Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение фаз и этапов конфликта

Поиск
Фаза конфликта Этап конфликта Возможности разрешения конфликта (%)
Начальная фаза Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации,.. 92%
Фаза подъема Начало открытого конфликтного взаимодействия 46%
Пик конфликта Развитие открытого конфликта Менее 5%
Фаза спада - Около 20%

Лит-ра:

 

1. АнцуповА.Я.,ШипиловА.И. Конфликтология. — М.гЮНИТИ, 1999. - Разд. IV.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. —Гл.2.

4. Самыгин СИ., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учеб­ное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Вопросы

1. Дайте определение конфликта.

2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возник­новения конфликта.

3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

4. Изобразите графически структуру конфликта.

5. Дайте определения основных структурных элементов конфлик­та: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конф­ликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфлик­тующих сторон».

6. Дайте классификацию конфликтов.

7. Дайте определение причин конфликта.

8. Дайте определение понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».

9. Перечислите типы конфликтных ситуаций.

 


 

Тема 2.

Теории механизмов возникновения конфликтов

План.

Формулы конфликта

2.Конфликты и трансактный анализ

 


Формулы конфликта


Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разре­шение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют доста­точно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже фор­мулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления кон­фликтами.

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).



 


Конфликтогены — это слова, действия (или отсутствие дей­ствий), которые могут привести к конфликту.

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, про­тив которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регу­лирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

КФГ----КФГ----КФГ----... ---- КФ,

 

где КФГ— первый конфликтоген; КФГ2 — второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 — третий конфликтоген, ответный на вто­рой, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный копфликтоген является более силь­ным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем назы­вать конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям спе­циалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участни­ков и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запом­нить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. дается ха­рактеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречаю­щихся на практике в отношениях между людьми.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от кон­фликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называтъ конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Таблица

Типы конфликтогенов

 

Характер конфликтогена Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязываниесвоих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучении ипоучения
Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнер по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами ит. п.); перебивание собеседника; перекладываниеответственности на другогочеловека
Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого заметания;пререкания

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от не­скольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следую­щим образом:

КС, + КС., +... + КСп - КФ, при этом п > 2 Словами эту формулу можно выразить так:

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к кон­фликту.

Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем на­зывать конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводит­ся к устранению всех конфликтных ситуаций.

Конфликты и трансактный анализ

Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX ве­ка. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры" и широко используются в психотерапии при лечении различ­ных психических расстройств, а также в работе психологов по кор­рекции поведения человека.

Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в меж­личностном взаимодействии (МЛВ).

Основные положения теории трансактного анализа

Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция".


Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

 

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различ­ные позиции но отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном; Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.

Поведенческие характеристики основных трансакций

Ребенок — проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиня­ется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?"-, «За что меня наказали?*, извиняется в ответ на замечания и т. п.

Родитель — требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руко­водит, покровительствует и т. п.

Взрослый — работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.

Алгоритм трансактного анализа

1. Составить матрицу:

 

su 5М
р Р
в В
д д

2.Выделить субъекты МЛВ (5И — инициатор, 5м — «мишень»)

3.Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов
МЛВ: Р, В, Д.

4.Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обо­значить стрелками в матрице.

5.По матрице определить сумму расхождений в позициях.

6.Сделать вывод:

а) сумма расхождений равна нулю — отсутствие конфликтной ситуации;

б) сумма расхождений от одного до четырех

свидетельствует о наличии конфликтной ситуации.

Примеры

1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери. Другая сторо­на: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату».

 

 

s S ы  
.    
в X   в
д"     ьд

 

Сумма расхождений составляет четыре, что свидетельствует о наличии серьезной конфликтной ситуации между участниками переговоров.

2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?. Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, ис­пользуя аргументы, обосновывает выставленную оценку.

 

   
р   р
в  
    Д

 

Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутствии конфликтной ситуации.

Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют
в игры. — СПб.; М: «Университетская книга» ACT, I998.

2. Гришина Я. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

Тема 3.

Управление конфликтом

План.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.14 (0.006 с.)