Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Социология молодежи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объект и предмет социологии молодежи В силу того, что многие проблемы социологии молодежи в той или иной мере освещались в других темах курса («Девиантное поведение», «Социология культуры», «Социология семьи и брака»), мы очертим только основные рамки данной темы и дадим краткую характеристику молодежной субкультуры. Социология молодежи – это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявления, исследует молодежь как социально-демографическую общность. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. Предметом социологии молодежи является изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных сферах; изучения жизненных планов и определенных оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях, определение морально-психологической готовности к труду и безработице и т.д. Суммируя, можно сказать, что предметом социологии молодежи являются проблемы выбора профессии, образования, профессиональной мобильности, общения и т.д. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Так, демография выявляет тенденции количественных изменений молодежи в структуре населения, уровень рождаемости, симметричность соотношения молодых мужчин и женщин и т.д. Психология исследует возрастные особенности сознания и поведения молодежи, возрастные изменения в структуре личности, процесс акселерации, динамику интеллектуального и эмоционального развития и т.д. Социальная психология раскрывает специфические контакты и механизмы общения групп и изменения социальных ролей. Педагогика определяет возможности и способности воспитания и обучения молодого человека, усвоение им необходимой информации и т.д. Отличительная черта социологического подхода – изучение молодежи через призму общественных отношений. Молодежные аспекты изучаются социологией труда, социологией образования, социологией семьи, социологией воспитания, социологией девиантного поведения. Эти области социологического знания исследуют молодежь в отдельных сферах ее жизнедеятельности. Их данные помогают составить более полную картину жизнедеятельности молодежи, молодежных проблем, процессов и явлений. Современная молодежь в Украине проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, бездуховность и криминальность. Что касается возрастных границ, то они то расширяются, то сужаются не только в зависимости от позиции различных авторов, но и от исторической эпохи. Так, например, в период Киевской Руси к молодежи относили всех людей, перешагнувших 10-летний возраст. 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определенные государственные посты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины». История приводит множество и других свидетельств непостоянства и изменения возрастных границ относительно молодежи, детства, юности. В начале ХХ в. в России этот возраст определялся от 10-12лет до 20 лет, а в настоящее время от 17 до 28-30 лет. При этом допускаются индивидуальные вариации в ту или иную сторону. (Некоторые авторы предлагают нижнюю границу определить в 14-16 лет, а верхнюю – до 40 лет). А вообще в настоящее время по вопросу возрастных границ можно выделить 3 основных подхода: · Демографический. В этом случае хронология границ: от 18 до 30 лет; · Статистический, в соответствии с которым возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет; · Социологический. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет. Выдвижение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 60-х годов ХХ века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после почти двух десятилетий реформ перед социологами стоит задача изучения наиболее болезненных точек молодежного поведения, таких, как безработица, наркомания, подростково-молодежная преступность, кризисная социализация и др. Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» было дано в 60-е годы ХХ ст. основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем В.Т. Лисовским. «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей». В определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп: · возрастные границы молодежного возраста; · специфика социального статуса; · ролевые функции и особенности поведения; · характеристики социально-демографической группы; · социально-психологические характеристики; · процесс социализации в конкретный исторический период; · самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.
Отцы» и «дети» Социальная жизнь общества – это социальная жизнь поколений, которая реализуется в преемственной связи между ними. Поколение – это целостная социально-демографическая группа, которая характеризуется схожими условиями социализации и формирования жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психологическими характеристиками, образом жизни. Главные отличия поколения молодежи от поколения «отцов» можно свести к следующему. Во-первых, для поколения молодежи характерно активное стремление к широкому разностороннему и полному постижению социальной жизни. Во-вторых, выбор жизненных приоритетов еще не завершился, что, с одной стороны, проявляется в стремлении «объять необъятное», а с другой, в разрушении всего, что, по мнению молодежи, инерционно и приводит социальную жизнь к застою (достаточно вспомнить движение «хиппи», «панки» и др.). Следует заметить, что компоненты межпоколенческих отличий носят не системный, а глобально-исторический характер. Еще на гробнице фараона Аменофиса III около трех с половиной тысяч лет назад была сделана надпись: «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали; несут миру погибель и станут последним его пределом». Такие стенания раздавались на протяжении истории. Но если бы все было действительно так, то мир уже давно бы рухнул. Тем не менее проблема «отцов» и «детей» всегда существовала и, наверное, будет существовать. Основаниями для разногласий между поколениями являются: 1. Различные типы культуры. Поколение «отцов» мало заинтересовано в изменениях, так как их социальное положение, как правило, уже сформировалось, тогда как поколение молодежи чаще всего не удовлетворено прошлым и стремится сделать «бросок» в будущее, создавая «свою» культуру, стиль общения, язык и т.д. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые люди стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. 2. Идеализация старшими поколениями своего социального опыта, что проявляется и в существенных, и в сопутствующих проблемах. Например, категорическое неприятие современной моды, вкусов, музыки, манеры поведения, цели жизни, политических убеждений, способов «траты» денег, выбора друзей и т.д. Если молодые склонны винить отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, то взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенчестве. Обострение социальных разногласий всегда происходит в переломные эпохи, когда «старые» социальные формы жизни теряют былое оправдание, а жизнь целых поколений обессмысливается. Все более усугубляется межгенерационное отчуждение, которое включает широкий спектр неприятия – от разрушения внутрисемейных контактов (кризис взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим поколениям.
Социализация молодежи Молодежь – это субъект истории, мощный фактор социальных перемен. Освоение молодежью культурных норм и социальных ролей осуществляется в процессе социализации, обусловленной экономическими, политическими, культурно-образовательными и демографическими факторами общества. Смена социальных ориентиров в условиях становления рыночных отношений, конкуренция на уровне массового сознания еще советских, ныне национальных и так называемых «западных» ценностей, не могла не привести население в состояние растерянности, что непосредственным образом повлияло на ценностный мир молодежи, который носит сейчас крайне противоречивый и хаотичный характер. Поиск своего пути в новых социально-экономических условия, ориентация на ускоренное статусное продвижения и в тоже время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер социокультурной самореализации молодого человека. Социализация молодежи осуществляется в основном в трех сферах. Первая сфера – направленная социализация, которая организуется и осуществляется социальной системой: социальными институтами и агентами социализации (семья, учебное заведение, трудовые коллективы, молодежные движения, церковь и др. формальные организации). Вторая сфера – ненаправленная, т.е. «стихийная» социализация, которую можно определить как «улица» (группы сверстников, молодежные компании, дворовые группы и другие, как правило, неформальные молодежные группы, примерно одного возраста). Такой агент социализации, в период детства занимая далеко не первое место, в период юности становится ключевым, во многом определяя ход и характер взросления. В период ранней молодости мнение сверстников, место в формирующейся групповой иерархии, как правило, выступают для индивида в качестве сверхценности. К сфере «стихийной» социализации некоторые социологи относят и влияние средств массовой информации, наиболее популярных в ее среде: электронные СМИ и Интернет, телевидение и т.д. Третья сфера социализации молодежи – самовоспитание личности. Сегодня можно сказать, что самое лучшее образование и воспитание то, которое побуждает молодежь к самовоспитанию и самообразованию. Социологи выделяют такую форму социализации как экстремальная (или кризисная) социализация. Под экстремальной социализацией понимается процесс социализации в экстремальных, кризисных, необычных условиях социальной жизни (например, потеря родителей или близких, война, стихийные бедствия, тюремное заключение и другие кризисные явления). А для некоторых и служба в армии может рассматриваться как экстремальная социализация. Переходное состояние нашего общества, состояние аномии, о которой говорилось выше, особенно сильно отражается на молодежи. Это находит свое выражение в росте девиаций, которые носят разнообразный характер: от уголовных преступлений (убийства, грабеж и т.д.) до экономических нарушений. Причем, экономические преступления совершаются молодежью сознательно и преднамеренно (в отличии, например, от убийства). Такие экономические преступления не в последнюю очередь связаны с увеличением «стоимости» жизни. Средства массовой информации, кино, телевидение рекламируют «символы успеха», «роскошную жизнь» в то время, как доступ к ним у большей части молодежи весьма ограничен, что порой и толкает молодых на противоправные действия. Экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Вообще одной из наиболее острых проблем в наше время является проблема занятости молодежи. В этом плане нужно отметить, что часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, частично приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. Но все большая часть молодежи превращается в социальных аутсайдеров (низкий уровень образования, отсутствие престижной профессии и т.д.). На молодежь приходится и наивысший уровень безработицы. Обостряется проблема трудоустройства молодых специалистов. Социологи отмечают у молодежи феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждение от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). У многих отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, которые обусловливают деперсонализацию установок. Возрастная специфика молодежи, отражая особенности этого поколения, приводит к формированию особых собственно молодежных культурных норм и установок, ориентированных прежде всего на эмоционально-чувственное восприятие социальной действительности.
Молодежная субкультура Наиболее рельефно духовные искания молодежи проявляются в молодежной субкультуре. Молодежная субкультура – это культура молодежных общностей и групп с определенными типами ценностных ориентаций. Эти группы и общности отличаются стилем жизни, поведением групповых норм, ценностей и стереотипов. Наиболее типичные черты молодежной субкультуры состоят в следующем: 1. Развлекательный характер культуры. Любимый вид «деятельности» - развлечение. (Крайняя степень развлекательной культуры – наркоманийная культура). 2. Явно выраженная «потребительская» ориентация (преобладание «поп-культуры» или «китча», сиюминутное восприятие и отсутствие интеллектуальной «нагрузки»). 3. Групповой стереотип и слабая индивидуализированность. В зависимости от пола, образования, местожительства преобладают различные черты (от мягкого» до агрессивного неприятия других). 4. Постоянно воспроизводимая «вестернизация» культурных потребностей и интересов (мода, музыкальные вкусы и т.д.). В результате художественные образы массовой культуры экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как жестокость, экстремизм, стремление к материальному благосостоянию в ущерб профессиональной самореализации. Все большее влияние набирает антикультура (от проявления порнографии и насилия, до создания банд неофашистов). Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким повышением допускаемых норм явления антисубкультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию и как инъекцию вводят ему крепко сработанный суррогат.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. Что изучает социология молодежи? 2. Каков объект и предмет социологии молодежи? 3. В чем особенности социологического подхода к изучению проблем молодежи? 4. Каковы возрастные рамки молодежи? От чего они зависят? 5. Почему существует проблема «отцов» и «детей»? В чем ее суть? 6. Каковы главные отличия поколения молодежи от поколения «отцов»? 7. Что такое социализация молодежи? 8. В каких основных средах осуществляется социализация молодежи? 9. Что такое экстремальная (кризисная) социализация? 10. Чем обусловлен рост девиаций в молодежной среде? 11. Каковы отличительные черты молодежной субкультуры? 12. В чем ее отличия от доминирующей культуры? 13. Прокомментируйте высказывание Платона («Республики») «Но один закон наши правители должны соблюдать строго, никогда не упускать его из внимания и следить за ним с большей тщательностью, чем за всеми другими. Мы должны держать новые виды музыки в отдалении от нас, как опасность для общества. Потому что формы и ритмы музыки никогда не меняются, не произведя изменения в важнейших политических формах и направлениях».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда //Социологические исследования. – 2006. - №7. – С.23 – 33. 2. Арон Р. Поколения на стыке веков: Дюркгейм, Парето, Вебер //Политические исследования. – 1993. - №2. – С.115-121.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.009 с.) |