ТОП 10:

Тема 1. Объект, предмет и категории социологии семьи



Проректор

по учебно-методической работе

___________В. И. Малюк

«____» _____________2011 г.

 

Рег.№__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Социология семьи

Б.3.В.04

Квалификация (степень) бакалавр

Направление 040100-Социология

Профиль Экономическая социология

 

 

Санкт-Петербург

Рабочая программа дисциплины составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 040201 - Социология и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 040201 - Социология, утвержденным Ректором СПбГИЭУ 31.08.2003г. (с изменениями, приказ от 31.05.2006 г. № 1-156).

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

д-р филос.н., профессор К.М. Оганян

канд.филос.наук, доцент В.Н. Лупанов

 

 

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:

д-р соц. наук, профессор Я.А. Маргулян

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры социологии

08.02.2011 г., протокол № 7

 

ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом по специальности 040201 – Социология 08.02.2011г., протокол № 4

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины.

Цель изучения дисциплины – это усвоение основных понятий, категорий и закономерностей развития семьи в конкретных социально-исторических условиях и культурах общества, а также формирования знаний, умений и методологии анализа семейно-брачных отношений в современном россий-ском обществе.

Задачи дисциплины. Для изучения данной дисциплины студенты должны:

· приобрести знания и навыки в области основ социологии семьи;

· овладеть основными понятиями, закономерностями и тенденциями развития семьи в современном обществе;

· приобрести знания в области социологического анализа семейных изменений и семейного поведения;

· получить представление о главных теоретических концепциях и парадигмах социологии семьи;

· уметь проводить исследования и анализировать основные проблемы в развитии современной семьи;

· иметь представления об основных направлениях современной семейной политики России.

Цель и задачидисциплины направлены на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих им эффективно осуществлять научно -исследовательскую, производственно-прикладную, научно - методическую, культурно-просветительскую и препода-вательскую деятельности.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенции (ОК):

· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

· знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· способностью к использованию основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии семьи и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2);

· cпособностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

· умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем семьи, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

· способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

· умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

· способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

· способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Социология семьи читается студентам очного и заочного обучения специальности 040201 – социология. Исходной базой для усвоения материала дисциплины являются знания, приобретенные в ходе изучения демографии, общей социологии, методологии социологических исследований, социальной психологии, социальной антропологии, социальной политики государства и др.

Изучение основных положений содержания дисциплины предполагает не только усвоение системы понятий социологии семьи как учебной дисциплины, но и умения применять эти категории к анализу семейно-брачных отношений в стране или регионе.

Изучение основ дисциплины способствует выполнению требований Государственного образовательного стандарта к профессиональным качествам студентов, а также предъявляет соответствующие требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен:

Знать:

· эволюцию семейно-брачных отношений;

· теоретические концепции и парадигмы современной социологии семьи;

· развитие социологии семьи в России;

· основные понятия, категории и закономерности развития семьи;

· социальную структуру и функции в современной семье;

· межличностные отношения и особенности социализации в семье;

· жизненный уклад семьи и типы семейно-брачного поведения;

· семейную политику на современном этапе в российском обществе.

Уметь:

· использовать полученные знания для анализа и обработки социологической информации о семье в различных культурах;

· разрабатывать и использовать социологический инструментарий для проведения различных опросов по изучению семьи и семейной политики;

· анализировать современные социальные проблемы семьи в российском обществе.

Иметь представление:

· о проблеме возникновения, становления и эволюции форм семьи и брака в истории развития человечества;

· о семье как важнейшем социальном институте и малой социальной группы;

· о межличностных отношениях и особенностях социализации в семье;

· о конфликтах в семье и путях их разрешения.

Структура курса состоит из 11 тем, раскрывающих содержание дисциплины. Учебное и методическое обеспечение дисциплины включает в себя: перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы, примерную тематику рефератов, примерный перечень вопросов к экзамену и список рекомендуемой литературы.

3. Объем часов по дисциплине

Общая трудоемкость по дисциплине составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Распределение часов учебной работы студента, изучающих дисциплину «Социология семьи» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1.


Таблица 1

Объем часов учебной работы студента по формам обучения, по видам занятий и самостоятельной работы

Наименование раздела. Наименование темы дисциплины Всего часов   Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения В том числе Самостоятельная работа по формам обучения
Зачетные единицы лекции практические занятия лабораторные работы семинары
очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная
Модуль 1. Становление и развитие семьи как самостоятельной науки                                          
Тема 1. Объект, предмет и категории социологии семьи   0.25 ПК-11; ОК-9.   1.5   0.5                
Тема 2. Становление и развитие науки о семье   0.25 ОК-1   0.5   0.5                  
Тема 3. Теоретические концепции и парадигмы современной социологии семьи   0.25 ОК-1   0.5   0.5                  
Тема 4. Становление и развитие социологии семьи в России   0.25   ОК-13   1.5   0.5                
Модуль 2. Семья как социальный институт и малая социальная группа                                            
Тема 5. Семья как социальный институт: сущность, структура и функции   0.5   ОК-2                    

 

Продолжение табл.1.

Наименование раздела. Наименование темы дисциплины Всего часов Зачетные единицы Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения В том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы семинары
очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная
Тема 6. Семья как малая социальная группа 0.25   ОК-7; ПК-5.   1.5   0.5                
Тема 7. Межличностное взаимодействие и осо-бенности социализации в семье     0.25 ОК-7; ОК-9. ПК-7   1.5   0.5                
Модуль 3. Семейные процессы и семейное поведение                                          
Тема 8. Теория семейных изменений и жизненный цикл семьи     0.25 ОК-1   1.5   0.5                
Тема 9. Семейное поведение и типы семейно-брачного поведения     0.25 ОК-13   1.5   0.5                

Окончание табл.1

Модуль 4. Российская семья в XXI веке и стратегия укрепления института семьи в России.                                          
Тема 10. Российская семья в XXI веке 0.25   ПК-5; ПК-6. 1.5   0.5                
Тема 11. Семейная поли-тика и стратегия укреп-ления института семьи в России     0.25   ПК-2; ПК-6; ПК-8. 0.5   0.5   -              
Всего часов                      
Итоговый контроль- экзамен       7 сем   IY к                              
Контрольная работа                                        

.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Таблица 2

Виды СРС Формируемые компетенции Форма контроля
ОК -1 ОК -2 ОК-7 ОК-9 ОК-13 ПК-2 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-10 ПК-11
Курсовая работа                         нет
Реферат +   +       + +         оценка слушателей по указанным критериям
Эссе +     +     +   + +     оценка преподавателем
Доклад     +   +   +       +   оценка слушателей по указанным критериям
Подготовка к тестированию + +   + + +       +     ответы на устные и письменные вопросы в аудитории
Работа с кейсами + + + + + + + + +   + +   защита группового проекта
Социологические исследования +                 + +   Работа в группе. Отчет
Презентации                   + +   Оценки слушателей

5.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Перечень тем практических занятий представлен в таблице 3

Таблица 3.

Перечень тем практических занятий

 

№ п/ п. Наименование модуля и темы дисциплины Содержание практических занятий
1 2 3
Модуль 1. Становление и развитие семьи как самостоятельной науки
1. Тема 1. Социология семьи как наука Объект и предмет социологии семьи. Основные понятия социологии семьи. Место социологии семьи в системе наук о семье.
2. Тема 2. Современные теоретические концепции социологии семьи Феминистские концепции семьи. Западные концепции социологии семьи. Парадигмы современной социологии семьи.
Тема 3. Становление и развитие социологии семьи в России. Становление социологии семьи в России: философский, исторический и социальный подходы. Теоретические концепции семьи в России в 60-х гг. Современные концепции социологии семьи.
  Модуль 2. Семья как социальный институт и малая группа
4. Тема 4. Семья как социаль-ный институт и малая социальная группа. Семья как социальный институт. Семья как малая социальная группа. Социология семейных изменений.
5. Тема 5. Структура и социальные функции семьи. Социальная структура семьи. Социальные функции семьи. Социальные роли в семье.
6. Тема 6. Межличностное взаимодействие и особеннос-ти социализации в семье. Сущность, формы и нормы межлич-ностного поведения в семье. Социализация личности в семье. Конфликты в семье и пути их решения.
  Модуль 3. Семейные процессы и семейное поведение
7. Тема 7. Семейное поведение: основные виды и типы. Жизненный уклад и цикл семьи. Типы и виды семейно-брачного поведения. Мотивы, установки и стереотипы семейного поведения.
8. Тема 8. Репродуктивное поведение и ценности семьи. Воспроизводство населения и проблема рождаемости.
  Модуль 4. Российская семья в XXI в. и стратегия укрепления института семьи в России
9. Тема 9. Российская семья в XXI в.   Трансформация и модернизация российской семьи в XXI в. Парадигма «кризиса семьи»: основные подходы.
1
10. Тема 10. Социальные проб-лемы российской семьи. Структура современной российской семьи и ее специфика. Брачность и разводимость. Проблема сиротства. Неблагополучные семьи. Молодежь и семья.
11. Тема 11. Семейная политика и укрепление института семьи в России. Сущность, цели и основные направления семейной политики. Соотношение соци­альной, семейной и демографической политики.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

(ПРОЕКТА)

Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИП-ЛИНЫ

9.1. Рекомендуемая литература

Основная

 

1. Антонов А.И., В.М.Медков. Социология семьи. – М., 2007. – 304с.

2. Гурко Т. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008.

3. Колесникова Г. И., Кабарухина И.А., Мирошниченко В. Н. Социология и психология семьи. Феникс. 2007.

4. Российская семья: энциклопедия. Акад. соц. Образования. – М., 2008.

5. Солодников В. В. Социология социально – дезадапти-рованной семьи. СПб: Питер; Директ,2007. - 378 с.

6. Синельников А.В. Трансформация семьи и развитие общества: Учебное пособие/МГУ им. М.В.Ломоносова, социологический факультет. - М.: КДУ, 2008. -320 с.

7. Социология семьи: учебник / Под ред. А.И. Антонова. – 2- изд., перераб. И доп. – М.: ИНФА-М., 2007. – 640 с. (Классический университетский учебник).

8. Черняк Е.М. Социология семьи: учеб. Пособие /Е.М. Черняк. – 6-е изд, перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 248 с.

9. Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб.: Норма, 2008. – 328 с.

9.1.2. Дополнительная

1. Быстров А.А. Материнский капитал // Социологические исследования. №12. – 2008.

2. Вельмяйкин С.Ф. Материнский капитал. – М., 2008. – 156 с.

3. Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века: социологические проблемы. – М., 1999. – 320 с.

4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – М., 1998. – 271с.

5. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. – М., 2006. – 192 с.

6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. – Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351

7. Кузьмина Н.Г. Материнский (семейный) капитал. – М.,2007. – 104 с.

8. Носкова А.В. Год семьи: некоторые итоги // Социологические исследования. №12. – 2008.

9. Тихомирова В.А. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи //Социологические исследования. № 2. Февраль 2010. С. 118-124.

Методы и средства обучения

Внедрение современных активных методов обучения открывает новые возможности в повышении эффективности самостоятельной работы студентов на основе использования информационных баз данных, информационно-образовательных порталов и ресурсов.

Изучение курса «Социология семьи» наряду с традиционными методами обучения (лекции, семинары, доклады и др.) предполагает использование инновационных методов обучения. Среди инновационных методов обучения, используемых в учебном процессе в курсе «Социология семьи», используются: мультимедийные лекции, структурно-логические схемы, презентации; а также такие активные методы обучения как: деловые игры, анализ конкретных ситуаций, решение имитационных задач.

С внедрением информационных технологий в учебный процесс при самостоятельном изучении курса сегодня используются электронные средства обучения: электронные учебники, схемы и слайды по курсу, лекции-презентации и др.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

Формы текущего контроля

В ходе осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов определяется качество освоения учебной дисциплины.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студента по дисциплине «Социология семьи» осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы. Качество освоения студентом полученных знаний, навыков и умений по дисциплине осуществляется путем выставления дифференцированной оценки в баллах.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе учебного процесса в течение всего периода изучения дисциплины и предусматривает контроль аудиторной и самостоятельной учебной работы студента.

Текущий контроль аудиторных занятий включает подготовку к практическим занятиям и выполнение различных заданий.

Формами текущего контроля по дисциплине являются письменные опросы, ответы на семинарских занятиях, подготовка рефератов по заданию преподавателя, написание контрольных работ по дисциплине

Текущий контроль успеваемости студентов заочной формы обучения осуществляется на основании полноты, правильности и своевременности выполнения контрольной работы. Контрольная работа по дисциплине выполняется в соответствии с Методическими указаниями к выполнению контрольной работы и заданиями и должна быть представлена на кафедру социологии до начала экзаменационной сессии.

11.2. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

Оценка качества освоения дисциплины осуществляется на основе модульно-балльной системы.Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 1 июля 1992 г. № 3266-1, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. № 125-ФЗ, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264 и Уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов является одним из основных элементов системы менеджмента качества университета и инструментальным методом оценки знаний студентов, их качества, повышения заинтересованности студентов в успешности обучения, активизации деятельности студента в процессе обучения, и повышении ответственности преподавателей.

Модульно-рейтинговая система предоставляет студентам возможность более дифференцированной подготовки с помощью выполнения индивидуальных домашних заданий (контрольных работ), а также способствует повышению мотивации студентов к более качественному усвоению образовательной программы по социологии.

Изучение дисциплины «Социология семьи» осуществляется в новой модульной системе обучения. Учебный модуль – логически замкнутая часть каждой учебной дисциплины, предусматривающая изучение содержания рабочей программы путем более высокой дифференциации оценки за работы, выполняемые всеми студентами в равных условиях.

Оценка по модульно-балльной системе. Максимальная сумма баллов для оценки знаний студента принимается равной 100 баллам:

Шкала соответствия должна включать оценку всех видов работы студента: аудиторной и самостоятельной и каждого вида работ отдельно. Шкала соответствия должна быть привязана к определенному календарному периоду и точно устанавливать даты и сроки сдачи самостоятельной работы и прохождения мероприятий текущей аттестации.

В зависимости от суммарного количества набранных баллов, студенту выставляются оценки в соответствии с пропорциями:

на экзамене - 0-60 баллов — «неудовлетворительно»; 61-120 баллов – аттестация в соответствии со шкалой;

на зачете - 0-40 баллов — «не зачтено»; 41-120 баллов — «зачтено».

Суммарная оценка в баллах итогового государственного экзамена. По результатам входной и текущей аттестации по дисциплине студент может набрать не менее 60 баллов и по результатам заключительной аттестации не более 40 баллов – для дисциплин с заключительной аттестацией в виде экзамена

По результатам входной и текущей аттестации по дисциплине студент может набрать не менее 40 баллов и по результатам заключительной аттестации не более 40 баллов – для дисциплин с заключительной аттестацией в виде зачета.

Для студентов, не участвовавших в текущей аттестации по дисциплине, но демонстрирующих достаточные знания и навыки, в порядке исключения преподаватель должен предусмотреть возможность набора на экзамене или зачете суммы баллов, соответствующей минимальному порогу аттестации, т.е. 60 баллов для экзамена и 40 баллов для зачета. Для студентов, не участвовавших в текущей аттестации по дисциплине и набравших менее 2/3 от минимального, установленного преподавателем предела баллов для аттестации по дисциплине, предлагается прослушать курс дисциплины повторно в системе дополнительного платного образования или проходить аттестацию по дисциплине после самостоятельной подготовки в назначенный период времени.

Оценка знаний студентов проводится по шкале соответствия и определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по дисциплине Оценка знаний на зачете завершается отметкой «зачтено» или «не зачтено».

Реализация модульной системы планирования и организации учебного процесса осуществляется в рамках действующих, утвержденных Советом по качеству Университета, учебных планов, которые являются базовыми для формирования модульных графиков учебного процесса.

В зависимости от выполнения тех или иных заданий студентом преподаватель должен ознакомить студентов с конкретными видами работ и утвердить график индивидуальной работы со студентом, включая формы контроля знаний студента.

Преподаватель должен заранее ознакомить студентов с формами контроля и рейтинговой системой (баллов) за выполнение тех или иных заданий.

 

11.3. Итоговый контроль

- экзамен: очная форма обучения - 7сем.

заочная форма обучения 8 к.

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине.

 

1. Объект и предмет социологии семьи.

2. Макро - и микросоциология семьи.

3. Основные понятия социологии семьи.

4. Этапы развития социологии семьи.

5. Место социологии семьи в системе наук о семье.

6. Социология семьи в России.

7. Исторические типы семейно-брачных отношений.

8. Структура семьи. Трансформация структуры семьи.

10.Структура и социальные функции семьи в обществе.

11.Семья как социальный институт.

12.Семья как малая социальная группа.

13.Характеристика методов и способов социализации личности в семье.

14.Специфика формирования личности в семье.

15.Социально-демографические предпосылки заключения брака.

16.Социокультурные и межличностные стереотипы мужского и женского поведения в браке.

17.Результаты репродуктивного поведения личности в семье.

18.Соотношение понятия «брак» «семья», «семейно-брачные отношения».

19.Современные проблемы семейно-брачных отношений.

21.Положение и состояние современной российской семейной политики.

22. Цели, задачи и основные направления семейной политики в России.

23.Основные тенденции формирования современной семейной политики.

24. Женский вопрос в России: история и современность.

25. Роль женщины в семье.

26. Семейное право: современное состояние.

27. Приоритеты в правовой защите семей.

28. Структура российской семьи и ее особенности.

29. Взаимоотношение поколений в российских семьях.

30. Молодежь и семья. Молодежная политика в области семьи.

31.Семья в XXI веке: основные тенденции семьи.

32.Нравственно-психологическая подготовка молодежи к семейной жизни.

33.Жизненный уклад и цикл семьи.

34. Половое и семейное воспитание: цели и задачи.

35.Проблемные семьи. Социальная работа с проблемными семьями.

36.Межличностное взаимодействие в семье.

37.Типы и виды семейно-брачного поведения.

38.Теории семейных изменений.

39.Семья, общество и государство.

40.Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

41.Работа М.М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности».

42.Работа М.М. Ковалевского «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии: итоги науки в теории и практике».

43.Работа Л. Моргана «Древнее общество».

44.Работа П.А. Сорокина «Кризис современной семьи: социологический очерк».

Проректор

по учебно-методической работе

___________В. И. Малюк

«____» _____________2011 г.

 

Рег.№__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Социология семьи

Б.3.В.04

Квалификация (степень) бакалавр

Направление 040100-Социология

Профиль Экономическая социология

 

 

Санкт-Петербург

Рабочая программа дисциплины составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 040201 - Социология и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 040201 - Социология, утвержденным Ректором СПбГИЭУ 31.08.2003г. (с изменениями, приказ от 31.05.2006 г. № 1-156).

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

д-р филос.н., профессор К.М. Оганян

канд.филос.наук, доцент В.Н. Лупанов

 

 

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:

д-р соц. наук, профессор Я.А. Маргулян

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры социологии

08.02.2011 г., протокол № 7

 

ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом по специальности 040201 – Социология 08.02.2011г., протокол № 4

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины.

Цель изучения дисциплины – это усвоение основных понятий, категорий и закономерностей развития семьи в конкретных социально-исторических условиях и культурах общества, а также формирования знаний, умений и методологии анализа семейно-брачных отношений в современном россий-ском обществе.

Задачи дисциплины. Для изучения данной дисциплины студенты должны:

· приобрести знания и навыки в области основ социологии семьи;

· овладеть основными понятиями, закономерностями и тенденциями развития семьи в современном обществе;

· приобрести знания в области социологического анализа семейных изменений и семейного поведения;

· получить представление о главных теоретических концепциях и парадигмах социологии семьи;

· уметь проводить исследования и анализировать основные проблемы в развитии современной семьи;

· иметь представления об основных направлениях современной семейной политики России.

Цель и задачидисциплины направлены на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих им эффективно осуществлять научно -исследовательскую, производственно-прикладную, научно - методическую, культурно-просветительскую и препода-вательскую деятельности.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенции (ОК):

· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

· знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· способностью к использованию основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии семьи и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2);

· cпособностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

· умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем семьи, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

· способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

· умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

· способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

· способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Социология семьи читается студе







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.125 (0.066 с.)