшествам, в считанные минуты, поэтому люди стали ближе друг другу, а когда происходит постоянное тесное общение, то в силу того, что мы очень разные, возникают реальные противоречия, приводящие к конфликтам. Сегодня конфликты – повседневная реальность. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Чем быстрее мы сможем предвидеть конфликт, тем лучше для нас, если же столкновение неизбежно, то надо разрешить его на взаимовыгодной основе для обеих сторон. В противном случае конфликт может достичь больших размеров и для его разрешения потребуются более многочисленные затраты.

Таким образом, одна из главных проблем, стоящая перед людьми, – научиться разрешать и предотвращать конфликты мирным путем.

Вся история человечества убедительно доказывает, что конфликты присутствуют в любой сфере жизни и деятельности. Как утверждал английский писатель Ч. Диккенс, «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Конфликт – это вечный спутник человеческих взаимоотношений, это реальность общества и стимул социального прогресса.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что означает столкновение. Согласно словарю Уэбстера (1983), понятие «конфликт» первоначально трактовалось как драка, сражение, борьба, затем его значение расширилось, и оно стало означать резкое расхождение или противопоставление интересов, идей и т.п. Таким образом, этот термин подразумевает не только физическое противодействие, но и психологическое противостояние.

В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с ХIХ в. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова определяет конфликт как столкновение, серьезное разногласие, спор и показывает, что этот термин имеет очень широкую область применения, например, семейный конфликт, вооруженный конфликт, конфликт с сослуживцами и т.д.

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества можно выделить несколько его функций:

1) разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон;

2) коммуникативно-информационная (связующая) функция – через нее участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу;

3) консолидирующая функция – в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству. В китайском языке иероглиф «кризиc», «конфликт» образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает риск, опасность, а другой – благоприятная возможность. В конфликте всегда есть риск разрушения отношений, но есть также благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.

Все функции конфликта имеют две стороны – позитивную (конструктивную) и деструктивную, выступающие в единстве.

 

 

Позитивные функции Негативные функции
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
2. Диагностика возможностей оппонентов 2. Ухудшение социально-психологического климата в отношениях между конфликтующими сторонами
3. Выявление проблем во взаимоотношениях конфликтующих сторон 3. Сложное восстановление отношений между оппонентами

 

Все те, кто так или иначе принимает участие в конфликтах, могут быть подразделены на три группы:

1) противоборствующие стороны;

2) лица, вовлеченные в конфликт с целью его возникновения и развития;

3) лица, участвующие в разрешении конфликта.

Противоборствующие стороны – те участники конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга. В качестве таковых могут выступать индивид, группа лиц (коллектив), социальный класс, общество, этнос, государство и т.д.

Это стержень конфликта. Если одна из них по какой-либо причине отпадает, то конфликт прекращается или изменяется состав его участников. Противоборствующие стороны могут на время выходить из конфликта (например, объявить перемирие, покинуть территориальные границы конфликта), но основная роль сторон в течение конфликта остается неизменной.

Обычно в конфликте бывает две противоборствующие стороны, хотя их может быть и больше. Каждая из них преследует свои цели и задачи в каждом конкретном конфликте.

Противоборствующие стороны могут относиться к разным уровням. Так, индивид может конфликтовать с группой лиц или государством. Само государство нередко конфликтует не с равным себе партнером, а, например, с общественной организацией, политической партией, группой экстремистов и т.п. Такие конфликты, если они проводятся не в институциализированных формах, обычно очень остры, жестоки и нередко заканчиваются гибелью слабейшей стороны, которой, как правило, является человек.

Обе противоборствующие стороны могут быть выявлены не сразу. Вначале возможны неясные представления о противнике. Но конфликт надо считать начавшимся, когда есть не только первоначальное, но уже и ответное действие в противоборстве. А это означает, что обе стороны рано или поздно должны быть выявлены достаточно определенно.

Иллюстрировать сказанное лучше всего процедурой уголовного разбирательства. Пока преступник не задержан, конфликт между ним и органами правосудия носит латентный характер. Сам виновный, конечно, знает об обеих сторонах конфликта, но органы следствия, дознания, суд и прокуратура могут не знать, кто именно совершил преступление. Процессуальная деятельность по раскрытию преступления и наказанию виновного переходит из латентной фазы в явную, когда подозреваемый задержан. Тем самым конфликт приобретает конкретные очертания.

Ко второй группе участников конфликта относят тех, кто в силу различных причин заинтересован в развитии конфликта. В отличие от противоборствующих сторон, присутствие участников этой группы не обязательно. Однако если участники этой группы все-таки присутствуют, то их роли и влияние на развитие конфликта разнообразны.

Ко второй группе участников конфликта относят и тех, кто способствует его возникновению и развитию. В частности, речь идет о подстрекателе, под которым понимается лицо, группа лиц, организация, государство, подталкивающее другого участника к конфликту. При этом сам он может не участвовать в нем. Его задача сводится к развязыванию конфликта между сторонами.

Сложность в выявлении подстрекателя заключается в следующем:

1) его истинные мотивы могут быть скрыты не только от окружающих, но и от самого себя;

2) наличие сознательных и бессознательных элементов мотивации поведения;

3) попытка скрыть свою неблаговидную роль, подставить под «удар» общественного мнения третье лицо;

4) невозможность предугадать все последствия своего поведения («нечаянный» подстрекатель).

Пособник –лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. Выделяют:

1) активных пособников, которые предпринимают определенные действия, направленные на развитие конфликта. У них есть определенные интересы, связанные с конфликтом, и их деятельность преследует определенную цель. Например, журналист публикует статью, которая направлена на разжигание межнационального конфликта. Возможные цели – привлечение внимания к своему имени, получение гонорара и т.д.;

2) пассивных пособников, играющих роль наблюдателей, которые только своим сочувствием или присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта. При групповых конфликтах толпа выступает как пособник основных участников – кто-то выкрикивает лозунги, другие размахивают палками, третьи возбуждают окружающих.

Организатор – лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие. Он может совпадать с противоборствующей стороной, но может быть и самостоятельной фигурой. Классический пример – Яго из «Отелло» Шекспира, который сам не участвует в конфликте Отелло и Дездемоны, но тщательно его организует.

Третья группа участников конфликта стремится разобраться в его причинах и обстоятельствах (это делают и судьи), пытается своими силами его предотвратить, остановить, разрешить. В отличие от судьи посредник не наделен властью принимать какое-либо решение, а лишь помогает достичь согласия.

Таким образом, различные участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от роли, которую они выполняют в той или иной ситуации. Исходя из этого, схематично степень вовлеченности участников в конфликт и влияния на его развитие можно представить следующим образом:

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основа любого конфликта – противоречия между интересами его сторон, а сам конфликт выражается в их конкретном взаимодействии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.019 с.)