ТОП 10:

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ



В истории развития социологической мысли различают два этапа:

Классический(1850-1920 гг.). Это время О. Конта, Г. Спенсера,

К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.

Постклассический, который связан с именами Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Сорокина и др.

 

2.1. Основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер

К числу классиков социологии, которые стояли у ее колыбели, по праву относится О. Конт (1798-1857). В молодости на него большое влияние оказали труды Монтескье, а работая секретарем у Сен-Симона, он, несомненно, воспринял многие его идеи; однако разногласия по основным коренным теоретическим и политическим вопросам привели к разрыву отношений. Умер Конт заброшенным, одиноким, окружающие считали его сумасшедшим.

Понимание своего труда по созданию системы позитивной философии как великого общественного долга подвигли его на интенсивную научную деятельность и создание обширного теоретического наследия. Но должны были пройти годы, чтобы мыслящее человечество оценило творческое наследие О. Конта, в числе которого такие работы, как «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики» или «Трактат, устанавливающий религию человечества».

Идея морального единения человечества, реорганизации общества на основе новой «религии» - позитивизма, которая в то же время является теорией социальной науки, проходит через все работы Конта. О. Конт стремился преодолеть умозрительность старой философии истории и противопоставить ей «позитивную» (т.е. основанную на опыте) науку об обществе. Слово «позитивное» у Конта имеет пять значений:

- реальное в противовес химерическому;

- полезное в противовес негодному;

- достоверное в противовес сомнительному;

- точное в противовес смутному;

- организующее в противовес разрушительному.

Позитивный метод должен отбросить в сторону религиозные и метафизические рассуждения, а также абстрактное философствование. Он должен быть сугубо рационалистичным, опираться только на факты.

Позитивизм как «религия человечества» проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Позитивная федерация народов со штаб-квартирой в Париже, по мысли Конта, призвана была обеспечить вечный мир на земле.

До наших дней не утратила своего значения «энциклопедическая лестница» наук, разработанная Контом: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Она была создана им по принципу возрастающей сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социология, как видно из общей схемы, основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет и сверх того нечто своеобразное, вытекающее из взаимодействия индивидов. Конт считал, что социология – это единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

Фиксируя внимание на естественном закономерном характере общественных явлений, Конт выступал против волюнтаризма и недооценки роли «великих людей», указывая на соответствие политического режима уровню развития цивилизации. Не отрицая роли экономического фактора, он все же считал цивилизацию прежде всего духовно-психологической общностью, общностью идей. «Идеи, - писал он, - управляют и переворачивают мир…» Отсюда он делает вывод, что главным содержанием общественного процесса является прогресс научной мысли, «научного духа».

Конт разделял социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. В социальной статике анализируются основные общественные институты: государство, религия, семья – с точки зрения их общественных функций и роли в установлении солидарности и согласия. Другими словами, социальная статика изучает общество «в состоянии покоя». А социальная динамика изучает общество «в состоянии движения», имеет дело с законами развития и изменения социальных систем.

Краеугольным камнем контовской социологической динамики является закон трех стадий, который одновременно выступает в ипостаси и исторического, и логического закона. Согласно этому закону, трем стадиям человеческого ума (теологической, метафизической и позитивной – им соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства) соответствуют три аналогичные стадии развития истории.

Теологическая стадия охватывает древность и раннее средневековье, метафизическая стадия – 1300–1800 гг. А с 1800 г., по мысли Конта, общество переходит в позитивную стадию, чему есть убедительные свидетельства. Характерная черта этой новой стадии, как считал Конт, - победа альтруизма над эгоизмом, рост социальных чувств, быстрое развитие материальной культуры и др. Говорить о победе альтруизма в эпоху первоначального накопления капитала можно было, только отгородившись, пожалуй, от реальной жизни, поселив себя в башню из слоновой кости. При жизни философские и общественно-политические идеи Конта были сравнительно маловлиятельны. Однако после его смерти интерес к позитивизму начинает расти.

Зарождение социологии в Англии связано с именем Г. Спенсера (1820 – 1903). Его работа «Основание социологии» была первым опытом построения целостной социологической системы на этнографическом материале. И социология у Спенсера становится всеобщей наукой, включающей в себя и антропологию, и этнографию, и общую теорию общественного развития.

Социологическая теория Спенсера строится вокруг двух главных принципов: понимания общества как организма и идеи социальной эволюции. Рассматривая общество по аналогии с биологическим организмом, Спенсер приходит к выводу, что всякое развитое общество имеет три системы (поддерживающая, распределительная и регулятивная). Он уподоблял различные функции общества разделению функций между органами живого организма. ( Если заболеют зубы, человек будет плохо пережевывать пищу и у него заболит желудок; заболят ноги – не будет ходить и потолстеет – заболеет сердце и т.д.).

Центральное место в теории Спенсера занимает понятие эволюции. Любой процесс, по его мнению, включает две стороны – интеграцию и дифференциацию. Социология эволюции для него – противоречивый, но в основном плавный, постепенный, в значительной мере автоматический процесс, не допускающий сознательного «ускорения» и вмешательства «извне». Отсюда – осуждение любых попыток революционного переустройства общества.

Много занимался Спенсер проблемой соотношения прогресса и эволюции. В своей «социальной статике» Спенсер подчеркивал, что прогресс «не случайность, а необходимость» и уверенно предсказывал в будущем полное «исчезновение зла». Однако позже он отказался от этой точки зрения, вполне сознавая возможность и даже необходимость регрессивных процессов. Он приходит к выводу, что «регресс имел место так же часто, как и прогресс», а поэтому общественный прогресс, подобно другим видам прогресса, является не линейным, а дивергентным. Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятие структуры и функции, системы, института.

Будучи непримиримым противником социализма, он отрицал его как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения пользы. Он был убежден, что социализм в любой форме означает и подразумевает рабство. По его мнению, характерной чертой раба является то, что он работает по принуждению. Если он должен отдавать обществу весь свой труд и получать из общего достояния лишь ту часть, которую общество ему назначит, он раб общества.

В то же время он признавал, что «социализм неизбежен, но будет величайшим несчастием, которое когда-либо пережил мир, и кончит самой резкой формой военного деспотизма». Как видим, он был прав, утверждая, что, «человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные кривые пути». Тем не менее, Спенсер был убежден, что социалистический период пройдет и человечество продолжит свой путь к такому состоянию, когда осуществится закон равной свободы и будет достигнуто полное приспособление человеческой природы к условиям человеческой жизни.

На протяжении истории интерес к Спенсеру то возрастал, то падал. Появление неоэволюционистских взглядов, неоэволюции, с одной стороны, и кибернетики и системного подхода – с другой, вновь вызвали интерес к одному из основоположников социологической науки.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.004 с.)