Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 31. Объяснение результатов социологического исследования и их прогностический уровень

Поиск

Принципы объяснения результатов исследования: предопределенность задачами исследования; “работа” в рамках концептуальной и операциональной модели исследования; связь с проблемой исследования; истолкование показателей исследования в их взаимосвязи; привлечение “сторонней” качественной и количественной информации, относящейся к проблеме исследования и другие.

Процедура объяснения результатов исследования. Переход от индикаторов к показателям. Формирование индексов, шкальных оценок. Типологизация. Ранжирование по значимости. Выделение и ранжирование обусловливающих факторов (причин).

Использование гипотез при объяснении результатов. Оценка результатов исследования. Соотнесение данных как форма оценки. Внутреннее соотнесение. Внешнее соотнесение. Выявление взаимосвязи состояния показателей. Методы исключения. Влияние социолога на процесс объяснения результатов.

Прогностические возможности результатов социологического исследования.

Литература

Б а т ы г и н Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986

Г р е ч и х и н В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987

 

Как провести социологическое исследование. М., 1985Н о э л ь Э.

 

Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1993

 

Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989

Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Т.2. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М, 1995

Процесс социологического исследования. М., 1975Т а в о к и н Е.П.

 

Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993Т а т а р о в а Г.Т.

 

Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

 

Я д о в В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Тема 32. Подготовка социологического отчета, разработка рекомендаций по результатам исследования и способов их представления общественности

Логика построения отчета. Метод индукции при построении отчета - сведение социологических данных в показатели. Переход от частного к общему как процесс обоснования ответа на основную гипотезу исследования.

Структура отчета. Обоснование и содержание актуальности исследованной проблемы. Цель исследования как наиболее общий его результат. Характеристика объекта и предмета исследования. Теоретические и методические основы исследования. Обоснование ответов на гипотезы исследования - основная составляющая отчета. Общие выводы по результатам исследования. Приложение к отчету.

Понимание рекомендаций. Цель рекомендаций - получение конкретных и поддающихся измерению результатов работы по решению проблемы. Задачи рекомендаций - обоснование действий, направленных на достижение цели. Вариативность рекомендаций. Виды рекомендаций. Теоретическая и практическая рекомендации. Требования к разработке рекомендаций: соответствие проблеме и результатам исследования; конкретность; выполнимость; материальная и организационная обеспеченность; реалистичность.

Социальные группы и организации, заинтересованные в результатах исследования. Способы представления результатов исследования общественности.

Литература

Г р е ч и х и н В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988

Как провести социологическое исследование. М., 1985

Н о э л ь Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1993

Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Т.2. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М, 1995

Я д о в В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Примерные контрольные вопросы для самостоятельной работы

· В чем состоит различие и взаимосвязь онтологической и гносеологической функций социологической науки?

· Каким образом и почему меняется последовательность этапов социологического исследования в отдельных исследовательских парадигмах?

· Какие функции выполняют отдельные части программы социологического исследования?

· Чем обусловлено содержание цели исследования и в чем состоит её отличие от исследовательской темы?

· Откуда выводятся содержательные задачи исследования?

· Какие виды концептуальных понятий используются в модели исследования и откуда выводятся их определения?

· Какие признаки объекта и предмета исследования подвергаются опреационализации и чем отличаются операциональные понятия от концептуальных понятий?

· Как связаны операциональные понятия и переменные социологического исследования и чем обусловлен их выбор?

· Чем отличается природа причинности в естественных науках и в социологии?

· Какие виды переменных лежат в основе построения объяснительной модели исследования?

· Какова логическая структура гипотезы в социологическом исследовании?

· Что составляет содержание гипотезы-основания и гипотезы следствия?

· Что составляет содержание показателя исследования и какова природа его связи с исследовательской переменной?

· Чем по своему содержанию показатель исследования отличается от индикатора?

· Как выбор измерительной шкалы зависит от вида переменной исследования?

· Каковы преимущества и недостатки различных способов построения индексов?

· Какие существуют виды типологизации и в чем состоит отличие в их построении?

· Какова процедура построения случайной выборки и от чего зависит её достоверность?

· В каких случаях применяется квотная выборка и в чем её преимущества перед случайной выборкой?

· В чем различие в отборе единиц исследования в панельном и лонгитюдном исследовании?

· Какие существуют критерии классификации методов сбора данных, и какова совокупность методов, формируемых на основе данных критериев?

· Какова логическая последовательность проведения традиционного анализа документов?

· Каковы особенности выделения смысловых единиц в контент-анализе?

· Каковы особенности получения знания в методе опроса?

· Каковы достоинства и недостатки анкеты как измерительного инструмента и особенности её построения?

· От чего зависит количество содержательных контактов в телефонном опросе?

· Каковы этапы проведения почтового опроса, позволяющие повысить численность ответов?

· Каковы требования к построению и размещению в газете (журнале) прессовой анкеты?

· Чем обусловлено повышение глубины содержания оценок, получаемых с помощью метода интервью в сравнении с методом анкетного опроса?

· Какие преимущества и недостатки у метода включенного наблюдения по сравнению с другими разновидностями метода наблюдения?

· Какие требования существую к подбору участников фокус-группы, и каковы приемы организации групповой дискуссии?

· Какие функции могут выполнять эксперты в рамках метода экспертной оценки, и каковы способы реализации этих функций?

· В чем преимущества и недостатки контролируемого эксперимента в социологическом исследовании, и каковы этапы его проведения?

· На основе каких данных строится социометрическая матрица, и каковы способы построения на её основе социограмм?

· В чем отличие шкал, используемых в тестировании от шкал, используемых в анкетном опросе?

· Статус получаемого знания при использовании методов качественного социологического исследования и его особенности в отдельных качественных методах?

· Чем отличается организация исследования при использовании методов индивидуального квартирного опроса и производственного группового опроса?

· Какова последовательность подготовки к обработке на ЭВМ открытых и закрытых вопросов?

· Какие методы анализа данных используются при проверке гипотез-следствий в социологическом исследовании?

· Какой метод анализа данных используется для выделения скрытых (латентных) переменных и каким образом определяется их типологические признаки?

· Каким образом используется теоретическая модель исследования для объяснения результатов проверки гипотезы-основания?

· Какова логическая схема построения научного отчета и её отличие от логики анализа данных?

2. Примерные задания для самостоятельной работы при проведении исследовательского практикума

2.1. Выделите социальную проблему и определите её содержание.

2.2. Определите объект и предмет исследования в рамках данной проблемы, характер их соотнесенности.

2.3. Опираясь на понимание объекта, предмета исследования, их соотнесенности, сформулируете тему исследования.

2.4. Исходя из темы исследования и степени её разработанности, сформулируйте цель исследования.

2.5. Выделите отдельные составляющие содержания цели исследования, и на их основе сформулируйте задачи исследования.

2.6. Исходя из существующих теоретических знаний, определите теоретические основы исследования.

2.7. Определите эмпирический объект исследования.

2.8. Обоснуйте возможность использования теорий, которые выбраны в качестве теоретических основ исследования, для объяснения данной исследовательской проблемы.

2.9. В рамках выбранных теорий, сформулируйте сущностное и содержательное определения объекта и предмета исследования.

2.10. Исходя из выделенных содержательных характеристик объекта и предмета исследования, проведите операционализацию данных понятий.

2.11. Исходя из выделенной совокупности операциональных понятий, обоснуйте выбор переменных исследования.

2.12. Исходя из выбранных переменных, сформулируйте гипотезы-основания исследования.

2.13. Для переменных, составляющих содержание гипотез-оснований исследования, сконструируйте показатели исследования.

2.14. Исходя из сконструированных показателей исследования, сформулируйте гипотезы-следствия исследования.

2.15. Обоснуйте метод измерения показателей, составляющих содержание гипотез-следствий исследования.

2.16. Обоснуйте метод сбора первичных данных.

2.17. Исходя из показателей исследования и выбранного метода сбора данных, сконструируйте индикаторы исследования.

2.18. Обоснуйте методы обработки и анализа первичных данных исследования.

2.19. Исходя из выбранных методов обработки и анализа первичных данных, сконструируйте шкалы и индексы, необходимые для измерения и анализа.

2.20. Исходя из состава выбранных индикаторов и шкал, постройте инструмент измерения.

2.21. Обоснуйте метод построение и размер выборочной совокупности исследования.

2.22. Постройте организационную схему исследования.

2.23. Проведите пилотажное исследование.

2.24. Проведите ввод первичных данных в компьютер.

2.25. Проведите обработку и анализ первичных данных исследования.

2.26. На основе анализа данных, определите, в какой мере подтверждаются гипотезы-следствия исследования.

2.27. Исходя из того, в какой мере подтверждаются гипотезы-следствия, определите истинность или ложность гипотез-оснований исследования.

2.28. Дайте теоретическое объяснение истинности или ложности гипотез-оснований исследования.

2.29. Определите способы обобщения и представления результатов исследования.

2.30. В случае подтверждения истинности гипотез-оснований исследования, разработайте рекомендации по практическому использованию результатов исследования.

2.31. Напишите научный отчет по результатам исследования, включающий теоретическое и методическое обоснование программы исследования, содержательный анализ результатов исследования и рекомендации по практическому их использованию, предложения по дальнейшим направлениям исследования данной проблемы.

2.32. Определите социальные группы и организации, заинтересованные в результатах исследования, и разработайте способы их представления.

Примерные формулировки проблемных тем практикума, рефератов, курсовых работ по теоретическим моделям и методам социологического исследования

· Влияние масс-медиа на структуру межличностных коммуникаций населения России.

· Влияние символов власти на боевой дух российской армии.

· Влияние телерекламы на формирование образа фирмы в сознании россиян.

· Информационное воздействие и социальная защищенность молодежи России.

· Компьютер как ценность в сознании российской молодежи.

· Образ Европы и ценностные ориентации на Европу и Америку среди россиян.

· Образы профессионального и статусного будущего в сознании российской молодежи.

· Образ органов власти среди россиян и его влияние на стабильность общества.

· Образ будущей власти и будущей России среди российского населения.

· Образ экономических организаций в сознании российской молодежи.

· Особенности этнического взаимодействия среди населения России.

· Отношение населения России к богатству и богатым.

· Отношение российского населения к эмиграции и эмигрантам.

· Политическая реклама и политическое поведение российского населения.

· Потребительская реклама и потребительское поведение российского населения.

· Потребительское поведение и целевые группы потребителей.

· Социальная эффективность телевизионной рекламы в России.

· Социальная идентичность различных групп населения России.

· Социальное расслоение и социальная защищенность российского населения.

· Социальная чувствительность молодежи к изменениям в российском обществе.

· Социальная адаптация населения к политическим и экономическим изменениям в России.

· Социальная мобильность населения и факторы её формирования в России.

· Социальные факторы безработицы населения России.

· Социальные причины распространения идеи гражданского брака в России.

· Социальные черты современной молодежной культуры в России.

· Социальные факторы наркозависимости российской молодежи.

· Социальные факторы политического участия российского населения.

· Социальные и социально-психологические характеристики бедности в России.

· Социальные и социально-психологические факторы репродуктивного поведения российского населения.

· СМИ как инструмент формирования ценностной структуры российского населения.

· СМИ и искажение социальной реальности в сознании населения России.

· Структура материальных и духовных ценностей населения России.

· Структура стереотипов и особенности стереотипизации сознания российского населения.

· Типы сексуального поведения российской молодежи.

· Труд и семья в сознании населения современной России.

· Ценностные ориентации российской молодежи и их родителей на армию.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

· Социологические исследования в системе социологического знания. Понятия методологии и методики социологического исследования.

· Исследовательские парадигмы: их принципы и общая схема исследовательских процедур.

· Понимание программы социологического исследования, её функции, этапы разработки и реализации.

· Логико-методологическая функция социологической теории. Понимание концепции социологического исследования, построение концептуальной модели.

· Операционализация исходных понятий как этап разработки программы социологического исследования. Процедура формирования операциональных понятий.

· Понятие переменной в социологическом исследовании. Виды переменных.

· Объясняющие модели в социологическом исследовании.

· Причинно-следственные связи в социологии, их природа и критерии.

· Гипотеза и ее роль в социологическом исследовании. Фазы построения и логическая структура гипотезы.

· Понимание единицы исследования и принципы ее выбора в социологическом исследовании.

· Понимание генеральной и выборочной совокупности, общая характеристика методов формирования выборочной совокупности.

· Вероятностные способы выборки в социологическом исследовании. Принципы их осуществления. Простая случайная выборка.

· Районированная и гнездовая выборка, их сходство и различие, особенности осуществления.

· Целенаправленные способы выборки. Квотная выборка, ее возможности и ограничения, процедура осуществления.

· Комбинированный тип выборки, его специфика.

· Ошибки выборки и их типология. Определение фактической ошибки выборки.

· Понимание и особенности измерения в социологическом исследовании.

· Надежность, обоснованность и устойчивость измерения в социологическом исследовании, способы их обеспечения.

· Понимание показателя в социологическом исследовании. Процедура разработки показателей.

· Понимание индикатора в социологическом исследовании, виды индикаторов и способы их построения.

· Индексы и шкалы в социологическом исследовании. Особенности их построения.

· Стратегия и методы качественного социологического исследования.

· Типы социологического исследования, особенности разработки и реализации их программы.

· Панельное и лонгитюдное социологические исследования, особенности их осуществления.

· Организация социологического исследования, её основные этапы.

· Типология и области применения методов сбора данных в социологическом исследовании.

· Анкетный опрос как метод сбора социологической информации.

· Классификация вопросов анкеты по содержанию и форме.

· Правила построения социологической анкеты.

· Телефонный опрос: возможности и специфика реализации.

· Почтовый и прессовый опросы: возможности и специфика реализации.

· Особенности интервью как метода сбора первичной социологической информации. Виды интервью.

· Метод наблюдения в социологическом исследовании и его разновидности.

· Метод экспертных оценок в социологическом исследовании. Область его применения и основные разновидности.

· Контент-анализ в социологическом исследовании. Особенности осуществления.

· Сущность и структура социального эксперимента, особенности осуществления.

· Документы как источник социологической информации. Метод анализа документов в социологическом исследовании.

· Социометрический опрос: сущность и особенности реализации.

· Особенности использования тестов в социологическом исследовании. Виды тестов и их назначение.

· Метод фокус-групп и особенности его применения в социологическом исследовании

· Биографический метод в социологическом исследовании.

· Метод отдельного случая («case study») в социологическом исследовании.

· Роль и особенности использования государственной статистики в социологическом исследовании.

· Объяснение результатов социологического исследования: принципы и процедура.

· Подготовка и обработка данных в социологическом исследовании: содержание и последовательность осуществления. Способы и возможности использования ЭВМ.

· Способы обобщения и отображения первичных данных в социологическом исследовании.

· Элементы статистического анализа эмпирических данных - частотное распределение, средняя, дисперсия, их назначение.

· Понятие коэффициента корреляции. Виды коэффициентов корреляции и специфика их применения в социологическом исследовании.

· Методы многомерного анализа в социологическом исследовании, их задача и специфика использования.

· Подготовка социологического отчета и разработка рекомендаций по результатам социологического исследования, их публичное представление: цель, логика, структура.


[1] Здесь и далее подчеркнута обязательная литература.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.009 с.)