Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и причины конфликтовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема конфликта стара как мир, истоки ее исследования восходят еще к философам античности, которые пытались определить источник развития. В настоящее время теория конфликта одна из центральных в современной социологии и политологии, ей посвящено более 50% всех исследований. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества – это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликтв современной социологии понимается как столкновение противоположных целей, позиций, мнений и интересов, которое приводит к реальной борьбе между субъектами взаимодействия, независимо от истоков, способов и характера этой борьбы. Следовательно, сущность социального конфликта - это столкновение сторон социальных отношений, мнений различных людей и социальных групп, а также разных социальных сил и интересов (политических, экономических и др.). Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания – конфликтологии. Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми? Какова природа конфликта, в чем причины, первоисточники зарождения социальной напряженности? Каковы пути разрешения социальных конфликтов? Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Конфликт – это одновременное развертывание действия и контрдействия. Это исключительно сложное совместное действие по меньшей мере двух сторон, объединенных противостоянием. В социологической литературе можно встретить две точки зрения на природу конфликта. Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая – ценностной. В теориях первого типа доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности, будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического доминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. На первый план здесь выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы организации общественного устройства, взаимоисключающие культурные стереотипы. В зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта, Д. Александер подразделяет сложившиеся социологические направления на две большие группы, анализ которых позволит выяснить и причины социальных конфликтов. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Смелзер преимущественное внимание уделяют проблемам стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса. Они считают, что общество базируется на ценностях солидарности. Это направление развивается на основе структурного функционализма, в силу чего и получило свое название. Во втором направлении, которое носит название «теории конфликта», социальный порядок рассматривается как продукт принуждения и идеологии манипулирования. В теории конфликта в свою очередь выделяют две версии. Марксистская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных изменений, которая в условиях классово-антагонистических формаций в социально-экономической и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Классы же в марксистском учении – это прежде всего экономическая реальность, поскольку классообразующим признаком выступают отношения собственности. Следовательно, основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. Веберовская версия в отличие от марксистской, которая упор делает на экономическую основу социальных конфликтов, главное внимание сосредоточивает на изучение условий воспроизводства социального неравенства при капитализме. Теории социального конфликта создавались на основе критики структурного функционализма. Так, Ч. Миллс утверждал, что в основе развития лежит конфликт, а не конформность, согласие и интеграция, как считают функционалисты. Общество, по мнению Миллса, всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Больше того, опираясь на идеи Маркса, Вебера, Парето и Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Один из главных создателей современной конфликтологии немецкий социолог Р. Дарендарф в основу социальных конфликтов положил политические факторы (марксистская социология, как известно, полагала, что политические факторы являются следствием и проявлением экономических). Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Непосредственными причинами возникновения конфликтов могут послужить: дефицит ресурсов, идеологические различия и т. д. Следовательно, социальный конфликт – это всегда следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей. Поэтому в учении о конфликтах Р. Дарендорфа и его последователей значительное место отводится и проблемам собственности, обладания и распределения ресурсов. Однако центральный вопрос конфликта: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопрос вновь отсылает нас к вопросу о власти, которая по Р. Дарендорфу, представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей, другими словами, в основе конфликта всегда борьба за власть. Таким образом, социальный конфликт, по Р. Дарендорфу, – это столкновение тех, кто обладает властью (правящих), с теми, кто ее лишен (управляемых); групповой конфликт – конфликт управляемых с правящими по поводу законности существующего распределения власти; классовый конфликт – конфликт группы, возникший в результате неравного распределения власти. Дарендорф считает, что, говоря об управлении конфликтами. следует употреблять термин «регулирование», который более точен, чем термин «разрешение». И для успешного регулирования конфликта важны три обстоятельства: - признание различных точек зрения; - высокая организованность конфликтующих сторон; - наличие правил игры. Американский социолог Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение расходов, переоценку ценностей и т.п. П.А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т. д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп. Итак, можно сделать вывод, что большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Следовательно, конфликт – это не патологическое состояние общества, а своеобразный двигатель прогресса. Бесконфликтного общества не бывает, и разрешить их раз и навсегда невозможно, жизнь все время будет подбрасывать новые. Вопрос состоит не в том, чтобы вообще избежать конфликтов, а в том, как их разрешать. Поэтому сторонники этого направления отвергают стихийность конфликтов и ратуют за возможность и необходимость их регулирования. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Л. Козера. Объектом конфликта может стать любой элемент материального или духовного мира, к обладанию или использованию которым стремятся обе стороны конфликта. Объект конфликта – это всегда некий дефицитный ресурс. Одна должность президента или премьера, на которые претендуют несколько человек; последний билет на «звезду» эстрады, из-за которого возникает драка в очереди; одна девушка, которая нравится нескольким парням и т.д. Под предметом социального конфликта понимается то в каком либо объекте реальности, что служит целью и причиной столкновения субъектов. Предметом борьбы сторон в социальном конфликте выступают ресурсы (материальные блага, деньги, ценные бумаги, природные богатства, полезные ископаемые, драгоценные камни и металлы, оборудование, технологии, рабочая сила, информация); власть и статус в обществе, а также политическое и иное влияние; идеи и представления (культурные, правовые, духовные, образовательные, религиозные ценности и установки). Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуаций), а конфликта политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.
Типология конфликтов. В современной социологии нет единой типологии конфликтов. Классификация конфликтов может строиться по: · структуре конфликта (горизонтальные, вертикальные); · степени общности: государственные, региональные, классовые, на уровне общественных групп; · уровню вовлеченных сил: межличностный, межгрупповой, общесоциальный. В основу классификации конфликтов могут быть также положены: · особенности субъекта конфликта, его носителя; · специфика сфержизнедеятельности общества как объективной среды конфликта. В соответствии с первым признаком конфликты подразделяются на межличностные, интер- и интрагрупповые, институциональные, организационные, по второму признаку – на политические, экономические, культурные, социальные. В зависимости от способов разрешения конфликты бывают: - антагонистические (ведут к разрушению структур): - компромиссные (предлагают взаимные уступки); В зависимости от природы возникновения конфликты делятся на: - социальные, которые, в свою очередь делятся на межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные; - организационные (в рамках организаций и подразделений), связанные с функциональным закреплением прав и обязанностей работников. В зависимости от последствий для участников конфликты бывают: - конструктивные (позитивные результаты; сплочение коллектива, выработка новых решений); - деструктивные (ведут к разрушению организации). Американские социологи К. Боулдинг и А. Раппорт предложили свою типологию социальных конфликтов, выделив в ней следующие категории: - действительные конфликты, т.е. реально происходящие в конкретной социальной среде; - случайные конфликты, появление которых зависит от ряда преходящих (второстепенных по сути) факторов и противоречий; - заместительные конфликты, представляющие собой фиксируемое проявление скрытых конфликтов, т.е. не проявляющихся на поверхности общественной жизни; - конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения или неудачного применения принципа «разделяй и властвуй»; - скрытые (латентные) конфликты, или конфликты развивающиеся исподволь, не заметные сразу, их участники в силу различных обстоятельств не могут или не хотят заявить о своей открытой борьбе друг с другом; - фальшивые конфликты, т.е. не имеющие, по сути, объективных оснований. Они возникают в силу неадекватного обращения в групповом или массовом сознании существующих реальностей. (Это не означает, конечно, что они не могут перерасти в действительные конфликты). Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию, называют дисфункциональными (деструктивными). Конфликты так же могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными). И если первые направлены на достижение реального конкретного результата, то вторые имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид и вовсе не являются средством достижения конкретного результата. Это скорее самоцель – «выплеснуть» наружу, что долго копилось внутри. Так особенно часто бывает в семье. Открытый конфликт, если он остается под контролем общества и умело регулируется, позволяет дать выход накопившимся страстям, после чего стороны возобновляют уравновешенные отношения.
Функции конфликтов И в связи с этим следует отметить, что конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликтов относятся: - стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижения лучших результатов во взаимодействии). Согласно Л. Козеру, для сохранения жизнеспособности общества необходимо, чтобы оно обладало творческой потенцией, а она проявляется только при реакции на брошенный вызов. Иными словами, социальный конфликт позволяет системе проявить свой жизненный потенциал, заставляет ее меняться в соответствии с требованиями времени и потому оставаться жизнеспособной; - сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе. Кстати, это часто используют политтехнологи); - конфликт является коммуникативным фактором. Благодаря ему индивиды лучше узнают друг друга и самих себя, у них развивается групповое, классовое, этническое самосознание, соответствующая солидарность, они образуют новые союзы и организации. К негативным функциям конфликта относятся: - большие материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта; - ухудшение социально-психологического климата в группе, исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда; - уменьшение степени сотрудничества между сторонами или полное прекращение взаимоотношений вообще; - утверждение духа конфронтации в организации, группе или в обществе в целом, когда борьбе и победе в конфликте придается больше значения, чем решению реальных проблем. Как видим, в социальном конфликте проявляются и прогрессивная, и регрессивная функции. С одной стороны, конфликт полезен тем, что разрешает противоречия, но, с другой – противоречие может устраняться путем разрушения или серьезного повреждения системы, а то и уничтожения одной из сторон конфликта. Под ударами конфликта общество может преобразиться, как после грозы, но может приобрести вид дымящихся развалин, как после тайфуна или землетрясения. Для общества лучше, если объективно существующее противоречие не доводить до острого конфликта, а разрешать мирными, цивилизованными средствами.
Динамика конфликта Социальный конфликт, как правило, проходит три основные стадии: - конфликтная ситуация или предконфликтная; - открытая стадия, собственно конфликт; - завершение конфликта, т.е. послеконфликтная ситуация. Рассмотрим динамику развития конфликта подробнее. Конфликтная ситуация непосредственно предшествует конфликту. Это такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Приведем пример. В конкретном учреждении стало известно о сокращении штатов. Пока вопрос о ликвидации тех или иных должностей не решен и поэтому конфликта пока нет. Однако, конфликтная ситуация уже налицо, ибо предмет возможных разногласий и борьбы уже существует. В коллективе возникла напряженность, которая может в будущем перерасти в конфликт. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, требуется инцидент – событие, случай, какое-то происшествие, как правило, неприятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующих сторон. Инцидент – это своеобразный детонатор перехода субъектов конфликта к открытым действиям. Открытая стадия (собственно конфликт) начинается тогда, когда обе стороны приступают к враждебным действиям. Противоположность позиции – это еще не конфликт. Он начинается тогда, когда стороны начнут активно противодействовать руг другу, преследуя свои цели. У начавшегося конфликта открываются разнообразные возможности для развития: он может усилиться, расшириться и захватить новых участников или новые сфера соперничества, перейти в другие сферы, затухнуть сам собой или подвергнуться вмешательству и разрешению извне, вернуться в скрытую фазу. Конфликт может быть стремительным или затяжным, локальным или генерализованным. В ходе его противники, оценив силу друг друга, могут проявить колебания, выйти из игры, начать поиск компромиссного решения, но чаще всего борьба усиливается и обостряется, конфликт расширяется и углубляется. Этот вариант борьбы именуют эскалацией. Эскалация настолько запутывает ситуацию, что найти «правых» или «виноватых» в конфликте уже становится невозможным. Завершение конфликта - понятие более широкое, чем его разрешение. Конфликт может закончиться гибелью обеих сторон, но это не означает, что тем самым он был разрешен. Завершение конфликта – это его окончание, прекращение по любым причинам. А разрешение конфликта происходит только тогда, когда устранены породившие его причины, когда интересы сторон больше не противоречат друг другу или они нашли компромисс, пошли на уступки друг другу.
Разрешение конфликтов В социологии разработано немало рекомендаций, которые касаются различных аспектов конфликтной ситуации, поведения людей в этих условиях, выбора соответствующей стратегии поведения, а также средств для разрешения конфликта. Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы. Разработка этих стилей (моделей) принадлежит Р. Блею и Дж. Мутону. Уклонение. В соответствии с рекомендациями Блея и Мутона нужно вести себя так, чтобы не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение конфликтных ситуаций. Если на вечеринке употребляются алкогольные напитки и в большом количестве, то возникновение конфликтных ситуаций почти неизбежно. Поэтому лучше уйти пораньше, не дожидаясь пока «страсти начнут кипеть». Сглаживание. Такое поведение можно охарактеризовать как реализацию принципа: «Ребята, мы все в одной лодке и не следует ее раскачивать». В переводе на язык известного детского мультфильма про кота Леопольда это звучит так: «Ребята, давайте жить дружно». Но дело в том, что при этом эмоциональное напряжение не исчезает, оно просто уходит вглубь и чем дальше, тем больше накапливается. И в результате – обострение конфликта. Принуждение. Блей и Мутон характеризуют данный стиль на примере взаимоотношений начальника и подчиненных. Авторитарный начальник заставляет подчиненных принять свою точку зрения любой ценой. Подчиненные вынуждены выполнить приказ, указание и др., но недовольство (особенно среди молодых и перспективных) не исчезает, а только накапливается. Компромисс. Компромиссное разрешение конфликтной ситуациипредполагает определенное согласие, которое достигается лишь для того, чтобы избежать ссоры. Удовлетворенность возникает не от того, что каждая сторона получила желаемое. Удовлетворение связано лишь с тем, что доступно. Примером может служить известная формула «политика – это искусство возможного». Решение проблемы. Этот стиль решения конфликта тесно связан с предыдущим, позволяет получить более приемлемый результат для обеих сторон. Как советуют Блей и Мутон, начинать нужно с того, что следует попытаться увидеть проблему глазами другой стороны, четко уяснить как свою точку зрения, так и другой стороны. Далее нужно попытаться найти курс действий, приемлемых для всех сторон, проигрывая различные варианты решения проблемы, т.е. сообща, отбросив эмоции, искать наиболее удачный путь решения конфликта. Такая рекомендация особенно полезна при возникновении семейных конфликтов, когда поиск путей решения следует увязать с интересами не только двух конфликтующих сторон, но и детей. Эти способы разрешения конфликта связаны, главным образом, с межличностным общением, что касается социальных конфликтов на более широкой социальной основе, то в социологии есть и другая типология; в частности, различают такие виды: - снятие социального напряжения на ранней стадии; - уклонение; - откладывание; - третейское разбирательство; - переговоры (с использованием посредников); - компромисс. В любом случае разрешение конфликтной ситуации предполагает, прежде всего, снятие излишнего эмоционального взаимодействия. Выбор способов преодоления конфликта зависит от ряда обстоятельств: - от эмоциональной уступчивости личностей, участвующих в конфликте, уровня культуры и толерантности; - от того, какими средствами для защиты своих интересов располагают конфликтующие стороны; - от объема власти, которую могут использовать противоположные стороны; - а также от участия посредников и многих других факторов. А вот что касается условий разрешения конфликтов, то начинать следует с постановки своевременного и точного диагноза. Это первое и важнейшее условие, которое предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта, для чего может быть использован целый арсенал средств и методов (прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д. и т.п.). Вопросы для самоконтроля и обсуждений 1. Что понимают в социологии под социальным конфликтом? 2. Что изучает конфликтология? 3. Какова природа конфликта? 4. Какие существуют в социологии точки зрения на природу конфликта? 5. Каковы причины социальных конфликтов? 6. В чем отличие двух подходов (функционалистского и теории конфликта) к объяснению причин социального конфликта? 7. В чем видит источник социального конфликта Р. Дарендорф? 8. Каковы особенности марксистской концепции конфликта? 9. Социальный конфликт – это норма или социальная патология? 10. Может ли быть общество бесконфликтным? 11. Каковы основные функции социального конфликта? 12. Кто выступает субъектами конфликта? 13. Какие социальные группы Дарендорф относит к субъектам конфликта? 14. Какова типология конфликта? 15. По каким основаниям может строиться типология конфликта? 16. Какие модели выработаны в социологии для анализа конфликта? 17. В чем особенность процессуальной модели анализа конфликта? 18. В чем суть структурной модели анализа конфликта? 19. Какова динамика развертывания конфликта? 20. Какие этапы или фазы выделяют в развертывании конфликта? 21. Какие «стили» разрешения конфликта разработаны в конфликтологии? 22. Какие рекомендации разработаны социологами для ускорения процесса разрешения конфликта?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.011 с.) |