Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы конфликтов в организации

Поиск

 

п/п Основная классификация Типы конфликтов Причины
       
  Субъекты конфликта Межличностные конфликты: а) по вертикали (руководитель — подчиненный); б) по горизонтали (между субъектами одно­го иерархического уровня управления ) Весь комплекс межличностных причин (см. тему 8)
    Межгрупповые конфликты: а) между структурными подразделениями; б) между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами; в) между руководством организации и персоналом; г) между администрацией и профсоюзами Распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях; неудовлетворительные условия труда; нарушения трудового законодательства; нарушение договорных обязательств
    Конфликты типа «личность—группа»: а) между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения; б) между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения См. табл. 9.1
  Источники конфликта Структурные конфликты (конфликты между структурными подразделениями. Противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта
    Например, между производственными отделами и отделами маркетинга, бухгалтерией и основными подразделени­ями и др.)  
    Инновационные конфликты (конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями) Изменение организационной структуры; ошибки в распределении функций; нарушения привычных норм, правил взаимоотношений; несоответствие квалификации работников инновационным изменениям
    Позиционные конфликты (конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации) Различие в задачах и целях; групповой эгоизм; неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации
    Ресурсные конфликты (конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов) Ограниченные ресурсы; нарушение принципа справедливости или целесо­образности в распределении ресурсов
    Динамические конфликты (конфликты, обусловленные социально-психологической динамикой организации) Социально-психологические причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации
  Тип функциональ­ной системы Организационно -технологические конфликты Рассогласование формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушения технологических процессов

 

 

       
    Конфликты в социально-экономической системе организации Неудовлетворительная заработная плата; задержка и невыплата заработной платы за произведенный труд; увеличение норм выработки или снижение тарифов в оплате; несовершенная система стимулирования; просчеты со стороны руководства органи­зации в финансово-экономической деятель­ности; дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями
    Конфликты в административно-управленческой системе Экономические и организационно-техноло­гические причины (названные выше); невы­полнение руководством своих обещаний, нарушение договорных обязательств; неполная информация о реальном состоянии дел в организации
    Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации Противоречия в системе формальных и неформальных отношений; столкновение формальных и неформальных интересов; несовпадение формальных и неформальных методов решения задач.
    Конфликты, связанные с функционированием социально -психологической системы отношений Нарушение сложившейся системы формальных и неформальных отношений в группе; нарушение групповых норм; борьба за лидерство; столкновение групповых интересов, целей, ценностей

 

 

Особое место в управлении организационными конфликтами за­нимает их прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. В социологии конфликта разра­ботана методика оценки конфликтности организации на основе вы-, явления интегрального показателя социальной напряженности. Данный показатель выявляется с помощью факторного анализа по формуле Александрова:

К =---х1 + х2 +…+ Хп: Р

где К — коэффициент социальной напряженности; х1 + х2 +... + хп — факторы неудовлетворенности (заработной платой, условиями труда, стилем управления и т. д.); Р — количество факторов, вызыва­ющих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.

Шкала оценки конфликтности:

К < 20 % — удовлетворительное состояние отношений;

• 20 % < К<40% — неустойчивое состояние отношений;

• 40 % < К < 70% — предкризисное состояние отношений;

К > 70 % — кризисное состояние отношений.

Признаки социальной напряженности могут быть выявлены и ме­тодом обычного наблюдения. Признаками назревающего конфликта в организации являются:

• стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);

• увеличение числа неявок на работу;

• снижение производительности труда;

• увеличение числа локальных конфликтов;

• массовые увольнения по собственному желанию;

• распространение слухов;

• коллективное невыполнение указаний руководства;

• стихийные митинги и забастовки;

• рост эмоциональной напряженности.

Одной из важнейших особенностей управления организацион­ными конфликтами является то, что их регулирование и разреше­ние основывается на прочной правовой базе. Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения в системе «работник—работодатель», является Закон «О по­рядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдель­ных организаций — коллективный договор, в котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых спо­ров и конфликтов.

Для регулирования и разрешения локальных конфликтов право­вой базой могут служить устав организации и другие правовые акты, определяющие систему прав и обязанностей всех ее членов, а также нормы и правила взаимодействия между ними.

 

Литература:

1. АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ.
1999. - Гл. 26, 28, 29.

2. КабушкинН.И. Основы менеджмента. — Минск: Амалфея, 1998. —
Гл.2, И.

3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос,1999. —Гл. VII.

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. —Гл.6.

5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М: Инфра-М, 1996.

 

 

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные признаки организации.

2.Перечислите основные элементы внутренней среды организации.

3.Что составляет внешнюю среду организации?

4.Каким образом может влиять внутренняя и внешняя среда орга­низации на конфликты в этой организации?

5.Перечислите основные типы конфликтов в организации.

6.Дайте характеристику позиционных, ресурсных и динамичес­ких конфликтов в организации.

7.Дайте характеристику структурных и инновационных конфликтов в организации.

8.Назовите и дайте характеристику конфликтов в организации в зависимости от типа ее функциональной системы.

9.В чем суть методики оценки конфликтности организации на ос­нове выявления интегрального показателя социальной напря­женности?

10. Перечислите признаки назревающего в организации конфликта

 

ТЕМА 12

КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ

ПЛАН.

Понятие семейных конфликтов и их особенности.

Классификация семейных конфликтов

Кризисные периоды в развитии семьи.

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов.

 

 

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей проис­ходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по раз­личным поводам.

Уникальность семейных отношений обусловливает не только спе­цифику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и осо­бым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. В настоящей теме рассматриваются особенности семейных конфликтов, их классификация, а также другие вопросы, раскрываю­щие суть этого сложного явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.007 с.)